Развитие орфографической зоркости у младших школьников
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах. Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач. 1. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи маленьких школьников особый способ письма — письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву - пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности». 2. Познакомить школьников с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос. 3. За счет широкого применения приема списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп (виды транспорта, посуда и т. д.), т.е. развивать орфографическую память учеников. Работу по орфографии я начала с букварного периода. Период обучения грамоте - очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным. Овладеть письмом с пропусками непросто. При этом важно начинать обучение с пропуска не субъективно сомнительных, а всех орфограмм, в первую очередь орфограмм слабых позиций.
Исходным моментом решения любой задачи, в том числе орфографической, является постановка вопроса «Что надо узнать?». Навык нахождения орфограмму необходимо специально отрабатывать. Однако при выполнении заданий, приведенных в традиционных учебниках русского языка, учащимся не приходится задумываться над этим: на месте орфограммы они уже видят пропуски букв. Существенно не изменяют положения и такие упражнения, как подчеркивание и группирование орфограмм в написанных словах. Учащиеся сами на слух выделяют орфограммы в слове. Во 2-м классе выделяются три главные опасности - обозначение на письме: - безударного гласного звука; - парного согласного по глухости-звонкости; - звука,которого нет. Возьмем безударный гласный в корне слова. Младшие школьники уже знают, что безударный гласный звук при письме может обозначаться разными буквами. Но правильная для слова — только одна. Ее нужно выбрать. Выберешь не ту - допустишь ошибку. Если гласный стоит в сильной позиции, то буква орфограммой не является. В этом случае смело можно писать букву. Но в русском языке много слов с безударными гласными. Пример: лицо. Поскольку на первоначальном этапе дети не знают правил проверки орфограмм, они работают по схеме: 1) определяю ударный слог; 2) записываю слово с пропуском; 3) делаю выбор Здесь есть выбор букв - значит, это опасное место в слове. Надо задуматься! Эти «опасные места» называются орфограммами, а допущенные в них ошибки - орфографическими. Что же касается согласных звуков, парных по глухости-звонкости, то они не представляют опасности при письме, если стоят: 1) перед гласными (сады), 2) перед непарными звонкими [л], 3) перед [в], [в'] (буква). В этих случаях парные согласные стоят в сильной позиции. Пишем не сомневаясь. А вот орфограммами буквы являются в следующих случаях:
1) на конце слов (гриб, дуб); 2) перед другими согласными, кроме непарных звонких и [в], [в']. Здесь парные стоят в слабой позиции: Рабочая схема — та же: 1) определяю ударный слог; 2) пропускаю орфограмму; 3) выбираю букву. В этот период обучения важно, чтобы дети видели все имеющиеся в слове орфограммы. Если знаешь ответ - пиши, нет - оставляй пропуск или делай выбор букв. Так проводится работу на первоначальном этапе знакомства с безударными гласными и парными согласными. Далее идет работа с однокоренными словами. Вместе с детьми делается вывод, что корень при изменении слова и в однокоренных словах может звучать по-разному, но пишется одинаково. Это и есть главный «секрет» корней. На этом этапе работы учащиеся четко уясняют: чтобы решить орфографическую задачу, надо выбрать правильную букву. Для этого надо применить правило. Дается детям способы проверки для каждой части речи. В это же время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков. Поскольку большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой — в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Во 2-м классе дети поднимаются на новую ступень знаний и умений по орфографии. Это новый этап в процессе формирования осознанных орфографических умений, продолжающий и углубляющий работу, начатую в 1-м классе. Именно здесь оттачивается базовое умение - обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение буквами, т.е. предвидеть, прогнозировать «ошибко-опасные» места-орфограммы. Вместе с детьми мы составляем памятку, которая на длительное время становится руководством для нахождения основной массы орфограмм. Эта памятка называется «Какие буквы нельзя писать на слух». Имея перед собой такую памятку, учащиеся могут выполнять наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, или, как его еще называют, письмо с «дырками». Овладение этим умением означает избавление ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если он не знает, копределить, к какой группе относится слово, а потом выбрать нужное правило.
