Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научная культура в средние века

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Средневековье как конфликт античной и христианской культуры

ПЛАН:

Христианское сознание – основа средневекового менталитета

Научная культура в Средние века

3. Средневековая литература, музыка и театр

Архитектура и живопись Средневековья


1. Христианское сознание – основа средневекового менталитета

Главной идеей картины мира средневекового человека была христианская идея Бога.

По удачному выражению Сергея Сергеевича Аверинцева, Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сегодня читаем свежие газеты.

Средневековому мировосприятию и мироощущению присущи следующие черты:

«Двумирность» – разделение мира на реальный и потусторонний, противопоставление в нем Бога и природы, духа и плоти.

В оценке любого явления средневековый человек исходил из принципиальной невозможности примирения противоположностей, не видел «промежуточных ступеней между абсолютным добром и абсолютным злом» (Арон Яковлевич Гуревич).

Иерархизм

Согласно богоустановленному порядку, мир виделся выстроенным по определенной схеме – в форме двух симметричных, сложенных основаниями пирамид.

Вершина верхней – Бог, ниже апостолы, далее соответственно архангелы, ангелы, люди (среди которых «верхний» – папа, затем кардиналы, ниже епископы, аббаты, священники, клирики более низких уровней и, наконец, простые верующие).

Верхняя иерархическая вертикаль включала животных (сразу же за мирянами, затем растения, у основания верхнего ряда находилась земля).

Далее шло негативное отражение небесной и земной иерархии по мере нарастания зла и приближения к Сатане.

Иерархическая организация церкви оказала влияние на формирование социальной структуры средневекового общества.

Подобно девяти чинам ангельским, образующим три иерархические триады (сверху вниз) – серафимы, херувимы, ангелы – и на земле существуют три сословия – духовенство, рыцарство, народ, причем каждое из них имеет собственную иерархическую вертикаль (вплоть до «жена – вассал мужа», но одновременно «сеньор домашних животных» и т.д.).

Таким образом, социальная структура общества воспринималась средневековым человеком как соответствующая иерархической логике построения мира небесного.

Символизм

Огромную роль в картине мира средневекового человека играл символ. Церковь учила, что высшее знание открывается не в понятиях, а в образах и символах.

Главным методом познания становилось постижение смысла символов. Символично было само слово. Символичен весь образный строй средневекового искусства – литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, театра.

Универсализм

Христианство утверждало универсальность человека, трактуя его как земное воплощение Бога, призванное стремиться к духовному совершенству (хотя идея эта находилась в глубоком противоречии с сословной структурой общества).

Целостность

Все области знания – наука, философия, эстетическая мысль и т.д. – представляли собой нерасчленимое единство, т.к. все вопросы решались ими с позиций центральной идеи картины мира средневекового человека – идеи Бога.

Дидактизм мышления

Нравственная оценка ожидалась как необходимое завершение, как справедливое воздаяние за добро и зло, как нравственный урок, назидательная мораль.

Отсюда такая открытость средневекового искусства и литературы моральным выводам.

Историзм миросозерцания

Бытие человека разворачивается во времени, начиная с акта творения, затем грехопадения человека и кончая вторым пришествием Христа и Страшным судом, когда и осуществится цель истории.

Высокий уровень безграмотности

Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был неграмотен.

Масса мирян слушала полуграмотных священников.

При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан.

НАУЧНАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА

В ХII-ХIII веках в Европе появились первые университеты – высшие учебные заведения, получившие свое название от латинского слова «universitas», что означает «совокупность».

Университет состоял из ряда факультетов: артистического, где изучались традиционные для Средневековья «семь свободных искусств», юридического, медицинского и богословского.

Специальными документами университетам давалась административная, финансовая и юридическая самостоятельность.

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права.

Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города и иметь право самоуправления.

Университет делился на землячество – объединение студентов из той или иной страны и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями.

В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, затем – университет в Кембридже.

Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (около 1214-1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.

Он считал, что познание природы должно опираться на математические и экспериментальные методы, хотя и видел один из путей приобретения знания во внутренних мистических озарениях.

