Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные научные концепции изучения психических явлений

Роль современной психологии в совершенствовании правоохранительной деятельности

Современная психология представляет собой обширную систему знаний о поведении человека и групп людей. Имеющиеся в ее распоряжениипсихотехнологии позволяют решать многие практические вопросы, в том числе в сфере правоохранительной практики. Рассмотрим один характерный пример. В 1971году отделом психологического анализа поведения Академии ФБР США впервые был создан психологический портрет преступника в связи с расследованием убийств,совершенных с особой жестокостью. С тех пор этот метод вошел в повседневную практику работы по раскрытию тяжких преступлений. Имеющиеся данные розыскной иследственной практики показывают достаточно высокую эффективность применения этого метода. От 60 до 80 процентов уголовных дел, переданных на консультацию вотдел психологического анализа, раскрываются. В 67 процентах случаев созданный психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника.

В России метод психологического портрета стал активно применяться в последние 5-7 лет. В правоохранительной практикедостаточно известным является факт составления психологического портрета серийного убийцы-маньяка Чикатило психологом из Ростова-на-Дону А. Бухановским.За несколько лет до задержания Чикатило был создан его узнаваемый портрет. Вот - основные характеристики портрета. "Возраст - около 40. Рост 170, плюс-минус10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силы отнюдь не выдающейся. Хронические желудочно-кишечныезаболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно, образование среднетехническое или высшее. Долго работалпреподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например, в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на почвесвоеобразных изменений характера, достигших степени болезненности. Остановиться может только ненадолго, почувствовав обострение опасности".

Очень важными условиями действенности применения психологических знаний являются:

o установка работников правоохранительных органов на активное применение психологических данных в своей деятельности;

o наличие учебных и научно-исследовательских учреждений в правоохранительной сфере, обеспечивающихсистемность и надежность в использовании психологии.

Вспомним один исторический пример. Впервые идею использования пальцевых отпечатков для идентификации личности независимо другот друга высказали Уильям Хоршел в 1877 г. и Генри Фолдс в 1880 г. Они опубликовали по этому поводу специальные статьи. Однако их предложения былиотвергнуты консервативными практиками органов правопорядка. В 1892 г. ученый с мировым именем Фрэнсис Гальтон написал книгу "Пальцевые отпечатки".Только лишь с 1903 г. в Германии и с 1905 г. в Англии, а в остальных странах позже, дактилоскопирование вошло в повседневную практику. То есть потребовалосьчетверть века, чтобы новые данные криминалистической науки вошли в массовую практику работников правоохранительных органов. Конечно, этот пример показываетпечальный опыт взаимодействия науки и практики раскрытия преступлений. Известно, что установка и мотивы практической деятельности связаны спрофессиональной подготовленностью, в том числе в области юридической психологии. Поэтому в настоящее время часто говорят опрофессионально-психологической подготовленности юриста.

В отечественной правоохранительной практике имеется опыт системного применения психологических знаний на базефункционирования специализированных научно-исследовательских учреждений. В 20-е годы нынешнего столетия успешно работали: Государственный институт по изучениюпреступности и преступника с экспериментальным пенитенциарным отделением и криминологической клиникой, кабинеты по изучению преступности и преступника вг.г. Москве, Ростове-на-Дону, Харькове, Минске, Ленинграде, Саратове. В числе основных задач Государственного института по изучению преступности и преступникавходили:

· выявление причин и условий, вызывающих или благоприятствующих развитию преступностивообще и отдельных преступлений в частности;

· изучение успешности применения методов борьбы с преступностью отдельных мер социальной защиты;

· разработка вопросов уголовной политики, в частности,пенитенциарии;

· разработка системы и методов изучения заключенных ипенитенциарного воздействия на них;

· изучение отдельных лиц, представляющих интерес длявыяснения явления преступности;

· изучение влияния отдельных мер исправительно-трудовоговоздействия на заключенных.

В настоящее время также существует ряд научно-исследовательских учреждений в системе правоохранительных органов (ВНИИМВД РФ, Научно-исследовательский институт прокуратуры, НИИ ГУИН Минюста и др.), в которых активно разрабатывается тематика юридической психологии. Слабымзвеном в работе этих учреждений является недостаточный уровень их взаимодействия и как следствие дублирование и несогласованность в выбореисследовательских проблем.

