Понятие управленческих решений и факторы, определяющие их качество
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Читинский государственный университет (ЧитГУ) Заочный факультет
Курсовая работа по дисциплине: Разработка управленческих решений Тема: Стимулирование и кадровое обеспечение при разработке решения и его реализация
2011 г. Содержание Введение 1. Теоретические аспекты разработки управленческих решений и кадровой политики предприятия 1.1 Понятие управленческих решений и факторы, определяющие их качество 1.2 Цели и функции кадровой политики предприятия 2. Особенности стимулирования и кадрового обеспечения при разработке решения на примере предприятия «Росгосстрах-Чита» 2.1 Организационная структура управления и миссия организации 2.2 Оценка кадровой политики и предложения по ее совершенствованию Заключение Список используемых источников Приложение
Введение
В современных условиях все больше экономистов, аналитиков и практических работников приходят к выводу о том, что наиболее актуальной задачей хозяйственной деятельности следует считать выявление критических проблем и поиск их оптимального решения. Потребности в решении возникают лишь только при наличии проблемы, которая в общем, виде характеризуется двумя состояниями - задаваемым (желаемым) и фактическим (прогнозируемым). Рассогласование между этими двумя состояниями предполагает необходимость выработки управленческого решения и контроля за его выполнением. Именно решение является продуктом труда руководителя. Этот продукт является весьма специфическим.
Решения и их последствия затрагивают многих людей и могут сохранять силу воздействия часто на достаточно продолжительные промежутки времени. Решение является личной функцией руководителя, которую он обязан выполнять в процессе управленческого труда. Само содержание процесса управления такого, что принятие решений занимает в нем центральное место. Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы. Выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения является такой вид деятельности, как кадровое обеспечение. В настоящее время функция управления персоналом на отечественных предприятиях постепенно начинает переходить на новый качественный уровень – от исполнения прямых указаний линейного руководства и «тушения пожаров» к целостной самостоятельной упорядоченной системе и способствующей достижению долгосрочных целей организации. Важными составляющими данной системы становятся такие элементы, как кадровая политика, кадровая стратегия и кадровое планирование. Таким образом, кадровая политика, кадровая стратегия и кадровое планирование являются отражением миссии, стратегии и планирования предприятия в плоскости человеческих ресурсов. Исходя из выше изложенного, мы можем констатировать, что тема курсовой работы «Стимулирование и кадровое обеспечение при разработке решения и его реализация» является актуальной на современном этапе рыночной экономики в РФ.
Цель курсовой работы – систематизировать знания, связанные с вопросами разработки управленческих решений и с вопросами кадрового обеспечения в условиях работы современного предприятия на примере предприятия «Росгосстрах-Чита». Задачи работы: 1. Рассмотреть понятие управленческого решения, отметив при этом факторы, определяющие качество управленческих решений. 2. Проанализировать теоретические аспекты кадровой политики предприятия, цели и функции кадровой политики. 3. Провести анализ кадровой политики организации на примере конкретного предприятия. Объектом исследования являются особенности кадровой политики организации на примере предприятия «Росгосстрах-Чита». Предмет исследования – управленческие решения как понятие, структура кадровой политики предприятия, цели кадровой политики. Теоретической и эмпирической базой работы выступали материалы из нижеследующих источников: учебные пособия Базарова Т.Ю. «Управление персоналом», Веснина В.Р. «Основы менеджмента», Уткина Э.А. и Бутовой Т.В. «Менеджмент. Вопросы и ответы» и др. Управленческий решение кадровый политика
Теоретические аспекты разработки управленческих решений и кадровой политики предприятия Понятие управленческих решений и факторы, определяющие их качество
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. В литературе приводятся различные определения данного понятия в зависимости от того, с какой точки зрения автор рассматривает тему. Для дальнейшего исследования используем следующее определение. Управленческое решение – это сознательный волевой акт субъекта управления, принятый им в соответствии с закрепленной компетенцией, в процессе управленческой деятельности и направленный на урегулирование подведомственных отношений. Управленческое решение - основной инструмент воздействия работников муниципальной службы на управляемый объект.
Основные признаки управленческих решений: 1) Субъект управления принимает решение исходя не из собственных потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы. 2) Разработка, принятие и реализация управленческих решений осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом компетенции. 3) Для принятия управленческого решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности. 4) Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем, разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные структуры. 5) Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан. Классификация управленческих решений I. По значимости цели: 1. Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение социально-экономического развития, что является необходимым элементом согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития. 2. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца. 3. Организационные решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью: 1) Запрограммированные решения – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью
2) Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др. 3) Интуитивные решения -это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки. 4) Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что приводит к принятию нерациональных решений. 5) Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса. II. В зависимости от способа фиксации: 1. Документированные решения закрепляются и доводятся до исполнителей в письменной форме. По своему функциональному значению служебные документы делятся на несколько больших групп: 1) Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц или рассчитанные на однократное применение (например, приказ - решение руководителя, наделенного властью в организации, обязательное для исполнения); 2) Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся: · постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и жизнедеятельности управляемого объекта; · распоряжение - правовой акт управления, издаваемый должностными лицами в пределах их компетенции и определенный правовыми документами. Распоряжение - решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными; · решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности коллегиальных органов. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных задач; · поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов руководства хозяйственной деятельностью на территории управляемого объекта (муниципального образования) и его социально-экономического развития;
3) Административно – организационные (регламенты, уставы, положения, инструкции); 4) Организационно – распорядительные (протоколы, договоры, трудовые соглашения); 5) Информационно – справочные (справки, докладные записки, акты, объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма – приглашения); 6) Деловые письма; 7) Финансовые документы; 8) Учетные документы. 2. Устные решения составляют наиболее оперативную часть деятельности управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение. 3. Кодированные решения применяются в автоматизированных системах. Они наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители. По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения. Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации. Выделяют также решения: 1) Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом; 2) Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Функции управленческих решений: 1) Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития; 2) Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества; 3) Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение – понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта. В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. Они принимаются уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого круга подведомственных отношений. Качество управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов: · качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации); · оптимального или рационального характера принимаемого решения; · своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения; · соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления; · квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения; · готовности управляемой системы к исполнению принятых решений. Таким образом, одним из факторов качества управленческого решения является квалификация кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения. Рассмотрим во втором параграфе первой главы данной работы теоретические аспекты кадровой политики предприятия, ее структуру, цели и функции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|