Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы и пути совершенствования кредитования юридических лиц в условиях современной экономики Казахстана.




 

  Для экономики современного Казахстана большое значение имеет банковское кредитование, позволяющее организациям использовать значительные заемные ресурсы для расширения производства и обращения продукции. Кредитование юридических лиц как фундаментальная составляющая деятельности банков является существенным источником инвестиций, содействует непрерывности и ускорению воспроизводственного процесса, укреплению экономического потенциала субъектов хозяйствования и способно занять основное место в объеме банковских операций, приносящих доход. Но, все же, обладая значительными позитивными качествами, кредитование предприятий в современной экономике Казахстана не реализовало их еще в полной мере.

Формирование кредитных отношений между банками и заемщиками на основе кредитных договоров имеет ряд специфических проблем, характерных именно для нынешнего состояния казахстанской экономической реальности. Наличие данных проблем позволяет говорить о необходимости существенной корректировки, как кредитной политики банков, так и методологии регулирования их деятельности со стороны ЦБ РК.

Сектор малого и среднего бизнеса является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться[2].Здесь создается и циркулирует значительная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для крупного и корпоративного бизнеса. Однако на сегодняшний день остаются нерешенными многие проблемы связанные с развитием малого и среднего предпринимательства в Казахстане.

В Казахстане уровень развития малого и среднего бизнеса в настоящее время не соответствует потребностям экономики страны. Рост производства продукции работ услуг на малых и средних предприятиях явно не отражает их потенциала в формировании ВВП в Казахстане. По-прежнему низкой остается доля малых предприятий в ВВП. Если в большинстве стран этот показатель превышает 50 % а в некоторых доходит и до 70% то в Казахстане в 2008 г. Этот показатель составил около 17%. Для сравнения доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии, Японии колеблется от 50 до 55%[3].

В 2008 году банковский портфель кредитов малому и среднему бизнесу составил 68 млрд.долл.[4]

В современных условиях развития рынка кредитования субъектов малого и среднего бизнеса коммерческими банками выделяют три основных сценария развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса:

1. Оптимистический в условиях которого будет создан нормативно-правовой механизм, финансовая отчетность станет «прозрачной», рост малого и среднего бизнеса будет иметь большой масштаб, что позволит увеличить рынок кредитования до 300 млрд. долл.[5]

2. Стабильный, т.е. будет создан механизм субсидирования процентных ставок и осуществлена государственная поддержка малого и среднего бизнеса решены проблемы с залоговым обеспечением предприятий, что позволит увеличить рынок кредитования до 200-250 млрд. долл.[6]

3. Негативный - произойдет изменение кредитной политики коммерческими банками, будут иметь место разногласия в законодательном обеспечении функционировании предприятий малого и среднего бизнеса при этом объем рынка кредитования составит 150 млрд. долл.[7]

Последние несколько лет кредитование малого и среднего бизнеса (МСБ) росло небывалыми темпами. Объем выданных средств увеличивался в геометрической прогрессии. Большинство банков начало развивать специализированные программы кредитования малого бизнеса в 2005-2006 гг., настоящий бум кредитования МСБ пришелся на 2007 год - первую половину 2008 г. Этот период охарактеризовался возросшей конкуренцией среди банков и, как следствие, улучшением условий для клиентов. Были увеличены сроки и суммы кредитов, снижены ставки и требования к залогам, упрощена и ускорена процедура принятия кредитных решений. Сервис стал качественнее, в отделениях появились специализированные консультанты.

Современная казахстанская экономика переживает кризисные времена: об этом говорят уже несколько месяцев ведущие эксперты всех служб и министр финансов Алексей Кудрин[8]. В связи с мировым финансовым кризисом кредитные организации были вынуждены в последние месяцы пересмотреть принципы кредитования малого бизнеса. Проблемы кредитования бизнеса, в первую очередь, проявились из-за повышения процентных ставок. Так, увеличение произошло в среднем на 5–8%. Если последние два года стоимость кредитов малому бизнесу неуклонно снижалась в среднем по рынку с 18 до 14% годовых, то за последние несколько месяцев ставки в сфере кредитования малого и среднего бизнеса ускоренными темпами росли и сегодня составляют уже 18-20% в тн и 14-18% в валюте[9].

