Пути выхода из теневой экономики
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Теневая экономика на сегодняшний день является неотъемлемой составляющей рыночной экономической системы в России и играет роль некого стабилизатора. Очевидно, любые крайности в этом вопросе нежелательны. Принцип оптимизирующего поведения в данном случае требует, чтобы минимизировались совокупные издержки преступности, включающие и потери общества от совершенных преступлений, и расходы общества на предотвращение преступлений. Таким образом, общей целью правоохранительной деятельности должно быть не «искоренение» преступности, а сдерживание ее на оптимальном с точки зрения общества уровне. Сам этот криминальный оптимум достаточно подвижен и зависит как от эффективности использования правоохранительными органами отпущенных им ресурсов, так и от «эффективности» деятельности преступников [4, с. 210]. Проблема теневой экономики стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными их усилиями. Для того, чтобы сократить масштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики (эти причины были отмечены в первой главе работы). Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:
1) проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим не насильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
2) введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно); 3) установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения; 4) стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
5) проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса); 6) введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
7) проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков); 8) формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы; 9) ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере. В настоящее время в России действуют два основных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый подход - либерально- попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса – с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.
Другой подход – репрессивный. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля. Конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
Заключение Экономисты изучают неформальную экономику уже более четверти века, однако нельзя сказать, что они уңе вполне разобрались в сущности этого феномена. Не стихают дискуссии даже по поводу его точности определения, не говоря уже об объяснении причин его возникновения, роли в хозяйственной жизни общества, выроботки оптимальной линии государственной политики по отношению к нему, перспектив его дальнейшего развития. Неформальная экономика- это область человеческой деятельности, направленной на получение выгоды, основное регулирование в которой происходит при помощи доминирующих неформальных норм, может быть определена как вся экономическая деятельность, по разным причинам не учитываемая официальной статистикой и не входящая в ВНП [13, с. 188]. Неформальная экономика представлена широким спектром неформальных отношений, которые имманентно присущи экономике постсоциалистических, развивающихся и развитых стран, как Россия. Неформальная экономика именуется иногда «параллельным хозяйством», «второй экономикой». Она вписывается в структуру современной рыночной экономики, взаимодействует и переплетается с официальной экономикой.
В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход [11, c. 103]. Неформальная экономика в России - это, с одной стороны, способ заработать на удовлетворении спроса людей вне зависимости от легальности осуществляемых действий и, с другой стороны, возможность субъектов экономики преследовать свои цели в более приемлемых для них условиях, чем те, которые существуют в рамках формальной экономики. Неформальная экономика часто определяется как «серая» экономика: деятельность с целью получения выгоды, когда доходы и способы их получения остаются за рамками управления государственными институтами, в то время как схожие виды деятельности ими регулируются. Масштабы и динамика неформальной экономики определяются конкретными историческими условиями каждой страны. При этом важнейшим фактором служит степень эффективности регулирующих механизмов. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики имеет давнюю историю, неразрывно связанную историей становления и развития российской государственности. К настоящему времени в России сложилась система правового обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики. Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и характеризуется ростом экономической преступности, тесно связанной с теневой экономкой.
Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических системах неоднозначна. Неформальный сектор имеет свои плюсы и минусы, баланс которых не столь однозначен и зависит от многих обстоятельств. В целом, можно предположить, что по мере увеличения его доли в экономике(сверх определенного порога) минусы могут доминировать над плюсами. Наоборот, в определенных масштабах неформальный сектор просто необходим. Неформальный сектор, если он не чрезмерен, в условиях глубокой или затяжной рецессии в странах, где государство не способно обеспечить эффективную защиту от безработицы, именно неформальный сектор предоставляет определенную социальную поддержку потенциальным безработным. При этом он позволяет потерявшим работу иметь заработок и избежать нищеты, а государству, испитывающему сильное давление на бюджет. Экономить на пособиях по безработице. Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. Общий уровень вовлеченности населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. Однако в развивающихся странах учитывается, как правило, неформальная деятельность на условиях первичной занятости. По этому показателю ситуация в России пока еще далека от развивающихся стран. Для России более характерно периодическое участие населения в неформальной занятости как способ переждать трудные времена. Достигнутый уровень занятости в неформальном секторе для России представляется очень высоким, причем тенденция к его росту сохраняется. В настоящее время продолжается отток работающих из формального сектора в неформальный, вынужденный выход на рынок труда экономически неактивного населения, пополняющего преимущественно неформальный сектор, расширение вторичной занятости, в том числе в неформальном секторе, вследствие снижения уровня жизни населения. Систематических задолженностей по зарплате и низкого уровня оплаты труда в государственном секторе, общей нестабильности занятости в формальном секторе. В отличие от развивающихся стран, в России неформальную занятость никто не отождествляет с нищетой и бесправием. Напротив, сложился стереотип о чрезвычайно высоких доходах неформально занятых. В действительности в неформальном секторе России также имеет место бедность, но в значительно меньших масштабах, чем в развивающихся странах. Вообще проводить аналогию между Россией и другими странами весьма сложно. В ряде развивающихся стран одним из критериев отнесения к неформальному сектору является уровень дохода при самостоятельном труде ниже прожиточного минимума или зарплате ниже официально установленного минимума. В России же законодательно установленная минимальная зарплата в несколько раз ниже реального прожиточного минимума, как и зарплата работающих в государственном секторе.
