Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Существование стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ/СПИДом, документы и протоколы по разрешению этой проблемы




Существует классификация стадий эпидемии СПИДа, которая призвана способствовать разработке более эффективных политических решений и определенного ряда действий для достижения снижения масштабов распространения заболевания. Шкала для такой классификации была разработана ЮНАЙДС и Всемирной организацией здравоохранения[29]. Она включает следующие стадии: эпидемия с низким показателем распространеннности, концентрированная эпидемия и генерализованная эпидемия. Их необходимо учытывать и при разработке мер, предпринимаемых органами здравоохранения, а так же при установлении контроля за распространением инфекции в том или ином регионе земного шара.

Помимо повышения нагрузки на сектор здравоохранения, негативном воздействии на демографическую и социально-экономическую ситуации в большинстве стран мира (убыль населения, сокращение рабочей силы, рост числа иждивенцев и сирот, а также изменения иных важнейших макроэкономических и социально-демографических показателей в худшую сторону), пандемия ВИЧ/СПИДа приводит к тому, что представители социальных групп, относящихся к группам повышенного риска, страдают от стигмы, дискриминации и социальной эксклюции.

Даже с учетом того, что дискриминация и стигматизация относительно ВИЧ приобрели широкую распространенность по всему миру с момента выявления инфекции, в национальных программах по СПИДу, по мнению ЮНАЙДС, этим вопросам не уделяется достаточно серьезного внимания[30]. В 2001 году ООН была принята Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, в которой отмечается, что стигма, дискриминация, замалчивание проблем, отсутствие гарантий полной конфиденциальности и социальное отторжение являются ключевыми факторами, мешающими реализации в достаточной степени профилактических мер, ухода и лечения ВИЧ/СПИДа. ООН выразила надежду, что данная Декларация будет способствовать ликвидации дискриминации и маргинализации в связи с ВИЧ/СПИД к 2003 году. Однако, столь тяжелая задача не была решена в указанные сроки, а социологи Ричард Паркер и Питер Эгглтон заявляют, что сопутствующие ВИЧ/СПИД социальные проблемы – стигма, дискриминация, социальная изоляция и коллективное отторжение – являются «такой же неотъемлемой частью глобального вызова СПИДа, как и само заболевание»[31].

На настоящий момент решение проблемы стигматизации в обществе людей, живущих с ВИЧ, занимает одно из центральных мест национальных программ по борьбе со СПИДом. Также, по данным ЮНАЙДС, в 2010 году 71% стран имели законы, запрещающие дискриминацию в связи с ВИЧ[32]. С конца 1980-х годов специалисты определяют стигму и дискриминацию главными препятствиями, затрудняющие всеобщий доступ к предоставлению и получению услуг по профилактике, лечению, уходу и поддержке при ВИЧ/СПИДе. «…Если мы не будем принимать во внимание природу и последствия стигмы, ни одно наше мероприятие не сможет добиться успеха. СПИД, возможно, является самым стигматизированным заболеванием в истории»[33].

Однако, не смотря на существование реальной угрозы ВИЧ/СПИДа, данная проблема все еще не осознается российским обществом как масштабное явление. Среди исследователей на это указывает Явсеев в статье «СМИ и ситуация ВИЧ-СПИД в РФ»[34]: «Для подавляющего большинства россиян ВИЧ по-прежнему остается чем-то далеким, касающимся исключительно уязвимых групп («меня это не коснется», «это где-то там, среди гомосексуалов и наркоманов»), несмотря на то, что в 2004 г. в 30% зарегистрированных случаев ВИЧ передавался посредством гетеросексуальных контактов». Явсеев замечает, что распространение ВИЧ-СПИДа не входит в число приоритетных социальных проблем современного общества.

В 2003 году Организацией Объединенных Наций было объявлено, что темой Международного дня борьбы со СПИДом и всей кампании 2003-2004 года остается тема 2002-2003 года "Стигма и дискриминация". Этим подчеркивалась та значимость, которая осознается мировым сообществом в деле борьбы с ВИЧ/СПИД относительно поиска путей разрешения сложившийся в обществе негативной оценки людей в связи с ВИЧ/СПИД.

