Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы нелегальной эмиграции

 

Отношения США с их южным соседом являются важной составной частью истории как самих Соединенных Штатов, так и всей Латинской Америки. На протяжении XVIII-XIX веков североамериканцам и южноамериканцам не удавалось достичь согласия относительно пути социального и политического развития и характера государственных институтов. По замечанию С.А. Семенова, "только после гражданской войны и реконструкции Юга в США, после падений империй в Мексике и Бразилии, диктатур Росаса и Лопесов в Аргентине и Парагвае определились облик социального строя, конституционных форм и контуры государственных границ"[7].

Характер современной американо-мексиканской границы и приграничных отношений между двумя странами определяется наличием нескольких экономических, демографических, этнокультурных факторов. К их числу относятся:

− углубление экономической интеграции и присоединение Мексики к соглашению о свободной торговле;

− социально-демографические изменения в структуре населения Соединенных Штатов;

− эволюция самосознания мексиканского меньшинства (Mexican Americans) в США;

− нарастающее давление иммиграционной волны не только со стороны Мексики, но и других латиноамериканских государств, в частности беженцев и иммигрантов из стран Центральной Америки;

− проблема легализации нескольких миллионов нелегальных иммигрантов - "латинос", в подавляющем своем числе - выходцев из Мексики;

Согласно материалам последней переписи, население США в настоящее время составляет 281,4 млн. чел. Хотя белые американцы продолжают составлять большинство (около 224 млн. чел.) их число за последние десять лет увеличилось лишь на 7%, в то время как число чернокожих американцев возросло на 14% и составило почти 35 млн. чел. Но если в 60-е годы выходцы из Европы составляли 75% от всего числа эмигрантов, то в конце 90-х - только лишь 16%, в то время как доля выходцев из Мексики и стран Латинской Америки возросла с 9% до 51%. В настоящее время в США проживает более 31 млн. выходцев из стран Латинской Америки (без учета нелегалов, которых насчитывается несколько миллионов)[8].

Ожидается, что к 2050 году при сохранении столь интенсивных темпов иммиграции и высокого уровня рождаемости "латинос" обгонят афроамериканцев и станут самым многочисленным этническим меньшинством США, а испанский язык станет вторым по степени распространения.

Отметим, что мексиканцы насчитывают более 20 млн. чел (около 65% всех "латинос") и в подавляющем большинстве живут в пяти штатах - Калифорнии, Аризоне, Нью-Мексико, Техасе и Колорадо. Все эти штаты когда-то являлись мексиканской территорией и были присоединены к Соединенным Штатам в результате аннексии Техаса (1845) и американо-мексиканской войны 1846-1848 гг. Согласно договора Гуадалупе -Идальго (1848) были оформлены новые границы между двумя странами, а все жители захваченных территорий были объявлены американскими гражданами.

Несмотря на сложный характер американо-мексиканских отношений (традиционная неприязнь к гринго и стремление взять реванш за унижение и потерю половины территории страны), на неоднократное вмешательство (в том числе и вооруженное) США в дела Мексики, граница между двумя странами была все это время достаточно прозрачной. Через нее осуществляются крупные торговые перевозки. Родственники по обе стороны границы свободно навещают друг друга. В середине 90-х годов фиксировалось до 320 млн. легальных пересечений границы в обе стороны в год. Мексиканцы тратили на приобретение товаров в США до 35 млрд. долл..

Чтобы оценить процессы развития приграничного сотрудничества и одновременно оценить проблему укрепления безопасности необходимо особо обратить внимание на следующие факторы:

− продолжающаяся концентрация мексиканцев и "латинос" в приграничных штатах 75% легальных и 85% нелегальных иммигрантов живут в шести штатах, пять из которых (за исключением Нью-Джерси) - Калифорния, Нью-Йорк, Флорида, Техас и Иллинойс являются пограничными;

− эволюцию миграционной политики США от жестких ограничений до обсуждения проекта легализации нескольких миллионов "латинос", на протяжении пяти лет проживающих в стране;

− сопоставление жизненного уровня жителей приграничной полосы (в отличие от ситуации на канадо-американской границы в данном случае он далеко не в пользу мексиканцев (пример: уровень зарплаты мексиканца на национальном предприятии составлял 16% от уровня зарплаты американского рабочего). Поступления же от мексиканцев, обосновавшихся в США, в национальную казну Мексики составляют порядка 7 млрд. долл. в год.);