Роджер Бэкон в ряде своих трудов предсказал:

– высокоскоростные морские путешествия: «Это возможно построить навигационные машины, – писал монах, – которым не нужен человек, чтобы управлять ими. И очень огромные корабли могут ходить, управляемые одним человеком, с очень большой скоростью, как если бы они был полны гребцов».

– автомобиль: «Можно построить машину, которая двигается с неимоверной скоростью без тягловых животных, похожую на старинные боевые колесницы».

– аэроплан: «Можно построить летательную машину так, чтобы сидящий внутри машины человек мог вращать инструмент, заставляющий искусственные крылья бить по воздуху, подобно птичьим».

– микроскоп и телескоп: «Инструмент может быть сконструирован таким образом, что огромные предметы будут казаться маленькими, и наоборот».

– порох и бомбы: «В воздухе может быть произведен звук, подобный грому, но более ужасный, чем природный. Из соответствующего материала в умеренном количестве, с человеческий палец, можно произвести ужасный шум и сильную вспышку. Это может быть сделано многими способами, и будут уничтожены целые города и армии».

Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160).

Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. школьный, ученый).

Характерные черты схоластики:

– стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные;

– недооценка роли опыта как метода познания;

– соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами;

– интерес к формально-логическим проблемам.

Средневековое знание не было систематизировано.

Достаточно часто философские рассуждения вели к переосмыслению традиционного для католической церкви взгляду на мир.

Так произошло с идеями Пьера Абеляра, чье знаменитое сопоставление веры и разума, решаемое в духе рационализма – «понимаю, чтобы верить» – вызвало резкий отпор со стороны официальной церкви, а его взгляды были осуждены соборами в 1121 и 1140 годах.

Значительной фигурой, находящейся на рубеже Средневековья и Возрождения, был мыслитель XV века Николай Кузанский.

Он развивал идеи, которые не согласовывались с традиционными для католицизма представлениями об окружающем мире.

В одном из своих философских диалогов он словами Простеца говорит:

– Тебя ведет авторитет и вводит в заблуждение. Кто-то и написал слова, и ты веришь. Но говорю тебе, мудрость кричит снаружи, на улицах…

Оппонент отвечает вопросом:

– Если ты – Простец, как ты смог прийти к знанию своего назначения?

– Не из твоих книг, а из книг Бога.

– Что же это за книги?

– Те, что он начертал собственным перстом.

– Где они находятся?

– Повсюду.

Эта замечательная мысль Николая Кузанского может служить главной характеристикой будущего стиля мышления Нового времени: в поисках божественных истин обращаться не к текстам Священного Писания, а непосредственно к «Евангелию от Природы», стараясь разгадывать замысел Творца на основе наблюдений за его творениями.

В этом заключается глубинная основа научного метода, на которую ссылался, в частности, М.В. Ломоносов.

К концу XII – началу XIII в. обозначился застой в социально-экономическом и культурном развитии ближневосточных стран.

Страны же Западной Европы, напротив, стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую империю.

В основе такого «исторического рывка» лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремесле).

Происходит технологическая революция в агротехнике: появляется тяжелый колесный плуг, используется боронование, совершенствуется упряжь тягловых животных, что позволяет в 3-4 раза увеличить нагрузки, внедряется трехпольная система земледелия, создается земельно-хозяйственная кооперация, осваиваются новые источники энергии – сила воды и ветра.

Благодаря изобретению кривошипа и маховика механизированы многие ручные операции.

Рационализируется организация хозяйственной деятельности.

Производство избыточной сельскохозяйственной продукции стимулирует развитие торговли, ремесла.

Усиливается тенденция урбанизации.

Формируется дух уважительного отношения к физическому труду, к деятельности изобретателей, инженеров.

Дух изобретательности и предприимчивости все в большей степени пронизывает культурную атмосферу общества.

Алхимия складывалась в эпоху эллинизма на основе слияния прикладной химии египтян с греческой натурфилософией, мистикой и астрологией.

Алхимия – это самозабвенная попытка найти способ получения благородных металлов.

Алхимики считали, что ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных пропорциях, дают начало металлам, в том числе и благородным.

В реализации алхимического рецепта предполагалось участие священных или мистических сил, а средством обращения к этим силам было слово.

