Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы, методы и структура современной психологии

Психология в своем объяснении психической жизни исходит из ряда принципов:

· единства сознания личности и деятельности /сознание и деятельность индивида непротивоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание представляет собой внутренний план деятельности, ее программу. В связи с этимпринципом рассматривают два взаимосвязанных процесса - интериоризацию и экстериоризацию. Интериоризация представляет собой присвоение опыта,приобретение знаний, умений, навыков, новых личностных качеств. Экстериоризация, наоборот, характеризует внешнее развертывание деятельности, еедействия и поступки на основе приобретенных психических образований/;

· развития психики, сознания в деятельности (психическиеявления могут быть правильно и адекватно объяснены, если они рассматриваются как продукт и результат деятельности человека);

· генетического (или исторического) подхода к пониманиюпсихического (сущность) генетического принципа состоит в том, что изучаемые психические явления рассматриваются в динамике, как процессы, и психологстремится восстановить все моменты развития психики индивида, изучить все психологические факты в их конкретной истории. Этот принцип образовал метод"продольного" изучения личности ребенка ("лонгитюдный метод");

· детерминизма (этот принцип исходит из того, что психика определяется также образом жизни человека и изменяется вместе сизменениями образа жизни);

· системности (все психические явления взаимосвязаны ивзаимообусловленны, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга).

К числу основных методов психологии относят:

· методы психодиагностики личности и группы людей;

· методы психокоррекции и восстановления работоспособности человека;

· методы психологического консультирования;

· методы психогигиены и психопрофилактики;

· методы психологической экспертизы.

Ни один из указанных методов не приведет к успеху, если отсутствует психологическая информация об индивиде или группе. Поэтомупервой и основной задачей часто является психодиагностическое обследование личности. Методы изучения психических явлений можно разделить следующимобразом:

а) метод прямого наблюдения собственной психической жизни /самонаблюдение, интроспекция/ и психики других людей,отражающейся в их поведении, деятельности и творчестве, в том числе использование результатов наблюдения экспертов и соответствующих экспертныхоценок;

б) метод управляемого наблюдения, к которому относят, во-первых, естественный эксперимент, то есть наблюдение за человеком всвязи с воздействием на него определенных раздражителей в естественных (полевых) условиях, (например, выполнение профессионального задания) и,во-вторых, лабораторный эксперимент, заключающийся в исследовании психических явлений в лаборатории с использованием специальных приборов и приспособлений;

в) психодиагностические методы - тесты, к которым обычно относят личностные тестовые опросники (Айзенка, Кэтелла, Шмишека,Леонгарда, Личко и др.), проективные методы (Роршаха, Розенцвейга и др.), методы определения способностей (тесты умственной одаренности Айзенка, матрицыРавена и др.), социометрические опросы и тесты приемлемости для исследования группы людей (Морено, Богардус, Фидлер, Лири и др.).

Структура современной психологии включает разнообразные отрасли психологических знаний. Важное общеметодологическоезначение для всех других отраслей психологии имеют общая и социальная психология. Общая психология изучает основные закономерности возникновения ифункционирования психических явлений в деятельности и поведении человека. Социальная психология исследует механизмы и закономерности человеческогообщения, взаимодействия и взаимоотношений в группах людей, а также комплексные групповые явления (социально-психологический климат, групповые ценности инормы, групповое мнение и др.). Предметом возрастной психологии является изучение психологических фактов, механизмов и закономерностей, связанных свозрастным развитием человека и генезисом различных психических функций в связи с обучением, воспитанием и приобретением социального опыта.

Выделяют много отраслей психологии, связанных с изучением психологии человека и групп при осуществлении различных видовпрофессиональной деятельности (педагогическая, юридическая, военная, спортивная, космическая, медицинская психология и др.). Особое место занимаютзоопсихология и специальная психология (психология слабослышащих, слабовидящих и др.). Все отрасли психологии тесно связаны с общей и социальной психологией,выбирая для себя общепсихологическую и социально-психологическую информацию, необходимую для построения конкретной области психологических знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.: Юрист,1996

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10

3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб.: тип. "Энергия", 1902

4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.:Академия управления МВД России,1998

5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986

6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. - Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979

7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. "Вопросы психологии",1972, N2

8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995

9. Джемс У. Психология - М.:1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова - М.:"Юрист",1995

11. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР,1979

12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК",1994

13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г.,Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.:МВД РФ,1997

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...