Какие существуют виды правил? 6 глава
В 1986 году завершается исследование Н. Н. Кондратьевой о формировании у детей системы знаний о растениях и животных как живых существах. Исследование обнаружило зависимость характера отношения к «живому» от уровня представлений о нем у детей старшего дошкольного возраста. Результатом стало зарождение концепции экологического образования дошкольников, основные положения которой были реализованы в первом издании программы «Детство» в разделе «Ребенок открывает мир природы» (1993, 1-е издание). В это же время публикуется работа С. Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства» (1992). В ней излагаются подходы к экологическому воспитанию дошкольников, его целям и содержанию на основе идеи многообразия животных и растений и их связи со средой обитания. Большое внимание уделяется воспитанию бережного и заботливого отношения к природе, а «общение» с ней выделяется как важное условие экологического развития ребенка. Это первое содержание было доработано и нашло отражение в программе «Юный эколог» (1993; 1999). В эти годы продолжается изучение условий и технологий экологического развития детей дошкольного возраста. Итогами исследований явилось развитие культурологического подхода в экологическом образовании дошкольников. С этой позиции раскрыта система экологического воспитания и ее организация в детском саду (исследования С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой). Появилось многообразие парциальных программ экологического образования детей и технологии к ним: «Мы» (Н. И. Кондратьева), «Юный эколог» (С. Н. Николаева) «Наш дом природа» (Н. А. Рыжова), «Природа и художник» (Т. А. Копцева) и др. Разработаны условия экологического развития дошкольника: содержание программы, раскрывающее связи и зависимости природы, центральным компонентом которой является представление о живом организме и о взаимодействии человека с природой; организация разнообразной деятельности детей в природе; непосредственное «общение» детей с природой; экологически-развивающая среда детского сада; подготовка педагога к осуществлению экологического образования детей.
Исследования последних лет в области экологического образования детей связаны с рассмотрением личностного аспекта отношения к природе (Д. А. Адам, Л. Л. Кшнясева, А. Г. Рындина), экологической субкультуры детства (Л. В. Моисеева, В. А. Зебзеева, Е. В. Михеева), изучением субъектной позиции в процессе экспериментирования (О. В. Афанасьева, О. В. Киреева). В последнее время более ярко проявляется гуманитарный подход к экологическому образованию детей. 10.3. Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста В чем специфика детской познавательно-исследовательской деятельности? Понятия «познавательно-исследовательская», «элементарная поисковая деятельность детей» и «детское экспериментирование» являются достаточно близкими по своему содержанию. Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активностьи самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания (Л. М. Маневцова). Детское экспериментирование — это преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Под-дьяков). Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников — это активность ребенка, направленная на постижение особенностей объектов природного и предметного мира, связей между объектами, явлениями, их упорядочение и систематизацию. Познавательно-исследовательская деятельность детей осуществляется разными способами: методом проб и ошибок, в виде опытов и экспериментов с объектами природы, наблюдений, вопросов, задаваемых взрослому, эвристических рассуждений, предположений.
Какова технология организации познавательно-исследовательской деятельности детей? Подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста были заложены в исследовании Л. М. Маневцовой, в котором изучалось продуктивное влияние элементарной поисковой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников. Важным средством постановки познавательных задач исследователь определяет создание проблемных ситуаций на основе уже приобретенного опыта. Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности. Вначале простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?»), а затем более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?», «Почему растения летом быстро растут?»). Динамика поисковой деятельности дошкольников заключается в переходе от принятия познавательных задач, поставленных взрослым, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. В практике работы детского сада познавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы. Организации элементарных опытов с детьми дошкольного возраста
Опыт осуществляется в логике поисковой деятельности детей, этапы которой представлены Л. М. Маневцовой. Необходимо помнить о недопустимости опытов, приводящих к гибели живого, например растений. Поэтому, как только появляются заметные изменения (растения вянут, бледнеют, вытягиваются побеги), необходимо сразу изменить их условия существования.
