Позднее Возрождение. Кризис гуманизма
Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной. Кризис гуманизма выразился также в создании утопий. Первые утописты Томас Мор и Томмазо Кампанелла были гуманистами. Утопические идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его неспособность ответить на волновавшие гуманистов вопросы. Утопией – по названию вымышленной Т. Мором страны – называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества. Появление утопий свидетельствует об утрате доверия к истории и человеческой природе. В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. В основе маньеризма – разочарование в идеях Возрождения, в попытке отойти от проблем реальной жизни, спрятаться в чисто формальном творчестве. Маньеризм проявляется в искажении пропорций человеческой фигуры, подчинении изображения произвольно устанавливаемой схеме пропорций, иррациональном изображении пространства. Во главу угла ставится субъективно определяемая «манера» художника. Маньеризм сказывается в творчестве Якопо Пантормо, Джулио Романо, Россо Фьорентино, Франческо Пармиджанино и других художников. Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения.
Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы – Паоло Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм. Итальянское Возрождение оказало влияние на искусство Испании. Испанские художники переняли многое у итальянцев, но маньеризм оказался им ближе по духу, чем Ренессанс. С середины XVI в. это направление было вытеснено придворным искусством. Наиболее известный испанский художник второй половины XVI века – Эль Греко, чье творчество ближе к венецианской школе. Он стал последним крупным представителем европейского маньеризма. В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты сочетались со старыми. Одно из направлений в нидерландской живописи – «романизм» – обращение к искусству Италии, испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма. Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая разновидность – групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов – Питер Брейгель, чье искусство национально по форме и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.Итальянское искусство Возрождения оказало влияние и на культуру Германии. Немецкие художники приобщаются к достижениям Ренессанса, овладевают научными основами искусства.
Для немецкого искусства XVI в. характерно расширение тематики, овладение изображением пространства и человеческого тела. Среди художников Германии XVI столетия выделяется Альбрехт Дюрер, живописец и гравер, оставивший трактаты по теории искусства. Дюрер, кроме живописи и графики, занимался также естественными и точными науками, воплощая ренессансный тип художника-ученого. Другие крупные немецкие художники того времени – Лукас Кранах, Ганс Гольбейн. Наибольшие изменения в культуре нашли своё отражение в творчестве голландского художника Иеронимуса ван Акена (около 1450-1516), прозванного «Босх». Всемирную славу ему принесли картины: Операция от ума (операцию больному делает монах) Корабль дураков «Сад земных наслаждений» «Иоанн на Патмосе» и др. Мир, изображённый Босхом на его полотнах – это мир человека, но человека приземлённого, приниженного в его роли и значении. Иероним Босх Семь смертных грехов Картины Босха полны сарказма, горькой насмешки, иронии, пессимизма. Мир Босха – это и реальный, и ирреальный, фантастический мир, изображённый с болезненным воображением. Все фигуры наделены острыми, царапающими, колющими шипами, жалами, иглами – это мир не человеческий, а сатанинский и греховный, заставляющий человека страдать, мучиться. Всё пространство картины кишит тварями, оно движется, ползёт, шевелится – оно живёт своей жизнью. Ритм этой жизни суетливый, нечеловеческий. Фигурки людей незначительны, мелки по сравнению с пространством картины, малозначащи, как мелок и сам человек. Происходит утрата человечности, дегуманизация искусства, разочарование в идеалах Возрождения, предчувствие трагического его завершения. Высший взлет литературы позднего Возрождения – драмы Шекспира и романы Сервантеса. Наиболее известным произведением Сервантеса стал роман «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский», в котором писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании. «Дон Кихот» пародирует рыцарские романы, вводя героя в чуждую ему среду. Романтически настроенный идальго не в состоянии понять, что время рыцарских подвигов миновало.
Драма незадачливого рыцаря близка Сервантесу, который, как и значительная часть испанского дворянства того времени, не мог приспособиться к новым условиям жизни и ощущал свою никчемность. Другие произведения Сервантеса, например, «Назидательные новеллы», стали своеобразным описанием современных автору нравов. В творчестве величайшего драматурга этой эпохи Шекспира кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма. Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху. Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой,
И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока. Все мерзостно, что вижу я вокруг... Но как тебя покинуть, милый друг! Литература этого периода обращается к земной природе человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы. Ее глаза на звезды не похожи Нельзя уста кораллами назвать, Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь.
Нельзя сравнить оттенок этих щек. А тело пахнет так, как пахнет тело, Не как фиалки нежный лепесток.
Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле.
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Новая личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план. Как я могу усталость превозмочь, Когда лишен я благости покоя? Тревоги дня не облегчает ночь, А ночь, как день, томит меня тоскою.
Как будто подают друг другу руки. Тружусь я днем, отвергнутый судьбой, А по ночам не сплю, грустя в разлуке.
Я сравнивал с тобою день погожий И смуглой ночи посылал привет, Сказав, что звезды на тебя похожи.
И все темней грядущей ночи тень. Исторические драмы Шекспира воспроизводят наиболее трагические моменты английской истории и проникнуты мыслями о величии Англии. В произведениях Шекспира отразились противоречия сознания, сомнения и колебания переломной эпохи. Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|