Из дневниковой записи, ноябрь 1985 года.
"…В воскресенье в сквере почти никого нет. Бреду по снегу, занятый размышлениями о рукописи: никак не даётся новая глава. И вообще не нравится вся работа, что-то не так, хотя я без пощады к себе погоняю эти серые лошади будни… Слышу тонкий дребезжащий голосок и прихожу в себя. Старуха в чёрном пальтишке до пят спрашивает: – Картошка есть в магазине? – Не знаю, – я пожимаю плечами, – Я с почты. Неожиданно хрипловатый мужской бас за спиной отвечает: – Есть картошка, но очередь человек на сто. В глазах старухи встаёт ужас, но она бредёт туда, в очередь".
Из дневниковой записи, август 1986-го: "В булочной меня поразил необычный гвалт и суета. Смотрю в угол, где люди, перегибаясь один через другого, хватают из ящика пакеты. Подхожу: это овсяное печенье. Его набирают впрок, жадно, проворно. Беру два пакета и проталкиваюсь к концу очереди. Вокруг душно, черно, чадно. Когда подходит очередь, слышу как невзрачная женщина в халате кричит: "Тише! Раздухарились!" – и ворчливо замечает кассирше: – Больше я это печенье завозить не стану. Обойдутся!" Она в таком грязном халате, будто только сейчас из окопов. Из-за стойки её незаметно, по заду облапывает грузчик, приговаривая: "Бабы сеют, бабы жнут – мужики учёт ведут". Петроний Арбитр писал в "Сатириконе": "…поневоле приходится бесноваться среди бесноватых" [140] .
Петроний Арбитр – римский писатель, был обречён на смерть императором Нероном. С семнадцатого зачернели безбрежные "хвосты". Помню, голодный 1946 год – первый послевоенный год. Я уже был в Саратове в 6-й роте Суворовского военного училища. Мы каждое утро в шесть строем выходили за ворота училища для получасовой прогулки-зарядки: часть быстрым шагом, часть рысью – и всё по обледенелым булыжным мостовым (город почти не чистили, да и машин таких не было). Темень непроглядная. В окнах реденькие огни. Народ был выбит на фронте и ещё не успел заместиться детьми и пришлым деревенским людом. Кое-где вьюга мотает одинокие фонари. Снег воет, метёт по самой земле. И почти неразличимые полукилометровые очереди: чёрные безмолвные ленты людей перед хлебными магазинами – только чтобы отоварить карточки, не купить вдосталь, а отоварить свои 300 граммов черняшки; белого хлеба не было и в помине, как и других продуктов… В ту зиму от бесхлебья умерли сотни тысяч людей на Кубани и по югу России…
В послевоенных очередях люди верили: лучше будет. И стало ведь лучше. А потом… потом в 1960-1980-е смотришь, бывало, на такую очередь – и, ей-Богу, жить не хочется. Опять! И до каких пор! С 1960-х завелись "короли"-мясники, "знакомые продавщицы из промтоварного" – подлинные хозяева жизни. Уже ничто не значили твоё образование и честный труд. Вся жизнь заелозила, поехала вкривь и вкось – по "блату". Жизнь прибирали к рукам спекулянты, фарцовщики, всякие оборотистые личности… Это были начатки будущего "рыночного" общества. И весь накал жизни с семнадцатого – насколько нервов и сил может хватить? С 1960-х годов явно стало не хватать. Люди стали с надеждой и завистью поглядывать на другую жизнь, что за самым дальним небосклоном. От такой вечно натянутой жизни люди черствели. Я всё менее узнавал их. Война развила в народе необыкновенное братство (ещё бы, выживи в тех условиях!), а тут на моих глазах жизнь расползалась на какую-то грязную блатёжную рвань, на допущенных к благам и недопущенных. Я вдруг узнал, что в армии завелась какая-то "дедовщина", о которой мы, офицеры, тридцатых, сороковых и пятидесятых годов и представления иметь не имели: отношения строились на товариществе, на одном общем чувстве братстве. Всё общее: "котёл", кусок хлеба, наряды, невзгоды, риск – умри, но прикрой друга, а друзьями были все, кто носил солдатскую робу…
