Европейская скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство первой половины XX века
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11 Взаимодействие западноевропейских культур в первой половине XX века ПЛАН: Европейская культура первой половины XX века: общая характеристика Модернизм и авангард Европейская скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство первой половины XX века Кинематограф как явление культуры Европейская культура первой половины XX века: общая характеристика В XX веке завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого. К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука обязана многим ученым, среди которых Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Анри Пуанкаре, Нильс Бор, Макс Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри. В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:
– неопозитивизм; – фрейдизм; – экзистенциализм; – феноменология. Феноменология – наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания. Неопозитивизм выступает от имени науки. Его представители Бертран Рассел, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн.
Неопозитивизм внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания.
Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека и на проблемах свободы. Самым известными его представителями являются Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и Мартин Хайдеггер. Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов Ж.-П. Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. Цитаты Альбера Камю – Вечно наслаждаться невозможно, в конце концов наступает усталость. – Абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии. – Без несовершенства неощутимо и счастье! – Без греховного начала человек не смог бы жить, а без святого жил бы припеваючи. Бессмертие – идея бесперспективная. – Важный вопрос, который следует разрешить «на практике»: можно ли быть счастливым и одиноким? Цитаты Жан-Поля Сартра – История любой человеческой жизни есть история поражения. – Ад – это другие. – Умные люди не бывают злыми, злость предполагает ограниченность. – Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл. – Мне кажется, что у каждого из нас есть своё отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим. У Сартра большую известность приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог», а у Камю – романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе».
В ряде западноевропейских стран (Италия, Германия) в 1920-х гг. складывались тоталитарные государственные режимы. Тоталитаризм (лат. totalitas – целый, полный) представляет собой антигуманную общественно-политическую систему, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека. Слово «тоталитарный» было впервые употреблено в Италии, когда Муссолини утверждал однопартийную систему в стране и провозглашал своей целью создание «тоталитарного государства» (Stato totalitario). Позднее термин «тоталитарное государство» стали употреблять нацистские правители при создании фашистского режима в Германии. Главными признаками тоталитарного государства являются: – сращивание партийного и государственного аппарата; – ликвидация гражданских свобод; – полный контроль государства над всеми областями человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, политической, семейной); – создание в стране активно действующего механизма репрессий. После Второй мировой войны, в условиях «холодной воины», между Западом и Востоком происходит более расширенное употребление понятия «тоталитаризм», которое содержит как политологическую, так и социологическую характеристику данного явления. Однако социокультурный опыт XX в. показал не только несостоятельность тоталитарных режимов, но и выработал у западноевропейцев устойчивое неприятие насилия и репрессий. Развитие демократии, признание прав человека определяющими в жизни общества, гуманизация всех сфер общественной жизни создают фундамент для самого главного социокультурного завоевания Западной Европы XX в. – свободы человека. На рубеже XIX – XX вв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной. Модернизм и авангард В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX – XX вв. получил название «декаданс», а искусство и литература – декадентские.
Главное свойство и особенность декаданса – растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира. Модернизм (от фр. modern – новейший, современный) – общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития. – декадентством (dekadentia – упадок), т.е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем; – авангардом (фр. avantgarde – передовой отряд) – манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. В различных видах искусства это выразилось. – в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; – в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; Большое влияние на практику модернизма оказали: – идеи иррационалистического волюнтаризма Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше; – учение об интуиции Анри Бергсона и Николая Лосского; – психоанализ 3игмунда Фрейда и Карла Густава Юнга; – экзистенциализм Мартина Хайдеггера, Жана-Поля Сартра и Альбера Камю; – теории социальной философии Франкфуртской школы Теодора Адорно и Герберта Маркузе. Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.
Кроме того, следует различать модернизм как метод и модернизм как течение. Если модернизм в широком смысле подразумевает все разнообразие нереалистических направлений в художественной культуре, то модернизм в узком смысле представляет собой художественную систему, обладающую определенным единством, цельностью, общностью художественных приемов. Стиль «модерн» (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства и даже вправе именоваться стилем. Характерными чертами стиля модерн были: – стремление к эстетизации окружающей человека среды; – подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы; – зрелищность и декоративность. Главным его представителями были Хенри Клеменс Ван де Вельде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарльз Хенни Макинтош в Шотландии. Наибольшее распространение он получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Модерн во многом продолжает символизм, однако в нем практически отсутствует декаданс, тогда как авангардистская составляющая заметно усиливается. Вслед за романтизмом он стремится к синтезу.
Авангард явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего, в силу чего они нередко не различаются. Поэтому многие стороны модернизма нашли дальнейшее свое развитие в авангарде, который оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангард – это модернизм, обращенный к обществу и науке и устремленный в будущее. Наиболее яркие направления модернизма и авангарда, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в., – это фовизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, футуризм и кубизм. Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм (1905-1908). Он продолжил линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля «модерн», испытывая влияние восточного и африканского искусства. Его сторонники – Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Альбер Марке – выступили с утверждениями о конце реализма. Они поставили перед искусством задачу не «копировать», а «изобретать реальность», «заново создать мир», следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выживания. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.
