Характеристика речевого и психофизического развития воспитанников экспериментальной группы
По результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы. Внимание детей экспериментальной группы характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Наблюдаются и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. У детей оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Дети испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины. Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета, что находит отражение в проблемах, связанных с ИЗО деятельностью. Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
У детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации. В дальнейшем эти недостатки препятствуют овладению чтением и письмом. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок. Память детей отличается качественным своеобразием. У детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей, снижение способности к творческому созданию новых образов. У детей несформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении. Нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонетического развития. На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа "Коля старше Миши", дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Дети рассматриваемой группы имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, сужено употребление глаголов. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества и продолжается до 7-8 лет.
Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно. Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, им недоступно творческое рассказывание. Наличие в структуре дефекта недоразвития речи обусловливают необходимость специальной логопедической помощи. Все названные особенности наиболее ярко проявлялись на уровне игровой деятельности детей. У них снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники. Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.
Дети с отклонениями в психоречевом развитии нуждаются в особом внимании и заботе. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, на основании которых строится план коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа предполагает комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, в том числе и речи. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-логопеда, воспитателей, психолога и других специалистов. Таким образом, создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений. Очевидно, что основным фактором, обусловливающим развитие психики аномального ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является своевременно организованное диагностирование, коррекционное обучение и воспитание. Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной педагогической помощи. Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания широкой сети образовательных учреждений для детей, отстающих в развитии. Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ЗПР. Эти дети по данным исследователей (Г.И. Жаренкова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова) испытывают стойкие затруднения в обучении и поведении и в силу особенного своего развития, не в состоянии освоить программу массовой школы. Выраженные нарушения ряда психических функций: внимания, памяти, моторики, речи, несформированость общедеятельностных умений и предпосылок учебной деятельности делают их неуспевающими учащимися в школе. В связи с этим в специальной литературе подчеркивается важность начала ранней комплексной диагностики и коррекционно-педагогической работы (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. 2. Демьянов Ю.Г. Клинико – психологическое обследование детей с так называемой задержкой психического развития // Дефектология. Научно – теоретическая конференция. – Л., 1967. 3. Дети с временной задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М., 1971. 4. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.,1998. 5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Дубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984. 6. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. – М., 1966. 7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. 8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990. 9. Ковшиков В.А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей с временной задержкой психического развития и с астенической формой олигофрении // Дефектология. Герценовские чтения. – Л., 1967. 10. Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях детей с задержкой психического развития // Дефектология. Герценовские чтения. – Л., 1967. 11. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – СПб., 1992. 12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003. 13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985. 14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – Санкт-Петербург, 2001. 15. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989. 16. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов. – М., 1956. 17. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1990. - №6. 18. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1981. 19. Слепович Е.С. Развитие речи у детей с задержкой психического развития. – М., 1978. 20. Смирнова И.А. Нарушения звукопроизношения и письма у детей с задержкой психического развития // Изучение аномальных детей. – Л., 1981. 21. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород, 1994. 22. Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - №5.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|