В настоящее время существует много пособий, в которых широко представлены разнообразные опыты, и педагогу важно перевести их содержание в технологию работы с детьми. Для этого необходимо продумать условия постановки проблемной задачи, сформулировать вопрос так, чтобы у детей возникли разные предположения, подготовить условия для проверки нескольких из них, обеспечить процесс самостоятельного поиска детьми верного решения. В результате с помощью обобщающего вопроса необходимо стимулировать детей к высказыванию верного вывода. Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (Т. И. Бабаева, О. В. Киреева) заключается в последовательном переходе от этапа к этапу. Мотивационно-ориентировочный этап направлен на актуализацию интереса детей к опытам. Внимание уделяется радости открытия, созданию в группе положительной атмосферы, ситуаций, вызывающих интерес, удивление, эмоциональный отклик у детей (фокусы, проблемные ситуации, приемы ТРИЗ). Содержателъно-деятелъиосптый этап направлен на развитие умений детей решать все более сложные проблемные ситуации в условиях усложняющегося экспериментирования. Инициативно-творческий этап предполагает совместный исследовательский поиск в рамках проекта («Как много интересного вокруг»). Родители и дети включаются в написание «Энциклопедии наших открытий», совместный досуг «Клуб открытий», посещение музеев, выезды на природу. Эксперименты, опыты и эвристические рассуждения всегда осуществляются детьми на основе имеющихся у них представлений, поэтому важна организация наблюдений с дошкольниками. Организация наблюдений как источника познания окружающего мира Наблюдение — сложная познавательная деятельность, позволяющая распознавать свойства и качества предметов и явлений, выделять их индивидуальные, характерные или существенные признаки, устанавливать связи и отношения, в которых они находятся. Также наблюдение включает и интерпретацию, осмысление получаемой информации.
В соответствии с целью выделяется три вида наблюдения. Распознающее наблюдение отвечает на вопросы: что это или кто это? каковы его свойства? Длительное наблюдение за изменением и развитием объекта позволяет установить, что изменилось, как растет. В наблюдении усиливается роль памяти, так как ребенку необходимо помнить прошлое состояние объекта. С. Н. Николаева выделяет циклические наблюдения за одним и тем же объектом в течение длительного времени, которые имеют ряд достоинств. В цикле (цикл наблюдений за аквариумными рыбками, за елью во время прогулки, за водой, снегом и льдом, за ветками в вазе и др.) осуществляется распределение всего объема знаний на порции, каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у них возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях. Воссоздающее наблюдение по отдельным признакам воссоздает объект в целом (например, позволяет определить по цвету почвы ее влажность; по цвету ягод их спелость; по оставленному на снегу или мокром песке следу узнать, какая птица или животное прошло; по видимой части объекта догадаться, кто спрятался за кустом; по тени узнать животного; по небольшому фрагменту фотографии, кто был сфотографирован; по листу определить дерево, кустарник и т. д.). В этом виде наблюдения ведущее место занимает мышление, сенсорный опыт отходит на второй план. Большую роль играет воображение, припоминание, обобщение. Наблюдение строится в логике познавательно-исследовательской деятельности: сначала ребенок ставит или принимает познавательную задачу, потом совместно с воспитателем собираются факты, устанавливаются связи, для того чтобы «решить задачу», и затем дать закономерный ответ на поставленную задачу (например, познавательная задача: «Почему с одной стороны крыши сосульки длиннее?», во второй части которой организуется сравнительное наблюдение сосулек с разных сторон крыши дома и анализ условий: солнечное тепло, тень, солнце греет, в тени прохладнее. В итоге дети, отвечая на этот вопрос, составляют загадку для детей из соседней группы или родителей). При организации наблюдения важно соблюдать следующие требования.
1. Задача наблюдения должна быть понятна детям и принята ими. Необходимо дождаться эмоционального отклика детей, их готовности включиться в поиск. 2. Создать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумывать место наблюдения, рациональное расположение объектов и размещение детей. Для наблюдения в естественных условиях педагог заранее посещает это место, планирует ход наблюдения, организацию детей, вопросы к ним. 3. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, используются другие анализаторы. Например, в осеннем лесу можно услышать, как падает листва, как она шуршит под ногами. Можно определить, как пахнет в осеннем лесу, сравнить запахи разных грибов. Комплекс разных ощущений помогает детям составить полную характеристику природного объекта, создает эмоциональное впечатление о нем. 4. Заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в процессе наблюдения. Это выполнение рисунков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем. Как используются технологии моделирования в экологическом образовании дошкольников?