Примеры из моих дневников вроде бы о пустяках. Подумаешь, перебои в торговле, им всегда сопутствуют очереди, хамство, усталость… Есть вещи и посерьёзнее. Но это были не перебои в торговле, а провал в работе сельского хозяйства. То самое коренное дело, которое десятилетиями не способна была решить советская власть. Каждый кусок мяса надо было брать с боя в очередях и так едва ли не каждый день. А вопрос был прост: в оплате. Платили бы колхозникам в валюте, как американцам и канадцам при покупке нами зерна, так завалили бы страну любыми продуктами. Мы не стали этого делать и и не делали почти 30 лет, исправно покупая зерно за рубежом. При Сталине такое даже и помыслить было невозможно. А недовольство народа накапливалось, росли обиды на неравное положение людей в обществе, крепло скрытое желание покончить с особым положением "номенклатуры" от района до политбюро. Всё это ржой разъедало общество. Запад уже мнился верхом решения всех трудностей. Не здесь, а там был социализм. И мы в него шагнули… Смолоду прореха – под старость дыра. Мы думали, что живём, а мы уже давно летели в бездну… Строптивая тишина этой ночи. Я сегодня особенно устал от себя. Смотрю на город: дома, отданные в нищету… Жизнь в современной России не для меня – это, как разлука, с самим собой… Да все дни глаза болят от переработки, все дни…… Я встретить радость мнил… (Баратынский) Еврейский голос останкинского телевидения (ложнорусского телевидения) сразу узнаваем. В общем-то, он всё время звучит с экрана, но в ряде случаев эта нерусскость звучания невыносимо режет слух, особенно заметна: прежде всего в случаях, когда речь заходит о русской истории и когда предметом разговора или передачи становятся США – подобострастие, льстивое угодничество так и брызжут с экрана. В чеченскую войну останкинское телевидение повело себя не как русское, а выражение чеченское, ибо во всём проявляло сущностную враждебность России. Останкинское телевидение год за годом приучает нас к лицу еврея или еврейки, а точнее – отучает от облика русского человека. Чтоб свыклись… Русское славянское лицо отступает в тень, уступая хозяйское место еврею.
Однако для лица еврея, которое с утра до ночи маячит на всех программах Останкино и Шаболовки, подходит (уместнее) Тель-Авив, но никак не Москва столица русского народа. За последние 100 лет без малого русские и не управляли своим государством. Случайно ли? Плеханов, как выдающийся марксист-материалист, утверждал: случайность есть точка пересечения необходимых процессов. Значит, по необходимости процессов, о которых мы ничего не ведаем, русские не должны управлять своей страной?… И не управляют. Нельзя же принимать за представителя народа это… Останкинское телевидение как бы свою основную задачу видит в развращении и унижении народа. Этим, похоже, заняты его известные программы. Весьма существенная часть их служит якобы раскрепощению нравов. Здесь людям усердно навязываются противоестественные и бесстыдные половые представления, свойственные слепому, скотскому инстинкту, но не людям. Такие связи как, скажем, гомосексуализм, уже самой природой выведены из разряда нормальных, ибо от них невозможны дети. Однако здоровым полноценным людям вдалбливается представление о чуть ли не превосходстве и желательности подобных отношений. Зачем? Не потому ли, что извращенные отношения не в состоянии привести к возникновению детей? Но если отвлечься от этой скрытой стороны деятельности останкинских пожирателей жизни, то и тогда почти всё, что проповедует это телевидение, есть грязь и грязь. В данном случае, как нездоровое, как совершенно очевидное отклонение природы можно навязывать здоровым людям? И зачем, зачем?!. Преследовать за противоестественные половые связи такого рода нелепо, но навязывание и обучение им общества уже есть безусловное ПРЕСТУПЛЕНИЕ – и оно должно уголовно преследоваться. "Добро невозможно без оскорбления зла" – это замечательная мысль Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), неистового революционера, но прежде всего честного человека.
