II. Полтика администрации Клинтона
Приход Б.Клинтона в Белый дом совпал с бурными и знаменательными событиями, оказавшими прямое воздействие как на мировую политику, так и на ситуацию, сложившуюся в Западном полушарии. Закончилась «холодная война», завершившаяся геополитическим распадом Советского Союза, доминирующее положение Соединенных Штатов в международных отношениях еще более упрочилось. В Латинской Америке начало 90-х г.г. ознаменовалось впервые в истории приходом к власти в большинстве стран гражданских правительств, ориентированных на западные модели экономического развития и политической организации обществ, консолидацией демократических сил, стремящихся к проведению экономических реформ в неолиберальном духе и утверждением конституционных норм. Все это потребовало от новой администрации Соединенных Штатов модификации латиноамериканской политики своих предшественников - республиканцев, доминантами которой были «жесткий курс» и решение спорных проблем «с позиции силы», в сторону ее смягчения[1]. Положение Б.Клинтона осложнялось тем, что в правящих кругах США сложилась беспрецедентная ситуация - правый республиканский Конгресс при президенте - демократе. Это создавало (и создает) немалые трудности для реализации любых внешнеполитических мероприятий администрации. Именно по этому первые внешнеполитические акции Б.Клинтона в отношении стран ЛАКБ были весьма осторожными и сводились к дистанцированию от наиболее жестких методов республиканцев и заявлениям о поддержке демократических правительств и институтов в Латинской Америке. Для концептуального обеспечения предпосылок внешнеполитического курса демократической администрации, по ее инициативе на авансцену практической деятельности стала возвращаться академическая элита центристского и леволиберального направления, сосредоточенная в таких научных учреждениях, как Центр исследования латиноамериканских программ Университета Джонса Гопкинса, центры международных исследований Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, Колумбийского университета и др., традиционно принимавшие участие в выработке стратегии и тактики латиноамериканской политики Вашингтона, но оттесненные на задний план при администрациях Р.Рейгана и Дж.Буша. Их помощь госдепартаменту в тех условиях представлялась по словам бывшего госсекретаря У.Кристофера, - «весьма своевременной и полезной, поскольку внешнеполитические акции Клинтона (в том числе и в Латинской Америке) сталкиваются с сопротивлением конгресса».
Президент Б.Клинтон, при выработке латиноамериканского курса на ближайшие годы, стремился к достижению двухпартийного консенсуса, который мог бы служить гарантией наиболее эффективной защиты интересов США в регионе. Его программа внешнеполитических действий в Латинской Америке не носила четкого и жесткого характера, как у его республиканских предшественников, а намечала лишь контуры общих подходов и принципов, которые сводились, в основном, к следующему: • поддержка процессов демократизации и обеспечение гарантий основных прав человека; • широкое использование тезиса о том, что демократия и мир в Латинской Америке являются необходимым условием для экономической интеграции и развития; • перемещение центра тяжести латиноамериканской активности Вашингтона из субрегиона Центральной Америки к Югу от Рио Гранде; • совершенствование «межамериканской системы» и проведение реформы Организации американских государств (ОАГ) в направлении скорейшего решения наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются США в Латинской Америке;
• обращение ко всем правительства региона с призывом неукоснительно следовать международным рекомендациям, направленным на искоренение коррупции и разрабатывать собственные механизмы для борьбы с ней, в том числе путем ужесточения действующих законодательств; • комплекс мер по более гармоничному развитию гражданского общества; • особое внимание правительства должны уделить защите окружающей среды и рациональному использованию энергетических ресурсов; • последовательное продолжение антикубинской политики, поддержка кампании в защиту прав человека на Кубе и ужесточение эмбарго с целью смещения существующего режима; • провозглашение самой энергичной борьбы с производителями и торговцами наркотиками и придания ей характера коллективных действий в рамках «межамериканской системы» и при активном содействии со стороны ОАГ и ее органов[2] По замыслу администрации Б.Клинтона ключевую роль в системе современных межамериканских отношений, должен играть Североамериканский договор о свободной торговле. Он вступил в силу 1 января 1994 года, открыв процесс формирования крупнейшего в мире рынка с населением 373 млн. человек и суммарным объемом ВВП в 6,8 трлн. долл. Договор предусматривает поэтапное (в течение 15 лет) устранение таможенных пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле, либерализацию инвестиционного режима, включая предоставление финансовых услуг, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности, разработку совместной программы борьбы с загрязнением окружающей среды. Принимая во внимание чрезвычайно энергичную и заинтересованную позицию Б.Клинтона при конструировании НАФТА и его продвижении через Конгресс США, уместно уточнить, каково же значение зоны свободной торговли в Северной Америке для ее составляющих и, в известной мере, для РФ? По мнению Б.Клинтона, если нынешние тенденции к континентальной интеграции сохранятся, то менее чем через десятилетие Западное полушарие превратится в крупнейший в мире рынок, где 85О млн. потребителей будут приобретать американские товары и услуги на 13 триллионов долларов.
