Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль техники в развитии печати




Само по себе изобретение печатного станка является важнейшим фактором возникновения журналистики. Оно оказало огромное влияние на все сферы человеческой деятельности, и в особенности на журналистику, поскольку без печатного станка она невозможна принципиально, только печатный станок делает её массовой и оперативной. Без этих качеств журналистики как специфической формы общественной деятельности не существует.
Человечество шло к изобретению печатного станка очень долго, несколько тысячелетий. Следующий этап – печатание монет. Если верить Геродоту, первым этот шаг сделал лидийский царь Гигос в 7 в. до н.э.
Изобретателями первого печатного станка являются китайцы. Но этот станок недалеко ушел от печатания монет. Его возможности были ограничены и связаны со спецификой китайской письменности, насчитывающей около 40 тысяч знаков, каждый из которых обозначает отдельное слово. Писец, знавший не более 3 – 5 тысяч знаков, не мог размножать от руки философские или литературные произведения, так как не все понимал в них. И вот для распространения трудов Конфуция Ли Бо или Бо Цзюйи был придуман следующий способ: текст копировался на деревянную доску (вырезались иероглифы), а с доски, намазанной краской, переносился на лист бумаги. Таким образом можно было до бесконечности размножать один текст, но, чтобы напечатать другой текст, нужно было вырезать иероглифы на новой доске. И это называлось ксилография.
Этот способ печатания в Европе не был известен.Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, а вернее способ печатания текста с помощью подвижных литер самостоятельно, и его станок был более совершенным, чем китайский.
В 1448 году в Майнце уже действовала типография Гутенберга, его печатный станок с подвижными буквами, произвел переворот в книгопечатании.Принцип действия станка Гутенберга остается незыблемым и поныне.

12) Зарождение и развитие цензуры в Западной Европе.

Вообще-то, некоторые проползни цензуры были видны еще сквозь греческую демократию и римскую республику. В Афинах как-то сожгли книгу Протагора, римлянин Гней Невий был посажен в тюрьму за критику властей в своих произведениях. Но тогда это носило скорее случайный, чем массовый или узаконенный характер, хотя уже в период Империи гонения на неугодных усиливаются.
После развала Римской империи, о котором так долго предупреждали христиане, начались Средние века. Рыцари там всякие, драконы, опять же. Скучно. Телека нет. Только книги. А что за книги? В основном Библия и её толкования, всё по-латыни. Греков не читали, неприлично. Про комара пишут, и то про его задницу. В силу такой специализации книги хранились в основном по монастырям, там же жили и монахи почти единственные тогда грамотные люди. А если серьёзно, то книги были рукописными, делать их было очень сложно и особый разброд в темах не поощрялся. Зато переписывание одной и той же книги Библии считалось богоугодным делом, но делать это надо было так, чтобы всё было по правилам канонам. Каждый, конечно, своего добавлял, но опять же плюсы с минусами не менял.
Но писать только по канонам было скучно. В маленькой Европе существовала масса лоботрясов, просто оттягивающихся на сочинениях небогоугодных книг или толкующих Евангелия не так, как Папа. Папе это ой как не нравилось. Народ чёрт с ним, он неграмотный, а вот другие монахи начитаются, да вдруг поверят? И решил: запрещу-ка я, говорит, эти книги, и всё в порядке.
И Папа Геласий во второй половине V в.н.э издал первый список запрещённых книг Index librorum prohibitum. Первоначально эти сведения носили рекомендательный характер, но затем пожелания стали жёстче. Таким образом, именно от Римских Пап исходили всякие эти закончики.
Папа Григорий IX в 1233 г. учредил Святую инквизицию, особенно злобствовавшую, как известно, в Испании, во главе с печально знаменитым Торквемадой. Зато его девушки любили. Они просто читать не умели.
Папа Урбан VI в 14 веке издал буллу, предписывающую пользоваться только теми книгами, которые верно списаны с оригинала и не содержат ничего противоречащего догматам церкви. Но уже в 16 веке с появлением типографий цензура перешла к светским властям, которые контролировали всю типографскую деятельность. В основном этим занимались университеты, где в то время главным предметом было богословие. Таким образом, цензура из средства контроля церковных канонов превратилась в средство контроля мыслей.
