Психология влюбленности и любви
Как уже отмечалось ранее, в связи с ростом ценности индивидуальности в социуме в настоящее время возрастает и значимость психологических факторов в институте семьи. Если раньше можно было представить семью с негативными эмоциональными отношениями между супругами, которые продолжают жить вместе из-за хозяйства, детей и т. п., то теперь такие семьи чаще всего прекращают свое существование. Подавляющее большинство молодых людей хотят выйти замуж или жениться по любви. Психологу необходимо знать о существующих психологических закономерностях в области эмоциональных отношений. Эмоциональные отношения на первом этапе их развития существуют в виде симпатии. Симпатия. На возникновение симпатии влияют: · физическая привлекательность индивида,- · социально-демографические характеристики индивида; · особенности поведения индивида в общении. Физическая привлекательность индивида. Наиболее устойчиво в обыденном сознании возникновение симпатии связывается с внешними данными человека, со степенью его красоты. Считается, что более красивые люди находятся в более выгодном положении, когда речь идет о возникновении симпатии. Но многочисленные исследования показывают неоднозначность этого, казалось бы, само собой разумеющегося вывода. Во-первых, однозначных стандартов красоты, даже при учете силы воздействия средств массовой коммуникации, все же не существует. Различным людям «красивыми» кажутся не одни и те же индивиды. Как показывают исследования, в достаточно большой группе людей всегда найдется человек, испытывающий симпатию к индивиду, который не кажется привлекательным большинству остальных. Во-вторых, в ряде экспериментальных исследований было показано, что в качестве наиболее предпочитаемого партнера выбирается не «самый красивый» из присутствующих, а «примерно равный мне по красоте». Из этого следует, что на оценку степени красоты другого человека сильно влияет самооценка: высоко оценивающие свою внешнюю привлекательность испытуемые предпочитают выбирать более красивых (по их мнению) партнеров, а испытуемые, считающие себя некрасивыми, — менее красивых. В основе такого поведения лежит прогнозирование реакций партнера на себя, т. е. попытка представить, как бы развивались отношения с этим человеком. Весьма вероятно, что как красивых мы оцениваем тех людей, которым приписываем важные для нас качества, т.е. оценка человека как «красивого» — это оценка его как подходящего для нас.
Однако наиболее важным выводом является то, что физическая привлекательность не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях. Не существует жесткой связи между физической привлекательностью и успехом в романтических отношениях; также физическая привлекательность не влияет на взаимоотношения в семье и стабильность брака. Социально-демографические характеристики. Кроме внешности, привлекательность человека зависит и от таких его характеристик, как социальный статус, образование, профессия, интеллект и т. п. Эти характеристики положительно коррелируют с привлекательностью человека лишь до определенного момента, а затем зависимость становится обратной. Это значит, что слишком большая выраженность положительных характеристик (очень высокий социальный статус, очень высокий уровень интеллекта) снижает привлекательность человека в глазах окружающих. Как показывают экспериментальные данные и подтверждает опыт обыденной жизни, большинство людей выбирает себе в партнеры по неформальному общению тех, кто принадлежит к той же социально-демографической группе, имеет сходный жизненный путь, разделяет те же взгляды на жизнь и т. д. Это можно объяснить тем, что общение с таким партнером как бы подтверждает правильность собственных взглядов на жизнь и собственного способа проживания жизни. Особенно явно подобная тенденция прослеживается при невротическом общении — для невротика любой непохожий на него человек является вызовом и рождает сомнения в собственном праве на существование. Предпочтение похожих по социально-демографическим характеристикам партнеров можно объяснить и желанием гарантировать себе принятие со стороны партнера. Похожий партнер более понятен, более предсказуем и менее опасен. Здесь также важно отметить, что подобный принцип действует лишь на первых этапах общения, когда психологическая безопасность в общении еще не обеспечена. Индивиды, уверенные в положительном отношении к себе других людей, более склонны выбирать в партнеры непохожих на себя людей.
Особенности поведения при общении. Безусловно, можно говорить о том, что большую симпатию вызывают люди, обладающие компетентностью в общении, т. е. умеющие поддерживать общение, адекватное ситуации по содержанию и глубине. При этом они демонстрируют собеседнику множество знаков принятия на невербальном уровне: поддерживают визуальный контакт, улыбаются, сохраняют открытую позу и оптимальную дистанцию по отношению к собеседнику. Выбор оптимальной дистанции очень важен, так как огромный массив экспериментальных данных свидетельствует о том, что пространственная близость способствует возникновению симпатии. Она же является и диагностическим показателем, свидетельствующем о симпатии (естественно, в том случае, если человек свободен в выборе своего места). Но не следует забывать, что вторжение в интимную зону партнера (расстояние менее 0,5 м) при первоначальном контакте с ним скорее всего вызовет у него дискомфорт и негативное отношение. В обыденной жизни симпатию у другого человека иногда пытаются вызвать, давая ему положительные оценки или оказывая ему услуги. Но и в этом случае возникновение симпатии не гарантировано. Для того чтобы положительные оценки вызвали симпатию, получатель их должен быть уверен, во-первых, что оценка адресована лично ему, а не является принадлежностью ситуации. Например, ее ли человек у верен, что положительно его оценили из вежливости или если большинство участников данной ситуации также оценены положительно, то ценность полученной оценки значительно снижается и не способствует возникновению симпатии к оценивающему. Во-вторых, учитывается опыт общения с оценивающим — если последний склонен часто давать положительные оценки, их ценность также снижается. В-третьих, учитываются мотивы оценивающего. Точнее, оценивающему могут приписываться корыстные мотивы (например лесть, выгода), и в этих случаях его положительные оценки вызовут уже не симпатию, а антипатию.
