Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура в период Древнего царства

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Культура Древнего Египта: взаимодействие культуры и цивилизации

ПЛАН:

Истоки древнеегипетской культуры

Додинастический период и культура в период Древнего царства

Пантеон египетских богов

Культура Среднего и Нового царств: взаимодействие и ассимиляция культур


1. Истоки древнеегипетской культуры
Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской цивилизации, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры.

Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства, возникшего ранее воцарения I династии, и продолжали существовать после утраты Египтом независимости, во времена владычества Лагидов, в римско-византийский период. 394 г. н.э. датируется последняя иероглифическая надпись.

В восприятии последующих поколений египетская иероглифика становится лишь языком мистических символов.

В V в. н.э. исчезает демотическое письмо.

В 535 г. н.э., при Юстиниане, прекратил свое существование храм Исиды на о-ве Филе – последний оплот древнеегипетского язычества.

Египет древний превратился в миф.

В конце XIX в. стал мертвым языком коптский – наследник древнеегипетского языка, удержавшийся ныне только в богослужении коптов (бохайрский диалект).

Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа.

Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие ее элементы смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших компонентов не только культуры современного Египта, но и культуры мировой.

Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности.

Обнаруженная в 1894-1895 гг. английскими учеными Уильямом Питри и его учеником Джеймсом Эдвардом Квибелломв Верхнем Египте (Нагада) доисторическая культура Египта была, на первый взгляд, настолько не схожа с культурой фараоновских времен, что ее поспешили объявить неегипетской.

Элегантная фигурка, относящаяся к Нагада II, ок. 3500–3200 гг. до н. э.

Дальнейшее исследование первобытных культур Египта поставило вопрос об автохтонных, африканских корнях египетской цивилизации.

При этом большое значение придавалось связям этих культур с сахарско-суданским культурным ареалом.

Африканская по происхождению древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо.

Только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно.

С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству и с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными и долговременными, этнический состав – более стабильным.

Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая в соответствующих условиях дала тот неожиданный «взрыв», благодаря которому Египет переступил грань доистории.

Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации:

в сфере материальной:

– постепенный переход к изготовлению медных орудий,

– совершенствование системы ирригационного земледелия,

– развитие скотоводства, ремесла, обмена;

сфере социальной:

– возникновение имущественной дифференциации,

– социальной иерархии,

– появление городского населения;

в сфере духовной:

– развитие заупокойных представлений,

– культа обожествленного правителя,

– солярного культа,

– сложение специфически египетских черт искусства;

и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического («протодинастического») периода (3300-3000 гг. до н.э.) и раннее царство – время возникновения и сложения единого египетского государства.

 

Додинастический период и культура в период Древнего царства

Додинастический период

Именно в этот период, унаследовавший многое от более ранних эпох: каменные орудия, культурную обособленность составляющих Египет областей с их пестрым сонмом богов, магию, почитание животных, растений, сакральных (священных) предметов и т. д. – выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов.

И одной из наиболее ярких ее черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.

Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, складывается система счета, появляется первый свиток папируса и, возможно, делаются первые попытки мумификации, оформляется строгий канон египетского искусства, столь ему свойственный впоследствии, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы – и создаются первые характерно статичные статуи официальных лиц.

В «протодинастический» период уже закладывается восходящий к более отдаленному времени свойственный Египту дуализм государственности, в основе которого, согласно наиболее распространенной точке зрения, – сосуществование двух царств – Юга и Севера – до их объединения Югом, а также своеобразие экономическое, географическое и, возможно, культурное и этническое.

В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь, божественный «владыка Обеих Земель», носитель двойной короны Египта, предстает как воплощение бога Хора.

Тогда же впервые складывается царская титулатура из четырех имен:

– «имя Хора», связанное с представлениями о Ка – божественном образе царя;

– «имя Обеих Владычиц» – богини Юга Нехбет и Севера – Уаджит, олицетворенных в двойной красно-белой египетской короне;

– «золотое имя», символизировавшее божественную плоть царя;

– титул царя Верхнего и Нижнего Египта, предшествующий его личному имени.

Возводятся первые дворцы и храмы, появляются антропоморфные боги, и Хор становится великим богом – покровителем единого египетского царства.

 

Культура в период Древнего царства

За несколько столетий, отделяющих эпоху Древнего царства от времени возникновения в долине Нила двуединого государства, египетская культура не только успела приобрести свой неповторимый облик, но и неизмеримо возвысилась среди родственных ей культур соседних африканских народов.