Первоначально цензура была последовательной, т.е. книги просматривались уже после выхода в свет. Это и понятно книги были рукописными. Но старый пердун Гутенберг собрал из чужих деталей машинку, которая будет снится студентам Журфака даже после выхода на пенсию. Таким образом, издание книги разделилось на две фазы: рукопись, изготавливаемая в единственном экземпляре, и собственно печатная книга. Цензоры, люди неглупые, сообразили, что легче проверить рукопись, чем потом ловить весь тираж. Так появилась предварительная цензура проверка книг перед выходом в свет.
Значительную роль в развитии цензуры сыграло появление протестанства. В католических странах, т.е. Франции, Германии, Италии и особенно в Испании протестанты считались еретиками и беспощадно истреблялись. Французские монархи обладали личной властью над церковью, а потому считали протестанство опасным для себя лично. В 1547 г. во Франции была узаконена предварительная цензура, которой занимались всё те же профессора Сорбонны. А в 1551 году была введена и смертная казнь за выпуск, продажу и даже хранение запрещённых или непроверенных книг. Отменили её лишь в 1728 г. Но и этого казалось мало: в 1649 г. Людовик XIV издал указ, регламентирующий всю печать, цензорство и книготорговлю. Были жёстко указаны даже кварталы, где должны жить типографщики, регламентировано количество учеников и помощников, одежда книготорговцев и т.п. За малейшие нарушения можно было отделаться в лучшем случае большим штрафом. В худшем бесплатно, но на всю оставшуюся жизнь. Цензоры к этому времени были уже хорошо образованными профессионалами, каждый со своей специализацией.
Но даже и это не смогло помешать дальнейшему распространению политических памфлетов, не говоря уже об устных выступлениях. Закончились эти тяжёлые времена лишь 21 августа 1789 года, когда статья II Декларации прав чувака и гражданина узаконила полную свободу печати. Но и эта лафа продолжалась недолго: Наполеон, придя к власти и даже не будучи ещё императором, опять жестко ограничил свободу.
В Англии и Германии цензура работала по французскому образцу, но с некоторыми нюансами.
Особенностью Германии была сильная раздробленность, единственными центрами культуры были монастыри. Первый печатный станок был установлен в 1452 году, а уже в 1486 архиепископ Майнский учредил цензурные органы Bьchercensurcomission нечто вроде совета, отбиравшего неугодные книги. В 1501 Папа Александр I буллой подтвердил полномочия Епископа. Роль протестантов в Германии играли лютеране, и проблемы там были те же. Например, Лев X к 4 мая 1515 года адресовал Мартину Лютеру аж три буллы. Но в 1555 году наконец установилось равноправие лютеран и католиков.
В Англии всё началось с большого бабника Генриха VIII, который, чтобы обручиться с новой женой, отделил свою церковь от католической. А всё из-за того, что Папа просто не разрешил ему разводиться и жениться опять. Так вот этот Генрих в 1530 году издал собственный список запрещённых книг, с чего и началась английская цензура. А кончилась она с 9 “Билля о правах”, который оставил право ограничивать свободу прессы в Англии лишь за парламентом.

13) Зарождение и становление политической публицистики.

Один исследователь заметил, что древние греки занимались риторикой, ораторским искусством “до излишества”. И на то были свои причины. В отсутствие иных средств коммуникации устное слово оратора было едва ли не единственным средством социального воздействия. Вообще, вся культура Греции и Рима до конца античности была культурой устного, а не письменного слова.
Вот почему важнейшим качеством античной риторики с самого начала была публицистичность, в наиболее общем современном её понимании, т.е. публицистики как сферы общественной деятельности, цель которой злободневным, политически заостренным словом оказать актуальное воздействие на общественное мнение, сознание и поведение масс.
Элементы публицистики можно обнаружить уже в речах героев “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, создание которых относят к IX - VIII вв. д.н.э. Однако, “золотой век” греческого красноречия наступил во второй половине V в. д.н.э. после окончания греко-персидских войн, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной и политической жизни Афин и в орудие политической борьбы, когда в нем отчетливо проявляется публицистическая сущность. От тех, кто желал влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично провозгласить и отстоять свою точку зрения, повести за собой народ. Можно даже утверждать, что с тех пор все великие политики и народные трибуны неизменно были и великими публицистами в своих речах, обращенных к гражданам Афин.