− превращение Мексики в перевалочный пункт для эмиграции выходцев из других латиноамериканских стран. Так, в 1999 г. мексиканские власти репатриировали 153 тыс. гватемальцев, сальвадорцев и гондурасцев;

− проблема "брасерос" и "инодокументадос" как важнейшая составляющая массовой трудовой миграции, в том числе и нелегальной в приграничных районах. В середине 90-х годов американская полиция производила в приграничных районах до 1,1 млн. задержаний, в то время как на территорию страны ежегодно нелегально проникали до 3,3 млн. чел. Ежегодная депортация составляла до 1 млн. чел.;

− актуализация проблемы приграничной эмиграции в общественно- политической жизни США. В 1990-1991 гг. нелегальными иммигрантами было совершено около 68 тыс. различных преступлений. Рост антииммиграционных настроений нашел отражение в общественном мнении: в 1994 г. до 65% американцев выступали за закрытие границы с Мексикой[9].

В результате операции "Держать линию", проведенной властями Техаса в 1993 г. в пограничном районе Эль Пасо - Сьюдад Хуарес, была построена трехметровая железная стена длиной в 20 км. Эта стена вкупе с круглосуточным патрулированием обошлась Соединенным Штатам в 800 тыс.долларов. В Калифорнии на участке Сан-Диего - Тихуана также построена стена длиной в 22 км и высотой в 3 м., оборудованная компьютерной системой. При этом за шесть месяцев 1993 г. в пограничной реке Рио Браво утонули более 80 мексиканцев, пытавшихся нелегально перейти границу. Следует отметить, что кампания по блокированию границы в целом противоречит соглашению НАФТА;

− попытки разрешить проблему иммиграции через развитие социальной и экономической инфраструктуры (создание зон развития, центров социальной адаптации, университетских и учебных центров и т.д.). По данным "Рэнд Корпорейшн", ежегодные доходы мексиканских иммигрантов в середине 90-х годов исчислялись 240 млрд. долл., из которых 90 млрд. выплачивается в виде прямых и косвенных налогов. В то же время социальное обслуживание этих людей не превышало 5 млрд. долл. В свою очередь, мексиканские рабочие отправляли домой от 2,5 до 4 млрд. долл. ежегодно. Наибольшие суммы получали жители приграничных мексиканских штатов Мичоакан, Халиско, Сакатекас.;

− создание свободных зон экономического развития. Наиболее известная форма СЭЗ на американо-мексиканской границе - предприятия особого таможенного режима и экспортной ориентации - "макиладорес" (makilas, makiladores), возникшие в середине 60-х годов прошлого столетия. В начале 90-х насчитывалось 155 предприятий экспортной ориентации, на которых было занято более 300 тыс. мексиканских рабочих. 88,3% всех "макиладорес" в 1994 г. было размещено в пограничных с США штатах, а непосредственно в приграничных районах располагалось 77,2% всех "макиладорес".

Первоначально деятельность предприятий ограничивалась 20 километровой зоной вдоль границы с США, а доля иностранного инвестора не должна была превышать 49%. С 1977 стали возникать чисто мексиканские "макиладорес" с условием, что 20 % использованных на них компонентов (деталей) должны были производисться в Мексике.

В 1994 в Мексике насчитывалось 2121 подобных предприятий, на которых было занято свыше 600 тыс.чел. Доля "макиладорес" в экспорте страны составила 43%, а в импорте - 52%[10].

 

Занятость населения

 

По офиц. данным, безработица в Мексике находится на самом низком уровне за последние 10 лет (в марте 2000 года она составила 2,4%, на конец года безработица ожидалась на уровне 2,5%). Снижение уровня безработицы отмечается в стране, начиная с I кв. 1999г. За I кв. 2000г. было создано 209 тыс. доп. рабочих мест, что свидетельствует о росте по сравнению с аналогичным периодом 1999г. на 5%. Согласно данным Нац. ин-та соцстрахования, открытая безработица за I кв. 2000г. составила 2,3% ЭАН. Однако, скрытая безработица в стране достаточно высока – 22,4%. На конец 1999г. 24% наемных работников и 47% от общего числа не имели права на получение соц. пособий. 13,8% ЭАН страны в 1999г. либо не могли найти работу, либо получали зарплату ниже минимальной. Почти 60% ЭАН (40 млн.чел.) не имеют базового образования, все большее количество мексиканцев вынуждены отказываться от получения образования, плата за которое ежегодно увеличивается в среднем на 6%.

