Изобразительное искусство и архитектура
XVIII в. – век портрета, но уже на новом витке развития культуры. Изящная интимность, сдержанная лиричность, вежливо-беспощадная аналитическая наблюдательность – таковы художественные особенности портретов художника Томаса Гейнсборо, скульптора Жан-Антуана Гудона. Умение передать тончайшие оттенки настроения, подметить характерное отличает галантные празднества и жанровые сценки Жана Антуана Ватто, Жана-Луи Фрагонара, скромные бытовые мотивы Жана-Батиста Симеона Шардена, городские пейзажи Франческо Гварди. Живопись теряет универсальную полноту охвата духовной жизни человека, какая была у Рубенса, Пуссена, Рембрандта, Веласкеса. Формирование новой культуры происходит весьма неравномерно в различных странах. Например, во Франции XVIII в. начинается печально-мечтательным изящным искусством Жана АнтуанаВатто и завершается революционным пафосом полотен Жана-Луи Давида, приобретая сознательную гражданскую направленность. В Испании творчество молодого Гойи противостоит классицизму страстным интересом к ярким, характерно выразительным сторонам жизни и предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в. В XVIII в. сокращается церковное зодчество и возрастает объем гражданского строительства. Во Франции был создан ряд блестящих ансамблевых решений (площадь Согласия в Париже), представляющий переосмысление в духе классицизма принципов планировки городского ансамбля. Зарождается интерес к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, более комфортабельного, элегантного. Это приводит к сложению принципов искусства рококо, более камерного, чем барокко. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный характер и служили для оформления интерьера.
Искусство рококо избегало обращения к драматическим сюжетам, к познанию реальности и носило откровенно гедонистический характер, очень скоро выродившись в бездумно-поверхностное искусство представителей той части общества, которая исповедовала девиз Людовика XV: «После нас – хоть потоп». Искусство XVIII в. завершается грандиозной эпопеей – творчеством великого испанца Франциска Гойи. Оно слито с испанской живописной традицией, с жизнью нации, но вместе с тем в творчестве Гойи все обращено к человечеству и истории, все живет в атмосфере всемирной трагедии и общечеловеческой радости. Гойя стал великим художником уже в XVIII в., когда им были написаны и брызжущие радостью жизни народные сцены, и гордые темпераментные портреты. На самом рубеже XIX в. Гойя создал серию офортов «Капричос», где он бестрепетной рукой открыл миру те бездны, в которые не рисковали заглянуть, которые звучали подтекстом культуры XVIII в., о которых говорили шепотом. Но этот цикл был и прощанием с XVIII столетием. Творчеством Гойи, как и живописью Давида, открывается история искусства XIX и XX вв. Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.
В своей основе культура XIX столетия базируется на рационализме, антропоцентризме, сциентизме, европоцентризме и др. XIX век – это эпоха классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. По подсчетам Питирима Александровича Сорокина, XIX век принес 8527 открытий и изобретений – больше, чем все вместе взятые предшествующие столетия.
Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали одно за другим. В 1803 г. появился первый автомобиль с паровым двигателем. В 1807 г. была осуществлена пробная поездка парохода. 1814 г. – первый паровоз. К 1830 г. были проложены первые 50 км железнодорожного пути между Манчестером и Ливерпулем. В 1832 г. Самюэл Морзе изобрел электрический телеграф. За открытием Майкла Фарадея электромагнитной индукции следовало открытие Джеймсом Максвеллом электромагнитного поля. Наука XIX в. ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области привели к появлению химической статистики Джона Далтона, который показал, что каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Благодаря этой теории в химию проникли идеи системного развития процессов. Йенс Якоб Берцелиус открывает закон кратных отношений и распространения его на органические вещества, что помогло установить наличие связи между предметами органического и неорганического мира. В 1828 г. Фридрих Веллер разработал процесс получения мочевины из неорганических веществ, что подтвердило на практике эту связь. Благодаря получению неорганическим путем таких соединений, которые до того времени вырабатывались только живыми организмами, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, что и неорганические. Важным открытием XIX в. является закон о клетке и клеткообразовании Теодора Шванна и Маттиаса Шлейдена, создавших клеточную теорию и указавших на единство клеточной структуры растений и животных в 1838-1839 гг. Идеи Михаила Васильевича Ломоносова о сохранении и превращении энергии были закреплены открытиями Юлиуса Робера Майера, Эмилия Христиановича Ленца, Уильяма Роберта Грове. Закон был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать вторым великим открытием XIX в. Третье великое открытие XIX в. связано с именем Чарльза Дарвина, издавшего в 1854 г. книгу «Происхождение видов», где была обоснована эволюционная теория.
