Речевая карта №1. Состояние речевой деятельности ребёнка 4-го года жизни
I. Предпосылки к развитию речи 1. Речевая инициатива (желание говорить, вступать в контакт) 2. Понимание речи: а) выполнение инструкций: «Мяч дай мне, а зайку возьми себе»; «Покачай куклу, покатай мишку»; б) узнаёт ли ребёнок предметы по назначению (по картинкам с изображением шапки, варежек, очков, иголки с ниткой, ножниц, зонта): - Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять. - Если ручки замёрзнут, что наденешь? - Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? - Что нужно маме, чтобы пришить тебе пуговицу? - Чем будешь резать бумагу? - Что возьмёшь на улицу, если будет дождь? в) выполнение инструкций на понимание предлогов: - Положи кубик в коробку, - Положи кубик под коробку, - Положи кубик на коробку, - Положи кубик за коробку. г) выполнение инструкций на различение единственного и множественного числа: - Покажи, где шар, шары. - Покажи, где гриб, грибы. - Покажи, где кукла, куклы. - Покажи, где яблоко, яблоки. - Покажи, где стул, стулья. 3. Состояние фонематического слуха: - Покажи, кто так кричит: «му» (корова); «ме» (овечка); «мяу» (кошка); - Покажи, где: коса – коза; уточка – удочка; ложки – рожки; мышка – мишка; сабля – цапля. 4.Состояние артикуляционного аппарата (объем движений языка, его подвижность, уздечка, слюнотечение, губы, зубы, нёбо) II. Состояние активной речи. 1. Предметный словарь по темам: а) кукла; б) шапка; в) голова; машина; куртка; руки; пирамидка; рубашка; нос; матрёшка; платье; глаза. 2. Глагольный словарь: играет; рисует; поливает; моет; танцует; катается; кормит. 3. Слоговая структура слов ( проверяется в отраженной речи): а) пила; б) молоко; в) мяч; г) диван; д) ложка; рыба; сапоги; лук; лимон; мишка;
часы; корова; нож; батон; туфли. 4. Наличие фразовой речи ( состояние грамматического строя речи): Мальчик катается на самокате. Девочка кормит кур. Мальчик играет в мяч. Мама купает малыша. Дедушка читает газету. 5. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик» ( или другая сюжетная картинка с изображением ситуации, близкой к жизненному опыту детей) ___________________________________________________ III. Состояние эмоционально-волевой сферы (форма общения, контактность, внимание, работоспособность, усидчивость, интерес) __________________________________________________________ IV. Состояние моторики. 1. Общая моторика (походка, прыжки, выполнение движений по подражанию или словесной инструкции) ______________________ 2. Мелкая моторика (согласованность движений рук, действий пальцев, ведущая рука ______________________________________ V. Логопедическое заключение _____________________________ __________________________________________________________ VI. Рекомендации _________________________________________ ___________________________________________________________
Речевая карта №2. Состояние речевой деятельности ребёнка 5-го года жизни I. Состояние связной речи. 1. Беседа ___________________________________________________ 2. Составление рассказа по сюжетной картинке «Дождик» ______ ____________________________________________________________ 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Чайник разбился» (из двух) или «Кот и мыши» (из трёх)________________ ____________________________________________________________ II. Лексико-грамматические средства языка. Предметный словарь: Слова, часто встречающиеся в жизни ребёнка: - яблоко; - чашка; - кот; - машина; - кукла; - морковь; - пальто; - часы; - конфета; - стул; слова, редко встречающиеся в жизни ребёнка; - груша; - кастрюля; - корова; - корабль; - лук; - шарф; - ножницы; - лиса; - репа; - яйцо; - халат; - иголка; - диван; - слон; - слива; - овца; - черепаха; - аквариум; - памятник; обобщающие понятия: - игрушки; - мебель; - посуда. Глагольный словарь:
ест; моет; стоит; бежит; играет; танцует; 3. Качественный словарь в игре «Скажи наоборот»: чистый - …; толстый - …; горький - …; белый - …; высокий - …. 4. Предлоги: простые (в, за, на, под, из, с); сложные (из-за, из-под). III. Морфологические средства языка. Образование множественного числа существительных: белка - …; кукла - …; стол - …; стул - …; окно - …; ведро - …. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: яблоко - …; кукла - …; гриб - …; стол - …; заяц - …. IV. Слоговая структура слов. 1. Слова: часы; лыжи; собака; кубики; мяч; ёж; утюг; петух; санки; юбка; книга; груша; чайник; портфель; арбуз; стакан; львёнок; самолёт; молоток; огурец; конфета; тарелка; печенье; цыплёнок; карандаш; хоккеист; картошка; скамейка; клубника; стол; волк; слон; платье; клюшка; телевизор; сковорода; воротничок. 2. Предложения: Дети слепили снеговика. Повар печёт блины на сковородке. Милиционер стоит на перекрёстке. V. Фонетико-фонематические средства языка. 1. Звукопроизношение: ______________________________________ Фонематическое восприятие: а) подними руку, если услышишь звук: а, у, и; б) покажи нужную картинку: ложки – рожки; коса – коза; сабля – цапля. VI. Состояние артикуляционного аппарата (объём движений языка, подвижность, уздечка, губы, зубы, нёбо) __________________ VII. Состояние общей и мелкой моторики (ведущая рука) _______ VIII. Особенности психических процессов (внимание, память, работоспособность, усидчивость и т.д.) _________________________ IX. Заключение _____________________________________________ X. Рекомендации ___________________________________________ ____________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4 – 5-ГО ГОДОВ ЖИЗНИ
Задание |
Выполнение задания | |||||||||||
3-4 года | 4-5 лет | |||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной Разборка складывание пирамидки: из четырех колец из шести колец Коробка форм («почтовый ящик»): из четырёх форм из пяти форм Разрезная картинка: из трёх частей из четырёх частей Цветные кубики: пяти цветов семи цветов Достань ключик: практическая задача на картинке Счёт Конструирование: из четырёх элементов из пяти элементов Рисование (дом, дерево, человек) Игра | + - + - + - + - + - + - + + - + + | - + - + - + - + - + - + + - + + + |
|
|
|
|