Существуют разные классификации моделей. По характеру познаваемых признаков выделяется: система сенсорных моделей, выражающая сенсорные признаки предмета: цвет, форму, величину, характер поверхности и т. д.; система понятийных моделей, выражающая существенные признаки группы предметов природы (растения, животные, травянистые и древовидные растения). По характеру изображения модели бывают предметными (первый вид). В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, особенности. Например, модель растения, которая состоит из изображения его основных частей: корня, стебля, листа, цветка и т. д. Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь признаки объектов природы фиксируются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Объект узнаваем, но дан в схеме. Третий вид — графические модели, которые в дошкольном возрасте используются редко, только если изображение модели рождает у ребенка узнаваемый образ. Например, модель живого организма Н. Н. Кондратьевой. Модель как наглядно-практическое средство познания должна соответствовать ряду требований: — четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; — быть доступной для восприятия и действия с ней; — обозначать существенные признаки объектов для выполнения ею функции обобщения; — облегчать познание[20]. Какова последовательность обучения детей моделированию? 1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими. 2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно выкладывать модели, замещающие эти признаки. 3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4. 4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы). 5. Руководит созданием понятийных моделей («рыбы», «птицы», «звери», «домашние, дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.) Обучение дошкольников моделированию должно находиться в тесной связи с обследовательскими действиями. Важно учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом. Интеграции экологического содержания с другими образовательными областями служит метод проектов. Экологические проекты предоставляют дошкольникам возможность изучить тот или иной объект разносторонне, побывать в роли исследователя, понять, как многогранно то или иное природное явление. Проекты экологического содержания можно отнести к исследовательским. Исследовательские проекты предполагают проверку предположений с использованием разных способов познания (наблюдение, эксперимент). Технология организации труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников. В чем ее основные особенности? Труд по уходу за животными и растениями является для ребенка проявлением заботы, актом помощи живому, гуманности. Технология организации труда в природе осуществляется в логике организации трудовой деятельности детей — от знакомства с трудом взрослого по уходу за животными и растениями к обучению посильным способам ухода и самостоятельному осуществлению трудовой деятельности в природе. Характерной чертой труда в природе является направленность на помощь живому существу или природному объекту, и поэтому повышается ответственность ребенка за состояние растения или животного в процессе ухода. В трудовой деятельности смещается акцент с деятельности для себя («Полью растение, чтобы оно было красивым и радовало меня») на деятельность для другого живого существа («Полью растение — ему нужна моя помощь»). Большинству детей интересны такие виды деятельности в природе, в которых они могут реализовать свою потребность в общении с живыми объектами. Для старших дошкольников, владеющих достаточно интересной и привлекательной практическая деятельность с природными объектами. Многие дети предпочитают ее другим видам детской деятельности. В настоящее время выраженными становятся ценности труда, в том числе труда по уходу за животными и растениями, проявляется потребность в элементарной трудовой деятельности, которой детям явно не хватает сегодня. Поэтому в детском саду необходимо создавать условия для удовлетворения этой потребности и вместе с тем развития практических умений старших дошкольников.
Раздел 4 Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста
Глава 11. Основы методики приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности
11.1. Задачи и содержание приобщения детей к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности
В чем специфика художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста?
В качестве его составной части выделяют художественное воспитание, которое трактуется как воспитание средствами искусства. Результатом эстетического и художественного воспитания является художественно-эстетическое развитие как процесс и результат освоения эстетического и художественного опыта человечества, развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные, эмоционально откликаться на художественные образы и проявление красоты в мире; становление и совершенствование эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности человека. Цель художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников — приобщение к художественной культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру.