В более приземленном, тактическом плане НАФТА также сулит американской стороне немалые преимущества и выгоды. Так, до вступления НАФТА в силу страны к югу от Панамского канала устанавливали на товары, импортируемые из США, тарифы, в несколько раз более высокие, чем США налагали на товары, импортируемые из стран Латинской Америки. Сейчас эта практика отошла в прошлое. Сняты и высокие тарифы, которые препятствовали экспорту американской сельскохозяйственной продукции в страны Центральной Америки. Особенно стремительно американские компании стали проникать в такие отрасли, как телекоммуникации, электроника и строительство, поскольку именно эти отрасли сулят наиболее заманчивые перспективы в условиях, когда экономика латиноамериканских государств переживает период оживления. В то же время администрация Б.Клинтона не сбрасывает со счетов и отрицательные моменты для США, связанные с НАФТА. Во внешне политическом аспекте - это определенное обострение отношений с Бразилией, претендующей на роль регионального лидера и ориентирующейся на МЕРКОСУР, как на реальную сферу влияния и инструмент защиты своих интересов не только в Южном конусе, но и на всем Латиноамериканском континенте. Это - традиционная (и растущая) конкуренция со стороны Японии, использующей «интеграционный прорыв» США и связанную с ним деятельность для оправдания дальнейшей активизации экспансионистских устремлений в ЛАКБ[3]. Во внутри политическом плане Вашингтон опасается, что расширение интеграции с Мексикой приведет к сокращению рабочих мест или нанесет ущерб американскому мелкому бизнесу. Именно поэтому Клинтон настоял на подписании дополнительного трехстороннего протокола, который призван защищать рабочие места в США и Канаде. Сторонники НАФТА убеждены, что негативные моменты этого соглашения будут снивелированы несомненными выгодами от его реализации. Для другого члена НАФТА - Мексики немаловажную роль сыграли соображения, связанные с повышением национального престижа. Мексика - полуиндустриальное, развивающееся государство, вступила в союз с двумя членами «большой семерки», один из которых - супердержава и главный финансово - индустриальный центр современного мира. Такая ассоциация рассматривалась руководством страны как рост ее международного авторитета.
Основная же цель Мексики при вступлении в НАФТА - получение свободного доступа к достижениям научно - технического прогресса для коренной модернизации экономики и преференциальные условия в торгово - экономических связях с партнерами по блоку, а в дальнейшем и с его потенциальными участниками из стран Латинской Америки. Правящие круги Канады опасались на первых порах, что трехсторонний блок таит угрозу для «особого положения» Канады в двухсторонних отношениях с США, в которых Оттава с 1989 г. пользуется правами привилегированного торгово - экономического партнера. Но в конечном счете они сделали выбор в пользу НАФТА, рассчитывая, что страна сможет конкурировать успешно на мексиканском рынке в таких важных областях, как телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, производство оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетика и, что не менее важно, продовольствие[4]. Как показало время, формирование крупнейшего в мире и в то же время самого узкого по числу членов торгово - экономического блока оказались чрезвычайно сложным, трудоемким и не всегда предсказуемым, хотя и не лишило его участников уверенности в выполнении поставленных целей, несмотря на ряд причин. Так, Соединенные Штаты испытывали явную неудовлетворенность резко негативной позицией Мексики и Канады в связи с подписанием президентом США в мае 1996 г. антикубинского закона Хелмса - Бэртона, затрагивающего интересы канадских и мексиканских предпринимателей. Вашингтон не ожидал также столь интенсивного и быстрого вторжения мексиканских товаров на свои рынки, где они сразу же завоевали популярность по причине их низкой стоимости и сравнительно высокого качества. Так, по данным министерства торгового и промышленного развития Мексики объемы американского экспорта в Мексику неуклонно снижаются. Подобная ситуация вызывает защитную реакцию со стороны американских властей, которые в нарушение положений НАФТА пытаются оградить собственных производителей, особенно в приграничной с Мексикой зоне. Непросто обстоит дело с организацией новых рабочих мест в США, предусматривавшейся соответствующими положениями НАФТА. Напротив, вместе с мексиканскими товарами на территорию США хлынул и мощный поток нелегальных (и легальных) эмигрантов, надеявшихся найти работу в Америке. Их число только в 1996 г. превысило 1 млн. 300 тыс. человек. А общая численность «мексиканской колонии» в США по данным разных источников колеблется от 14 до 15 млн. человек, вызывая недовольство значительной части населения, требующей от администрации Б.Клинтона как можно решительнее перекрыть этот безостановочный поток с юга. Таким образом, следует констатировать, что, несмотря на вступление НАФТА в силу, многие противоречия, определяющие американо - мексиканские отношения, продолжают сохраняться[5].
