Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характерные черты и этапы развития культуры Возрождения

Семинарское занятие № 9

Ренессанс как акматическая стадия межкультурного взаимодействия

План:

Характерные черты и этапы развития культуры Возрождения

Раннее Возрождение

Высокое Возрождение

Позднее Возрождение. Кризис гуманизма

Характерные черты и этапы развития культуры Возрождения

Термин Ринашименто (ит.), или Возрождение (по фр. Ренессанс), появился в XVI в. у Джорджо Вазари, известного итальянского мыслителя.

Вазари рассматривал современную ему эпоху в искусстве как возрождение, наступившее после «мрачного средневековья» и полного упадка культуры. В XVIII в. термин был подхвачен Вольтером, в XIX в. распространён на всю культуру Италии ХV-XVI вв. и только позднее стал применяться для культуры стран Европы, прошедших через определённый этап развития.

Известный историк градостроительства А. Букин подсчитал, что в Северной Италии, Венеции, Флоренции из числа дошедших до нас соборов и палаццо (дворцов) 25% построено в Средневековье (до XIII в.), 65 % – в период Возрождения и 10% – в последующие годы, после XVI в.

Кризисные явления в средневековой культуре стали обнаруживаться ещё в Х в.:

«...всеми сословиями овладела жажда наслаждений...люди думали только о чувственных удовольствиях, о еде, питье, внешнем блеске, красивых женщинах; высшие блага утратили всякую цену для этих изнеженных и нравственно грубых людей. Императорская власть исчезла, папская власть существовала лишь по имени. Почти не было людей, которые вели бы такую жизнь, как требовала церковь; религиозность ограничивалась исполнением обрядов; в монастырях не осталось следов нравственного порядка».

Кризисные явления, на время затухнув, разгорелись с новой силой в XIII в.

Вот как описывал Д. Боккаччо атмосферу папского двора:

«...все они вообще прискорбно грешат сладострастием не только в его естественном виде, но и в виде содомии, не стесняясь ни укорами совести, ни стыдом, – почему для получения милостей влияние куртизанок и мальчиков было немалой силой... все они были так стяжательны и жадны до денег, что продавали и покупали человеческую, даже христианскую кровь и божественные предметы, какие бы ни были, относились ли они до таинства, или до церковных должностей».

Нужны были изменения, и они не заставили себя ждать.

В истории культуры Возрождения можно выделить три этапа:

Раннее Возрождение – XV в.

Высокое Возрождение – первая треть XVI в.

Позднее Возрождение – середина и конец XVI в.

Первый этап можно назвать «гуманистическим», второй – «героическим», «титаническим», третий – «трагическим».

Возрождение начинается с критики прежней средневековой культуры как варварской. Осмеянию подвергается примитивная, «вульгарная» латынь, на которой изъясняется вся «культурная» Европа, прежде всего духовенство. Ей противопоставляется «гуманитас» – филологические и исторические науки, произведения, написанные античными авторами. Их ставят в качестве образца для подражания, как пример настоящей, неиспорченной латыни.

Но, начав с области языка, Возрождение постепенно начинает критиковать всю предшествующую ему культуру как «тёмную», упадническую и превозносит достоинства и авторитет культуры Античности. Европа вдруг обнаружила, что чуть не потеряла замечательнейшее сокровище – Античность.

Второй этап характеризуется появлением великих деятелей культуры, «титанов» Возрождения: Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи и др.

Но время, когда человек мог творить свободно в силу своего таланта, быстро заканчивается.

Наступает трагический период в истории Возрождения: вновь утверждается диктат церкви, горят книги, свирепствует инквизиция.

 

Своеобразие Возрождения заключается в том, что в этот период все три центра силы – политической (государство), идеологической (церковь), экономической (феод) – оказались в кризисе.

Королевская власть борется с феодалами и церковью, церковь борется с еретиками, феодалы борются с крепостным крестьянством. Как следствие, свобода от догм, стремление к новому, неизведанному, эйфория от успехов сегодня, оптимизм в ожидании будущего.

В эпоху Возрождения возникла иллюзия: для одних – построить новый мир на «естественных» законах добра, справедливости, воплощённых в идеалах античности. Это антропоцентризм.

У других возникало желание использовать церковь, государство в своих интересах. Следствие этой иллюзии – развитие новых отношений: по содержанию – экономических, по форме – «человечных», «гуманных», «естественных».