Каковы задачи и содержание художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников? Обобщенные содержательно-целевые направления художественно-творческого развития и воспитания дошкольников можно определить как: 1) активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах, развитие художественно-эстетического восприятия; 2) создание условий для освоения детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности и на этой основе обогащение представлений об искусстве; 3) развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность; 4) стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях; 5) развитие изобразительной деятельности. Детская изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и на протяжении дошкольного возраста качественно изменяется. Относительно раннего и младшего дошкольного возраста выделяют так называемый доизобразительный этап развития деятельности (как правило, до 2,5-3 лет), характеризующийся манипулятивными действиями с материалами и инструментами, непроизвольностью действий, отсутствием замысла, обусловленный развитием моторных функций. На этом этапе детям интересен материал сам по себе (что с ним можно делать: мять, комкать бумагу, чирикать карандашом). Изобразительный этап связан с появлением преднамеренности в замысле деятельности, освоением средств изображения, созданием изображений и развитием изобразительных умений. Рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование как виды детской изобразительной деятельности имеют свои своеобразные черты. Но у дошкольников они часто интегрированы: ребенок апплици-рует образ и дорисовывает недостающие детали, лепит из пластилина и дорисовывает «узор» стекой, что отмечается как синкретические проявления и рассматривается в рамках интеграции видов деятельности. В процессе рисования, лепки, аппликации выделяют: — предметные изображения, требующие передачи формы и структуры предмета, его пространственно-размерных свойств, основных, типичных и индивидуальных признаков, фактуры и цвета; — сюжетные изображения, основанные на передаче изобразительными средствами отношений, события, сюжета; — декоративные изображения, основанные на ритме, интересном композиционном и цветовом решении, подчиненном идее украшения (например, декорирование в стилистике народных промыслов). На протяжении дошкольного возраста дети осваивают: — умения определять замысел будущей работы (целеполагание); — изобразительно-выразительные средства (создание простых форм, передача формы предметов, построение композиции, выбор цветовой гаммы изображения, ритма, симметрии, линии и т. п.); — умения технического характера — «ручной умелости» (владение инструментом: кистью, карандашом, ножницами; координация руки, изменение силы нажима и амплитуды руки в процессе штриховки; освоение приемов обработки лепных материалов и т. п.); — разные техники, способы создания изображения и приемы, которые становятся основой для самостоятельного поиска, выражения собственных впечатлений; 6) формирование позиции художника-творца, поддерживание проявлений самостоятельности, инициативы, индивидуальности, активизацию творческих проявлений детей в процессе приобщения к искусству и собственной изобразительной деятельности. Оценка проявлений творчества в детской изобразительной деятельности возможна по трем группам показателей (Н. А. Ветлугина): — отношение, интересы (искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность); — показатели способов творческих действий (создание новых комбинаций из освоенных ранее элементов; дополнение, изменение, преобразование знакомого материала; нахождение оригинальных приемов изображения; самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакции и ориентировки в новых условиях); — показатели качества результатов творчества (нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке, аппликации; соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям: особенности цветовой гаммы, колорита; характер линий, выразительность форм, силуэтов, ритм цветовых пятен, линий, форм; своеобразие композиции; «индивидуальный почерк» как особая манера исполнения и выражения эмоционального отношения к образу); 7) развитие эмоционально-эстетических, творческих, сенсорных и познавательных способностей как основы для освоения мира искусства и собственного творчества. Каково содержание художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста? Обогащенное содержание художественно-эстетического развития детей представлено наряду с разделами комплексных программ в достаточно большом числе современных парциальных программ и технологий («Красота. Радость. Творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста», Т. С. Комарова и др. (М., 2002); «Гармония развития: интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника», Д. И Воробьева (СПб., 1999); «Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и школьного возраста на основе изодеятельности», С. К. Кожохина (М., 2002); «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки"», И. А. Лыкова (М., 2006); «Программа "Шалун, или Мир дому твоему" и методика эстетического развития дошкольника», Е. М. Торшилова (М., 1999) и др.).