Дискриминация и стигма в этом случае могут привести к полному разрушению социально-привычного мира индивида, разрыву его отношений с семьей, близкими людьми, увольнение с работы, отказ в оказании медицинских услуг, социальный остракизм и эксклюция. Все это подталкивает человека не только к отказу от тестирования на ВИЧ, но и сокрытию уже выявленого положительного ВИЧ-статуса от своего сексуального партнера и близких людей, прохождения лечения, обращением за помощью, поддержкой и уходом, а также следованию тому типу поведения, которое могло бы предотвратить распространение ВИЧ-инфекции дальше. К примеру, по данным обследования потребителей внутривенных наркотиков в Индонезии около 40% респондентов указали, что потребители наркотиков избегают тестирования на ВИЧ по причине стигматизации[35]. Паркер и Эгглтон утверждают, что стигма в связи с ВИЧ/СПИДом накладывается на существующие в обществе социальные различия по гендерному, расовому, классовому и сексуальному признаку, которые тесно связаны с властью, неравенством и социальной изоляцией; стигма отражает и воспроизводит их[36].

Любое общество задает определенные социальные ориентиры для своих членов, следование которым обеспечивает непроблематичность их повседневного существования и желаемую предсказуемость межличностных коммуникаций. Введеные У. Самнером[37] понятия «мы-группа» (we-group) и «они-группа» (they-group) представляются важнейшим социальным механизмом, регулирующим практики взаимодействия отдельных индивидов как членов конкретных социальных групп, а также самих социальных групп как целое между собой.

Некоторые категории людей могут рассматриваться остальными как «ненормальные», «иные», «не такие, как мы». Выделение в цельном человеке нежелательных качеств, определение его социальной идентичности как неполноценной или подпорченной и есть, с точки зрения И. Гофмана, стигма: «термин “стигма” будет использоваться для обозначения качества, выдающего какое-то постыдное свойство индивида; причем характер этого качества определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него»[38]. Видно, что в этом случае стигма (дословно "ярлык", "клеймо") определяется с точки зрения наблюдателя, она субъективна. Стигма может так же пониматься как признак пренебрежения или недоверия, который отделяет человека от остальных[39]. Под стигматизацией психически больных Танникова А.А. подразумевает «процесс выделения индивида из общества по факту наличия психиатрического диагноза с последующим восприятием его окружающими через призму стереотипных представлений о психически больных и эмоциональным поведенческим реагированием, основанным на отношении к категории “душевнобольных”»[40]. В статье «Отношение россиян к социально незащищенным группам» под стигматизацией авторы понимают «способы лингвистического, пространственного конструирования символических границ между большинством населения и названными [социально-уязвимыми] группами»[41]. Стоит отметить, что в рамках последнего определения неявно подчеркивается важность понятия «социальная дистанция».

Кроме того, в работе «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью» И. Гофман замечает такой феномен как “стигма вежливости”, проявление которого происходит через стигматизацию семьи и друзей душевнобольного, так как они ассоциируются с ним. В связи с этим, более половины родителей и супругов душевнобольных стремятся скрыть болезнь от окружающих. Различие между «нормальным» и «стигматизированным» индивидом формируется в обществе в зависимости от стереотипов. Стереотипы – это результат избирательного восприятия, в соответствии с которым люди распределяются по категориям, при этом различия между группами “мы” и “они” преувеличиваются с целью нивелирования различий внутри этих групп.

3.3. Формы и причины стигматизации и дискриминации в связи с ВИЧ/СПИДом

Польская Н. А. говорит о том, что в науке выделилось несколько основных подходов к осмыслению феномена стигмы[42]:

1. Стигма – признак, симптом (социально-психиартический дискурс: фиксация и описание проявлений стигмы).