Анри Матисс – глава течения – определял свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел «ничего, кроме цвета». Матисс отказывался от образа в пользу знака, считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда как второй позволяет добиваться чистого цвета и абсолютной простоты. Среди его произведений особо выделяются «Радость жизни», «Танец», «Музыка», «Красные рыбаки». Некоторые его участники намеривались сделать переворот не только в искусстве, но и в жизни. Однако в целом для него был характерен лирический взгляд на мир. Дадаизм – авангардистское литературно-художественное течение, зародившееся во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Сутью дадаизма была насмешка над буржуазной культурой и дискредитирование мещанских нравов. Во главу ставилась анархическая инициатива отдельного человека, ничем не связанного в повседневной жизни и в искусстве. «Дадаист является наиболее свободным человеком на земном шаре», «Кто живет для сегодняшнего дня – вечно живет», «Я против всякой системы. Наиболее приемлемая система – не иметь никакой системы» – такими были основные лозунги дадаистов. Анархический бунт против всего был следствием негодования и социальной беспомощности богемы перед лицом ужасов империалистической войны и ее социальных последствий. Термин «дадаизм» придумал поэт Тристан Тцара, обнаруживший в словаре слово «дада». На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы; в некоторых областях Италии так называют мать; это может быть обозначением детской деревянной лошадки; удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Также это слово значит и бессвязный младенческий лепет, что и стало самым удачным выражением сути всего течения. Основными художниками, представителями дадаизма, являются Ганс Арп (Германия), Марсель Дюшан (Франция), Курт Швиттерс (Германия), Франсис Пикабиа, Макс Эрнст (Германия), Ман Рэй (Франция), Марсель Янко (Румыния), Ханс Беллмер (Германия), Софи Тойбер-Арп (Швейцария). Сюрреализм (1924-1940) – последнее значительное течение европейского авангарда – возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадаизма. Он получил широкое международное распространение. Основные его представители – писатель Андре Бретон во Франции, художник Сальвадор Дали в Испании, художник Рене Магритт в Бельгии, скульптор Генри Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З. Фрейда. Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Источник вдохновения сюрреалисты находят в фантастических сновидениях и галлюцинациях. Главной фигурой сюрреализма является С. Дали. Наиболее известные его произведения – «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны», «Осенний каннибализм». Сюрреализм провозгласил своими целями социальное, моральное и интеллектуальное освобождение человека. Он не сторонился политики, объявляя себя сторонником революции. Он также выступал против коммерциализации искусства. В целом первая половина XX века была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.
Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» (1893). Как особое течение экспрессионизм заявил о себе одновременно с созданием группы «Мост» (1905). Он получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Франц Марк, Пауль Клее. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И, как следствие этого, живопись Отто Дикса, Эмиля Нольде и Франца Mapка искажала реальные пропорции, поэзия Франца Верфеля напоминала памфлеты и воззвания. Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Главная его черта – обостренно-контрастное видение мира – серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки. В 1909 г. появляется футуризм, его «крестный отец» – итальянский писатель Филиппо Томмазо Маринетти.
Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Филиппо Томмазо Маринетти, Умберто Боччони, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города. Вместо прежней эстетики прекрасного они выдвинули эстетику энергии и скоростей, «эстетику локомотивов, монопланов и автомобилей». Машина для них казалась прекраснее Ники Самофракийской. Футуризм был в высшей степени социализирован и политизирован. Некоторые его сторонники (Ф. Маринетти) заявляли о своей приверженности идеям фашизма. Большинство придерживалось левых позиций.