11.2. История становления методики обучения изобразительной деятельности в дошкольном возрасте Исследователи детского рисунка отмечают, что более глубокое изучение причин, механизмов, генезисного становления и своеобразия изобразительной деятельности у детей характерно только для конца XIX — начала XX века, несмотря на многовековые «традиции» рисования человечества, развитие изобразительного искусства, выдвижение идей эстетики, философских подходов к эстетическому воспитанию и развитию личности (Аристотель, Платон, Сократ, Гераклит, Э. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Шиллер, Н. А. Бердяев и др.). Когда зародилась методика развития изобразительной деятельности у дошкольников? Конец XIX — начало XX века характеризуется началом экспериментального изучения рисования, понимания феномена рисунка, попытками выявить особенности и генезис развития изобразительной деятельности, разнообразием взглядов относительно механизма художественного развития и образования детей. В педагогической практике рисование (наряду с освоением искусства) рассматривалось в рамках дисциплинарной модели (как учебный предмет, направленный на развитие интеллекта, моторных умений и использующий, в большей степени, разнообразные образцы, рисование с натуры, обведение по точкам, штриховки). В то же время идеи Ф. Фрёбеля и М. Монтессори нашли отражение в практике организации изобразительной деятельности в общественных дошкольных учреждениях России (самодеятельность детей с пособиями, развитие моторных умений с помощью штриховок, обводок, копирования, вырезания по клеточкам и т. п.). 20-30-е годы XX века характеризуют попытки определить механизмы и условия эстетического развития и воспитания детей. В работах А. В. Бакушинского, Ф. И. Шмита, С. А. Левитина и других развитие детского творчества полагается как естественно протекающий спонтанный процесс; условиями эстетического развития и воспитания выступают расширение эстетических впечатлений, накопление индивидуального опыта. В данный период эстетическому воспитанию отводится особая роль в формировании личности (П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий), активно ведется поиск средств музейной педагогики, организуются первые музеи для детей (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко). В 30-80-е годы XX века происходит становление методики развития изобразительной деятельности и эстетического воспитания дошкольников. Целевые и содержательные подходы к развитию рисования, лепки, аппликации у дошкольников сформулированы в работах Е. А. Флери-ной, К. М. Лепилова. Е. А. Флериной выделены особенности освоения детьми некоторых изобразительных средств и восприятия изображений, разработаны методы и приемы развития деятельности (формообразующие задания, игры, образцы). Разработка проблемы соотношения обучения и творчества нашла дальнейшее отражение в работах Н. А. Ветлугиной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой, в том числе на материале разных видов изобразительной деятельности (В. А. Езикеевой, И. Л. Гусаровой, 3. В. Лиштван, И. Л. Дзержинской и др.). Н. П. Сакулиной изучены способности как фактор развития изобразительной деятельности дошкольников, показана роль восприятия, воображения, ряда других умений (анализа и синтеза) в творческом освоении изобразительной деятельности, обогащено программное содержание согласно принципу тематизма. На данном этапе определяется необходимость организации занятий (как ведущей формы) и самостоятельной изобразительной деятельности, уточняются цели и программное содержание на основе данных психологических исследований (теория сенсорного воспитания и развития, исследования, показывающие роль сенсорного опыта в освоении деятельности, воображения) (В. Б. Косминская, Н. А. Курочкина, Э. Г. Пилюгина, И. Б. Халезова). Начинается более системное и глубокое осмысление целей, содержания развития детской художественной деятельности и ознакомления с разными видами и жанрами искусства: разработка форм, методов приобщения к искусству, отбор произведений искусства, доступных и понятных детям и позволяющих решать комплекс воспитательных, развивающих и образовательных задач в единстве. Современный период, 90-е годы XX века — начало XXI века, характеризуется ориентацией на погружение детей в мир культуры, искусства и творчества, вариативностью и обогащенностыо (целей, содержания и технологий). На теоретическом уровне происходит переосмысление роли и места художественно-эстетического знания в развитии человека и человечества, выделяются новые направления поиска (педагогика искусства) и понятия, оформляются современные подходы к определению сущности, структуры и закономерностей художественной деятельности (М. С. Каган, Д. С. Лихачев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Б. П. Юсов). Отмечается появление большого числа парциальных программ, методик использования разнообразия изобразительных материалов и техник, развиваются идеи синтеза искусств (Е. А. Заплаткииа, И. А. Лыкова, Л. Г. Савенкова, Л. А. Парамонова, Р. М. Чумичева), развития художественных способностей (Т. А. Барышева, Е. М. Торшилова), проектирования современных форм организации детской деятельности, исследуются возможности компьютерных технологий и специальной предметной среды (мини-музея, изостудии, центра творчества).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|