Все сказанное об оценках относится и к услугам. При этом надо добавить, что для возникновения симпатии часто важна не услуга, оказанная человеку, а услуга, которую он сам оказал. Еще Л.Н. Толстой писал о том, что мы любим людей за то добро, которое для них делаем, и ненавидим за то зло, которое им причиняем. Таким образом, положительные оценки, даваемые человеку, и оказываемые ему услуги не гарантируют возникновения симпатии. Важную роль в возникновении симпатии в общении играет готовность человека к самораскрытию. В жизни люди достаточно открытые обычно вызывают больше симпатий, чем те, кто всегда придерживается ролевых стереотипов, Однако слишком быстро становящиеся откровенными люди вызывают скорее тревогу, чем симпатию. Излишнее самораскрытие отпугивает неподготовленного слушателя. Люди, не видящие разницы между близким другом и случайным знакомым и раскрывающие свои секреты и чувства перед всеми подряд, вызывают у партнеров по контакту чувство растерянности, а затем антипатии. Если человек считает, что ему доверили тайну, а потом узнает, что она была рассказана еще множеству людей, то он, как правило, переживает чувство разочарования или даже предательства. Таким образом, самораскрытие связано с симпатией также не линейной зависимостью: симпатию вызывает самораскрытие лишь до момента достижения определенного, устраивающего обоих партнеров уровня близости.
Данные экспериментальных исследований общения в совместной деятельности позволяют сделать вывод о том, что мощным фактором, вызывающим симпатию, является стремление партнера к сотрудничеству в процессе совместной деятельности. Все описанные характеристики — физическая привлекательность индивида, его социально-демографические характеристики, особенности поведения в общении — могут быть обозначены как внешние, так как они являются легко наблюдаемыми. Что же касается свойств личности, то они на первых этапах общения оказывают небольшое влияние на эмоциональные отношения, скорее всего в силу того, что их труднее всего распознать. Следует еще раз подчеркнуть, что со временем роль различных характеристик индивида, обеспечивающих успешность в общении, меняется. Перечисленные внешние характеристики выполняют функцию обеспечения психологического комфорта на первых этапах взаимодействия, благодаря чему и может возникать симпатия. В дальнейшем эти характеристики в значительной мере утрачивают свою значимость. Особенности личности, напротив, со временем становятся более важными в удовлетворенности общением. Таким образом, симпатию можно рассматривать как этап, предшествующий возникновению более сложных чувств, в частности влюбленности, но не приводящий закономерно к ее возникновению. Влюбленность и любовь. Чувство любви большинству людей представляется специфичным и не сводимым к другим понятиям, таким, как дружба, секс, симпатия и т. д. Любовь представляет из себя сложный комплекс переживаний, весьма разнообразных по содержанию и часто противоположных по знаку: с ней связаны эйфория, депрессия, нарушения сна, склонность к фантазиям, трудности в концентрации внимания и т. д. Весьма важным моментом является присутствие в любви негативных чувств. Так как любовные отношения предполагают тесный контакт и сильно значимы для их участников, партнеры не могут не вызывать периодически друг у друга сильных отрицательных чувств. Возникновение подобных переживаний часто вызывает панику у партнеров, так как расценивается ими как потеря любви. Психотерапевтическая практика показывает, что противоположные по знаку выраженные эмоциональные состояния легко могут переходить друг в друга. Такую же закономерность подчеркивает и народная мудрость в пословице «от ненависти до любви — один шаг». Противоположностью любви является не ненависть, а равнодушие, и некоторые авторы называют ненависть «тяжелой любовью». Существование подобных закономерностей обычно отрицается влюбленными, так как они противоречат романтическим канонам представлений о любви. По этой же причине негативные чувства часто вытесняются, что может порождать проблемы в общении партнеров, психосоматические нарушения и другие психологические проблемы. В практике психологической помощи психологу бывает необходимо проводить соответствующую просвещенческую работу с клиентами, а также учитывать эти закономерности при идентификации проблем клиентов.
Многими исследователями как в философии, так и в психологии делались неоднократные попытки предложить различные классификации любовных переживаний и выделить различные виды любви. К сожалению, весьма часто критерии для деления выбирались умозрительно и отражали скорее личный опыт автора, чем психологическую реальность, характерную для большинства. Для психолога могут представлять интерес классификации, оказывающие ему помощь в реальной работе с клиентами. Например, основываясь на выделенных видах любви, можно попытаться выяснить, какой из них кажется клиенту наиболее предпочтительным, сравнить его с тем, какой он имеет в реальной жизни. Другой вариант использования классификации — попытаться вместе с клиентом определить, возможно ли существование данного вида любви в течение длительного времени, подходит ли данный вид любви для брака и т. п. В качестве подобных работающих классификаций видов любви могут быть предложены классификации Р. Стернберга и Т Кемпера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|