Теория личности отечественных психологов
Деятельностная теория личности. - С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Главным источником развития личности, является деятельность. Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Диспозициональная теория. Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия. Личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социальнообусловленных свойств проприума.
18. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.
вменяемость - способность понимать фактическую сторону и социальную значимость своих поступков и при этом сознательно руководить своими действиями. Невменяемый не может нести уголовную ответственность за свои объективно опасные для общества поступки прежде всего потому, что в них не участвовали его сознание и (или) воля. Способность лица сознательно руководить своими действиями в уголовном праве определяется уголовно-правовой категорией вменяемости, характеризующей субъекта преступления. Вменяемость, это одно из неотъемлемых свойств, без которого при совершении общественно опасного деяния лицо не может быть признанно субъектом преступления. законодателем вменяемость характеризуетсяся двумя критериями: юридическим (психологическим) и медицинским (биологическим). Юридический критерий характеризует ее с социально-психологической стороны и выражен в законе словами "могло отдавать себе отчет в своих действиях (бездействии) и руководить ими". юридический критерий в данной формуле состоит из двух признаков — интеллектуального и волевого.
Интеллектуальный признак выражается в формуле словами "могло осознавать свои действия (бездействие)" и подразумевает способность лица понимать общественную опасность и фактические обстоятельства совершаемого деяния. Волевой признак определяется формулой "могло руководить ими" и подразумевает собой возможность субъекта сознательно руководить своими действиями или бездействием. Медицинский критерий вменяемости определяет состояние психики субъекта во время совершения преступления.
19. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.
Статья 22 УК устанавливает, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности (ч. 1). Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ч. 2). Анализ этой нормы позволяет сделать следующие выводы: а) лица с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (психопаты, олигофрены, хронические алкоголики), подлежат уголовной ответственности; б) это обстоятельство учитывается судом при назначении наказания как смягчающее обстоятельство; в) суду предоставляется право назначить принудительные меры медицинского характера. К ограниченной вменяемости чаще приводит расстройство личности, реже умственная отсталость. В настоящее время медицинский критерий нужно учитывать, но он ничего не определяет. Юридический подход – способность нести ответственность, определять права и обязанности. В случае ограниченной вменяемости – оценка степени регуляции поведения. Способен осознавать характер своих действий, но не способен не совершать их.
Психологический подход – способность осознавать и руководить своим поведением.
20. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к проблеме дееспособности.
Дееспособность - активное свойство, предполагающие наличие естественной способности к совершению актов, руководимых сознанием. Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение. Дееспособность основывается на признаваемом полноценным волеизъявлении человека и зависит от его психофизических и умственных способностей. Наличие дееспособности позволяет субъекту непосредственно участвовать в гражданском обороте, самостоятельно выражать свою волю и нести ответственность за совершаемые действия. Говоря о понятии дееспособности, следует отметить, что в юридической литературе в основном дискуссии идут в трех направлениях: 1) о правовой природе дееспособности; 2) об условиях (основаниях) дееспособности; 3) о содержании дееспособности. Дееспособность с точки зрения ее правовой природы - свойство (качество), которое связано с умственными способностями и психическим состоянием человека. Дееспособность выражается в личном осуществлении правоспособности. Исходя из понятия дееспособности можно выделить следующие способности, составляющие содержание данной категории гражданского права: - способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности; - способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности; - способность нести самостоятельную имущественную ответственность за свои действия. Таким образом, законодательно закрепляется три способности, составляющие содержание дееспособности: 1) правоприобретательналная; 2)правоосуществительная; 3)деликтоспособность.
21. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.
Личность преступника - представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Личность как член общества, социальных групп или иных общностей, как носитель социально типичных черт. В целом личность преступника можно охарактеризовать как некую модель, социальный и психологический портрет, обладающий специфическими чертами. Преступникам присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения; профилактики преступлений. Изучение личности преступника должно строиться на правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступника. Человек освобождается от наказания не потому, что исправился, а потому, что истек указанный законом срок наказания. Тем не менее нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации еще только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать. Наличие психических аномалий помогает понять совершение лишь отдельных видов преступлений - в основном, некоторых насильственных преступлений и хулиганских действий, либо связанных со значительной деградацией личности преступника, с ее постоянным антиобщественным образом жизни. Основная же масса преступлений совершаются, как правило, психически вполне здоровыми людьми.
Вместе с тем отдельные преступления могут совершаться лицами с отклонениями в психики, однако эти отклонения не всегда имеют отношения к преступлению.
22. Основные современные психологические теории, объясняющие криминальное поведение (теория социального научения А. Бандуры, дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» Р. Экерса, фрустрационная теория Л. Берковица). Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение.
Теория социального научения А.Бандуры. Научение у людей в значительной степени определяется процессами моделирования, наблюдения и подражания. Большая часть человеческого научения осуществляется без традиционного подкрепления. Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение возникать. Экерс полагает, что большая часть научения, релевантного девиантному поведению, является результатом социальных взаимодействий и обменов, при которых слова, реакции, присутствие и поведение других людей обеспечивают доступное подкрепления и создают обстановку и условия для их подкрепления. Согласно Экерсу формированию девиантного поведения способствуют 2 класса дискриминативных стимулов.1- позитивные дискриминативные стимулы – сигналы (вербальные и невербальные), которые несут сообщение о том, что определенные виды вповедения поощряются субгруппой. 2 тип социальных ключевых сигналов, нейтрализующие или оправдывающие стимулы, нейтрализуют исходящие от общества в целом предупреждения о том, что определенные виды поведения являются неадекваными или противозаконными. Берковиц – фрустрационная теория. Фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению, скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом. Стимулы приобретают свойство провоцировать агрессию), есть потенциально могут вызвать агрессию) посредством процесса, сходного склассической выработкой условных рефлексов. К ослаблению агрессивного побуждения приводят, успешные атаки, сопровождающиеся причинением ущерба объекту агрессии. Невозможность добиться желаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Уровень и непредвиденность фрустрации порождают негативные эмоции, их наличие необходимо для возникновения агрессивных намерений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|