1. Если слово называет предмет, нужно: — изменить проверяемое слово: ед. ч. - мн. ч. (доска — доски) кто? что? (ед. ч., мн. ч.) (в волнах — волны) много кого? чего? (кружка — кружек'); — подобрать к нему однокоренное слово (бегун - бег). 2. Если слово называет действие, можно применить следующие способы проверки: — изменить проверяемое слово по вопросам: что (с)делает? (плясал — пляшет) что (с)делал? что (с)делаю? что (с)делали? что (с)делать? (бежать — сбегать)', — подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что? (насорил - сор). 3. Если слово называет признак, нужно: — изменить слово по вопросам: каков? (узкий — узок); — подобрать однокоренное слово (крепкий - крепенький). Изучив все способы проверки, учащиеся легко ориентируются в нахождении проверочных слов. Особое внимание уделяю значению слова. От значения слова - к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность. Пример: храбрец - от слова храбрый, кофейник — от слова кофе, писатель — от слова пишет (а пт_нец — от слова птенчик или птица?). Даю задания с ловушками: п_ляны - пыль, т_щить (сумки) - тощий, сл_зает с дерева — слезы, обл_зать ложку - лез. Дети высказывают свои точки зрения, объясняют, доказывают. Верно определили значение слова -0 ошибки не будет. Тема звучит так: «Выбор букв для опасных сочетаний звуков». Вот эти опасные сочетания: [сн] [зн] [ств] [рц] [сн'] [зн'] [нц] (чудесный, звёздный, здравствуй. грустный, солнце, сердце). Довожу до сознания детей, что непроизносимый звук может быть только в тех словах, где есть опасные сочетания. Чтобы узнать, надо писать букву или нет, надо воспользоваться одним из способов проверки корней и подобрать проверочное слово. Если в проверочном слове появился непроизносимый согласный звук — надо писать букву, если не появился - значит, и буквы в этом слове быть не должно. Пример:
чудесный 1) обозначает признак предмета, 2) каков? (чудесен). Систематически провожу на уроках словарную работу. Написание словарных слов дети заучивают наизусть. Орфограмму в слабой позиции подчеркивают. Для лучшего запоминания словарных слов обращаемся к толковому словарю. Когда изучены главные опасности письма и все правила проверки орфограмм, то нельзя оставлять «окошки» в корнях слов. Это считается ошибкой. Конечно, при такой организации работы на выполнение заданий уходит много времени. Но по мере автоматизации навыка определять орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется. Надо понять, что смысл русского языка как учебного предмета вовсе не в том, чтобы зазубрить правила. Оказывается, здесь «есть над чем думать», «есть что понимать». А орфография - это строгая наука, а не случайный подбор скучных правил. Чем яснее становятся закономерности русской орфографии, тем выше собственная орфографическая зоркость.
Заключение Обучение в начальных классах имеет огромное значение, так как именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографических навыков учащихся. Этому помогает использование в процессе обучения правописанию различного занимательного материала. При анализе научно-методической литературы и работы в школе, мы пришли к выводу, что учитель владеет разнообразными наглядными пособиями, занимательным материалом. Однако, констатирующий эксперимент показал, что на уроках письма не всегда остается время для творческой работы, для разнообразия использования методов, активизирующих деятельность учащихся. Это определило актуальность нашей работы и выбор ее темы. Чтобы достичь поставленной в работе цели – рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков мы решили следующие задачи: ü Проанализировали научно-методическую литературу и выяснили, что использование занимательного материала в научно-методических трудах раскрыто неполностью, мало конкретных методических разработок по данной проблеме.
ü Изучили школьную программу, учебники по родному языку и пришли к выводу о том, что в учебно-методических пособиях уделяется недостаточное внимание использованию занимательного и творческого материала. ü Выявили основы и принципы методики формирования орфографических навыков. Указали на трудности, появляющиеся у учащихся при усвоении слов с непроверяемыми написаниями. ü Провели констатирующий эксперимент, на основе анализа которого, мы сделали вывод о недостаточно эффективной методике работы над словами с непроверяемыми написаниями. ü Исходя из вышеизложенного мы разработали свои методические рекомендации по формированию орфографических навыков. Практические рекомендации заключались в следующем: · разделение работы над словом с непроверяемыми написаниями на три этапа; · использование занимательного материала и творческой деятельности учащихся для работы с непроверяемыми написаниями; · обращение внимания на возможности, интересы учащихся; · слова с непроверяемыми написаниями должны усваиваться не изолированно, а в контексте. Литература 1. Арямова О. С., Мали Л. Д. «Этимологический словарик» слов с непроверяемыми написанием // Начальная школа. – 1992. - №2. – с. 19-26. 2. Введенская Л. А., Саакьян Р. А. Наш родной язык. – М., 1971. 3. Ерадкина В. В. Приемы обучения непроверяемым написаниям // Начальная школа. – 1999. - №7-8. – с. 13-17. 4. Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1999. - №1. – с. 23-27. 5. Жедек П. С., Тимченко Е. И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 1989. - №8. – с. 23-28. 6. Живицкая Л. В., Гудзик И. Ф. Словарь русского языка. – Киев, 1988. 7. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – Москва, 1990. 8. Львов М. Р. Работа учащихся над значением слова // Начальная школа. – 1998. - №1. – с. 45-46. 9. Лысенкова С. Н. Методом опережающего обучения. – Москва, 1988. 10. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т. А. Ладыженской. – Москва, 1980. 11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва, 1986. 12. Паустовский К. Золотая роза: Психология творчества. – Москва., 1991. 13. Раицкая Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа. – 1996. - №1. – с. 28-30. 14. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 2005. - №1. – с. 15-16. 15. Русский язык. Энциклопедия. / Под. ред. Ф, П. Филин. – М., 1989. 16. Сергеева Н. Л. Повторим слова с непроверяемым написанием // Начальная школа. – 1987. - №12. – с. 25-27. 17. Современный русский язык. Учебник для вузов. / Под. ред. Д. Э Розенталь. – М., 1984. 18. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – Москва, 1984. 19. Шанский М. Р., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – Москва, 1971.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|