Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности





 

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.

Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

Можно дать следующее обобщенное определение личности. Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей. [7, 14, 21].

Во второй половине XIX - XX веке появилось большое количество психологических теорий, в каждой из которых имел место свой особый взгляд на личность и ее составляющие.

Психодинамическая теория Фрейда;

Индивидуальная психология Адлера;

Аналитическая психология Юнга;

Психосоциальная теория Эриксона;

Теория черт личности Олпорта;

Структурная теория черт личности Кеттелла;

Теория типов личности Айзенка;

Бихевиористическая теория Скиннера;

Теория социального научения Роттера;

Социально - когнитивная теория Бандуры;

Когнитивная теория Келли;

Гуманистическая теория Маслоу;

Феноменологическая теория Роджерса; [7, 14, 21].



У каждого из авторов этих теорий свое представление о личности и ее составляющих. Лишь немногие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами.

Личность - сложно организованная иерархизированная система, которая обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и развивается только в деятельности.

С точки зрения В.С. Мерлина, признак свойств личности - направленность на объекты действительности. Направленность личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями. [14].

Поскольку мы в нашем исследовании рассматривали взаимосвязь черт личности и становления профессионализма психологов, изучаемые нами индивидуальные психологические особенности студентов, получающих психологическое образование, характеризовались в наибольшей степени отношением к окружающим людям. Потому что именно отношение к окружающим людям, принятие их и уважение их чувств и мыслей и определяет в значительной степени успешность работы психолога.

Индивидуальное своеобразие личности часто называют характером. Характер включает в себя как индивидуальные, так и социально-типичные черты, поскольку он формируется как в зависимости от индивидуальных особенностей личности, так и под влиянием общества. Черты характера проявляются только в социально-типичных ситуациях. Примерами черт характера могут быть: ответственность, аккуратность, добросовестность, лень, халатность и др. Характер определяет линию и манеру поведения человека, содержательную сторону его переживаний и интеллектуальной деятельности, определяется качественными особенностями всей психики в целом.

Характер ярче всего проявляется в критических ситуациях, когда мало времени на обдумывание, в привычной обстановке он может маскироваться.

Характер отражает целостность личности и поэтому позволяет прогнозировать и корректировать ожидаемые действия личности. Черты характера помогают либо мешают личности устанавливать взаимоотношения с людьми и отвечать за свое поведение. Характер тесно связан с направленностью личности. Можно рассматривать его как психологический склад личности, выраженный в ее направленности.

Первичные свойства индивида (темперамент) и вторичные свойства индивида (когнитивные и регулирующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, внимание, эмоции и воля) считаются физиологической основой характера. Темперамент представляет собой динамический симптомокомплекс различных свойств индивида, таких как: пластичность, ригидность, интроверсия, экстраверсия, эмоциональность, инертность, реактивность и др. Эти свойства облегчают либо затрудняют формирование черт характера, но не определяют их в полной мере, поскольку на формирование черт характера также влияет социальное бытие индивида. Темперамент влияет на динамическое проявление черт характера, но не определяет их содержательную сторону. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, так как они зависят от типа и свойств нервной системы.

Вторичные свойства индивида проявляются в характере в настойчивости в достижении цели (динамика воли), в специфике проявления эмоций, интеллектуальных особенностях и т.п.

Значительное место в структуре личности занимает мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Именно мотивацией в огромной степени определяется не только выбор человеком профессии и уровень его притязаний, но и его развитие в целом. Если человек не мотивирован на ту или иную деятельность, она не разовьется и напротив, если человек мотивирован ну какую-либо деятельность в значительной степени, он может добиться в ней значительных результатов, даже не имея некоторых необходимых для совершения этой деятельности способностей.

Посредством реализации различных сознательно обоснованных мотивов личность развивается и самовыражается в различных видах деятельности.

Далее нам хотелось бы рассмотреть, что же из себя представляют общие и специальные способности как таковые, а также общие и специальные способности.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.