Эксперты утверждают, что субъекты малого и среднего бизнеса продемонстрировали отсутствие готовности к кризису, поэтому сегодня перед многими жестко встала проблема выживания, а вопросы расширения деятельности ушли на второй план. Еще в начале 2008 года кредитование малого и среднего бизнеса банки рассматривали как перспективное направление деятельности, но конец 2008 и начало 2009 года убедительно показали, что кредитование, в целом, и кредитование юридических лиц, в частности, переживает трудности и имеет смутные перспективы. В связи с таким положением дел программы развития малого и среднего бизнеса на период 2009–2010 годов были заморожены, а альтернативные предложения пока не сформировались. Объем кредитования малого бизнеса не превышает 3 % общего объема кредитных портфелей банков. Главным препятствием для его увеличения становится жесткая позиция ЦБ РК, который в большинстве случаев рассматривает кредиты малым предприятиям как проблемные и безнадежные ссуды из-за недостаточного обеспечения и требует создания резервов в размере половины либо полной суммы кредита. Спрос на кредиты в малом бизнесе удовлетворяется менее чем на 30 %. [10]

Малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом. За последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80 %. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15 – 17 %.[11]

Возвращаясь к вопросу ужесточения требования к заемщикам можно резюмировать, что кредитование бизнеса в каждом конкретном случае зависит от перспективы хорошей адаптации в нынешних условиях в выбранном сегменте реального сектора экономики. При рассмотрении заявки банки обращают особое внимание на возможность оперативной корректировки или переориентации бизнеса, поскольку это является преимуществом именно представителей малого бизнеса перед гигантами индустрии. Но кредитование малого и среднего бизнеса строится не только на возможностях его быстрого реагирования на изменения экономической ситуации и конъюнктуры рынка, но также зависит от кредитной истории. Этот фактор имел большое значение во все времена и не зависит ни от каких кризисов. Именно поэтому целесообразно кредитование бизнеса проводить по всем правилам. Каждый предприниматель, подавая заявку, должен быть готов к вопросам о перспективах развития собственного бизнеса и должен уметь обосновать планируемую прибыль, расходы и сроки возврата долга. В этом случае у него не возникнет проблемы кредитования, и он сможет получить требуемую сумму. Среди бизнесменов сложилось представление, что кредитование юридических лиц выполняется кредитными организациями менее охотно, чем этих же предпринимателей в качестве физических лиц. Эта ситуация объясняется довольно просто – контроль за доходом физического заемщика на практике осуществить гораздо проще, чем аналогичный контроль за деятельностью даже небольшой организации. В реальности разницы для получения кредита физическим или юридическим лицом нет (условия и ставки практически одинаковые), поэтому, если организация способна убедительно подтвердить свои доходы, то проблемы кредитования обойдут эту организацию стороной.

Основными проблемами, возникающими при кредитовании малого и среднего бизнеса являются следующие факторы:

1. Одной из основных проблем является использование нелегитимных схем ведения бизнеса, ведение «двойной «бухгалтерии», а также умышленное сокрытие полной информации (в первую очередь, об имеющихся долгах). Примерно в половине случаев отчетность не отражает реального финансово-экономического состояния деятельности предприятия. Зачастую заемщик не отдает себе отчета, что первой и главной жертвой в такой ситуации выступит его собственный бизнес: значительное увеличение долговой нагрузки приведет к ухудшению финансовых показателей деятельности предприятия. В то время как в ряде банков практикуется возможность индивидуального рассмотрения финансового положения компании и разработка более гибких условий погашения кредита. Ведь низкий уровень прозрачности бизнеса не позволяет в полной мере подойти к его анализу и оценке;

2.Вторая проблема – нехватка надежных залогов. Следует, однако, отметить, что в последнее время требования к залогу становятся менее строгими. В качестве залога банки принимают квартиры или жилые дома с земельным участком, а залогодателем может выступать как учредитель (генеральный директор), так и третье лицо. Но часть предприятий не имеет своей собственности, которую можно предложить в качестве залога. Помещения, оборудование, транспорт, как правило, могут арендоваться, а производимый товар не обладает достаточной степенью ликвидности. У ряда банков стали появляться также стандартные кредитные продукты для данной категории клиентов, которые предоставляются без залога. Тем не менее, для большинства банков при определении процентной ставки немаловажным фактором является ликвидность предоставляемого заемщиком залогового обеспечения: чем ликвиднее залог, тем дешевле обойдется кредит. Если некоторые программы не предусматривают залогового обеспечения, за это придется расплачиваться повышенными процентами, ограниченными суммами и сроками кредитования;

