Кинематограф как явление культуры
Томас Алва Эдисон в 1891 г. впервые продемонстрировал аппарат для получения движущихся изображений – кинетоскоп (с горизонтальной протяжкой плёнки и индивидуальным объективом для просмотра). Уильям Диксон в 1894 г. создал первую надежную кинокамеру – кинетограф Диксона. Братья Огюст и Луи Люмьер сняли первый фильм под названием «Прибытие поезда». Люмьеры считали, что главная функция их изобретения – запись и сохранение кинохроники для потомков. Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Жан Мельес в 1896 г. нашел способ создания первых спецэффектов, основанных на стопкадре, покадровой съемке, кадрировании и др. приемов. В 1897 г. основал собственную студию «Стар фильм». Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства. Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является «Путешествие на Луну» (1902 г.) В эпоху немого кино возникает параллельный монтаж, обозначаемый привычным для литературы приемом «А в это время…». Отношение в обществе к кино меняется – от восприятия его лишь как вида развлечения к восприятию его как вида искусства. В 1908 г. во Франции уже появляется понятие «фильм д'ар» – «художественный фильм». К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции. Однако другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают оказывать заметное влияние на развитие мирового кино. В начале века типичная продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа, а в 1915 г. американец Дэвид Уорк Гриффит снимает фильм «Рождение нации» (на тему гражданской войны в США) продолжительностью уже целых 3 часа. Несмотря на то, что содержание фильма, будучи расистским по сути, вызвало в США массовые беспорядки, этот фильм завоевал большой успех у публики (его посмотрело около 100 млн. человек) и принёс создателям огромные кассовые сборы.
В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на поток, а режиссёров с главных ролей вытесняют продюсеры. Формируется стандартная голливудская система: продюсер подбирает и покупает сценарий, по которому должен сниматься фильм, он же приглашает режиссёра, он же выбирает актёров, как правило, из числа т. н. «звёзд», сам факт участия которых в фильме уже есть, по сути, определённая приманка для зрителя. Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина. Чарльз Спенсер Чаплин был любимым актером миллионов, который комическим гротеском подчеркивал трагедию жизни «маленького человека». Самые известные фильмы Ч. Чаплина «Золотая лихорадка» (1925 г.) «Огни большого города» (1931 г.). В немецком кино развивается направление, получившее название экспрессионизм, а в французском – авангард.Европейские режиссёры ищут и отыскивают новые методы, позволяющие значительно усилить выразительность изображения сцен и объектов в кино, путём использования разных приёмов, влияющих на субъективные впечатления зрителя, расширить возможности киноязыка. До 1927 г. практически все фильмы были «немыми», они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов.
Первой на эксперимент решается американская фирма «Warner Brothers», в 1927 г. она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает – «Певец джаза». Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в т.ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 1930-х практически все фильмы стали звуковыми. Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную нагрузку в достаточно большой группе фильмов. В США в результате Великой депрессии вся киноиндустрия окончательно оказывается в руках крупного капитала, видящего главную задачу кинематографа в штамповке однотипных фильмов, рассчитанных, в первую очередь, на коммерческий успех. Эти фильмы были качественными, но снятыми по стандартным рецептам и лишёнными каких-либо примет авторского стиля, что неудивительно, т.к. режиссёр, снимавший фильм, имел самую минимальную свободу. В послевоенное время (конец 40-х и 50-е) существенный вклад в развитие мирового кино внесли итальянский (с его т.н. неореализмом), а также японский кинематограф (особенно фильмы, которые снял режиссёр Акиро Куросава). Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Первым сохранившимся цветным фильмом стал короткометражный фильм кинокомпании Эдисона «Танец Лои Фуллер» (англ. Annabelle Serpentine Dance). Он был снят в чёрно-белом варианте в 1894 году, а в 1895 или в 1896 году был раскрашен вручную (кисточкой раскрашивался каждый кадр). Эдвард Рэймонд Тернер в 1899 году запатентовал процесс съемки цветного кино. По технологии Тернера каждый кадр снимался через один из трех специальных фильтров красного, зелёного и синего цветов.
Технология «Кинемаколор» изобретёна в 1906 году, была первой в мире системой цветного кинематографа, имевшая коммерческий успех. Технология изобретена англичанином Джорджем Смитом. Система имела недостаток: все цвета создавались путём смешиванния только двух основных цветов (красно-оранжевого и сине-зелёного). Технология «Техниколор» – один из способов получения цветного кинематографического или фотографического изображения, изобретённый в 1917 году Гербертом Калмусом и Дэниэлом Комстоком. Уолт Дисней впервые применил технику «Техниколор» в мультфильме «Цветы и деревья» в 1932 году. 1935 год – появление цветного кино. Первый полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» (1935 г.) американского режиссёра армянского происхождения Рубена Мамуляна. «Унесённые ветром» – первая в мире полнометражная цветная кинокартина (222 минуты), снятая по трёхплёночной технологии «Техниколор» в 1939 г. режиссером В. Флемингом и продюсером Д. Селзником.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|