Определённые изменения происходят в области техники и технологии. Меняется источник энергии: на смену силе человека (рабство в Античности), животного (Средневековье) приходит природная сила – воды и ветра. Водяное и ветряное колеса, появившиеся ещё в Средневековье, получают широкое распространение в мануфактуре. Именно новая двигательная сила позволит впоследствии перейти от мануфактуры – к фабрике, от ручной технологии – к механической. Возрождение вводит в практику механические часы. Изменились представления о времени: раньше оно воспринималось как движение по кругу, теперь время в культуре Возрождения воспринимается иначе – как необратимое явление, проистекающее из прошлого в будущее.

Изменяются и представления о пространстве. Раньше Земля воспринималась как плоское, двухмерное пространство. Открытие Колумбом Нового Света не только разительно раздвинуло горизонты известного мира, но и поколебало авторитет Античности, Аристотеля, который не знал новых земель на Западе.

Изменились и средства коммуникации. Речь идёт об изобретении Гуттенбергом печатного станка. Механизированная обработка информации обусловила появление новых приёмов изображения – гравюры и эстампа. Для Возрождения центром культурных новаций становится живопись: от неё идёт волна духовного освобождения и обновления.

Для возрожденческой культуры характерен определённый космополитизм, она носит надгосударственный, наднациональный характер: начавшись в Италии, ренессансные тенденции охватывают всю Европу.

Гуманизм Возрождения – это область гуманитарного знания, включающая в себя собирание, изучение, комментирование античных текстов, на основе чего вырастала система классического образования, формировавшая новый идеал личности.

Считается, что слово «гуманист» впервые употребил Леонардо Бруни, соединив в нём представление об учёности с идеей воспитанности и нравственного достоинства. Этот гуманизм отличен от его современного понимания. Так, Джан Мария Висконти находил удовольствие, посещая кружок палачей. Среди представителей Возрождения мы найдём враждующих протестантов (Ульрик фон Гуттеп) и католиков (Рейхлин), тиранов (Медичи) и тираноборцев (Ла Боэсси). Своеобразна была и мораль того времени.

Например, Конрад Цельтес, апостол гуманизма (1459-1508), в своих написанных на латыни четырех книгах «Amores» приводит описание своих страстей, доходя до скабрезности.

Некоторые отмечают безнравственность Ренессанса, имея в виду его проповедь плотских наслаждений, включающих распущенность и оправдывающих аморальность, нравственный разврат.

Гуманизм Ренессанса был верхушечным, элитарным явлением.

Так, Франческо Гвичардини глубоко презирал народ, заявляя: «Народ – это сумасшедший, чудовище, полное неясностей и ошибок».

Расцвет культуры в эпоху Возрождения сопровождался распространением веры во всесилие демонов, ведьм, действенности суеверий, предсказаний. Особенно широкий размах процессы ведьм получили в Германии. Известный юрист Бенедикт Карпцов-младший не только утвердил за свою жизнь 20000 смертных приговоров ведьмам и колдунам, но и «научно» обосновал необходимость применения пыток в этих процессах. Якоб Шпренгер и Генрих Инститориус в XV столетии хвастались тем, что за 5 лет сожгли в Германии целых 48 ведьм.

В XVII столетии во многих небольших немецких местностях пять десятков ведьм нередко отправляли на костёр уже за один раз.

В то же время Возрождение освобождает человека, и в этом его гуманистический смысл. Человек – высшее творение мира, утверждает Возрождение, его плоть создана из лучшей материи, его тело имеет совершенные формы, его разум – высшая духовная сила.

Возрождение восстанавливает представление о цельном человеке, единстве божественного разума и чувственного тела, и в этом противостоит Средневековью, которое видело в человеке только одно – его божественный дух, веру.

Раннее Возрождение

Крупнейшими мастерами культуры раннего Возрождения являются архитектор Филиппо Брунеллески, скульптор Донателло, художники Мазаччо и Сандро Боттичелли.

Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Брунеллески возвел во Флоренции целый ряд зданий, придавших архитектуре принципиально новый импульс.

