Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Позднее Возрождение. Кризис гуманизма

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества.

Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке.

Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе.

Земля перестала быть центром мироздания.

Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.

Кризис гуманизма выразился также в создании утопий.

Первые утописты Томас Мор и Томмазо Кампанелла были гуманистами.

Утопические идеи возникли как реакция на противоречия и несообразности гуманизма, его неспособность ответить на волновавшие гуманистов вопросы.

Утопией – по названию вымышленной Т. Мором страны – называют фантастическое, не имеющее корней в реальности устройство идеального общества.

Появление утопий свидетельствует об утрате доверия к истории и человеческой природе.

В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. В основе маньеризма – разочарование в идеях Возрождения, в попытке отойти от проблем реальной жизни, спрятаться в чисто формальном творчестве. Маньеризм проявляется в искажении пропорций человеческой фигуры, подчинении изображения произвольно устанавливаемой схеме пропорций, иррациональном изображении пространства.

Во главу угла ставится субъективно определяемая «манера» художника.

Маньеризм сказывается в творчестве Якопо Пантормо, Джулио Романо, Россо Фьорентино, Франческо Пармиджанино и других художников.

Во второй половине XVI века маньеризм распространился на все европейское искусство, его влиянию не поддается только венецианская школа, сохранившая верность традициям Ренессанса и его гуманистическим принципам, однако и она отказывается от героики и обращается к изображению реальных живых людей и их окружения.

Большое место в венецианском искусстве занимали пейзаж, портрет, массовые сцены. Крупнейшие представители венецианской школы – Паоло Веронезе и Тинторетто. Картины Веронезе отличаются изысканностью красочных сочетаний, динамичностью и смелостью композиции, большинству из них свойственна жизнерадостность и приподнятость. В последние десятилетия XVI века кризис гуманизма Возрождения оказал влияние и на венецианскую школу. Это заметно в творчестве Тинторетто, сочетающем реализм с маньерической изощренностью форм. Итальянское Возрождение оказало влияние на искусство Испании.

Испанские художники переняли многое у итальянцев, но маньеризм оказался им ближе по духу, чем Ренессанс. С середины XVI в. это направление было вытеснено придворным искусством.

Наиболее известный испанский художник второй половины XVI века – Эль Греко, чье творчество ближе к венецианской школе. Он стал последним крупным представителем европейского маньеризма.

В искусстве Нидерландов XVI в. развитие происходило постепенно, новые черты сочетались со старыми. Одно из направлений в нидерландской живописи – «романизм» – обращение к искусству Италии, испытавшее влияние как Ренессанса, так и маньеризма. Во второй половине XVI века в Нидерландах развивался жанр портрета, складывалась его новая разновидность – групповой портрет. Выделяется в самостоятельный жанр бытовая картина. Величайший художник Нидерландов – Питер Брейгель, чье искусство национально по форме и содержанию. Брейгель ярко отражает современную ему жизнь.Итальянское искусство Возрождения оказало влияние и на культуру Германии. Немецкие художники приобщаются к достижениям Ренессанса, овладевают научными основами искусства.

Для немецкого искусства XVI в. характерно расширение тематики, овладение изображением пространства и человеческого тела. Среди художников Германии XVI столетия выделяется Альбрехт Дюрер, живописец и гравер, оставивший трактаты по теории искусства.

Дюрер, кроме живописи и графики, занимался также естественными и точными науками, воплощая ренессансный тип художника-ученого. Другие крупные немецкие художники того времени – Лукас Кранах, Ганс Гольбейн.

Наибольшие изменения в культуре нашли своё отражение в творчестве голландского художника Иеронимуса ван Акена (около 1450-1516), прозванного «Босх». Всемирную славу ему принесли картины:

Операция от ума (операцию больному делает монах)

Корабль дураков

«Сад земных наслаждений»

«Иоанн на Патмосе» и др.

Мир, изображённый Босхом на его полотнах – это мир человека, но человека приземлённого, приниженного в его роли и значении.

Иероним Босх Семь смертных грехов

Картины Босха полны сарказма, горькой насмешки, иронии, пессимизма. Мир Босха – это и реальный, и ирреальный, фантастический мир, изображённый с болезненным воображением. Все фигуры наделены острыми, царапающими, колющими шипами, жалами, иглами – это мир не человеческий, а сатанинский и греховный, заставляющий человека страдать, мучиться. Всё пространство картины кишит тварями, оно движется, ползёт, шевелится – оно живёт своей жизнью.

Ритм этой жизни суетливый, нечеловеческий. Фигурки людей незначительны, мелки по сравнению с пространством картины, малозначащи, как мелок и сам человек. Происходит утрата человечности, дегуманизация искусства, разочарование в идеалах Возрождения, предчувствие трагического его завершения.

Высший взлет литературы позднего Возрождения – драмы Шекспира и романы Сервантеса.

Наиболее известным произведением Сервантеса стал роман «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский», в котором писатель дал широкую реалистическую картину жизни Испании.

«Дон Кихот» пародирует рыцарские романы, вводя героя в чуждую ему среду.

Романтически настроенный идальго не в состоянии понять, что время рыцарских подвигов миновало.

Драма незадачливого рыцаря близка Сервантесу, который, как и значительная часть испанского дворянства того времени, не мог приспособиться к новым условиям жизни и ощущал свою никчемность.

Другие произведения Сервантеса, например, «Назидательные новеллы», стали своеобразным описанием современных автору нравов.

В творчестве величайшего драматурга этой эпохи Шекспира кризис гуманизма нашел особо яркое воплощение в образе Гамлета, который разрывается между гуманистическими идеалами и необходимостью действовать в условиях далеко не идеального общества, где любое действие противоречит духу гуманизма.

Творчество Шекспира явилось выражением богатства идей и страстей, возникавших в переломную эпоху.

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,


И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.

Все мерзостно, что вижу я вокруг...

Но как тебя покинуть, милый друг!

Литература этого периода обращается к земной природе человека, его чувствам и страстям, борьбе за реальные интересы.

Ее глаза на звезды не похожи

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.


С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.


Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.


И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

 

Новая личность, инициативная и предприимчивая, выступает в ней на первый план.

Как я могу усталость превозмочь,

Когда лишен я благости покоя?

Тревоги дня не облегчает ночь,

А ночь, как день, томит меня тоскою.


И день и ночь – враги между собой –

Как будто подают друг другу руки.

Тружусь я днем, отвергнутый судьбой,

А по ночам не сплю, грустя в разлуке.


Чтобы к себе расположить рассвет,

Я сравнивал с тобою день погожий

И смуглой ночи посылал привет,

Сказав, что звезды на тебя похожи.


Но все трудней мой следующий день,

И все темней грядущей ночи тень.

Исторические драмы Шекспира воспроизводят наиболее трагические моменты английской истории и проникнуты мыслями о величии Англии. В произведениях Шекспира отразились противоречия сознания, сомнения и колебания переломной эпохи.

Искусство Италии в XVI в. еще переживает расцвет, но во второй половине столетия художник перестает ощущать себя божественным творцом. Столкновение гуманистического идеала с реальностью вызывает глубокое разочарование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...