В России преобладание торговли и услуг в неформальном секторе выражено еще ярче, чем в развивающихся странах. Причиной этого является то, что торговля состоит в основном из малых предприятий [8, с. 13]. Вместе с тем имеет место и квалифицированная профессиональная деятельность. Занятость в неформальном секторе, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, оказание различных услуг частными лицами, приводит к частичной утрате квалификации, профессиональных навыков [13, с. 191]. Тенденции развития неформального сектора во многом будут зависеть от социально-экономической ситуации. А это значит, что, прежде всего, важно привести в устойчивое состояние всю экономическую систему России: именно экономическое равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Задачей государства является устранение факторов, стимулирующих переход в «теневую» сферу предприятий, которые по характеру деятельности могли бы работать в правовом поле [7, с. 3]. Безусловно, теневую экономику ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая любой рыночной экономической системы во всех странах мира. Во- вторых, в России теневая экономика укоренилась, институционализировалась и стала привычным для большинства населения явлением. В- третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор сыграл роль некоего стабилизатора. Тогда целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона. Задачей правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. «Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм». Список использованной литературы 1) Барсукова С.Ю Неформальная экономика:экономико-социологический анализ /С.Ю Барсукова.-Москва:Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.-С.14,91. 2) Герасин А.Н. Теневые процессы в экономике современной России/А.Н Герасин.-М, 2006.- 14с. 3) Гимпельсон В. “Неформалы” в российской экономике:сколько их и кто они? /В.Гимпельсон, А.Зудина // Вопросы экономики.-2011.-№10. –С.57-64. 4) Исправников В.О. Теневая экономика в России: иной путь развития/В.О Исправников, В.В Куликов.- М. 1997.- 19с. 5) Кандилов В.П. Оценка ненаблюдаемой экономической деятельности в республике Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан.- 2006.-№4.-С.5-8. 6) Косов Н.С. Основы макроэкономического анализа / Н.С Косов. –Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007.- 9с. 7) Красавина Л.Н. Научные подходы к оценке масштабов «теневой» экономики в финансово-кредитной сфере и меры по их снижению // Финансы и кредит.- 2005.-№10.-С.3. 8) Кузьмичева Л.Б. Статистическая оценка объема скрытой и неформальной деятельности в торговле в России // Вопросы статистики.-2004.-№10.-С.13. 9) Лагов Ю.В. Теневая экономика:учебное пособие /Ю.В Лагов,С.Н Ковалев.- М. 2006. С. 29, 210. 10) Латов Ю. Длинные «тени» общества «светлого будущего»: два опыта интеграции //Вопросы экономики.-2000.- №8.- С. 139. 11) Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект // Общество и экономика, 2004.-№2.-С.103. 12) Макаров Д.Г Теневая экономика и уголовный закон /Д.Г Макаров.-М.:Юрлитинформ, 2003.-С.12-13. 13) Полынцев Т.В. Место и роль неформального сектора в экономической системе /Т.В.Полынцев // Вестник Саратовского гос. соц.-эконом. ун-та.- 2009.- №2.- С. 187-191. 14) Фесина Е.Л Ненаблюдаемая экономика:проблемы изучения /Е.Л Фесина.-Казань:Изд-во Казан.ун-та, 2005.- 31 с. 15) Шеншин А.Е. От «теневизации» экономики к криминализации общества: генезис и сущность криминальных экономических процессов // Вестник Московского университета. Серия18.Социология и политология. 2003.-№3.-С.38.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|