От первых незамысловатых полунадписей-полурисунков, запечатленных на булаве царя Скорпиона или на знаменитой Палетке Нармера – своеобразных царских манифестах, где само изображение царя, повергающего жалкого врага, красноречивее всяких слов, и от первых лаконичных надписей с царскими титулами – до пространных и обстоятельных декретов царей;

– от первых упоминаний имени усопшего и предназначенных для него жертвенных даров – до развернутых биографических надписей вельмож и сложных религиозных текстов, в которых запечатлена работа мысли ряда жреческих школ («Тексты пирамид», «Мемфисский богословский трактат»);

– от первых кирпичных мастаб – к величественным каменным сооружениям: пирамиде Джосера, огромному надгробию в Медуме, Красной и Надломленной пирамидам Снофру в Дашуре и от них – к классическим пирамидам в Гизе царей IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура;

– от скромных архаических святилищ богов – к храмовым комплексам V династии, посвященным Солнцу, с открытыми дворами и молельнями, со стройными каменными обелисками – символами восходящего светила;

– от первых схематических изображений на палетках, стелах и ремесленных изделиях – до многосюжетных высокохудожественных композиций на стенах гробниц Ти, Мерерука в Саккара (V, VI династии);

– от несовершенных и условных первых культовых статуй умершего до полного неповторимого, сугубо египетского своеобразия статуй-портретов царевича Рахотепа и его жены Нофрет, Луврского писца, зодчего Хемиуна и вельможи Каапера («Сельский староста»), Хатхор, символических царских портретов (Менкаура с богинями, Хафры, осененного Хором), огромного каменного Сфинкса – таковы лишь некоторые вехи эволюции египетской культуры в течение нескольких долгих веков.

Этой эволюции сопутствовали значительные внутренние изменения, выдвинувшие Египет в ряд великих древневосточных цивилизаций.

Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных царей и несравненных великих мудрецов – полубога Имхотепа и Джедефхора, Кагемни и Птаххотепа, как золотой век египетской культуры.

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами.

Согласно хронологии Манефона, основанной на священных текстах, до земных царей Египтом правили боги, затем – полубоги.

В «Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Птаха, восходящем к эпохе Древнего царства, сказано: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова.

Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец».

 

3. Пантеон египетских богов
История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды расцвета и упадка.

Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов подчас расшатывали и ослабляли египетское государство.

А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени.

Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян.

Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью.

Как мы уже говорили, богов в Древнем Египте было много, в каждом городе их было несколько.

Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов.

Одним из важнейших был Осирис – бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу.

Египтяне верили, что после смерти и своего воскрешения Осирис стал царем подземного царства.

Не менее важной была богиня Исида – покровительница плодородия и материнства.

Богиней истины и порядка считалась Маат.

 

Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями.

У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде.

Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие.

Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия, и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления.

Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров.

Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра.

В древности каждое божество имело свое зооморфное тождество.

Оно представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого.

Так, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет – львицы, Исида – змеи, Анубис – шакала, бог воды и разлива Нила Себек – крокодила, богиня радости и веселья Баст – кошкой, бог мудрости Тот – в виде ибиса.

На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, то есть наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы животных, среди которых наиболее распространенным был культ священного быка Аписа.

Существование государства не мыслилось египтянами без богини Маат – божественного порядка и истины.

Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе они выступают в роли всеобщей гармонии Маат.

Понятие «Маат» становится центральным в древнеегипетской этике и начинает означать принцип, на котором строятся правильные человеческие отношения.

Правила Маат предписывали имущим помогать неимущим.

Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, требовали подчиняться законам, которые ориентировали, как поступать в той или иной ситуации.

Если человек сумеет приспособиться к законам, созданным богами, то он будет счастлив.

Жрецы богини Маат призваны были следить за соблюдением ее законов, утверждать среди людей истину и справедливость.

Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак.

Он создал первое поколение богов, от которого пошли все последующие.

Верховный солнечный бог Ра почитался в виде человека с солнечным диском на голове и изображался в священной ладье.

Амат – мифологическое чудовище, но также богиня возмездия за грехи. В её образе совмещались черты крокодила, льва и гиппопотама: тело принадлежало гиппопотаму, лапы и грива льву, а голова крокодилу.

