Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 - 2011 годы




 

Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, приведена в следующей таблице № 17 (млрд. руб)

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста 2011 г. к 2008 г.,%

 

198-ФЗ 198--ФЗ

проект

198-ФЗ

проект

проект

Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в том числе: 369 396,3

429,1

522,9

656,5

857,3

232,3

привлечение средств 463,3 496,7

529,5

671,4

805,0

1 023,8

221,0

погашение основной суммы задолженности -94,25 -100,4

-100,4

-148,4

-148,4

-166,5

176,7

 

Анализ динамики показывает, что законопроектом показатели по операциям с указанными государственными ценными бумагами скорректированы в сторону увеличения. Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов предусматривается положительная динамика сальдо по операциям с ценными бумагами, указанный показатель в 2011 году превысит показатель 2008 года в 2,3 раза.

Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации в 2009 - 2010 годах, согласно данным материалов к законопроекту, не изменятся и составят 12 млрд. рублей ежегодно, в 2011 году сохранятся на уровне 2009 - 2010 годов.

Расчетное значение в 12 млрд. рублей соответствует среднему значению доходов от продажи акций за 2003 - 2007 годы без учета доходов от крупнейших продаж. При этом, в отсутствие в полной мере учета федерального имущества, куда входят и находящиеся в федеральной собственности пакеты акций, невозможно корректно осуществить планирование данного вида поступлений.

Динамика сальдовых значений от реализации и приобретения государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в 2008 - 2011 годах приведена в следующей таблице № 18 (млрд. руб)

 

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста 2011 г. к 2008 г.,%

 

198-ФЗ 198-ФЗ

проект

198-ФЗ

проект

проект

Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней 4,0 2,0 2,0 2,0 2,0

1,0

25,0
поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

15,45

13,45

13,45

13,45

13,45

11,45

74,1

выплаты на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

-11,45

-11,45

-11,45

-11,45

-11,45

-10,45

91,3

 

Анализ динамики показывает, что сальдовые значения от этих операций будут положительными и сократятся в 2011 году на 25% по сравнению с 2008 годом. Предусмотренное законопроектом превышение в 2009 - 2010 годах объема средств, получаемых от реализации ценностей Госфонда России, над объемами средств, выделяемых на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, закрепляет сложившуюся в предыдущие годы тенденцию сокращения государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда России.

Анализ источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 - 2011 годы

 

Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, представлена в следующей таблице №19 (млрд. руб.)

 

 

2008 г.

2009 г.

 

2010 г.

2011 г.

Темп роста 2011 г. к 2008 г.,%

  198-ФЗ 198 - ФЗ

проект

отклонение 198 - ФЗ

проект

отклонение

проект

Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указа - на в иностранной валюте

-95,97

-39,4

-39,4

0,0

-34,4

-35,3 0,9

-83,95

87,5

привлечение средств

0

0

0

0

0

0

0

0

0

погашение основной суммы задолженности.

-95,97

-39,4

-39,4

0

-34,4

-35,3

0,9

-83,95

87,5

 

Анализ динамики показывает, что привлечение средств за счет размещения указанных ценных бумаг не предусматривается, объемы погашений основного долга по ним будут расти, в 2011 году превысят показатель 2009 года в 2 раза и составят 83,95 млрд. рублей, или 87,5% по сравнению с показателем 2008 года. Рост погашений в 2009 - 2011 годах связан с тем, что объемы погашения увеличены по сравнению с графиками погашения в 2009 году на 90,3 млн. долларов США, или на 6%, и в 2010 году - на 73,3 млн. долларов США, или на 5,7%, что обусловлено прогнозированием платежей для исполнения обязательств перед владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа IV и V серий с учетом оплаты непредъявленных держателями облигаций указанных серий и предполагаемой выдачей облигаций указанных серий владельцам блокированных валютных счетов во Внешэкономбанке.

Динамика привлечения и погашения кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, кредиты МФО, иных субъектов международного права, приведена в следующей таблице №20 (млрд. руб)

 

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста 2011 г. к 2008 г.,%

198 - ФЗ 198 - ФЗ

проект

отклонение 198 - ФЗ

проект

отклонение

проект

Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, МФО, иных субъектов международ-ного права, в иностранной валюте, в том числе:

-39,9

-30,2

-33,6

3,4

-28,3

-35

6,7

-31,8

79,7

привлечение средств

18,6

13,4

10,1

-3,3

11,1

5,5

-5,6

2,2

11,8

погашение основной суммы задолженности

-58,5

-43,6

-43,8

0,2

-39,4

-40,5

1,1

-34,0

58,1

 

Анализ динамики показывает, что сальдо между привлечением и погашением указанных иностранных кредитов будет иметь отрицательное значение, это свидетельствует о превышении объемов погашения иностранных кредитов над их привлечением.

Предусмотрено значительное сокращение объемов привлечения иностранных кредитов более чем в 8 раз в 2011 году по сравнению с 2008 годом. Объемы погашений сократятся в 1,7 раза и составят в 2011 году 58,1% показателя 2008 года.