Нет, мы ещё очень снисходительны в оценках. На руинах России мы слишком снисходительны. Зло надо не только обнажать и оскорблять, его надо карать… Какая-то малорослая, вдрызг намазанная бабёнка (и бабьего-то в ней не разглядишь), да ещё лобик в два пальца, – изрекает пошлости и скотство под видом "прогресса" в любовных отношениях, а зал ей внимает и соглашается. Ну что ж, удостоимся чести стать "передовыми". Зачем всё это? Не будет семьи – не будет народа, не будет государства, не будет ничего достойного, кроме животных отправлений вместо любви… Другой полуплешивый господин, урыльник сковородой, месяц за месяцем с усмешечками и ужимочками заставляет молодых женщин раздеваться перед всем светом догола и вообще говорить и делать всяческие гадости. Разврати душу – и получишь власть над людьми. Любовь – это не только и не столько половое чувство, это итог развития человеческой цивилизации: культуры, сознания, ума. Это величайшее достижение человечества, а уподабливают похоти. Одновременно происходит развращение детей и юношества. Это тоже оборачивается загниванием и, как следствие, ослаблением народа. Это же телевидение всячески воспевает проституцию. Шлюхи – почётные и желанные гостьи целых передач. Так, 24 июля 1998 года восторженно-благожелательному общению с проститутками оказался посвещен целый час на телеканале "Культура"! А радио меж тем распевает песню о путанах девицах, позорно торгующих собой – что может быть гаже?… Но и проституция прямым образом связана с сокращением рождаемости и развращением детей и юношества: неизбежных множественных жертв подобных передач. А ночные ведущие останкинского телевидения? Какие-то потусторонние призраки? Не лица людей, а маски. Вообще, что за мерзость господствует на ночных экранах. Какой-то замогильный бред… Спирт и наркотики разрушают личность, подрывают здоровье. Наркоманы редко доживают до половины обычной жизни. Спирт делает то же самое, но несколько растянуто. Табак отравляет кровь, калечит организм… И наркомания, и спирт, и табак ведут к быстрому сокращению населения, ослабляя его умственные и психические способности. Права человека… Всё бьёт по количеству населения. Россия, потеряв за ельцинско-демократические годы 4 млн. человек, приблизительно столько же и не дородила (тех, что рожала прежде). Стало быть, потери за 1992-1998-е годы гораздо больше, нежели 4 млн. душ. Они составляют около 5-6 млн. и подтягиваются к 7-8 млн.! Ай да "всенародно избранный"! Зачем войны, коли можно так истреблять народ. И обратите внимание: передач, посвященных мужеству, отваге, уму, образцам великой жертвенности и дружбы – ничтожный ручеёк по сравнению с всеохватывающим останкинским потоком растления.
Всё зло невозможно без общей поддержки людей. Следовательно, нужно растлить, растлевать людей. А это означает, что всё в искусстве следует рассматривать именно с данных позиций: в растление или нет. Сокращение русского населения является заветной целью масонско-сионистского отребья. Ему страшна и неприемлема большая и могучая Россия. Товар – деньги – товар… Родина-мать, как же не уберегли тебя, как же отдали на глумление… Из метро "Маяковская" поднимаюсь на Садовую, напротив ресторана "София". На два шага впереди медленно переступает истощённо-худая женщина с внушительным рюкзаком и связкой коротких досок в руках. Очевидно, для ремонта. Она не несёт их, а как бы тянет. Тянет всё своё усталое тело. Она в заношенном пальто не то синего, не то фиолетового цвета. На немолодом бледном, распаренном лице бусинки пота. Мягко беру у неё доски: "Я вам помогу". Она шепчет: "Вам самим тяжело". Эта высокая лестница впереди чудится ей ужасом. Она шепчет: "Сейчас такси такое дорогое. Вот всё на себе. Одна я, милый…" Потом, наверху, уже среди грохота машин и людской толкотни, смотрю на город своего детства, юности, молодости и с невыразимой печалью и горечью выговариваю: "Одни и мы! Не наш город. Отнят наш город…" О растлении и оболванивании. Пабло Пикассо родился в 1881 году, умер за девяносто. Он был знаменитейшим художником. Испанец по крови, он считал себя французом. Между прочим, этот незаурядный человек вступил в коммунистическую партию Франции. На одном из последних своих юбилеев Пабло Пикассо выступил с таким откровением: "Многие из вас становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с искусством. Люди уже не ищут в искусстве утешения и чего-то высокого. Самая утончённая часть (я бы сказал, извращённая. – Ю.