На загробном суде, если сердце покойного перевешивало на чаше весов, то он попадал в Поля Иару, то есть в рай. Если этого не случалось, то сердце умершего пожирала Амт.

Амон-Ра
В Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Верхнего и Нижнего Египта культ Амона постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта.

Анубис – бог погребальных обрядов, он защищал тело в период подготовки к похоронам и оберегал мумию в гробнице.

Изображали его с головой шакала.

Апис – священный бык города Мемфис, бог силы и плодородия.

Атон – бог солнца.

В период правления фараона Эхнатона Атон был единственным богом египтян.

Считалось, что Атон сотворил все вещи и правит всем миром.

Атум – бог заходящего солнца. Культ его слился с культом солнечного бога Ра, и Ра-Атум стал верховным богом Египта.

Он считался предводителем девяти великих богов, которым поклонялись в Нижнем Египте.

Баст – богиня, изображавшаяся в облике кошки или с кошачьей головой.

Ей поклонялись как носительнице солнечного света.

Бэс – бог танцов и пиров, которому в Древнем Египте поклонялись простолюдины. Его изображали в виде кривоногого уродца карлика с широким бородатым лицом, облаченного в львиную шкуру. Бэс защищал людей от змей, отпугивал злых духов, помогал при родах. Он охранял египтян от разных бед и как покровитель семьи почитался по всей стране. Сохранилось множество оберегов в виде фигурок Бэса.

Геб – один из девяти великих богов («великой эннеады»), которого чтили в Гелиополе, «Городе Солнца» (Нижний Египет). Геб был богом Земли.

Гор (Хор) – сын Осириса и Исиды, бог восходящего солнца. Его заклятым врагом был Сет, захвативший трон Осириса. Гор бросил Сету вызов, и они долго состязались в силе и хитроумии. В конечном счете спор был разрешен Осирисом, который потребовал отдать трон Гору как своему законному наследнику.

Исида – богиня любви и судьбы, дочь Геба и Нут. Исида вышла замуж за своего брата Осириса и родила от него сына Гора. Она была верной женой и любящей матерью. С помощью магии она воскресила и Осириса, и Гора, убитых Сетом. Исиду часто изображают с младенцем Гором на руках. Она воспитала в сыне ненависть к Сету, чтобы Гор отомстил за отца.

Маат – дочь Ра, богиня истины и справедливости. Маат наблюдает за правильностью совершения религиозных ритуалов и следит за поведением людей.

Меритсегер – местная богиня Фив, изображавшаяся в виде змеи с головой женщины. К праведникам Меритсегер была благосклонна, а грешников карала ядовитым укусом.

Месхент – богиня деторождения, помогавшая женщине терпеть боли при родах и предопределявшая судьбу новорожденного.

Мин – бог мужской плодовитости, тесно связанный с Амоном-Ра. Во время праздника в его честь воздвигали священный столб, на который полагалось карабкаться участникам ритуала. Мин также покровительствовал племенам охотников и собирателей, обитавшим в пустыне к востоку от Нила.

Монту – бог войны с головой сокола или быка. Его священным животным был бык Бухие, который считался «душой Ра».

Мут – богиня-мать, изображавшаяся с головой коршуна. Сочетавшись браком с Амоном-Ра, она стала царицей небес.

Нейт – богиня рукоделия, согласно некоторым мифам, соткавшая мир. Нейт также охраняет мумифицированное тело покойника до момента его погребения.

Нефертум – сын Птаха и Сехмет. Его изображали в виде бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса на голове. Согласно некоторым мифам, бог Ра каждое утро рождается из цветка лотоса.

Нефтида – богиня мертвых, жена Сета. Когда Сет убил Осириса и спрятал его тело, Нефтида отправилась вместе со своей сестрой Исидой на поиски трупа.

Нехбет – жена бога Нила Хапи, покровительница Верхнего Египта. Нехбет защищает фараона и его детей. Иногда ее изображали в виде самки коршуна, распростершей крылья над головой фараона.

Нун – бог первозданного хаоса, олицетворение беспредельной и бесформенной водной пучины, существовавшей в начале времен, до сотворения мира. Из глубин Нуна чудесным образом родился Ра, ставший «отцом богов».

Нут – богиня ночного неба, мать звезд. Нут была сестрой и женой бога Земли Геба, но бог воздуха Шу разъединил супругов.