2. Стигма – отличие (философско-социологическое осмысление действительности, цель которого – выявить базовые условия и конкретные социальные механизмы и приемы стигматизации).

3. Стигма – запрет (медицинский дискурс и дискурс социальных наук рассматривает стигму как определенным образом сформировавшуюся и функционирующую систему запретов и табу (социальных законов), как адекватный механизм действующему режиму истины).

Можно выделить три правила (общих черты) стигмы[43]:

1. Делается акцент на любых различиях между людьми, которые раньше могли не замечаться.

2. Тем людям, которые отличаются от большинства, приписываются отрицательные качества.

3. Эти качества приписываются людям не как отдельным личностям, а как членам определенной группы, происходит деление на «мы» и «они».

Гофман, в свою очередь, различает три принципиально разных вида стигмы: телесное уродство (физические отклонения), недостатки индивидуального характера, а также родовую стигма расы, национальности и религии. В этой классификации стигматизация в связи с ВИЧ/СПИДом может быть отнесена во вторую категорию.

Некоторые исследователи дают следующее определение понятию стигма относительно ВИЧ/СПИДа: «стигма, связанная с ВИЧ/СПИДом, - это очень сложная концепция, которой обозначают предрассудки, игнорирование и дискриминацию по отношению к людям, живущим с ВИЧ и СПИДом, а также их партнерам, друзьям, семьям и сообществам»[44]. Объединенная программа ООН по ВИЧ /СПИДу (UNAIDS) определяет стигму и дискриминацию в связи с ВИЧ как «... “процесс обесценивания” людей, которые живут или ассоциируются с ВИЧ/СПИДом. …Дискриминация следует за стигмой и представляет собой несправедливое и пристрастное отношение к отдельному человеку на основании его или ее реального или предполагаемого ВИЧ-статуса»[45].

Исследователями[46] был выявлен перечень факторов, на основе которых происходит стигматизация в связи с ВИЧ/СПИДом:

1. ВИЧ/СПИД - заболевание, угрожающее жизни, а тема смерти является запретной и пугающей.

2. Люди, которые недостаточно знают о ВИЧ и его действии на организм, ассоциируют ВИЧ-инфекцию с очень плохим самочувствием и ужасным пугающим изменением внешности. Все уродливое страшит и отталкивает.

3. ВИЧ является инфекцией, а инфекций все традиционно боятся; способствует страху и изоляции незнание реальных путей передачи ВИЧ-инфекции.

4. Люди ассоциируют ВИЧ-положительных с теми, которые и до эпидемии ВИЧ стигматизировались в обществе: гомосексуалами, потребителями наркотиков, секс-работниками.

5. ВИЧ затрагивает тему секса, которая во многом табуирована и связана с различными моральными ограничениями, страхами, пороками, виной и т. п.

6. ВИЧ наиболее сильно затрагивает людей, которые чаще всего и без этого дискриминируются в обществе: женщин, подростков, мужчин, практикующих секс с мужчинами, потребителей наркотиков и т. д.

ЮНЭЙДС[47] в качестве основных причин стигмы и дискриминации выделяет:

1. Недостаточная информированность и осведомленность о стигме и дискриминации и их вредных последствиях.

2. Боязнь заразиться ВИЧ при повседневных контактах с инфицированными людьми из-за отсутствия доскональных знаний и информации.

3. Ассоциирование людей, живущих в ВИЧ, с поведением, которое считается недостойным и аморальным.

В. Б. Звоновский говорит о тройной стигматизации обществом ВИЧ-положительного индивида: «Во-первых, он ведет недостойный, девиантный образ жизни, во-вторых, он «поплатился» за него и теперь «неизлечимо болен», по сути дела, «обречен» (и это ближе всего к первоначальному, греческому смыслу слова «стигма» – «клеймо»). В-третьих, он опасен для окружающих как источник смертельной угрозы и его следует держать на дистанции»[48]. Последнее утверждение является ложным, что было доказано современной медициной. Первый же аргумент сформировался в начальный период появления ВИЧ-инфекции и связан с тем, что заболевание было обнаружено в среде гомосексуалистов, а впоследствии стало ассоциироваться не только с мужчинами, практикующими однополые связи, но также с наркоманами, принимающими инъекционные наркотики, и работниками коммерческого секса.

