Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Квотирование внешнеторговых поставок в системе нетарифного регулирования




Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Квоты бывают:

Глобальные_ устанавливают размер общего импорта или экспорта в стоимостных и натуральном выражениях на определенный срок без разбивки по странам

Индивидуальные- устанавливается на товар ввозимый конкрентной фирмой – эксмортером или странами поставщиками.

Тарифные- разрешение на ввоз в страну определенного количества товара по сниженным пошлинам, товары ввозимые сверх тарифной квоты облагается обычными пошлинами

Сезонные - устанавливается на с/х продукцию в период урожая.

Экономические последствия и иллюстрация либо в учебнике, либо в тетради.

Различие между квотами и тарифами:

Тариф позволяет пополнять гос. Бюджет, квоты – нет.

Тариф повышает внутренние цены автоматически, квота – дает такой же результат только через промежуток времени.

Квота строго фиксирует количество импорта, а тариф лишь делает его дороже.

Квоты предпочтительнее тарифов в случаях:

1. дает гарантию государству что импорт не будет превышать определенную величину

2. является более гибким инструментом

3. селективный характер. С помощью лицензий государство может поддержать отдельные отрасли или предприятия.

Негативный эффект: монополизация экономики, отсутствие иностранной конкуренции, способы продажи лицензии развивают коррупцию.

Лицензирование (licensing) — регулирование внешней торговли через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товаров в установленных количествах за определенный промежуток времени.

 

Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран, или лицензии конкретной фирме (индивидуальные)

 

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ЭКСПОРТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну.

ДЭО- носят более негативный характер: вместо того чтобы получать доход от продажи квот и лицензии, государство отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам

 

Дополнительно по теме:

Экспортная субсидия (export subsidy) — льгота финансового характера, предоставляемая государством экспортеру для расширения вывоза товаров за границу.

Компенсационная пошлина (countervailing duty) — импортная пошлина, устанавливаемая страной-импортером с целью нейтрализации действия субсидии или льготы, предоставляемой страной-экспортером своим производителям.

Демпинг (dumping) — продажа товара на внешнем рынке по цене ниже нормального уровня, то есть ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера.

Эмбарго (embargo) — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров или валютных ценностей.

Тexнuчecкue барьеры (technical barriers) — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные, санитарные и иные нормы и правила построены так, чтобы ограничивать ввоз товаров из-за рубежа.

Билет № 26

ВТО (World Trade Organization — WTO) — международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

 

ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

 

Если ГАТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.[1]

 

Первоначально в ВТО вступило 77 государств, но к середине 2003 ее членами являлись уже 146 стран — развитых, развивающихся и постсоциалистических. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации.

 

В ВТО вступили и некоторые экс-советские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота — в сущности, практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В 2003 таких стран насчитывалось 29, включая Российскую Федерацию и некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан).

 

Билет № 27

Задачи ВТО

Главная задача ВТО — содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

 

В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

 

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

 

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

 

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

 

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

 

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

 

Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

 

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.

 

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы — такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

 

5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

 

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий. [2]

 

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

Практические принципы работы ВТО.

 

В основе деятельности ВТО лежат три международные соглашения, подписанные большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994, Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений — оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

 

Выполнение соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

 

Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры и страны-экспортеры, являются членами этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа участников ВТО, система «многосторонней торговли» должна превратиться в подлинно «всемирную торговлю»[3].

 

Основные функции ВТО:

 

Всемирная торговая организация выполняет некоторый ряд функций:

 

— контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;

 

— создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;

 

— урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;

 

— контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;

 

— оказание помощи развивающимся странам;

 

— сотрудничество с другими международными организациями.

 

Поскольку тексты соглашений составляются и подписываются большим количеством стран, участвующих во внешнеторговых отношениях, они часто вызывают дебаты и споры. Часто стороны, вступающие в переговоры, преследуют разнообразные цели. Кроме того, соглашения и контракты (включая те из них, которые были заключены после длительных переговоров при посредничестве ВТО) часто нуждаются в последующем толковании. Поэтому одна из основных задач ВТО заключается именно в том, чтобы служить своеобразным посредником в торговых переговорах, способствовать урегулированию споров.

 

Практика международных экономических конфликтов показала, что спорные вопросы лучше всего решать в установленном ВТО порядке, основанном на взаимно согласованной юридической базе и обеспечивающим сторонам равные права и возможности. Именно с этой целью в тексты соглашений, подписанных в рамках ВТО, обязательно включают пункт о правилах урегулирования споров. Как гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров, «система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли».

 

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...