3. Следующая проблема, с которой сталкиваются многие предприниматели, планирующие начать собственный бизнес, это то, что не каждый банк возьмется за кредитование нового предприятия. Такой бизнес в банковских кругах принято называть «старт-ап». Обычно банк начинает свою работу с клиентом с анализа риска и финансовых показателей прошлых лет. Банки полагают, что кредитование малого бизнеса на стадии его создания сопряжено со значительными рисками и не кредитует «стартовый бизнес». Если же это «старт-ап», то потенциальному клиенту просто нечего предоставить банку для анализа. В таких ситуациях клиенты зачастую используют средства банка, не сообщая ему о целях кредитования, например, руководители предприятий, оформляют кредиты как физические лица, т.е. по средством механизмов потребительского кредитования. Для погашения таких кредитов они в последствии будут вынуждены изымать денежные средства из оборота и обналичивать их;

 Еще одним проблемным этапом в получении средств на развитие бизнеса является составление качественного бизнес-плана. Прежде чем идти в банк, предприниматель должен изучить сегмент рынка, в котором он планирует работать, оценить свои возможности и нужды, чтобы сформировать максимально реалистичный и адекватный условиям рынка бизнес-план. Зачастую именно невысокая финансовая грамотность владельцев малых предприятий, неумение четко сформулировать свои потребности в финансировании и достойно представить свой бизнес приводит к получению отказа со стороны банка. Многие предприниматели даже не имеют расчетного счета, и не могут предоставить необходимые для кредитования документы вследствие отсутствия правильно оформленной бухгалтерской отчетности. Часть заемщиков не планируют свои кредитные займы, другие даже не знают, как с умом можно было бы потратить денежные средства, третьи не могут составить бизнес план и т.д. Банки же предпочитают работать с дисциплинированными и ответственными заемщиками, грамотно планирующими развитие своего бизнеса.

Немаловажной проблемой является то, что большинство предприятий имеют нестабильное финансовое положение, занимают неустойчивую позицию на рынке, имеют нерегулярный доход, вызывая сомнения в своей платежеспособности. Также укрываясь от уплаты налогов предприятия не все свои обороты проводят по расчетному счету, вследствие чего снижается лимит кредитования или же предприятие получает отказ от банка.

Сами бизнесмены приводят несколько другие данные. Согласно статистике[12], порядка 15% представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 19% годовых. Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, которую привели около 23% предпринимателей, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500-700 тысяч тн. Это мало даже для “малого” предприятия, не говоря уже о среднем. Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае если залогом являются, например продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности.

Итак, выделим основные проблемы кредитования нового бизнеса:

создаваемый бизнес – зона повышенных кредитных рисков для банка;

отсутствие стабильного дохода, т.е. невозможность произвести анализ и оценку бизнеса, оценить платежеспособность заемщика;

отсутствие залогового обеспечения и поручителей;

недостаточно развитая методология оценки банковских рисков;

отсутствие четких банковских механизмов анализа бизнес проектов.

Обобщая всё сказанное выше, можно сказать, что малый или средний бизнес, который имеет наиболее высокие шансы получить необходимый ему кредит в требуемом размере – это предприятие, оперирующее на рынке данного региона не менее полугода, приносящее своим владельцам стабильную прибыль, а также имеющее чёткие перспективы развития. Если же говорить о общем о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего бизнеса, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет.[13]

Не смотря на сложности, развитие кредитования  имеет положительные перспективы. Связано это, в первую очередь с тем, что государство серьезно относится к вопросам оказания поддержки малого бизнеса, о чем регулярно высказывается глава нашей страны. Например, крупные банки поощряют постоянных клиентов. Это выражается в упрощённой форме получения кредита, а также в снижении процентной ставки. Так, например, хорошая кредитная история может снизить процентную ставку на 0,5%[14]. Для бухгалтерии малого предприятия принципы кредитования также имеют свои положительные аспекты: списание процентов по кредиту на «внереализационные» расходы, снижение налогооблагаемой базы на прибыль, использование в качестве залога не только имущества и активов компании, но и товаров в обороте. Поэтому можно сказать, что кредитование малого и среднего бизнеса имеет положительные перспективы, не смотря на кризис. Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Основная же задача банков в условиях развития кредитования – повышение доверия предпринимателей к своим банковским продуктам. Важно понять, что банк не противник малого бизнеса, а деловой партнер. Банк тоже заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса.[15]

Основными направлениями совершенствования системы кредитования малого и среднего бизнеса должны стать:

разработка мероприятий по снижению рисков кредитования малых субъектов предпринимательства;

внедрение стандартизированных процедур, позволяющих снизить себестоимость операций по кредитованию и сократить срок рассмотрения заявок предприятий;

увеличение срочности пассивов, что позволит снизить разрывы между активами и пассивами по срокам востребования и погашения;

осуществление мероприятий на федеральном и региональном уровне по созданию «благоприятной среды» для малых субъектов предпринимательства.