Кубизм (1908-1930) – одно из главных течений авангардизма – возник под влиянием постимпрессионизма Поля Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Робер Делоне – исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремятся к радикальному обновлению художественного языка. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением. Кубизм опирается на современную науку – теории Альберта Эйнштейна, Анри Пуанкаре, Германа Минковского. Пабло Пикассо – глава течения – заявил, что рисует не то, что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту человека, рассматривая свои картины как «отрицание чувств». Пикассо также подчеркивал, что в живописи «важны только находки». Самыми известными его произведениями являются «Авиньонские девицы», «Три музыканта в масках», «Герника», «Голубь мира». В кубизме широко присутствуют приметы современной цивилизации – заводы, трубы, бутылки, зонты и т.д. Он вторгается в социальную проблематику и политику, являясь примером ангажированного искусства. Наравне с модернизмом и авангардом, параллельно с ними, существовал и продолжал развиваться реализм, превратившийся в неореализм. Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в живописи (Ренато Гуттузо, Эндрю Уайет), и в литературе (Генри Миллер, Эрнст Хемингуэй, Анна Зегерс, Эрих Мария Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Жоржи Амаду, Габриэль Гарсия Маркес, Хосе Давид Альфаро Сикейрос. Европейская скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство первой половины XX века ХХ век, в противоположность романтическому ХIХ, искал новые идеи, формы, материалы. В Бельгии и Франции изящный стиль «ар нуво», черпавший свои формы в живой природе, царил с 1890-х годов до первой мировой войны. «Ар нуво» стал началом стиля модерн, представив его декоративную линию. Параллельно развивается конструктивная линия этого стиля с характерной для нее прямолинейностью форм и их ясным построением. Новатором этого направления стал шотландец Чарльз Ренни Макинтош. Его мастерство было основано на типично столярной геометрически прямолинейной конструкции с преобладанием вертикальных линий. Густав Климт Афиша первой выставки Сецессиона 1898 года Мастерство Макинтоша оказало влияние на членов Венского Сецессиона – другой сильной ветви модерна начала ХХ века. Архитектор Йозеф Хоффман и дизайнер Коломан Мозер основали в 1903 году художественно-промышленное предприятие «Венские мастерские», где создавали новую мебель. Немецкий модерн назвали «югендштиль». В 1907 году в Германии был осуществлен переход на машинную технику изготовления мебели: фанерование, сборка и т.д. Изделия отличались гладкими фанерованными поверхностями. После первой мировой войны произошел переход к более строгому, утилитарному дизайну, для которого характерно использование новых материалов – стальных труб, гнутовыклейной древесины. Ведущая роль в европейском дизайне переходит к небольшой группе архитекторов и художников Голландии, объединившихся вокруг журнала «Стиль» («De Stile»). К ним принадлежал Г.Т. Ритвельд, разработавший «аппарат для сидения». Этот результат соединения геометрии с обнаженной конструкцией дал толчок развитию новой линии в мебельном дизайне. Одной из первых в новом направлении была английский дизайнер Эйлин Грей, работавшая в Париже. Ее творчество предвосхищает интернациональный стиль, характерный для конца 20-х годов. Немецкая экспериментальная школа – мастерская Баухауз, основанная в 1919 году, объединила в своих стенах архитекторов, дизайнеров, художников. Целью их творчества стала пропаганда новой эстетики жилища. Крупнейшие мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Марсель Брейер, эмигрировав в 30-е годы из фашистской Германии в США, внесли большой вклад в развитие дизайна в Америке. К этому времени там уже царил интернациональный стиль. В мебели этого стиля традиции имели большее значение, чем декор. Главная роль в интерьере отводилась передвижной мягкой мебели, которая проектировалась в соответствии с формой и размерами помещения. Лишь немногие дизайнеры могли выразить себя в этом аскетичном стиле. Архитектор Мис ван дер Роэ проявил свой талант проектировщика мебели до эмиграции. Созданные им в 1927 году на строго математической основе стул, кресло и стол выполнены из металлических трубок. Модели имели артикул «MR» в соответствии с инициалами автора. Консольное кресло «MR 534», известное как «Weissenhof», наглядно воплотило художественный идеал автора – подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора. Созданные Мис ван дер Роэ модели вошли в коллекцию классических образцов мебели ХХ века. Знаменитый французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: «Дом – машина для жилья». Архитектор Ле Корбюзье считается фигурой первой величины среди дизайнеров ХХ века. Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал образцом для подражания. Однако во Франции проектировщики мебели в большинстве своем продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Этот стиль был назван ар деко. Он появился в 1925-30-х годах и получил свое название от сокращения названия международной выставки декоративного искусства в Париже (1925 г.). Если ар нуво был последним проявлением декаданса, то ар деко говорил о новых временах. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс в развитии новых технологий. Традиционные материалы – дерево, стекло, глина – заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Вершиной ар деко в дизайне мебели Франции явилось творчество Жака- Эмиля Рульманна, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Функционализм и рационализм в мебели предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе. В межвоенный период в США в творчестве Фрэнка Ллойда Райта родилась концепция «органической архитектуры». Мебель Ф.Л. Райта отразила его творческие концепции пионера современной архитектуры. Пересечение прямоугольных объемов под прямым углом – один из характерных приемов равновесия композиции, применяемый Райтом. Позднее, в период ар деко, мебель Райта, не изменяя геометризму, несколько отходит от строгих прямоугольных объемов. В предвоенной Европе концепция «органической архитектуры» Райта получила развитие в творчестве финского архитектора Альвара Аалто. Эксперименты с гнутым деревом привели Аалто к созданию новых конструкций в мебели. В первой половине XX века успешно развивается и скульптура. В данный период ее представляют ваятели Эмиль Антуан Бурдель и Аристид Жозеф Майоль. Произведения первого – «Геракл», «Пенелопа», «Сафо» – созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женские статуи второго – «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» – отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|