Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Западной Европы XVII в.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Новое время: межкультурный диалог

ПЛАН:

Общая характеристика культуры Нового времени

Культура Западной Европы XVII в.

3. Идейное содержание европейского Просвещения

Основные тенденции европейской культуры XIX века


1. Общая характеристика культуры Нового времени

Эпоха Нового времени охватывает три века: XVII, XVIII, XIX.

Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен:

XVII – эпоха зарождения рационализма;

XVIII – век Просвещения;

XIX – век классики.

Для культуры Нового времени характерны следующие черты:

1. Антропоцентричный (ориентированный на человека) характер европейской культуры. «Человек есть мера всех вещей» – этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть мировоззренческой ориентации всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я».

2. Свобода личности. Провозглашается право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.

3. Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности и экономический порядок. Данная черта способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.

4. Полицентризм властей. Заслуживает особого внимания разделение власти на политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны, государство, а с другой – церковь.

5. Дуализм (двойственность) механизмов детерминации (взаимообусловленности). С одной стороны, наращивание материального богатства превращает человека в орудие эффективной экономической деятельности. С другой стороны, свободная деятельность людей в обществе на может не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от технологии и экономической эффективности.

6. Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха – Просвещение, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства.

Это вторая половина XVII – XVIII вв.

7. Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.

8. Впервые в конце XIX в. был продемонстрирован синематограф (кинематограф).

9. Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (XVII – XIX вв.).

Культура Западной Европы XVII в.

Для Западной Европы XVII в. – это время становления капитализма, предпосылкой чему были великие географические открытия XV – XVI вв., освоение практически всех частей света.

Победа Английской буржуазной революции середины XVII в. привела к утверждению капиталистического способа производства.

В области экономики это проявилось в разложении феодальных отношений, в расцвете мануфактурного производства, появлении наемного труда, в складывании капиталистического рынка.

Трудами ученых-исследователей XVII в. была создана база для технического прогресса.

Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский ученый, один из основателей точного естествознания, основой познания считал опыт.

Он заложил основы современной механики: выдвинул идею относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений.

Занимался строительной механикой, построил телескоп с 32-кратным увеличением, отстаивал гелиоцентрическую картину мира.

Йоган Кеплер (1571 – 1630) – немецкий астроном, один из зачинателей астрономии Нового времени. Открыл законы движения планет, составил планетные таблицы, заложил основы теории затмений, изобрел новый телескоп с бинокулярными линзами.

Исаак Ньютон (1643 – 1727) – английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики.

Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, разработал теорию света, сочетавшую корпускулярные и волновые представления.

Открыл закон всемирного тяготения и создал основы небесной механики.

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий математик, физик, философ, языковед. Один из создателей интегрального и дифференциального исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики.

Христиан Гюйгенс (1629 – 1695) – нидерландский ученый, изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического маятника.

Создал волновую теорию света.

Совместно с Робертом Гуком установил постоянные точки термометра. Усовершенствовал телескоп (окуляр Гюйгенса), открыл кольцо Сатурна.

Автор одного из первых трактатов по теории вероятности.

Уильям Гарвей (1576 – 1637) – английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения.

Марчелло Мальпиги (1628 – 1694) – итальянский биолог и врач, один из основателей микроанатомии, открыл капиллярное кровообращение.

Антони Левенгук (1632 – 1723) – нидерландский натуралист, один из основоположников научной микроскопии. Изготовил линзы со 150 – 300-кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца и др.

Развитие точных и естественных наук непосредственно послужило толчком для мощного скачка философской мысли. Это обусловило создание всеобъемлющих философских систем Томасом Гоббсом, Рене Декартом, Бенедиктом Спинозой, Готфридом Вильгельмом Лейбницем, Френсисом Бэконом, разработку теории познания, где образовались два направления: сенсуализм и рационализм.

Сенсуалисты отводили главную роль ощущениям, чувственному познанию.

Рационалисты полагали, что знания возникают на основе правильного метода рассуждений.

Личности все труднее отыскать свое место в обществе, которому все меньше нужен всесторонний человек и все больше – человек-функция.