Видное место в развитии античной риторической публицистики занимает Протагор создатель теории спора и выдающийся софист. Софисты “учителя мудрости” полагали, что объективной истины не существует, есть лишь субъективные суждения о ней. Истина на стороне того, кто сумеет победить в споре, “слабый довод сделать сильным”. Протагор устраивал публичные состязания в красноречии. Именно ему принадлежит известный постулат софистов “Человек мера всех вещей”, а также формула: “О любом предмете можно высказать два суждения, противоположные друг другу”.
Несомненный характер публичности и публицистичности носил афинский суд присяжных детище Солона отца Афинской демократии.
Замечательного совершенства и высокого публичистического накала в Афинах достигает политическое красноречие. Величайшими ораторами своего времени были Фемистокл, вождь афинской демократии Перикл и, конечно же, непревзойденный Демосфен. Оратор и крупный политический деятель, Демосфен в своих речах призывал афинян к энергичной политике, разоблачал бездеятельность афинских правителей и пытался сплотить греческие государства для совместной борьбы с врагами. Он гармонично сочетал совершенное ораторское мастерство со страстью борца, убежденностью в правоте своего дела. “Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики”, утверждал он. Главным противником Демосфена и всей афинской демократии был македонский царь Филипп, борьбе с которым Демосфен посвятил по крайней мере 8 речей, известных под общим названием “Филиппики”. Позже это слово стало крылатым, обозначая яростную обвинительную речь.
Публицистический накал речей Демосфена был столь велик, что, по преданию, даже сам Филипп, ознакомившись с одной из них, сказал: “Если бы я услышал эту речь из уст Демосфена, то, наверное, сам объявил бы себе войну”.
Характерно, что в “Риторике” Аристотеля первом научном труде об ораторском искусстве подчеркивается его публицистический характер: Аристотель определяет риторику как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета”.
С установлением македонского владычества вместе с гибелью демократических свобод в Греции начался упадок и ораторского искусства. Для него как для средства политической борьбы в новом обществе уже не было места. Свое значение сохранило лишь парадное красноречие, позже развившееся в так называемое “азианское”, процветавшее в эллинистических странах Малой Азии.
Однако античное ораторское искусство не погибло с падением Афин и Греции. Ему суждено было возродиться и пережить свой второй золотой век в Римской рабовладельческой республике примерно со II в. д.н.э. У истоков римской риторики и публицистики стояли такие выдающиеся ораторы и общественные деятели, как Катон Старший, братья Гракхи, Марк Антоний, Красс, Гортензий и другие. Гай Гракх был первым в Древнем Риме, кто, произнося речь, в буквальном смысле повернулся лицом к публике: до него ораторы, выступая на форуме, стояли лицом к сенату и спиной к народу. Тем самым Гай Гракх показал, что ценит мнение публики, ищет у неё поддержки и стремится убедить её в своей правоте.
Но наиболее выдающейся личностью республиканского Рима был Марк Туллий Цицерон великолепный оратор, видный государственный деятель. Он считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействия, что оно совершенно необходимо в деле управления государством, что им должен владеть каждый, вступивший на поприще общественной деятельности. Античность высоко оценила деятельность Цицерона. Ещё при жизни он был единодушно признан отцом латинского красноречия и литературы, а во все последующие эпохи сравнение с именем Цицерона было высшей похвалой для политических ораторов и публицистов.
Однако и Римское красноречие продержалось не так уж долго. Оно исчезло вместе с исчезновением республиканских институтов. Пришедшая на смену республике империя смирила красноречие, заставив его покинуть трибуну форума и залы судов, передав его в руки школьных декламаторов.