Социальные ученые классифицируют стигму по нескольким критериям, в зависимости от направленности стигмы выделяют внешнюю стигму и внутреннюю (самостигматизация). Стигма является внешней, если она направлена на чужую группу; при этом она может принимать различные формы, в частности, стремление доказать, что ты не относишься к стигматизируемой группе, избегание контактов с ее членами, игнорирование их мнений по каким-либо вопросам, презрение (различного рода высказывания, прозвища), страх (в том числе заражения), насилие и другие формы дискриминации и так далее. Наиболее часто исследуется проявление именно внешней стигмы, но следует учитывать, что человек может испытывать стигму и к группе, к которой относится, потому что в процессе социализации происходит интериоризация не только общих норм и ценностей, но и стереотипов, предрассудков, стигматизирующих взглядов на те или иных объекты окружающей нас действительности.

Более того, исходя из концепций «зеркального Я» Ч. Х. Кули[49] и социальной природы части человеческой личности Дж. Г. Мида[50], мы можем утверждать, что представления человека о самом себе и своей идентичности опираются в значительной степени на мнение общества и взгляды большинства. Человек смотрит на себя глазами Другого, а в этом случае он оценивает себя по шкале «общепринятого» и «нормального». Внутреняя стигма может проявляться в неспособности выстраивать отношения как с членами других групп, так и с представителями своей группы («мы-группой»); в ощущении собственной неполноценности, ненормальности, ущербности; стремление и попытки доказать (себе и окружающим), что ты лучше чем остальные члены группы или что ты к этой группе не принадлежишь; предубеждения относительно людей вне стигматизируемой группы и страх дискриминации с их стороны; чувстро безысходности и беспомощности, отсутствие конторя над ситуацией и веры в том, что твое собственное мнение бедет учтено или ты сможешь на что-либо повлиять. Также при передаче информации, в том числе стереотипов и предрассудков, важную роль играет СМИ, о чем начинает говорить еще Г. Тард[51], вводя такое понятие, как публика.

Социальные группы, определяемые как группы риска, вызывают пренебрежение и недоверие. Как следствие этого индивиды, получившие статус ВИЧ-инфицированного, становятся стигматизируемыми. Стигма остается мощной негативной характеристикой во всех социальных отношениях, на что указано в статье Питера Бурне «Стигматизация психических заболеваний и пути ее преодоления»[52]. Социологический интерес к стигме получил дополнительный стимул после публикации Stigma – Notes on the Management of Spoiled Identity (Goffman, 1963)[53]. Стигма определяется как признак пренебрежения или недоверия, который отделяет человека от остальных. Она вызывает чувство стыда и приводит к негативным переживаниям, таким как скрытность, чувство вины, роль “паршивой овцы” в семье, сремление к уединению, социальное отторжение, навязывает стереотипы и способствует дискриминации.

Утаивание является адаптивной реакцией на стыд, испытываемый индивидом. Было замечено, что припятствием в лечении депрессии является то, что пациентам стыдно признаться в наличии симптомов, а врачи, в совою очередь, не проявляют должной настойчивости, чтобы удостовериться в наличии болезни.

В докладе UNAIDS «Жизнь с ВИЧ в странах Восточной Европы и СНГ» было замечено, что малая информированность и неосознаваемость обществом данной проблемы являются основными посылками для стигматизации зараженных индивидов. Главными компонентами стигмы являются страх, предрассудки, низкая осведомленность и ложные стериотипы, так ЛЖВ часто называют девиантными, аморальными и опасными[54]. В докладе отмечается проявление различных вариантов стигмы во всем мире. Такие проявления могут включать остракизм, неприятие, дискриминацию и избегание людей, живущих с ВИЧ; обязательное ВИЧ-тестирование без предварительного согласия или сохранения конфиденциальности; насилие против людей, живущих с ВИЧ или с подозреваемым положительным ВИЧ-статусом; а также карантин людей, живущих с ВИЧ.

