Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года




 

Динамика использования профицита и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 - 2011 годах приведена в таблице №14

 

Основные показатели проекта федерального бюджета

2008 год

закон

2008 год

оценка

2009 год

проект

2010 год

проект

2011 год

проект

млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП
Профицит

1943,8

4,6

2484,3

5,6

1902,5

3,7

1413,3

2,4

1521,3

2,3

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

170,3

0,4

-

-

258,9

0,5

451,3

0,8

614,6

0,9

Изменение остатков средств федерального бюджета

-

-

-

-

-2161,4

-4,2

-1864,6

-3,2

-2135,9

-3,2

Источники финансирования дефицита федерального бюджета с учетом изменения остатков средств федерального бюджета

-

-

-

-

-1902,5

-3,7

-1413,3

-2,4

-1521,3

-2,3

 

Анализ динамики показывает, что профицит федерального бюджета включает в себя сальдовые величины по увеличению (привлечению) и уменьшению (погашению) источников финансирования дефицита федерального бюджета, которые в 2009 - 2011 годах увеличиваются как в абсолютных размерах, так и в процентах к ВВП, а также изменение остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета, которые снижаются относительно ВВП с 4,2% до 3,2% и направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Сбалансированность федерального бюджета обеспечивается с учетом концепции ненефтегазового баланса федерального бюджета. Предусматривается, что возникающий в результате такой конструкции федерального бюджета ненефтегазовый дефицит федерального бюджета будет покрываться за счет увеличения источников финансирования дефицита федерального бюджета (сальдо) в 3,6 раза в 2011 году по сравнению с 2008 годом.

Расчет Счетной палаты объемов финансирования ненефтегазового дефицита приведен в следующей таблице №15 (млрд. руб)

 

 

 

2008 г.

2009 г. 2010 г. 2011 г.
закон

оценка

проект проект проект
1 Доходы без учета нефтегазовых доходов 4716,6

4952,6

6234,60

7207,40

8201,5

2

Расходы

7021,9

7412,9

9 024,6

10 320,3

11 317,7

3 Ненефтегазовый дефицит (расчет без учета доходов от управления Резервным фондом и ФНБ) -2305,3

-2460,3

-2790,0

-3112,9

-3116,2

4 % ВВП 5,5

5,6

5,4

5,3

4,6

 

Финансирование ненефтегазового дефицита

5 Нефтегазовый трансферт 2135,0 2135,0

2531,1

2661,6

2501,6

6 % ВВП 5,1*) 4,8

4,9

4,5

3,7

7 Источники финансирования дефицита федерального бюджета 170,3 170,3

258,9

451,3

614,6

8 % ВВП 0,4 0,4

0,5

0,8

0,9

9 Сумма нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета 2305,3 2305,3

2790,0

3112,9

3116,2

  Разница стр 3 - стр.9

0,0

-155

0,0

0,0

0,0

               

 

Счетная палата отмечает, что в расчет ненефтегазового дефицита не включены доходы от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (в 2009 году - 77,2 млрд. рублей, в 2010 году - 160 млрд. рублей, в 2011 году - 216,2 млрд. рублей), что не соответствует статье 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Указанные доходы не включены и в доходы федерального бюджета, что не соответствует статье 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Объем нефтегазового трансферта на 2009 год определен в части 1 статьи 1 законопроекта в размере 2 531,1 млрд. рублей, или 4,9% ВВП, что на 0,6 процентного пункта ниже предельного норматива на 2009 год (не превышает 5,5% ВВП), установленный в статье 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По мнению Счетной палаты, возможно сохранить нефтегазовый трансферт на ранее определенном уровне, уменьшив отчисления в Фонд национального благосостояния (далее - ФНБ) и сократив при этом объемы внутренних заимствований. Предусматривается, что в 2011 году нефтегазовый трансферт составит 2 501,6 млрд. рублей, или 3,7% ВВП, что соответствует нормативу, установленному на 2011 год.

Исходя из сокращения к 2011 году объемов нефтегазового трансферта законопроектом предусмотрено увеличение источников финансирования дефицита федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита.