Реализация перечисленных направлений позволит к 2020 году довести долю выданных кредитов малому бизнесу до 20 % к ВВП.[16]

Решение всего комплекса этих вопросов возможно при наличии продуманной государственной политики поддержки малого предпринимательства, поддержки муниципальных программ развития малого бизнеса. Сейчас изменения происходят молниеносно, поэтому нельзя, единожды разработав законопроект, удержать данный бизнес в его рамках. Необходимо динамичное изменение законодательной базы, согласованное с требованиями рынка.

Одновременно с мерами по расширению кредитования малого бизнеса банками, необходимо продолжать работу по развитию операций по предоставлению микрозаймов небанковскими кредитными организациями. Цель такой работы – расширить доступ к заемным средствам той части населения, для которой по тем или иным причинам ограничен доступ к банковским услугам (в силу удаленности населенного пункта, малых объемов запрашиваемых средств, отсутствия кредитной истории, малого размера предприятия и т. п.). При этом, стимулируя через выдачу займов развитие малого, затем среднего предпринимательства, микрофинансовые организации растят законопослушную, добросовестную банковскую клиентуру.

Должна быть обеспечена доступность денежно-кредитных ресурсов каждому гражданину страны, каждому субъекту малого бизнеса, каждой организации, для этого в каждом населенном пункте, как городском, так и сельском, на каждом крупном предприятии должны быть условия для деятельности микрофинансовой организации. В таких условиях оценочный размер рынка микрофинансирования к 2020 году составит около 4 млрд. тн.

Микрокредитование это приоритетное направление, развитие которого интенсивно стимулируется в настоящий момент. На данный момент уже разработана концепция развития микрофинансирования для предприятий, где работает не более 15 человек. Таких субъектов хозяйствования в РК насчитывается уже около трех миллионов. Концепция рассчитана на два ближайших года и предполагает создание специально ориентированных программ финансовой поддержки для начинающих предпринимателей и формирование их кредитных историй уже в качестве бизнес-субъектов, а не физических лиц. Осуществляться микрофинансирование будет по ставке порядка 20 процентов годовых. Сроки выдачи определены как один-два дня, а сроки погашения будут колебаться в районе 5-6 месяцев.[17]

Развитие такой сферы как кредитование малого и среднего бизнеса позволит Казахстану не оказаться в ситуации «голландской болезни». Главный признак которой – это неумение управлять деньгами, а не их отсутствие. Вопрос сегодня не в том много их или мало, а на что и сколько их употребить. Следовательно, возможна только стратегия массового, стандартизированного подхода к клиентуре, относящейся к малым и средним компаниям, характерная для развитого банковского бизнеса, действующего в комплексе с консалтинговыми, страховыми, лизинговыми и другими подобными компаниями.

В настоящий момент лидером в области кредитования юридических лиц является Сбербанк России (более 1млрд. тн. в 2008г), при этом он постоянно увеличивает свою клиентскую базу, расширяет спектр оказываемых услуг. Сбербанк, предлагает на данный момент одни из самых выгодных условий. С первого сентября он увеличил максимальные сроки залогового кредитования с трех до пяти лет, а беззалогового – с полутора лет до двух. Кроме того, под категорию «малый бизнес» сейчас подпадают все предприятия с годовой выручкой до 150 млн. тн. против обозначенных ранее 60 млн. тн. Используя свое основное преимущество – региональную сеть – Сбербанк планирует развивать работу специализированных центров развития малого бизнеса, которые помимо стандартных услуг (открытие и ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание, кредитование) будут заниматься оказанием и консалтинговых услуг для своих клиентов. [18]

Согласно Стратегии развития Сбербанка до 2014 года главными источниками развития конкурентных преимуществ в области обслуживания юридических лиц станут сочетание его ресурсной базы и возможностей с использованием потенциала по охвату клиентской базы, построение на базе существующей инфраструктуры и коллектива сотрудников первоклассной системы организации продаж и обслуживания корпоративных клиентов. Для достижения этих целей в рамках реализации Стратегии работа будет сосредоточена на четырех основных направлениях:

1. Построение лучшей в стране системы и организации продаж и обслуживания корпоративных клиентов. За счет максимально четкой фокусировки на потребностях клиента и знания специфики его работы клиентский менеджер обеспечит предоставление комплексного обслуживания и высокое качество предоставляемых услуг, повысит эффективность работы с клиентом за счет активизации перекрестных продаж. Будут формализованы система обслуживания и организации продаж и система планирования операций с клиентами.