Предмет психологии

Слово "психология" образовано из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука).Таким образом, дословно "психология" - это "наука о душе". Впервые это понятие появилось в работах немецкого философа Христиана Вольфа(1689-1754), в частности, в его книгах "Рациональная психология" и "Эмпирическая психология". Принято считать, что психология какнаучная дисциплина оформилась в конце XIX века в связи с применением научных методов исследования в лаборатории экспериментальной психологии подруководством немецкого ученого В. Вундта. Он впервые ввел в практику психологического исследования метод экспериментальной интроспекции(самонаблюдения). Различные сведения о психике человека появились, естественно, гораздо раньше. Так, еще в конце IY века до нашей эры Аристотель написализвестный трактат "О душе".

Психология - это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, наоснове и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью человека. Предметом психологии является изучение"психики", "психического". Психика - это орган управления поведением и деятельностью человека, на основе складывающихся в его мозгуобразов объективной и субъективной действительности. Таким образом, психика представляет собой:

· субъективный образ объективного мира;

· продукт высокоорганизованной материи - мозга;

· орган управления поведением и деятельностью человека.

Психика выполняет две функции: отражательную (возникновение образа, представления об окружающем мире) и регулятивную(конкретная регуляция поведения человека).

Мир "психического", исходя из разных оснований классификации, включает в себя следующие явления:

1) на основании качественного своеобразия - мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые явления психики;

2) по форме существования психических явлений - психические свойства процессы и состояния;

3) по форме отражения - сознательные и бессознательные психические явления.

Психика человека отражает действительность не зеркально и пассивно, она действует на основе приобретенного опыта, знаний,умений и навыков, изменяя отображаемое и изменяя, в конечном счете, себя. Психика регулирует деятельность человека, но и сама развивается в процессе этойдеятельности. Говоря о субъективном отражении объективного мира, необходимо остановиться на роли сознания в жизни человека. Сознание - это высшая формапсихического отражения, в которой проявляются отношения человека к окружающему миру и его социальный опыт. Важно, что сознание включает в себя знания себя,своего "Я", то есть самосознание. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкретную деятельность, но вместе с тем сознание посредством этойдеятельности формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания человека и его деятельности.

Последние научные данные в психологии позволяют переоценить роль бессознательного (и подсознательного) в регуляции поведениячеловека. Известный исследователь проблем бессознательных явлений, профессор Бассин Ф.В. отмечал, что "разнообразные эксперименты показали, что факторбессознательного участвует в той или иной форме и степени в каждом факте восприятия, в каждом мыслительном процессе, в созревании любой эмоции, вформировании любого поступка, в развертывании любой деятельности". (Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. Знание-сила,1982,N 10,с.37) По его мнению,бессознательное - это всего лишь обобщение, к которому люди прибегают, чтобы отразить способность к регулированию поведения, происходящему без участия сознания.

Основатель психоанализа З. Фрейд вообще считал, что человек наносит себе повреждение не случайно, а под воздействиембессознательных, присущих ему уже от рождения агрессивных тенденций, которые в конкретном случае проявились в стремлении наказать себя и посредством этогонаказать /упрекнуть, пристыдить/ тех, кто породил конфликтную ситуацию и вытекающие из нее последствия. Сам З. Фрейд писал: "Когда кто-нибудь измоих домашних жалуется, что прикусил себе язык, прищемил палец и т.д., то вместо того, чтобы проявить ожидаемое участие я спрашиваю: зачем ты это сделал?...Кроме сознательного, намеренного самоубийства существует еще и полунамеренное самоуничтожение с бессознательным намерением, способным ловкоиспользовать угрожающую опасность и замаскировать ее подвидом случайного несчастья." (Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Изд-е4-ое-М.:1926,с.265).

Кроме чисто бессознательных явлений в психологии выделяют подсознание, понимая под ним некоторое пограничное состояние междусознанием человека и бессознательным восприятием окружающего мира (гипноз, медитационные проявления психики, сон и т.п.). Иногда в этом случае говорят обизменениях состояния сознания (ИСС). Гипноз, например, используется не только в психотерапевтических целях, а и с целью приобретения мгновенного реагированияна опасность. В Академии иррациональной психологии (г. Москва) имеются особые методики обучения будущих телохранителей в состоянии гипноза. Будущие"бойцы" под гипнозом учатся молниеносно и адекватно реагировать на любую опасность, грозящую им или охраняемому лицу. В момент опасности резкообостряются все реакции. Обучающиеся хорошо ориентируются в темноте, могут увернуться от удара и даже от пули.

Поэтому можно утверждать, что кроме сознания и бессознательных явлений существуют переходные, пограничные состояния психики,часто называемых подсознанием.