Динамика источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2008 - 2011 годах приведена в таблице №16 (млрд. руб)

 

 

2008 г.

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

 

198-ФЗ (с изм) *) 198-ФЗ

проект

отклонение 198-ФЗ

проект

отклонение

Проект

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

170,3

234,1

258,9

24,8

332,3

451,3

119,0

614,6

в% ВВП

0,4

0,6

0,5

-0,1

0,7

0,8

0,1

0,9

увеличение источников финансирования дефицита федерального бюджета

-

569,1

609,4

40,3

744,1

882,7

138,6

1100,9

уменьшение источников финансирования дефицита федерального бюджета

-

-335,0

-350,5

15,5

-411,8

-431,4

19,6

-486,3

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

335,3

333,1

374,0

40,9

439,6

581,6

142,0

782,6

увеличение источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

-

541,1

584

42,9

715,7

859,6

143,9

1077,4

уменьшение источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

-

-208,0

-210,0

2,0

-276,1

-278,0

1,9

-294,8

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

-165,0

-99,0

-115,1

16,1

-107,3

-130,3

23,0

-168,0

увеличение источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

-

28,0

25,4

-2,6

28,4

23,1

-5,3

23,5

уменьшение источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

-

-127,0

-140,5

13,5

-135,7

-153,4

17,7

-191,5

 

Анализ динамики показывает, что сальдо источников финансирования дефицита федерального бюджета прогнозируется положительным, что свидетельствует о превышении объемов заимствований над их погашением, будет иметь тенденцию к росту, и в 2011 году в 3,6 раза превысят показатель 2008 года, достигнув 0,9% ВВП.

Увеличиваются объемы привлечений средств за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, в 2011 году будет привлечено в 1,8 раза больше средств, чем в 2009 году, объемы уменьшения (погашения) источников финансирования дефицита федерального бюджета увеличиваются и в 2011 году на 38,7% превысят показатель 2009 года.

Предусмотрено увеличение источников внутреннего финансирования (сальдо), которые в 2011 году в 2,3 раза превысят показатель 2008 года, источники внешнего финансирования будут иметь отрицательное сальдо, которое увеличится в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 1,8%.

Законопроект не предусматривает утверждение источников финансирования дефицита федерального бюджета. По мнению Счетной палаты, в целях соблюдения принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации, источники финансирования дефицита федерального бюджета следует утверждать федеральным законом о федеральном бюджете, для чего целесообразно внести соответствующие изменения в пункт 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета законопроектом скорректированы в сторону увеличения по сравнению с ранее определенными показателями, будут иметь тенденцию к росту, и составят в 2009 году 374 млрд. рублей, к 2011 году увеличатся в 2 раза и составят 782,6 млрд. рублей. Привлечение средств из указанных источников увеличится в 1,8 раза: с 584 млрд. рублей в 2009 году до 1 077,4 млрд. рублей в 2011 году, погашение - в 1,4 раза: с 210 млрд. рублей до 294,8 млрд. рублей.

Данная тенденция соответствует основным целям политики в области государственного долга на 2009 - 2011 годы, направленной на развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг и замену внешних заимствований внутренними.

Счетная палата отмечает, что представленный в материалах к законопроекту "Расчет по статьям классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не содержит показателей изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета, однако, согласно пояснительной записке к законопроекту, планируемые показатели изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета составят в 2009 году минус 2 161,4 млрд. рублей, в 2010 году - минус 1 864,6 млрд. рублей, в 2011 году - минус 2 135,9 млрд. рублей.

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета будут иметь отрицательное сальдо, что свидетельствует о сохранении тенденции превышения объемов погашений внешних заимствований, над их привлечением. Объемы указанных источников будут увеличиваться и составят минус 115,1 млрд. рублей в 2009 году, в 2011 году - минус 168 млрд. рублей, рост в 2011 году по сравнению с 2009 годом составит 146%.

Объем привлечения средств из источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета сократится с 25,4 млрд. рублей в 2009 году до 23,5 млрд. рублей в 2011 году, и составит 92,5% показателя 2009 года, объем погашений возрастет на 36,3%.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...