Эта трагическая коллизия находит выражение в двух направлениях мысли, в двух способах соотношения с миром и, наконец, в двух художественных стилях – барокко и классицизме.

Можно предположить, что барокко (от итальянского «странный, причудливый» и португальского «жемчужина неправильной формы») представляет собой не только художественный стиль (часто считают барокко лишь направлением искусства), но и особый образ отношения к миру и с миром.

Барокко был отмечен печатью трагизма и бессмысленности жизни. Распространенными темами барокко были физические и нравственные страдания человека, а любимыми персонажами – экзальтированные мученики, погибающие или разочарованные герои. Видными выразителями барокко в литературе стали Педро Кальдерон, Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсхаузен, в скульптуре и живописи – Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Джованни Лоренцо Бернини, в архитектуре – Фраческо Борромини.

Родиной классицизма (от лат. «образцовый») стала Франция конца XVII века.

Классицизм был тесно связан с придворной аристократической культурой периода утверждения французского абсолютизма. Абсолютизм в политике Франции ограничивал личность государственными интересами, заставлял индивидуальное приносить в жертву общественному. Мировоззренческой основой классицизма во Франции стали рационалистическая философия Рене Декарта, драматургия Пьера Корнеля, Жана Батиста Мольера, поэтика Никола Буало.

3. Идейное содержание европейского Просвещения

В конце XVII – начале XVIII вв. в европейской культуре возникает идеология Просвещения, проповедавшая приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства, идею воспитания совершенного человека.

XVIII век выдвинул новое понимание человеческого бытия: изменилось отношение к Богу, обществу, государству, возникло новое понимание самого человека.

На первый план в Просвещении выдвигается еще не сам человек, но разум как основа утверждающегося в новоевропейской культуре творчески преобразующего мир начала.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в своих произведениях «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748) выступает против феодализма и неограниченной монархии.

Монтескье различает три формы государственной власти: деспотию, основой которой является страх; монархию, имеющую своей опорой «принцип чести»; республику, где население воодушевлено высшей гражданской добродетелью – патриотизмом.

Политические воззрения Монтескье, в частности его учение о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей между независимыми, но контролирующими друг друга инстанциями, не только были прогрессивны в XVIII в., но и необычайно актуальны для современней политической ситуации в России.

Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского Просвещения был Вольтер (1694-1778).

Его огромный талант нашел выражение в разнообразных, блестящих по форме литературных, философских, исторических произведениях, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизму. Из его философских произведений наиболее значительны «Философские письма», «Основы философии Ньютона» и «Философский словарь». Влияние идей Вольтера за пределами Франции, в том числе и в России, было исключительно велико. Антиклерикальные произведения Вольтера сыграли значительную роль в развитии русского свободомыслия в XVIII в.

Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жан-Жака Руссо (1712-1778), идеолога революционной мелкой буржуазии. Его идеи, выраженные в произведениях «О причинах неравенства», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др., оказали впоследствии, в период Великой Французской революции 1789-1794 гг., значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Руссо своим идейным предшественником. Его произведения проникнуты ненавистью к угнетателям, страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную, враждебную интересам народа мораль, фальшивое искусство и официальную науку.

Важнейшее направление в просветительской философии представлено материалистической школой.

Ее зачинатель – врач Жюльен Офре Ламетри (1709-1751), автор медицинских и философских трудов.

Смелый атеизм Ламетри вызвал ярость церковных и светских реакционеров. Философ вынужден был бежать из Франции и умер в изгнании.

Дальнейшее развитие французского материализма связано с деятельностью Дени Дидро (1713-1784), Этьена Бонна Кондильяка (1710-1780) и Поля Гольбаха (1723-1789).

Расцвет деятельности французских материалистов относится к 50-60 гг. XVIII в. и тесно связан с изданием «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» в 33 томах, которая стала идейным средоточием всего лагеря просветителей.

XVIII в. характеризуется одновременным развитием науки и техники.

Становится научной дисциплиной политэкономия благодаря Адаму Смиту и французским физиократам.

Наука все больше связана с производством, техникой, получает ускоренное развитие.

Антуан Лоран Лавуазье, так же как Ломоносов в России, заложил основы химии как современной науки. Создаются новые машины, подготавливающие переход к индустриальному веку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...