Теория естественного отбора, в ходе которого выживают сильнейшие организмы, постоянно враждующие между собой и передающие затем свои особенности по наследству, привела в дальнейшем к появлению направления генетических исследований. В природе происходит сложный процесс, представляющий взаимодействие трех моментов: борьбы за существование, изменчивости, наследственности. Теория Дарвина доказывает, что все виды животных и растений связаны между собой генетически по своему происхождению находятся в состоянии постоянного изменения и развития. Однако в условиях восходящего капиталистического развития и блистательных успехов в науке и технике в культуре европейских стран возникли кризисные явления. Уже Французская революция обозначила кризис культуры Просвещения, неспособной обеспечить свободу и равенство в правах, собственность, безопасность и сопротивление угнетению, обещанные в Декларации прав человека и гражданина. Самым первым непосредственным откликом на «вихревое историческое время», на крах просветительских идей, когда в мире, по словам гетевского Мефистофеля, установились «разбой, торговля и война» вместо свободы, равенства и братства, стал романтизм, охвативший не только искусство, но и другие стороны духовной жизни. Специфической для романтического искусства является проблема двоемирия, т.е. сопоставления и противопоставления реального и воображаемого миров, организующего, конструирующего принципа романтической художественно-образной модели. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно: – во-первых, уход в природу, которая была либо камертоном душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда – критика города, идеализация простых тружеников, в особенности сельских, интерес к их духовности, выраженной в фольклоре. Романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны (восточные темы в поэзии Джорджа Гордона Байрона), создает воображаемые конструкции (фантастические миры Теодора Гофмана, Генриха Гейне, Рихарда Вагнера);
– во-вторых, уход от действительности – переход в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое, его нравы, образ жизни (рыцарские романы Вальтера Скотта, оперы Рихарда Вагнера), ремесленный уклад (Новалис (барон Фридрих фон Гарденберг), Теодор Гофман), патриархальный быт крестьян (Сэмюэла Тэйлора Кольридж, Жорж Санд) и многое другое; – в-третьих, уход в собственный внутренний мир (сказки Теодора Гофмана, Вильгельма Гауфа, Ганса Христиана Андерсена, портретный жанр у Теодора Жерико, Эжена Делакруа и др.). Устремлениям романтиков к отображению эмоциональной жизни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позволяла обращаться к внутреннему миру психологически сложного лирического героя (произведения Франца Шуберта, Роберта Шумана, Ференца Листа, Рихарда Вагнера и др.). Прослеживаются в музыке и реалистические тенденции (Жорж Бизе, Антон Брукнер, Иоганнес Брамс). Зачастую они переплетаются с романтическими (оперы Джузеппе Верди). Наряду с романтизмом в 1840-е гг. складывается и утверждается как самостоятельное течение «реализм». Развитие реализма сопровождает становление капиталистического способа производства, и это не случайно: все более острыми становятся социальные противоречия, все более пронизывающим влиянием денег на быт, нравы общества, на духовное развитие человека, и зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство. Реализм интересует не индивид в чрезвычайных обстоятельствах и бурная, полная страстей жизнь его сердца, а «жизнь сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Ги де Мопассан) и точное отображение «типических характеров» в «типичных обстоятельствах». История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон – деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. К барбизонской школе относится творчество Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Шарля Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.
Искусство Европы с конца 1850-х гг. вступило в эпоху декаданса. Декаданс (фр. – упадок) – в своем генезисе явление сложное и противоречивое – на начальных этапах был связан с различными направлениями реализма. Этот термин употреблялся в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Впервые эти черты проявились во французском символизме, а также в английском эстетизме у теоретиков концепции «искусство для искусства» (Джона Рёскина, Оскара Уайльда и др.). Позже они проявятся у модернистов. В известной степени они характерны и для импрессионизма. Импрессионизм (фр. – впечатление) в качестве философской базы использовал позитивизм. Это направление возникло в недрах французского реалистического искусства. «Впечатление. Восход солнца» − именно так назывался пейзаж Клод Моне, показанный на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Импрессионисты (Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдуард Мане и др.) ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Еще более отчетливое выражение кризис реалистической традиции получил в постимпрессионизме (Поль Сезанн, Винсент Ван-Гог, Поль Гоген и др.). Для него характерен поиск новых форм реализма, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также и новые творческие приемы, которые могут помочь решению этой задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|