Безусловно, психология изучает динамику проявления психических явлений. Ее интересует, когда, в каком возрасте, при какихсоциальных условиях формируются мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые явления? Какими характеристиками и закономерностями обладаютпсихические процессы и состояния, в которых проявляются указанные явления? Какие личностные свойства и черты определяют ее индивидуальность? В какойзависимости находятся психические явления от биологических факторов (задатков) и от социальных условий жизнедеятельности человека? Обо всем этом особыйразговор в других темах лекционного курса.

Основные научные концепции изучения психических явлений

В начале ХХ века в психологии сформировалось бихевиоральное направление в изучении поведения человека /бихевиоризм/.Исторически направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера. Суть бихевиорального анализа заключается в приоритете исследований конкретныхдействий и поступков индивида, то есть поведения. Основная формула бихевиоризма - это S-R (стимул и реакция). Представители этого научного направления делаютупор на действиях и поведении человека, а не на его размышлениях по поводу своих действий. Джон Уотсон, один из основателей бихевиоризма, сформулировалего кредо: "Предметом психологии является поведение". Все, что не поддается объективному измерению, по мнению бихевиористов, не подлежитизучению: мысли, размышления, сознание человека, так как их невозможно точно исследовать и зарегистрировать. Поэтому основная задача психологии заключаетсяв определении по реакции вероятного стимула, а по стимулу - определенной реакции. Таким образом, с точки зрения бихевиоризма, личность представляетсобой организованную и устойчивую систему навыков поведения. Один из представителей бихевиоризма американец Толмен в 1948 г. подверг сомнению схемуS-R как слишком упрощенную и ввел между этими двумя параметрами новую переменную 1 (психические процессы индивида, зависящие от его генетики, физиологическогосостояния, прошлого опыта и природы стимула). Формула приобрела вид:S-1-R.

Психоаналитическое направление или фрейдизм. Психоанализ тесно связан с именем З. Фрейда. Он впервые в научной психологиивыдвинул идею о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным. Поведение, по его мнению, подчиняется влияниюподсознательных сил, названных им влечениями. Последние зависят и обусловлены инстинктами, но прежде всего - подавленными желаниями, удовлетворение которых"запрещено" на уровне сознания в связи с определенными социальными нормами и поэтому они вытеснены в область бессознательного. Эти желания,действуя на бессознательном уровне, проявляются в виде сновидений, оговорок, отклонениях в адекватном поведении и оказывают влияние на выбор профессии,творческую деятельность, социальные контакты и т.п. Согласно концепции З. Фрейда, личность человека состоит из трех компонентов:

"ОНО" (бессознательная часть психики, система врожденных инстинктивных влечений как агрессивных, так и сексуальных);"Я" (уровень сознания);

"СВЕРХ-Я" (носитель моральных стандартов общества и критик поведения).

В силу действия "СВЕРХ-Я" - развивается конфликт между "Я" и "ОНО". Для спасения от конфликтаприменяются различные средства психологической защиты: вытеснение, подавление, проекция, рационализация и др. В поздних работах З. Фрейд пишет о существованиидвух основных категорий инстинктов:

1) служащих цели сохранения жизни (инстинкт любви - Эрос);

2) противодействующих жизни и стремящихся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти - Танатос).

Теория З. Фрейда во множестве модификаций представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В.Рейха и др.

Гуманистическое направление. Эта научная концепция ставит в центр своей методологии личность, которая является центром в принятиирешения и контролирует свое будущее. Основная позиция направления декларирует, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, аконтроль и принятие решений находятся внутри самого человека, а не в его окружении. Основные понятия теории: человеческое существование; принятиерешения /выбор/ и соответствующее ему действие; интенциональность. Один из основателей гуманистического направления в психологии К. Роджерс подчеркивалответственность человека за свои действия и решения, наличие у него изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации илисамовыражения. К числу представителей этого научного направления следует отнести следующих психологов: Р. Перлза, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла идр.

Трансперсональная психология. Это научное направление в психологии появилось в 60-е годы ХХ века. Ее представители (К.Юнг, С. Гроф, Тойч и др.) пытаются обосновать новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать характеристики психических явлений, не получившиедостаточного развития в рамках психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Прежде всего это относится к предельным возможностям психики, в томчисле к мистическим переживаниям и мистическому сознанию. Предметом трансперсональной психологии является изучение "психологии за пределамиличности", так называемых измененных состояний сознания. Переживания в связи с измененными состояниями сознания могут вести к смене ценностей, духовномуперерождению и обретению целостности личности. Разрабатывается модель души человека, в которой признаются значимость духовного и космического измерений.Используются в теории понятия бессознательного коллективного, сверхсознания и др. В основе трансперсональной психологии лежат психоанализ и восточныефилософско-психологические системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...