Поэтому алхимический рецепт выступал одновременно и как действие, и как священнодействие.

В средневековой алхимии выделялись две тенденции.

Первая – это мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения.

В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею «философского камня» – гипотетического вещества, ускорявшего «созревание» золота в недрах земли; это вещество заодно трактовалось и как эликсир жизни, дающий бессмертие.

Вторая тенденция была больше ориентирована на конкретную практическую технохимию.

В этой области достижения алхимии несомненны.

К ним следует отнести: открытие способов получения серной, соляной, азотной кислот, «царской водки» (смесь концентрированных азотной HNO3 и соляной HCl кислот, взятых в соотношении 1:3 по объёму), селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др.

Вплоть до середины XVIII в. алхимия оставалась элементом европейской духовной культуры.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА И ТЕАТР

Исторические представления средневековья отразились в различных хрониках, биографиях, описаниях деяний и, конечно, в героическом эпосе.

В качестве наиболее известных следует назвать англосаксонский эпос «Сказание о Беовульфе», германский эпос «Песнь о Нибелунгах», испанский – «Песнь о моем Сиде», французский – «Песнь о Роланде» и исландские саги.

Действие происходит в Скандинавии (Дания и юг нынешней Швеции).

В блистательном чертоге славного конунга Хродгара под названием Хеорот пировали дружинные воины из племени данов (датчан).

Однако вот уже 12 зим на Хеорот нападает страшное чудовище по имени Грендель, истребляя лучших и знатнейших воинов.

Знатный гётский военачальник Беовульф, известный своей силой и воинскими умениями, отправляется морем с дружиной на помощь Хродгару, помня о гостеприимстве, оказанном его отцу конунгом, когда он вынужден был уйти из своих земель как изгнанник.

В одиночку он побеждает Гренделя в ночном единоборстве, оторвав ему руку, и тот умирает в своем логове.

Чтобы отомстить за него, из морской пучины поднимается ещё более жуткий враг – мать Гренделя.

Чтобы одолеть её, Беовульфу приходится спуститься в её морское логово.

Во второй части поэмы Беовульф – к тому времени уже конунг гётов – вступает в поединок с драконом, который мстит людям за посягательство на охраняемый им клад.

Дракон убит, но и Беовульф получает смертельную рану.

Автор не рассматривает это как трагедию, скорее как достойный венец героической жизни.

Дружина во главе с доблестным Виглавом торжественно сжигает Беовульфа и клад дракона на погребальном костре.

Одно из наиболее знаменитых произведений – величайший памятник французского народного героического эпоса – «Песнь о Роланде», в которой воспеваются военные подвиги знаменитого военачальника Карла Великого графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию.

Поэтическая традиция начинала складываться еще в раннем Средневековье, но наиболее ярко проявилась в зрелый период.

Тогда в разных уголках Европы возникло увлечение творчеством поэтов-рыцарей, которых на юге Франции называли трубадурами, на севере Франции – труверами, в Германии – миннезингерами.

Чаще всего эти средневековые певцы воспевали в своих песнях любовь и обожание к замужней даме.

Это они придумали своеобразную культуру любви, которую затем назвали куртуазной.

Причём в своих песнях молодые трубадуры совсем не воспевали своё желание обладать телом замужней особы.

Для них гораздо важнее было другое – поклоняться своей даме, любить её платонической любовью и своими стихами и песнями ставить её на один уровень с Богом.

В те времена считалось, что замужняя дама стоит на целую ступеньку выше в духовном развитии, чем незамужняя девушка.

Замужняя женщина более спокойна, у неё есть положение в обществе, а значит, только она должна стать объектом любви и поклонения трубадура.

Были в трубадурной поэзии и свои жанры.

Это канцона, сирвента, альба и пастурель.

Пастурель, или пастораль – песня, в которой благородный рыцарь беседует с бедной пастушкой.

Смысл этой беседы состоит в том, что рыцарь, который расстроен тем, что его дама сердца отвергла все его ухаживания, видит в пастушке девушку, с которой он может просто пофлиртовать.

И разговор этот происходит не в жанре высоких чувств, а в жанре «чувственной любви», как называли это сами трубадуры.