2. Дифференциация модели работы Банка и продуктового предложения по трем ключевым сегментам: крупным, средним и малым предприятиям. Необходимость дифференциации подходов к обслуживанию этих клиентских групп обусловлена существенными отличиями в потребностях клиентов в зависимости от размера их бизнеса, различной степенью охвата и проникновения Банка на различных рынках. Все три сегмента клиентов (малый, средний, крупный бизнес) имеют равный приоритет для Сбербанка: их прогнозная доля в экономическом результате корпоративного блока Банка к 2014 г. будет примерно одинакова. При этом наибольший прирост ожидается в сегменте средней клиентуры.

3. Развитие продуктового ряда будет нацелено на обеспечение возможности продажи клиентам всей линейки банковских продуктов, адаптированных под нужды соответствующих сегментов. Для крупных и средних клиентов Банк усилит свои позиции по предложению услуг в области управления активами и корпоративных финансов. Для средних и малых клиентов будет расширена продуктовая линейка в сфере предоставления краткосрочных и среднесрочных средств (например, факторинг, лизинг, экспресс-кредиты и т.д.). Кроме того, для всех категорий клиентов предполагается совершенствование продуктов расчетно-кассового обслуживания и управления ликвидностью.

4. Оптимизация внутренних технологий и процессов предоставления банковских услуг будет направлена на их упрощение, стандартизацию и автоматизацию. Это позволит, в частности, повысить эффективность процесса принятия кредитных решений, облегчить документооборот, формализовать и сделать более масштабируемой систему аналитической оценки по ряду кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса.

 

 

Заключение

 

Основным условием развития финансовых услуг является стабилизация экономической ситуации в стране. В последние годы мы наблюдаем устойчивое улучшение макроэкономического климата, который характеризуется общим ростом экономики, и в том числе производственного сектора, снижением темпов инфляции, ростом розничного товарооборота, реальных доходов населения и т.д. Происходят глубокие изменения в области законодательства, фискальной, бюджетной политики, структурных реформ. При этом очень важно, что эти изменения происходят в стабильной политической и социальной обстановке. Таким образом, можно отметить, что последние 4-5 лет предоставляли крайне благоприятные возможности для развития рынка финансовых услуг. На этом фоне происходят серьезные качественные изменения в кредитовании юридических лиц, а между тем кредитование, проектное финансирование и вложения в долговые ценные бумаги юридических лиц - главное направление размещения ресурсов, содействующее развитию национальной экономики, поддержке отечественного производителя товаров и услуг.

Сбербанк России — это лидер банковской системы стран СНГ, основа ее стабильности и надежности. Присутствие Банка во всех секторах рынка банковских услуг делают его альтернативой любому другому банку России и обеспечивает функционирование банковской системы страны в любых условиях.

В послекризисный период Сбербанк России существенно расширил кредитование реального сектора экономики. Доля отраслей реальной экономики в кредитном портфеле Сбербанка повысилась в 1,7 раза, с 55 до 90%. Сумма кредитов выданных предприятиям этого сектора, увеличилась в 6,7 раза, с 38 до 255 млрд. тн. Объем инвестиционных кредитов, выданных Сбербанком достиг к началу 35 млрд. тн. Наиболее крупные инвестиционные кредиты были предоставлены предприятиям газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, химии и нефтехимии, черной и цветной металлургии, судостроительной, авиационной, телекоммуникаций и пищевой промышленности, а также экспортным проектам оборонной промышленности. Подобная динамика объема и структуры кредитного портфеля убедительное свидетельство весомого вклада Сбербанка в подъем российской экономики.

Кредитование юридических лиц – одна из основных операций и филиала Сбербанка РФ в Павлодарской области. Ей уделяется первостепенное внимание. Павлодарский банк СБ РФ располагает широчайшим спектром услуг для корпоративных клиентов и заинтересован в укреплении и расширении сотрудничества с клиентами. Весь комплекс услуг предлагается банком на основе гибкой тарифной политики и призван способствовать эффективному и безопасному развитию бизнеса клиентов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...