Наиболее значимые постройки: перестройка церкви Сан Лоренцо, ставшей семейным храмом Медичи (1422-1446), Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти, 1421-1444), церковь Санто Спирито (начата в 1444), капелла семейства Пацци во дворе францисканского монастыря Санта Кроче (начата в 1429) и ряд других замечательных зданий ренессансной Флоренции. Брунеллески стал одним из «отцов» раннего Возрождения наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386-1466), ещё при жизни обрел славу скульптора. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Рассказывали, что бескорыстный Донателло вешал кошелек с деньгами около двери своей мастерской, и его друзья и ученики брали из кошелька столько, сколько им было нужно. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды.

С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера – статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы.

Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г.) – юноша-воин со щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.

Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). В 1430 г. Донателло создал «Давида» – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения.

Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, – один из излюбленных образов Ренессанса.

Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.

Считается, что первым живописцем, в творчестве которого проявляется новое духовное содержание культуры Возрождения, был Джотто ди Бондоне (1266/70-1337).

Наиболее известны его работы:

«Мадонна во славе»,

фрески в Капелле дель Арена в г. Падуя: «Страшный суд», «Благовещение», «Поцелуй Иуды», «Благовещение Св. Анны» и др.

Уже краткий перечень картин показывает, что сохраняется библейская тематика, и в этом его близость к средневековой культуре. Но изображения, композиция, трактовка образов меняются.

Удлинённость фигур, их устремлённость вверх, к богу, характерные для средневекового теоцентризма, уходят в прошлое, но ещё сохраняются для отдельных деталей: например, лицо Девы Марии – несколько удлинено.

Мазаччо продолжил художественные искания Джотто. Мазаччо (настоящее имя – Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи) свое прозвище (от итальянского – мазила) получил за беспечность и рассеянность. Самое раннее из сохранившегося творческого наследия Мазаччо – картина, написанная около 1424 года для церкви Сант-Амброджо, «Мадонна с младенцем и со св. Анной». Уже здесь он смело ставит те проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении всего XV столетия.

К бесспорным шедеврам Мазаччо принадлежит «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», а также «Св. Петр, исцеляющий больных своей тенью» и «Св. Петр и св. Иоанн, раздающие милостыню» – фрески из капеллы Бранкаччи, их будут изучать и на них учиться Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

«Изгнание из рая» может считаться одним из первых реалистических изображений обнаженного тела в искусстве XV века. В то время как другие живописцы по средневековой традиции изображали человеческие фигуры так, что «ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках» (Вазари), Мазаччо придал им устойчивость. Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их естественны, позы выразительны. Никогда прежде грехопадение прародителей рода человеческого не было показано столь волнующе и драматично. На фоне широкого обобщенно трактованного пейзажа развертывается действие другой знаменитой фрески Мазаччо – «Чудо со статиром» («Подать»).

Три различных момента евангельской легенды объединены здесь в одной сцене. В центре большой ярко освещенной группы апостолов – широкоплечих, массивных фигур простых и мужественных людей из народа – стоит Христос в розовом хитоне и синем плаще. Спокойным и величественным жестом руки он умиротворяет спор, возникший между апостолом Петром и сборщиком городской подати, который изображен спиной к зрителю в живой и естественной позе, отчего его диалог со св. Петром – разгневанным могучим старцем – приобретает жизненную убедительность.

В глубине слева, у озера, изображен тот же апостол, по велению Христа достающий из пасти пойманной рыбы статир (монету). Вручение монеты сборщику изображено в правой части фрески. Внезапная смерть художника в молодом возрасте, ему было 28 лет, вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию разделял и Вазари, но никаких доказательств ее нет. Сандро – это сокращение от Алессандро, а прозвище Боттичелли он получил, потому что так называли одного из старших братьев художника. В переводе это означает «бочонок». В начале 1460-х годов был записан в ученики к художнику Фра Филиппе Липпи. Художник и его ученик хорошо ладили между собой. Впоследствии Липпи сам стал учеником Боттичелли. Боттичелли считали «своим» человеком практически везде, в том числе и в богатых королевских семьях. Так, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, когда купил себе виллу, пригласил Сандро Боттичелли жить у него и писать картины для интерьера. Именно в это время Боттичелли пишет две свои самые знаменитые картины – «Весна» и «Рождение Венеры».

