Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс формирования орфографического навыка




Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками

1.1.Процесс формирования орфографического навыка

1.2. Работы над орфографическим правилом

Глава 2.Методика работы по формированию правильного письма

2.1.Приемы работы над орфограммой

2.2. Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Заключение

Литература


Введение

Язык, как средство общения возник и существует прежде всего как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме.

Письмо — это вид речи. Цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Обучение грамотному письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.

Слово - могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала.

А необходимость уделять созна­тельные усилия правописанию мешает обдумыванию содержания текста, выбору наиболее удачных слов, построе­нию предложений. Но даже на высших ступенях автома­тизма контроль сознания не исключается: взрослый, пишу­щий практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо.Это отвлекает от мыслей.

Формирование навыка грамотного письма базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил.

 В этом и заключается актуальность данного исследования.

Целью настоящего исследования является рассмотрение вопроса формирования навыков орфографии (в частности, слов с непроверяемыми гласными в корнях). Для этого решались следующие задачи:

Ø проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;

Ø выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков;

Ø познакомиться с приемами и методами обучения непроверяемым написаниям, используемым в настоящее время в практике работы школы.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

а) изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме;

б) анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдений, изучение опыта учителей, формирование выводов;

в) изучение практики школы;

г) наблюдение за учебным процессом.

Цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы, приложения.

 

 


Глава 1. Теоретические основы формирования  орфографических навыков младшими  школьниками

Процесс формирования орфографического навыка

В области орфографии школьники овладевают умения­ми и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатыва­ются на основе многократных однообразных повторений. Такой навык в подавляющем большинстве случаев пред­ставляет собой физическое действие: скоропись, бег, мета­ние и т.д. Ко второму типу навыков относятся такие, кото­рые формируются на основе более или менее сложных ум­ственных действий и представляют собой «автоматизиро­ванные компоненты сознательного действия человека». Ор­фографический навык принадлежит ко второму типу навы­ков и на этом основании может рассматриваться как авто­матизированный компонент сознательной речевой дея­тельности человека (имеется в виду письменная речь).

С учетом характера орфограммы орфографические на­выки можно разделить на две крупные группы:

1) Навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок и суффиксов);

2) Навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе[6,92].

Орфографический навык формируется в процессе длитель­ных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях,таких,как:

— навык письма;

— умение анализировать слово с фонетической стороны;

— умение устанавливать морфемный состав слова;

— умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

— умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило;

— умение подобрать проверочные слова и др. Каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографического навыка[6,81]. Важно взаимодействие между ними.

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней:

1. Учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану — поэтапно.

5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму — в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

6. Появление автоматизма безошибочного письма[6,83].

Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы.

Для успешного формирования орфографического навы­ка необходимы определенные условия;

 1. Развитие речевого (фонематического) слуха.

2. Развитие орфографической зоркости.

3. Понимание языковых значений.

4. Овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык.

5. Умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить его алгоритм выполнения.

6. Выполнение достаточного количества практических упражнений.

7. Систематическая работа над ошибками.

 Фонематический слух — это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков»[3,64]. С начала орфографи­ческой работы в школе в механизме фонематического слуха появляется новый аспект и новая функция: способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии, т.е. в родственных словах.

Фонематический слух возникает в процессе речевой де­ятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений:

а) аналитические упражнения на фонетическом, слово­образовательном, лексическом и морфологическом уровнях;

 6) синтетические упражнения на этих же уровнях;

в) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение ор­фоэпии;

г) специальные упражнения в словоизменении: пил, пила, пили;

д) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;

е) выразительное чтение, декламация;

ж) специальные упражнения в проговаривании;

з) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.

Проговаривание — это упражнение, которое положи­тельно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литератур­ное произношение) и орфографическим (буквенное про­изношение).     Чтобы орфоэпия и орфография не противоре­чили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфо­эпическое, а затем орфографическое. Проговаривание с яс­ным произношением букв (ммм-роо-ррр-ооо-ззз), с осо­бенным выделением орфограмм вырабатывает у учащихся внимание к буквенному составу слова, умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.

Развивающийся фонематический слух способствует воз­никновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.

Орфографическая зоркость — это способность, уме­ние быстро обнаруживать в тексте, в словах и. их сочетани­ях орфограммы, а также определять их типы. Орфографи­ческая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность являются одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе язы­кового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. При систе­матической отработке зоркость автоматизируется и стано­вится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.

Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способ­ности видеть допущенные ошибки. Стимулированием са­моконтроля является то, что самостоятельно сделанные ис­правления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопро­верки должны поощряться.

Сознательный подход к усвоению орфографии учащи­мися обеспечивает понимание языковых значений. В дан­ном случае под языковыми значениями понимается содер­жание целых высказываний, смысл отдельных предложе­ний, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фра­зеологических единиц, значения отдельных морфем в со­ставе слова, а также грамматическое значение слов, слово­форм и морфем.

Точное и ясное понимание значения слова нужно для выделения в нем корня и других морфем, для подбора про­верочных родственных слов, для определения части речи и формы слова, для ясного понимания его связей в предложе­нии. Понимание значения словосочетаний и предложений нужно для более точного понимания значения слов, для определения форм частей речи.

В современной методике правописания главным, реша­ющим фактором признается фактор сознательной рабо­ты учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению; при этом учитываются:

а) значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;

б) грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;

в) словообразовательная структура слова, его морфемный

состав, словообразовательная модель, словообразова­тельное гнездо;

г) законы фонетики и графики;

д) правила орфографии и традиция.

Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обуче­нии. Зрительному запоминанию помогает применение пла­катов с трудными словами, с цветным выделением орфог­рамм. Рекомендуется много писать, списывание — один из важных видов упражнения, но списывание подкрепляется аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, вы­делить графически, изменить формы, проверить орфограм­мы, найти и исправить ошибки.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигателъный фактор, навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение при­держиваться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зави­сит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое на­писание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).

Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор, т.е. слуховые восприя­тия собственной и чужой речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Практику­ется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое (бук­венное) проговаривание, что приучает школьников во вре­мя письма анализировать звуко-буквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквен­ное, а именно два варианта вместе, так как двойное произ­несение вырабатывает речевой слух. Проговаривание дол­жно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.

Уделяя внимание всем перечисленным факторам, отме­тим еще раз важность сознательности всей деятельности уча­щихся, объяснения несовпадений звучания и письма, спосо­бов проверки орфограмм, словообразовательного анализа.

Работа над ошибками — это актуализация цепи пра­вильных знаний и затормаживание неверных. Оправдала себя следующая «программа» работы над ошибками, пред­лагаемая учащимся (возможный вариант).

Памятка

 Как работать над ошибками

1. Если пропущена, недописана или переставлена буква, напиши слово правильно, раздели его на слоги. Под­черкни букву, которую пропустил, обозначь ударение.

2. Если допущена ошибка на правило, определи, в какой части слова находится ошибка. Для этого разбери слово по составу.

3. Если ошибка допущена в приставке, узнай в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.

4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное правило, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.

6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.

7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с при­лагательным в том же падеже.

8. Если ошибка в окончании глагола, выпиши неопреде­ленную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице[6,34].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...