Альба – рассказ-песня о том, как двоим влюблённым с приходом утренней зари, придётся расстаться.

Если они не успеют этого сделать, то их тайное свидание увидят люди, и им больше нельзя будет встречаться.

Свидание это происходит в замковой башне, а каждая строфа песни заканчивается словами «утренняя заря».

Сирвента – песня, в которой трубадуры воспевали достоинства своих друзей и недостатки противников, канцона – песня о любви и уважении к покровителю, женщине или наперснику.

На легкий, приятный напев

Слова подобрав и сложив,

Буду я их шлифовать,

Чтоб они правдой сияли.

В этом любовь мне поможет –

В Донне чудесный исток

Доблестей я обретаю.

Смотрю на нее, онемев

И сердце к ней так устремив,

Что и в груди не сдержать,

Если б на нем не лежали

Думы о той, что умножит

Власть надо мною в свой срок, –

Только о том и мечтаю!

В рамках рыцарской культуры в XII веке начала формироваться и прозаическая литература.

Многие романы основывались на событиях кельтского эпоса о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Известная всем повесть о трагической любви Тристана и Изольды тоже основывается на эпических историях.

Роман немца Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» о пылкой любви двух молодых людей пользовался большой популярностью.

К ХIV-ХV векам жанр рыцарского романа пришел в упадок, в рамках городской культуры начали появляться пародии на рыцарский роман – плутовской роман, который иронично излагал подвиги, традиционные для героев-рыцарей.

Яркой страницей сатирического и пародийного творчества стала поэзия вагантов – бродячих школяров и студентов.

Ваганты высмеивали католическую церковь и духовенство за алчность, лицемерие, невежество.

Я – кочующий школяр...

На меня судьбина

свой обрушила удар,

что твоя дубина.

Не для суетной тщеты,

не для развлеченья –

из-за горькой нищеты

бросил я ученье.

На осеннем холоду,

лихорадкой мучим,

в драном плащике бреду

под дождем колючим.

В церковь хлынула толпа,

долго длится месса.

Только слушаю попа

я без интереса.

На рубеже между поэзией Средневековья и Возрождения находится творчество французского поэта XV века Франсуа Вийона.

В его творчестве нашли отражение и сцены из жизни парижского «дна» и ирония в адрес ханжества и аскетизма, мотивы смерти сменялись прославлением радостей жизни.

Я знаю, кто по-щёгольски одет,

Я знаю, весел кто и кто не в духе,

Я знаю тьму кромешную и свет,

Я знаю – у монаха крест на брюхе,

Я знаю, как трезвонят завирухи,

Я знаю, врут они, в трубу трубя,

Я знаю, свахи кто, кто повитухи,

Я знаю всё, но только не себя.

Я знаю летопись далёких лет,

Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,

Я знаю, что у принца на обед,

Я знаю – богачи в тепле и в сухе,

Я знаю, что они бывают глухи,

Я знаю – нет им дела до тебя,

Я знаю все затрещины, все плюхи,

Я знаю всё, но только не себя.

И еще одно имя нельзя не назвать, говоря о средневековой литературе.

Это Данте Алигьери, последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени.

«Божественная комедия», написанная Данте, принадлежит к лучшим достижениям мировой культуры.

Божественная комедия, часть I «Ад»

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Каков он был, о, как произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

Так горек он, что смерть едва ль не слаще.

Но, благо в нем обретши навсегда,

Скажу про все, что видел в этой чаще.

По иронии истории, театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью.

Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы.

В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драматизации: вообще говоря, и сама месса является не более, чем драмой.

Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные, или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляют собой диалоги.

В IX веке антифонные перезвоны, известные как тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы.

Трехголосные тропы (диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа) неизвестного автора примерно с 925 г. считаются источником литургической драмы.

В 970 году появилась запись инструкции или руководства к этой небольшой драме, включающая элементы костюма и жестов.

В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес.

Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литургической драмой.

Они представлялись для общины в течение четырех-пятилетнего периода.

Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц.

Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы – например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное.

Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами.

В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей. Реализм использовался в постановках избирательно.

В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке.

Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии.

Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры.

Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...