В.)… требуют нового, оригинального, экстравагантного и скандального, и я, начиная от кубизма и далее, доставлял удовольствие этим господам и критикам всевозможными экстравагантностями, которые мне приходили в голову. И чем меньше их понимали, тем больше мной поражались. И чем больше я забавлялся всеми этими играми, всеми этими загадками, ребусами и арабесками, тем больше приходила ко мне слава. А слава для художника – значит распродажа, прибыли, богатства. Сейчас я, как знаете, известен и очень богат, но, когда я остаюсь наедине с самим собой, у меня не хватает смелости увидеть в себе художника в старом, великом значении этого слова. Джотто и Тициан, Рембрандт и Гойя были великими художниками. Я всего лишь развлекатель публики, который понял своё время. Это моё признание горько и больно, но оно заслуживает того, чтобы быть искренним…" У власти одна задача: оглупить и разложить волю народа. Иду и повторяю: "Заброшенный народ! Заброшенный народ!…" Смысл патриотизма заключается в том, чтобы держать интересы Отечества выше частных интересов людей и отдельных их сообществ. Это необходимо для выживания ВСЕХ ЛЮДЕЙ, ВСЕГО НАРОДА. Разумеется, это не повод для оправдания духовного подавления личности. О России словами Овидия можно сказать[141]: "Горькие слезы её – это была моя кровь". Эта кровь невыносимо жжёт, кажется, струится не кровь, а расплавленный металл… Я любил Овидия и собрал всё, что было издано его на русском языке. Во власть позора брошено всё. Заседаний, конференций, съездов, конгрессов и т.п. с каждым годом всё больше и больше, а жизнь всё хуже и гаже, подлее[142]. И сколько же таких радиостанций – каких угодно: американских, французских, немецких… Но никогда – русских (российских сколько угодно, но не русских)! Здесь звучат голоса Америки, Израиля, да кого угодно, но только не русской земли. О русской земле и не вспоминают. Русская народная музыка (и любимые песни) звучит как милостыня. Впрочем, она и не звучит. Деньги все качают русские – от русского пота и труда, а станции, как и всё прочее, не русские, чуждаются русского, в лучшем случае – извиняюще снисходительны к русскому… Образцовая американская радиостанция на русской земле. Все эти радиостанции давно уже позабыли, что русская речь не тараторенная. Она плавная и мелодичная. Редким злопыхательством к русской земле пронизана телепередача "Катастрофы недели". К примеру, клеймится русская бомба, сброшенная на Новую Землю в 1961 году. А кто первый открыл атомную эру? Американцы без всякой военной нужды, как это выяснилось позже, бомбардировали Хиросиму и Нагасаки. Цель была одна: запугать Москву. Об этом господа из телепередачи не издают ни звука, как и о варварских испытаниях ядерного оружия на атоллах Тихого океана, причём до последнего времени. Гадостью и гадостью поливается Россия, её военные усилия. Да не имей мы ядерного оружия и ракет, нас уже давно разодрали бы на части, как Югославию… Воистину: разврати душу – и получишь тело. Не правда ли, восхитительна жизнь этого нового капиталистического государства под названием Российская республика. Ну хотя бы эта чехарда министров и директоров ФСБ, за подобие которой когда-то столь травили последнего самодержца. Распутина, правда, ещё не хватает, но, по определению нынешних порядков одним из политиков, "у нас коллективный Распутин". Бодро оповещают о подобных перемещениях дикторы новостей, присовокупляя сообщения о новых грабежах, о забастовках, о подложных разорениях (очередных ограблениях), модах, фестивалях, очередном месте отдыха для президента, стоимостью в 50 млн. долларов, не заикаясь, однако, о растущей всеобщей нищете. У власти она задана: оглупить и разложить волю народа. До конца честно никто не расскажет с экрана телевизора или по радио, как могучее государство превратилось в убогое и беспомощное, как оно занимает огромные суммы за границей, а радио и телевидение после заходятся от восторга, сообщая о займах. Да где это видано, дабы долг являлся благом?! А наш долг под десятки миллиардов долларов – вечная кабала и вечная жизнь международной побирушкой. Разорим, растащим – займем. Вот это власть! И политику-то крутят все те, кто превратил могучее государство в карликовое, в беспомощное и пользуется за это всеми благами и почестями. Вот уж извращение! Политическая и денежная жадность этих людей не ведает пределов, она, как и вселенная, бесконечна, суля народу бесконечные тяготы