Определенные выгоды в начальный период действия НАФТА получила Канада, которая рассматривает это соглашение прежде всего как инструмент для широкого экономического проникновения в Мексику, а в дальнейшем и в остальные страны Латинской Америки. Создание зоны свободной торговли, охватывающей весь Американский континент под эгидой НАФТА, привлекает все больше сторонников к Югу от Рио Гранде, тем более, что в договоре имеется специальная статья, предусматривающая возможность присоединения к нему помимо Мексики любой другой латиноамериканской страны. Так, в принципе уже решен вопрос о присоединении к НАФТА Чили, рассматривается вопрос об участии в нем Аргентины и трех других латиноамериканских республик (Колумбия, Коста-Рика, Эквадор). Привлечение к НАФТА возможно большего числа потенциальных участников составляет на данном этапе задачу руководителей латиноамериканской политики США и лично президента Б.Клинтона, который неоднократно обращался с подобным призывом к своим коллегам в Латинской Америке. В середине 1994 года именно он выступил с инициативой проведения в США очередной встречи в верхах представителей американских стран, которая состоялась 9 - 11 декабря в Майами, несмотря на сложную ситуацию в связи с промежуточными выборами в Конгресс. Главы государств и правительства 34 стран Западного полушария осудили терроризм и наркобизнес и наметили ряд конкретных мер по борьбе с ними. По общему мнению главным итогом «Саммита обеих Америк - 94» явилось принципиальное согласие участников, зафиксированное в итоговой декларации, создать зону свободной торговли в Западном полушарии к 2005 году. Следующий - «Саммит Америк - 98», в котором приняли участие лидеры Западного полушария (кроме Ф.Кастро) состоялся в столице Чили с 18 по 19 апреля 1998 года и принял решение «приступить к разработке конкретных мер по созданию к 2005 году зоны свободной торговли на Американском континенте». Министрам торговли было дано указание начать соответствующие переговоры. Б.Клинтон заверил своих коллег, что сделает все, чтобы получить согласие Конгресса США на предоставление ему полномочий решать вопросы, связанные с заключением торговых договоров, относящихся к созданию ПАЗСТ, по упрощенной процедуре[6]. Достаточно четкую и выразительную общую характеристику роли НАФТА в современной политике администрации Б.Клинтона дал Г.Кисинджер, который писал: «Соглашение НАФТА представляет собой важный элемент построений мирового порядка в период после окончания «холодной войны». Убежденность в том, что у Соединенных Штатов нет более неотложной задачи, чем определение свох национальных интересов в мире многочисленных центров власти, глобальной экономики, мгновенной связи и множества этнических групп, стала аксиомой. У Соединенных Штатов нет более конкретного интереса, чем содействие развитию основанных на сотрудничестве отношений в регионе, где преобладают демократические правительства и рыночные экономики». Это сотрудничество, добавим мы, при дальнейшей поддержке Мексики, учете интересов членов МЕРКОСУР и постоянном диалоге с Бразилией, выдержанном в духе максимального сужения круга противоречий, приведет к тому, что соглашение о создании панамериканской зоны свободной торговли может стать реальностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|