Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная дидактика. Связь дидактики с другими науками

    Современная дидактика - это один из самых разработанных и весьма динамичный раздел педагогики. Постоянное совершенствование процессов, методов и форм обучения, которое происходит во многих странах мира вот уже на протяжении почти пяти столетий вывело дидактику на передний край постоянного совершенствования.

    «Дидактическая система - это организованная педагогическая система, которую представляют взаимосвязанные элементы: образовательные цели; содержание образования и обучения; обучающиеся и их личностные характеристики; обучающие и автоматизирующие средства; организационные формы совместного труда обучающих и обучающихся и дидактические процессы (модели обучения) как способы реализации целей и педагогического процесса в целом.

    И все же дидактика является подсистемой по отношению к педагогической системе. Обобщая богатство имеющихся дидактических концепций, выделяют три - основные:

· традиционную,

· педоцентристскую,

· современную систему дидактики.

    В традиционной системе обучения ведущую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я.А.Коменский, И.Песталоцци, И.Гербарт, и дидактика немецкой классической гимназии.

    В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению - деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Дж. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, В. Лая - теории периода реформ в педагогике в начале XX века.

    «Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны -- преподавание и учение - составляют деятельность обучения, а их дидактическое отношение является предметом дидактики (В. Краевский). Современную концепцию обучения создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогические взгляды группы учителей-новаторов 80-х гг. в России»[3].

    Цели обучения в современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников.

    Сегодня, как и много веков подряд, педагогическая наука в целом и дидактика в частности снова претерпевают изменения, обусловленные инновационными процессами, происходящими в обществе и образовании, а также тенденциями развития самой науки, характером разрешения ее внутренних противоречий. К актуальным проблемам дидактики относят необходимость обогащения терминологии, разработка общей теории единого педагогического процесса, демократизация и гуманизация школы, усиление воспитания в процессе обучения и многие, многие другие.

    В решении своих задач дидактика использует достижения других наук:

· общей психологии при анализе условий формирования мотивационно-потребностной сферы учащихся, внутренних сторон обучения, закономерностей в познавательной деятельности учащихся;

· возрастной психологии и гигиены для понимания механизмов процессов, порождаемых обучением (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), ориентировочных действий, а так же при учете особенностей развития детей, гигиенических особенностей обучения в конкретном классе;

· философии для разработки личностно-ориентированного обучения и других аспектов;

· теории познания для формирования методологической основы процесса обучения, в структуре которого формируется характер и направленность познавательной деятельность учащихся;

· кибернетики при разработке программированного обучения, системно-структурных подходов в организации учебно- воспитательного процесса в школе, алгоритмизации процессов обучения;

· теории воспитания в части воспитывающего образования;

· частных методик для реализация закономерностей обучения.

    Связь проявляется наиболее полно и плодотворно в том случае, когда учитывается единство теории обучения и практики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе мы рассмотрели дидактику как науку, и как часть целостной системы — педагогики. Мы определили предмет, объект дидактики, цели и задачи, функции и инструментарий. В работе нашли отражения и исторические аспекты зарождения и становления дидактики как науки, научные школы и течения, которые повлияли на современное состояние. Показана связь дидактики с другими науками и теориями. В работе отражено современное состояние теории, проблемы и направления дальнейших исследований дидактики. Но после рассмотрения всех вопросов очевидно, что вся ценность этой науки становится понятна только на практике. Дидактика постоянно развивается, и без знаний исторических аспектов развития и становления науки, без анализа и обобщения опыта практикующих учителей, выдвигать новые подходы в разных направлениях дидактики и экспериментировать невозможно и опасно. Конечно все это справедливо в случае, если мы говорим о необходимом постоянном росте дидактики, как науки и постоянном прогрессе в ее развитии.

    «Несмотря на все сложности и противоречия отечественной дидактики, можно констатировать определенные положительные тенденции и сдвиги в ее развитии. Накопленный дидактический потенциал как в рамках дидактики, так и за ее пределами (в частности, в теории педагогического образования) дает основание говорить о качественно новом этапе ее развития - классификации. На этом этапе наука дифференцируется внутри себя: в ней выделяются направления и более частные теории, в совокупности своей покрывающие все пространство дидактики»[10].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XXв./ АПН СССР; [Вступит. ст., с. 5-37, биогр. очерки, сост. и коммент. П.А. Лебедева].- Москва: Педагогика 1990. - 603, [4] с.: ил.; 22 см.

2. Вересов А.И.Введение в дидактику. /А.И.-Вересов Москва: Аграф.-2006.-300 с.

3. Волохова И.В.Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов./ И.В.Волохова -Москва:Просвещение.-2009.-400 с.

4. Грицанов А.А. Антропософия. Новейший философский словарь / Сост.А. А. Грицанов.—Москва: Изд. В. М. Скакун, 1998.— 896с.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / Г.М.Коджаспирова. - Москва: Гардарики, 2004. - 527 с.

6. Пинский А.А. Вальдорфская педагогика: Антология /А.А.Пинский, В.К.Загвоздкин,С.А.Ловягин; под ред. А.А.Пинского.— Москва: Просвещение, 2003.— 494 с.

7. Сластенин В.А.Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф-02-педагогика) /Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; под ред. В.А. Сластенина Междунар. акад. наук пед. образования. - 3-е изд., стер. - Москва: ACADEMIA, 2004. - 566 с.

8. Хуторской А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ А.В.Хуторский - Санкт-Петербург: Питер, 2018 — 720 с.

9. Деревянко А.И. Традиции и инновации в дидактике./А.И.Деревянко //Первое сентября.-2011.-№2.-С.-5

10. Уман А.И.Антропологическая дидактика./А.И.Уман //Вопросы образования.-2011.-№5.-С.-34.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...