и беды. Ничего более грязного и бесчестного, да и преступного, чем нынешняя российская демократическая власть, представить себе невозможно да и не всегда хватит воображения… Она изобретает ложь за ложью и сама же начинает верить в обман, потому что другого уже ничего не остаётся. Независимое останкинское телевидение ждёт, как и радио вкупе с газетами, всегда ждёт команды, чтобы раздавить, закидать грязью, обесславить, затравить, разделаться с тем, на кого укажут власти или денежные мешки, а то замолчать навек, будто человек и не жил. Везде и во всём ищет оно грязь Всему тужится приписать низменное. Да здравствует свобода быть свиньями?! Почитание Горького сионистами исходит исключительно из его отношения к России, как дну жизни. В книгах его Россия – чёрная, скособоченная и недобрая, с каким-то незрелым сознанием, кабацки опасная и разрушительная. Царапнув молодой частью своей жизни по её дну: проституткам, бродягам, пьяницам, ворью, сам бродяжничая, – он вообразил, будто вся Россия именно такая, другой нет и не бывает. Он с презрением относился к русской церкви и оставил о ней самые недобрые слова. Это был хулитель русской жизни, порождение прозападного взгляда на Россию. Недаром он так желал поражения России в первой мировой войне, боясь, что Россия навалится своим "100-миллионым брюхом" на Европу. Выкрикнув раз: "Человек это звучит гордо!", – он всё остальное время могильным червём копался во внутренностях неживого человека, ища там солнца и блеска дня. Либеральная и советская России отплатили ему сторицей: по всей Руси ему красуются памятники, все города имеют улицы его имени, клубы и заводы его имени. И никого столько не издают и не издавали… Конечно, не все творения его изображают Россию сборищем пьяниц и бродяг. У него есть и светлые рассказы, но свет их гасится той бесконечной злой путаницей в его сознании, которую он принимал за русскую жизнь. У нас есть немало одарённых писателей, которые оставили чудные вещи о России и русских людях, но о них мало кто ведает. Их именами не названы ни одна школа, ни одна библиотека. Да разве могут быть такие в чести? Даже Шолохов забывается почти при жизни, но не Горький. Горький угождал процессу национального разрушения России, и за это был возвеличен сверх всякой меры. В этом вся правда. Есть ли в наших названиях, к примеру, хоть что-то от памяти редчайшего мастера русской словесности Николая Семёновича Лескова (1831-1895)? А ведь это умелец, мастер, мастерище выделки русского слова, самой изящной и затейливо-тонкой резьбы по русскому древу словесности. И не будет таких названий. Лесков же не разрушал русскую национальную жизнь. Сталин явился для Горького своеобразным возмездием за оскорбление русской жизни. Возвеличив, он задушил его в своих объятиях. Двое морских офицеров остановились на тропинке в парке, что сбоку моего дома. Они очень заметны в чёрных шинелях. Один из них поднял палку, повертел, стряхнул от снега – и принялся сковыривать пробку с бутылки водки. Сейчас им станет хорошо… Грянул гром да не из тучи, а из навозной кучи. В России демократическая мысль развалилась, расползлась, перепрев в воровстве и обмане. Остались от её высоких установок и лозунгов лишь нищета и повсеместная проституция – вот и вся правда "эпохальных" реформ. Было есть и будет: нечистоплотные цели рождают нечистоплотные действия. Демократия должна быть подчинена целям национального развития государства. Свобода не является только принадлежностью демократии – это неотъемлемое свойство жизни. Стремление к свободе является естественным состоянием всего живого на земле. В то же время несвобода может быть вполне присуща и демократическим режимам, как у нас в России. Экономика может делать человека несвободным и непрерывно это делает. Шопенгауэр вывел точную формулу: "Человек сын нужды, а не свободный ум"[143]. Нищета и нужда (кстати, "нужда" на древнерусском означает "труд"), да просто крайне стеснённые материальные условия жизни, превращают человека в раба в свободном по всем установлениям государстве: действует парламент, выходят газеты, которые пишут как будто, что угодно. Помните отзыв Отто Бисмарка о газетах? Большой лист бумаги, испачканный типографской краской. По нашим дням, ежели бы только типографской… Впереди, загораживая вагон, стоят двое, они только вошли в трамвай. Тот, что покрепче и повыше, говорит громко, не стесняясь. Сам смеётся своим словам. У него под мышкой газета, навёрнутая