Эффект НАФТА на занятость в Соединенных штатах и Мексике - вопрос, без однозначного ответа. Исследования, проведённые некоторыми экономистами, показывают, что договор привел к потере рабочих мест в Соединенных Штатах. Другие говорят, что Соединенные Штаты наоборот приобретают рабочие места.

"НАФТА и рабочие места - это такие вопросы, на которые невозможно дать категорический ответ," - сказал Ланс Компа, директор трудового законного и экономического исследования для Североамериканской Комиссии Трудового Сотрудничества (North American Commission for Labor Cooperation)[11].

Вашингтон, Округ Колумбия, - (Economic Policy Institute) утверждает, что США потеряли 263,000 рабочих мест из-за "увеличивающегося экспортного дефицита" с тех пор как НАФТА вступила в силу. С другой стороны, Министерство Труда США (Labor Department) сообщило, что только 90,000 американских рабочих получили право участвовать в программе, которая оплачивает переподготовку рабочих, вытесненных НАФТА. И американское и мексиканское правительства сообщают, что безработица уменьшилась за первые три года существования НАФТА.

Безусловно, НАФТА далека от совершенства. По меньшей мере, 150,000 американских рабочих были зарегистрированы как пострадавшие от НАФТА. Некоторые исследователи доводят это число до нескольких сотен тысяч.

Но что-то случилось с "железной логикой" рынка (железная логика глобальной свободной торговли предписывала, что раз рабочие места будут перемещаются южнее границы, то мексиканская заработная плата и жизненный уровень будут приближаться к американским уровням, Мексика станет просторным рынком для потребления товаров американского производства, и торговый баланс между Мексикой и Соединенными Штатами перевесит в пользу США). Ожидаемый рост в аппетитах мексиканских потребителей и покупательной способности товаров американского производства не произошёл. Благоприятный американский торговый баланс с Мексикой в 1992 (5.4 миллиарда долларов) сменился торговым дефицитом в размере l8 миллиардов долларов в 1996. Часть изменений произошла из-за обвала мексиканского песо в 1994, но отрицательный торговый баланс появился ещё до этого.

Заметьте, что этот сдвиг так и не произошёл, потому что мексиканское отечественное производство внезапно начало конкурировать с американскими производителями. Это случилось прежде всего потому, что такие глобальные гиганты как Sony, Matsushita, Samsung и Panasonic поняли, что НАФТА гарантирует их выход на американский рынок через чёрный ход: производить в Мексике, продавать в США. В силу создания североамериканского общего рынка НАФТА, Мексика для торговых целей стала “частью” США. Так что товары, сделанные в Мексике соответствуют американским требованиям. Это избавляет японские и корейские электронные компании от уплаты большинства американских таможенных сборов на произведённые товары, основываясь на мексиканском экспорте.

Таким образом, влияние НАФТА оказалось совсем не тем, что ожидалось. Вместо того чтобы увеличить мексиканскую заработную плату посредством американской экономики, мексиканская экономика повлияла на уменьшение американской заработной платы, а мысль о толпах мексиканцев, пересекающих границу для того чтобы сходить в магазин в Сан Диего осталась только мечтой.

Мексиканская заработная плата остается неизменной, согласно некоторым исследователям, потому что мексиканское правительство осуществляет давление на слабые мексиканские профсоюзы с целью установления низкой заработной платы как стимула для привлечения иностранных инвесторов; и потому что иностранные и мексиканские работодатели сотрудничают через ассоциации торговли макиладорас для того чтобы поддерживать заработную плату на низком уровне, предупреждая друг друга об опасности её увеличения, так как в создавшейся ситуации начнётся борьба предприятий за рабочую силу, следовательно, заработная плата поползёт вверх по спирали. При достаточно низкой заработной плате на макиладорас достигается высокая производительность - в этом и состоит ирония[12].

Квалификация и производительность мексиканских рабочих постоянно растет. Это позволяет мексиканцам конкурировать за высокооплачиваемые американские рабочие места среднего класса. "Мексика очень молодая страна. Она ежегодно поставляет на рынок более миллиона рабочих. Эти люди больше образованы чем в прошлом, это очень хорошая рабочая сила"[13].

Иначе говоря, мексиканский «эффект торможения» американского жизненного уровня, вероятно, усилится в ближайшем будущем. Это изъян, который подрывает свободную торговлю. Пока мексиканская заработная плата остается низкой как следствие правительственной политики, неполноценного трудового права или сговора между предпринимателями, уровень жизни американского среднего класса продолжит падать. Для справедливой и эффективной работы НАФТА должна преодолеть все эти трудности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...