Высокое Возрождение

В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Формирование искусства Высокого Возрождения началось в конце XV века во Флоренции. Первым художником Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи – художник-ученый, живописец, пробовавший силы и в архитектуре и скульптуре, математик, естествоиспытатель, механик, изобретатель. Он был исследователем и новатором во всех начинаниях и оставил след в истории науки и техники, во многом опередив свое время.

С самого начала творческой деятельности Леонардо определились основные особенности его искусства – интерес к психологическим решениям, стремление к лаконичности и обобщению, к пространственному расположению и объемности форм. Большое внимание уделял художник разработке перспективного построения и расположения фигур в пространстве. В оставленных им заметках о живописи содержится много сведений по анатомии, перспективе, взаимодействии цветов. Теоретические труды Леонардо не были опубликованы при его жизни, но многие его идеи получили известность и оказали влияние на творчество ряда художников.

Среди наиболее известных изобретений Леонардо да Винчи Марио Льоцци в книге «История физики» отмечает:

– приспособления для преобразования и передачи движения (в частности, стальные цепные передачи, используемые в велосипедах);

– простые и переплетенные ременные передачи, разнообразные сцепления (конические, спиральные, ступенчатые);

– роликовые опоры для уменьшения трения, двойное соединение (сейчас известно под названием карданного и применяется в автомобилях);

разнообразные станки: например, машина для формовки слитков золота, механический ткацкий станок и прядильная машина, ткацкие машины; машина для чеканки монет более высокой четкости.

Леонардо да Винчи причисляется к основоположникам палеонтологии, утверждая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают библейские представления о всемирном потопе.

Также Леонардо придумал идею геликоптера, движущим элементом которого должна быть быстро движущаяся спираль. В «Атлантическом кодексе» Леонардо приводит по-видимому наиболее ранний проект парашюта.

Другой известнейший художник Высокого Возрождения, Рафаэль, синтезировал достижения своих предшественников и создал в традициях гуманизма образ совершенного человека.

В произведениях Рафаэля многое перекликается с творчеством его великих современников – Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Содержанием его искусства является тема материнской любви, которой он придает особую значительность. В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512-1514), «Мадонна в кресле» (около 1513-1514). Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512-1513). Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Микеланджело в своем творчестве отразил глубокие противоречия своего времени, воплотил тревогу и предчувствие грядущих катастроф.

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (на тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору – Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры – это единственная. Одна из самых великих работ – свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года.

Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания.

Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове.

Не было никаких предварительных эскизов и т.д.

За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.

Джорджоне Автопортрет

Венецианская школа занимала в итальянском искусстве XVI в. особое место.

Здесь у истоков Высокого Возрождения стоял Джорджоне. «Юдифь» – одно из самых известных произведений Джорджоне – изображает прекрасную библейскую героиню, которая спасла свой город и народ, соблазнив, а потом и обезглавив спящего Олоферна, вождя вражеской армии. Джорджоне показал не сам подвиг, а момент, когда Юдифь осталась одна с головой поверженного врага, которую она попирает ногой. В ее образе чувствуются и гордость победительницы, и грусть, вызванная совершенным поступком. Фигура девушки и ее поза подчеркнуто женственны, но правая рука твердо сжимает меч.

Продолжил дело Джорджоне Тициан, работам которого свойственно земное, жизнерадостное чувство. На фоне закатного пейзажа у источника сидят богато одетая венецианка, придерживающая левой рукой мандолину и обнажённая Венера, держащая чашу с огнём.

По мнению С. Дзуффи, одетая девушка олицетворяет любовь в браке; на брак указывают цвет её платья (белый), пояс, перчатки на руках, миртовый венок, венчающий её голову, распущенные волосы и розы.

На заднем плане изображена пара кроликов – пожелание большого потомства. Это не портрет Лауры Багаротто, а аллегория счастливого брачного союза. Мраморный саркофаг, превращённый в источник – загадочная деталь. Мрамор, символ смерти, довольно странно найти в картине, переполненной пожеланиями счастливой семейной жизни. Сцена насилия на саркофаге, видимо, напоминает о несправедливой казни отца Лауры, Бертуччо Багаротто, произошедшей в 1509 году. Таз, стоящий на саркофаге, украшен геральдическими знаками семьи Багаротто. Чистая вода в источнике символизирует рождение новой жизни. Обнажённая девушка символизирует любовь, которая преображается в вечную, небесную, на это указывает горящая лампада в её поднятой руке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...