Осирис – бог плодородия, научивший людей возделывать землю и поклоняться богам.

Завистливый брат Осириса, Сет, убил его и выбросил сундук с телом в реку.

Исида отыскала труп и спрятала его от Сета, но Сету все же удалось снова завладеть телом брата.

На сей раз убийца разрезал труп на части и разбросал их по всему Египту.

Исида с большим трудом собрала все части воедино и предала тело мужа погребению.

Возродившись в царстве мертвых, Осирис стал судьей в загробном мире.

Он выносит приговор усопшему и решает его дальнейшую судьбу.

Птах – бог ремесла и искусства, истины и справедливости, которого изображали с посохом в плотно облегающих, длинных белых одеждах. Сначала ему поклонялись только в Мемфисе (Нижний Египет), но когда Мемфис стал столицей Египта, Птах приобрел общеегипетское значение. Ему приписали роль творца мира и создателя всех богов. Супруга Птаха – богиня Сехмет.

Ра – солнечный бог, изображавшийся с головой сокола, увенчанной солнечным диском или коброй. Ра поклонялись как верховному богу, создателю других богов и людей. Каждого фараона считали сыном Ра.

Рененет –покровительница детей. Она давала им имена, оберегала от несчастий и предопределяла их судьбу.

Ренпет – богиня, управлявшая течением времени. Каждую весну она возвещала о наступлении нового года и вливала в молодых людей свежие силы.

Себек – бог рек и озер, пресных вод и плодородия, изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила. Египтяне считали, чем больше в реке крокодилов, тем богаче будет урожай. Тем не менее Себек считался жестоким богом, умилостивить его можно было только частыми и обильными жертвоприношениями.

Селкет (Серкет) – богиня, покровительница мертвых, изображающаяся в виде скорпиона. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. К людям она была благосклонна и излечивала их от ран.

Серапис – бог загробного мира, которому поклонялись греки и римляне, правившие Египтом. В образе Сераписа слились египетские боги Апис и Осирис. Серапис считался богом-целителем, спасителем от несчастий.

Сет – бог зла, убивший своего брата Осириса и захвативший его трон. Позже боги передали власть Гору, которого Сет не смог убить. А Сет стал богом бурь и владыкой пустыни.

Сехмет – свирепая богиня войны, истребляющая врагов Ра. Первоначально она была богиней любви Хатор. Но когда Ра послал ее уничтожить человечество, она превратилась в яростную Сехмет. Изображалась богиня в виде женщины с головой львицы.

Сешат – богиня письма, хранительница «библиотеки» богов. Сешат ведет записи обо всех поступках смертных и обо всем, что ожидает людей в будущем.

Сокар – бог растительности и покровитель мертвых. Его изображали в виде мумии с головой сокола. Сокар охранял врата загробного мира.

Таурт – богиня с телом гиппопотама или крокодила и львиными лапами. Она покровительствовала будущим матерям, поэтому и изображалась с округлым животом. Таурт лечила от бесплодия, помогала женщинам при родах, следила, чтобы у них было достаточно молока.

Тефнут – львиноголовая богиня росы и дождя, сестра и супруга Шу. Тефнут была первой богиней, сотворенной Ра.

Тот – бог луны, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, изобретатель письменности. Изображался с головой ибиса и палеткой писца. Тот помогает Осирису вершить суд в загробном царстве, записывая показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.

Упуат – бог, сопровождавший душу покойного в загробное царство. Изображался с головой шакала или волка. Иногда отождествлялся с Анубисом.

Хапи – бог Нила. Будучи мужского пола, Хапи тем не менее изображался с женской грудью, символизирующей плодородие, которое даровали египетским полям ежегодные разливы могучего Нила.

Хатор – богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью прическу украшал солнечный диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.

Хонсу – сын Амона-Ра и Мут, бог луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного юноши с прической, увенчанной лунным серпом.

Хнум – бог-горшечник, создавший людей из глины на гончарном круге. Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым мифам, Хнум сотворил также богов. Хнума изображают с головой барана.

Шу – бог воздуха и солнечного света, первое порождение Ра. Он разделил Геба и Нут, слившихся в супружеских объятиях. Так образовались земля и небо.

Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика.

Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории – «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты.

Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи.

Игравшие важнейшую роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома жизни», согласно египетской традиции, были созданы богами или пользовались их особым покровительством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...