на бутылку. Его дружок кивает на бутылку в газете: "Ты что пьёшь?" "Всё, что горит!" Они смеются. Тщедушный человек сидит со мной на задней скамейке. Он осторожно приоткрывает сумку и гладит по головке маленькую собачку. Потом, смотрит на меня. Мы улыбаемся, по-моему, понравились другу другу. От улыбки мне легче. Какая-то мгла пала в это утро мне на сердце… И ещё об одной печальной и кровавой исторической тяжбе. Бывший начальник Бюро No1 МТБ СССР по разведывательно-диверсионной работе за границей генерал-лейтенант Павел Анатольевич Судоплатов рассказывает в своих воспоминаниях "Разведка и Кремль": "Говоря о преступном массовом уничтожении польских военнопленных и попытках Хрущёва и Горбачёва скрыть эту трагедию, надо отметить и то обстоятельство, что, возможно, расстрел поляков в 1940 году был своего рода мщением, сведением счётов с отпетыми антисоветчиками, польскими офицерами, за уничтожение сорока тысяч (по разным данным разные цифры) наших военнопленных в польских концентрационных лагерях после поражения Красной Армии в 1920 году под Варшавой" [144] . "Когда Хмельницкий в 1648 году призывал западнорусский народ восстать против поляков, то он в своём универсале счёл нужным вспомнить и о самых древних русских временах, – о временах савроматов и руссов, славных и в Азии, о том, как поляки, составлявшие с ними одно едино, отделились, забрались за Вислу к Одеру, наделали много разбойнических бед другим народам и как, повернувшись назад, захватили беззаконно русские области" (Коялович. С. 92). "Одно едино" с русскими составляли и украинцы, и белорусы. Никто не вспоминает замученных и расстрелянных поляками ЗА 20 ЛЕТ ДО КАТЫНИ 40 ТЫС. РУССКИХ, но травят русских за уничтожение 16 тыс. польских офицеров в Катыни и других местах! Печальная судьба русских – ложиться безвестными в могилы. Но отныне мы отказываемся принимать упрёки за Катынь. Нам очень неприятен и другой факт. Дело в том, что после отпадения Польши от Русской империи (сразу за октябрьским переворотом) в Варшаве оказался варварски разрушен и сметён величественный кафедральный православный собор, воздвигнутый по проекту академика Л. Н. Бенуа. Мы же всегда молчим. Белый свет не стоит, а врос в великую ложь. Что до русского удержания Польши: Речь Посполитая до середины XX столетия самостоятельно существовать не могла; достаточно почитать на сей счёт воспоминания Бисмарка. Я не буду его приводить. Его рассуждения есть в моей книге о Великой Отечественной войне. Не займи русские Польшу, в ней господствовала бы Германия, это совершенно точно. И ещё не известно, какое зло оказалось бы горше. Лето 1819 года выдающийся русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин с семьёй по приглашению Александра I жил в Царском. По возвращении с польского сейма, который Александр I ездил открывать, он повстречался с Карамзиным (1766-1826). В беседе самодержец сообщил о своём августейшем желании восстановить Польшу в её древних границах, отдав ей всю Западную Россию. Карамзин очень разволновался, однако не посмел возразить. Дома Николай Михайлович составил записку, которую и вручил вскоре самодержцу. "…Вы думаете восстановить древнее королевство польское, но сие восстановление, согласно ли с законом государственного блага России? Согласно ли с Вашими священными обязанностями?… Можете ли с мирною совестию отнять у нас Белоруссию, Литву, Волынию, Подолию, утвержденную собственность России ещё до Вашего царствования? Не клянутся ли государи блюсти целость своих держав? Сии земли были уже Россиею, когда митрополит Платон вручал Вам венец Мономаха, Петра, Екатерины… Доселе нашим государственным правилом было: ни пяди ни врагу, ни другу! Наполеон мог завоевать Россию, но Вы, хотя и самодержец, не могли договором уступить ему ни одной хижины русской… Вы… уподобите ли Россию бездушной, бессловесной собственности… Я слышу русских и знаю их. Мы лишились бы не только прекрасных областей, но и любви к царю, остыли бы душою к отечеству, видя оное игралищем самовластного произвола… Не опустел бы, конечно, дворец, вы и тогда имели бы министров, генералов, но они служили бы не отечеству, а единственно своим личным выгодам, как наёмники, как истинные рабы…" [145] Тут ничего не надо объяснять или добавлять. По своим взглядам Карамзин, конечно же, был чистокровный славянофил (славянолюб), как, впрочем, и любой порядочный русский.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|