Стигма в значительной степени затрудняет людям живущих с ВИЧ, которые в следствие стигмы боятся раскрытия своего статуса, доступ к профилактике, лечению и поддержке, а также уменьшает их шансы продолжать обучение, работу и общественную деятельность. Последствиями социальной эксклюзии является то, что ЛЖВ не могут открыто говорить о своих проблемах, получать нужную информацию и помощь, лечение и юридические услуги: из-за страха раскрытия статуса люди избегают тестирования, потому что они не верят в анонимность этих услуг; они не хотят принимать антиретровирусные препараты, потому что другие могут об этом случайно узнать; люди боятся регулярно посещать медицинские учреждения, потому что это может показаться подозрительным для окружающих. Таким образом, стигма может иметь непосредственное влияние на среднюю продолжительность жизни ЛЖВ и создавать условия для дальнейшего распространения эпидемии.

Стигма в отношении инфицированных может проявляться на разных уровнях: среди отдельных людей, в семьях, организациях и обществе в целом. Национальное исследование стигмы и форм дискриминации по отношению к людям, живущим с ВИЧ, в Таджикистане[55] показало, что многие респонденты считают людей, живущих с ВИЧ, не имеющими права работать (42% представителей правоохранительных органов, 29% учителей, 23% судей и юристов, 20% хукуматов). 77% респондентов считают, что люди, живущие с ВИЧ, не имеют права работать в секторе обслуживания. Одна треть респондентов думает, что человека можно уволить с места работы из-за его ВИЧ-статуса. В ходе исследования был выявлен значительный «дискриминационный потенциал» в секторе образования: 42% респондентов считают, что живущие с ВИЧ дети не должны сидеть в одних классах с детьми, не имеющими этого заболевания; 57% представителей правоохранительных органов, 46% учителей, 61% работников сектора обслуживания и 50% сотрудников СМИ склонны считать, что живущим с ВИЧ детям нельзя позволять ходить в обычную среднюю школу.

Дискриминация в области здравоохранения оказалась не столь явной: 38% медработников не готовы предоставить равноценные медицинские услуги ЛЖВ; 41% людей, живущих с ВИЧ, указали на то, что конфиденциальность результатов их теста на ВИЧ была нарушена; 38% сообщили, что им отказали в лечении в медицинском учреждении, при том, женщины упоминали о дискриминации чаще, чем мужчины.

ЮНЭЙДС в ходе своих исследований выявило, что дискриминация может проявляться и на законодательном уровне[56]. Карательные законы, так же как стигма и дискриминация могут блокировать осуществление эффективных мер в ответ на ВИЧ, отбивая у людей желание получать услуги в связи с ВИЧ. Это уменьшает возможности человека избежать заражения ВИЧ, а также влияет на людей, живущих с ВИЧ. В 2010 году 71% стран имели законы, запрещающие дискриминацию людей, живущих с ВИЧ. Также в 2010 году 67% стран указали на то, что они применяли политику или законы, препятствующие получению доступа к лечению в связи с ВИЧ для определенных групп населения, включая несовершеннолетних. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года ВИЧ был отнесен перечню социально значимых заболеваний и к перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих[57]. ЮНЭЙДС призывает вводить охранительные законы и меры с тем, чтобы все люди могли участвовать в программах по ВИЧ и иметь доступ к правосудию независимо от состояния здоровья, пола, сексуальной ориентации, употребления наркотиков или участия в секс- бизнесе.

Таким образом, стигма и дискриминация ВИЧ-инфицированных, как социальная проблема, является серьезным препятствием на пути стабилизации распространения в России и мире эпидемии ВИЧ.

 

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...