Заключение

 

В утвержденный федеральный бюджет на 2008 - 2010 годы 4 раза вносились изменения, причем в двух случаях (марте и июле 2008 года) корректировались его основные характеристики. В результате доходы по сравнению с первоначально утвержденными параметрами в 2008 году увеличены на 34,9%, в 2009 году - на 27,5%, в 2010 году - на 28,6%, расходы - на 6,9%, 17,4%,19% соответственно, объем профицита превысил установленный в 2008 году в 26,2 раза, в 2009 году - в 53 раза, а в 2010 году бездефицитный бюджет изменен на профицитный с объемом 734,98 млрд. рублей. В свою очередь, параметры основных характеристик законопроекта превышают скорректированные доходы на 2009 и 2010 годы на 14,8 - 12,8%, расходы - на 3,2 - 6,8%, профицит - в 2,5 - 2 раза.

В условиях формирования федерального бюджета на трехлетний период и реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, прогноз должен с большой степенью точности и надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.

Правительству Российской Федерации необходимо ускорить разработку и утверждение долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2023 года, концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, а также федерального закона "О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации".

В Бюджетном послании отмечено, что нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны, существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

Сравнительный анализ структуры расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран "Группы семи" показывает, что доля расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение - ниже всех развитых стран. При этом на 2009 - 2011 годы предусматривается снижение доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации.

Низкой остается в России доля бюджетных расходов на защиту окружающей среды, которая существенно меньше аналогичного показателя в экономически развитых странах. Вместе с тем на высоком уровне сохраняется доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

Объем доходов федерального бюджета законопроектом увеличивается в 2011 году на 43,2% по сравнению с законодательно утвержденным показателем на 2008 год (далее - 2008 год), при этом их доля в ВВП снижается с 21,2% в 2008 году до 19% в 2011 году.

Доля доходов без учета нефтегазовых доходов в общем объеме прогнозируемых доходов федерального бюджета увеличивается с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, в ВВП - с 11,2% до 12,1%, а доля нефтегазовых доходов снижается до 36,1% и 6,9% соответственно. Таким образом, Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.

Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС - 35% (25,7% в 2008 году), таможенных пошлин - 33,4% (38,5%), НДПИ - 11,5% (16,3%), налога на прибыль организаций - 7,3% (7,2%).

Доходы федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, НДС, акцизов, вывозных таможенных пошлин требуют дополнительного обоснования и (или) уточнения. Имеются расхождения между показателями, содержащимися в прогнозе, и показателями, используемыми в расчетах поступлений от ряда налогов. Представляется необходимым в состав показателей прогноза включать те показатели, которые действительно будут использоваться при осуществлении расчетов доходов федерального бюджета.

Неналоговые доходы в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличиваются на 24,1% за счет увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежей при пользовании природными ресурсами.

Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2009 - 2011 годах могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам и таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации, которая на 1 июля 2008 года (без ЕСН и задолженности ликвидированных и признанных банкротом организаций) составила 904,8 млрд. рублей, или 2,1% ВВП.

В целях реализации задач Бюджетного послания Правительству Российской Федерации целесообразно ускорить внесение изменений в налоговое законодательство в части совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен, введения налога на недвижимость, формирования института консолидированной налоговой отчетности, а также принять меры по повышению качества управления государственной собственностью.

Объем расходов в проекте федерального бюджета предусмотрено увеличить в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 4 295,8 млрд. рублей, или на 61,2%, при этом их доля в ВВП увеличивается с 16,6% в 2008 году до 16,7% в 2011 году.

Законопроект устанавливает дополнительно к нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации 22 основания для внесения в 2009 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи, что приведет в ходе исполнения федерального бюджета к значительному перераспределению законодательно утвержденных расходов. Отдельные нормы 5 статьей законопроекта не относятся к сфере ведения федерального закона о федеральном бюджете. Имеются отдельные замечания по двум законопроектам, представленным одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете.

По мнению Счетной палаты, при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе целесообразно привести указанные в Заключении статьи законопроекта в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации, рассмотреть целесообразность включения в закон статей, не относящихся к сфере ведения законопроекта, устранить замечания, касающиеся законопроектов, представленным одновременном с проектом закона о федеральном бюджете.

На основании изложенного Счетная палата полагает необходимым при рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении учесть замечания и предложения, содержащиеся в настоящем Заключении.


Список использованной литературы

 

1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Изд-во Дашков и К. - М.: 2006

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.24.11.2008)

3. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.

4. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

6. Федеральный Закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О Федеральном Бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

7. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". 2008 // Счетная палата Российской Федерации Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин.

8. http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/? id=206

9. http://www.fin-crisis.ru/news/9-0-1

10. http://www.roskazna.ru/

11. http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/Zakluchenia/ACH_ZAKL200810062059/ACH_ZAKL200810062059_p_001. htm

12. http://market-pages.ru/budsyst/23.html

13. http://www.rg.ru/2008/11/26/budjet2009-dok.html

14. http://www.newsland.ru/News/Detail/id/392085/cat/86/? utm_source=yandex. direct&utm_medium=cpc&utm_campaign=economics


[1] примечание: в плоскости бюджетной политики лежит вектор регулирования темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферой как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...