Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Строительство и архитектура

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подражать могучим владыкам Древнего царства.

Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки.

Сверху пирамиды облицовывались известковыми плитами.

Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком.

Вероятно, правители Среднего царства полагали, что каменные пирамиды недостаточно обеспечивают сохранность мумии.

Поэтому погребальную камеру стали прятать в защитной системе подземных коридоров, которые превратились в настоящий лабиринт.

Такой переход от каменных пирамид к пирамидам кирпичным был связан с борьбой против грабителей и не требовал громадных материальных затрат на их сооружение.

Особую известность из архитектурных построек этого этапа египетской культуры получил заупокойный храм при пирамиде фараона Аменемхета III.

Он представлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворцов и залов с монументальными колоннами.

До наших дней дошли только разрозненные останки храма, а также предания древних греков, давших храму название Лабиринт.

Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир.

Храм, по мнению греческого историка Геродота, затмевал своей известностью даже пирамиды Древнего царства.

Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов Среднего царства.

Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома бога-солнца, родившегося, по одной из египетских легенд, из цветка лотоса.

Все колонны были богато украшены цветным орнаментом и позолотой.

Потолок был расписан под звездное небо с золотыми звездами, которые свободно парили под сводами храма.

По стенам храма размещались многоярусные композиции, построенные по регистрам, внутри которых располагались изображения людей, животных, птиц, символизирующих соответствующих богов древнеегипетского пантеона.

По сравнению с другими эпохами египетской истории, Среднее царство заняло относительно непродолжительный период.

Около 1700 г. до н. э. в Египет вторглись кочевые скотоводческие племена гиксосов, которые положили конец Среднему царству.

Господство гиксосов продолжалось более сотни лет, и в начале XIV в. до н. э. началось освободительное движение, во главе которого стояли фиванские цари.

После победы над гиксосами в 1580 г. до н. э. развитие древнеегипетской культуры перешло в новый период – Новое царство.

 

Культура Нового царства

Взаимодействие и ассимиляция культур

Этот период явился дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами других народов.

Этому способствовали агрессивная внешняя политика и завоевательные походы, которые привели к покорению многих соседних стран.

Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурную среду была различна.

Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с культурой которых египетская цивилизация имела много общих корней и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте.

Так, в Нубии были заимствованы многие элементы египетской государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо.

Через эти страны египетская культура проникала внутрь африканского континента.

В Азии основным средоточием египетской культуры оставался город Библ, с которым Египет издревле имел тесные торговые связи.

Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью признания египетской государственности над местными правителями и ограничивалось внешними формами: элементами декора зданий, бытовых предметов, гробничных стел.

Египет, напротив, заимствовал из Азии гораздо больше.

Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в литературе.

Походы фараонов в Азию привнесли в специфический облик египетской культуры элементы семитской культуры и придали ей «восточную» ориентацию.

Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурами других народов, приток в Египет огромных богатств явились стимулом небывалого расцвета египетской культуры.

Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела.

Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение божественного характера царской власти.

Но вместо пирамид венцом этого строительства становится храм.

 

Храмовое строительство

Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри.

Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом.

Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.

Помимо внешнего грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутренним убранством.

Рельефы композиции храма рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, из чего следовало, что царица имела божественное происхождение.

К тому же считалось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор, изображения которой были помещены повсюду.

Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустированные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней.

Статуи, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, были по существу портретами царицы.

Не менее знаменитым сооружением того времени был заупокойный комплекс фараона Рамзеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах.

Также знаменитый скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле состоял из двух сооружений: Большого храма, посвященного фараону и трем богам – Амону, Ра и Пта,

и Малого храма, воздвигнутого в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса – Нефертари.

Перед храмом стояли двадцатиметровые колоссы фараона, высеченные прямо в скале.

Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток.

Поэтому с первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет и как бы выступали из скалы.

Наряду с пирамидами, заупокойными храмами и мастабами в Новом царстве сооружались святилища, не связанные с загробным культом.

К этому типу храмов относятся два прославленных храма бога Амона в Фивах – Карнакский и Луксорский, отличавшиеся подчеркнутой монументальностью.

Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и главным святилищем страны.

В период правления XVIII династии фараонов главный покровитель Фив Амон отождествлялся с Ра и его культ стал общегосударственным.

Строительство Карнакского храма началось в XX в. до н. э. и продолжалось около десяти веков.

Уже в процессе строительства храм неоднократно перестраивался, но в результате было создано грандиозное сооружение: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, огромный колонный двор, гипоксильный (колонный) зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3,57 м.

Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами.

Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы лотоса, а все остальные колонны представляли собой связки нераспустившихся стеблей папируса.

В этом стилизованном образе была выражена идея разных фаз жизни – ее зарождения и расцвета.

В этот же период было завершено строительство Луксорского храма, второго по значению в стране.

Храм Амона-Ра в Луксоре был наиболее гармоничным и совершенным.

Он отличался четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания.

В первом дворе – колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метелок папируса.

Всего колонн в храме было около 150, которые образовывали 16 рядов.

Аллеи сфинксов, монументальные статуи, многочисленные колоннады храма – все это создавало неповторимый облик Луксорского храма.

Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насыщены бурными и малоблагоприятными событиями: иноземные вторжения хеттов, политический разброд, постоянные смуты и волнения, вызванные социально-экономическим кризисом и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...