Риторика раннего христианства по-своему взаимодействует с традициями античного красноречия позднего периода. Главным средством общения с верующими становится проповедь, которая сводилась к цитированию и разъяснению Евангелия и поэтому не столько убеждала, сколько увещевала и учила тому, что христианство прежде всего символ веры, но не опыта или познания. Этот подход выражен в изречении одного из “отцов” христианской церкви Тертуллиана: “Credo, quia absurdum est” “Верую, ибо нелепо, непостижимо”. Позже это изречение стало одним из догматов католицизма.
Однако в этот период христианская риторика существует и в другой форме, когда она несла не столько информацию о священном писании, сколько убеждала, привлекала новых сторонников, выполняла агитационную функцию.
Подобное можно сказать и о риторике средневековья, развивавшейся в форме гомилетики теории и практики церковного проповедничества. Задача классической проповеди сводилась к пересказу догматов веры и толкованию Библии. Здесь, ввиду ограниченности содержания, на первое место выступает эмоциональная форма, подкрепляемая музыкальными, световыми и другими эффектами. Духовное красноречие по сути дела смыкалось с господствующей философией схоластикой, в основе которой лежала система умозрительных, чисто формальных логических аргументов, имеющих целью теоретически доказать и оправдать догматы церкви, оставаясь за пределами опыта.
На более поздних этапах средневековья революционная оппозиция феодализму как правило выступает в форме богословской ереси, получая мощный отпор со стороны церкви и церковной инквизиции. Главным средством еретической пропаганды остаётся проповедь, однако её сущность заметно меняется, она приобретает ярко выраженное публицистическое звучание, будучи обращённой к народу. Хотя точку в противоборстве с церковью нередко ставил костёр святой инквизиции, пзднее средневековье выдвигает таких народных трибунов, умевших говорить с людьми, как Гильом Каль один из вождей Жакерии во Франции, Джон Болл и Уот Тайлер руководители восстаний в Англии, Ян Гус и Ян Жижка в Чехии и т.д.
Вождями и выдающимися публичными ораторами реформации по праву считаются такие деятели, как Джон Уиклиф и Уильям Окам в Англии, в Италии флорентийский монах Джироламо Савонарола, в Германии Мартин Лютер.
Итальянские гуманисты эпохи Возрождения обращаются к забытой в средние века античной культуре, стремятся восстановить публицистическую сущность античной риторики. Одной из форм взлета гуманистической культуры того времени были многолюдные диспуты во многих городах Италии, на которых ораторы взывали к общественной справедливости, равноправию, помощи беднякам, отказу от средневековых догм. Критицизм, полемическое сознание, стремление к бунту против старого мира и за создание новых форм образования и общения характерные особенности Ренессанса. Великий Данте непосредственно участвовал в политике, стремясь повлиять на ход истории эрудицией и страстным публицистическим словом. На мощь своего красноречия опирался руководитель народного движения и некоторое время правитель Рима Кола ди Риенцо. Его всячески поддерживал “первый гуманист” Италии Франческо Петрарка, создавший кроме своих литературных произведений жанр эпистолярной публицистики, естественно отражавшей весь эмоциональный накал устной политической риторики.
Во всех странах Европы политическое ораторское искусство становится обязательным элементом культуры нового времени взаимодействия с публицистическим жанром журналистики, становление которой происходит на рубеже XVI и XVII веков.
В конце XVIII века по Европе прокатилась волна революций. Великая Французская революция всколыхнула всю Европу, и вновь, как в Древней Греции и Риме, народ заполнил площади городов, снова ораторская трибуна стала местом политической борьбы. За короткий срок революция породила плеяду пламенных ораторов и публицистов, таких как Робеспьер, Марат, Сен-Жюст, Мирабо и др. Но в то же время страстные речи на площадях сочетались с крайней нетерпимостью в спорах: под нож гильотины легло свыше 17 тысяч человек, среди них вчерашние герои и вожди.
Поднималось революционное движение и за океаном: трибунами американской революции стали такие деятели, как Джордж Вашингтон и Пол Ревер, своими пламенными речами поднимавшие население на борьбу, или Бенджамин Франклин, который был как прекрасным ученым, так и талантливым публицистом и дипломатом.
Однако вскоре во Франции, а несколько позже в США и других государствах былые лозунги “свободы, равенства и братства” превратились в орудие утверждения господства новых властителей и воздействия на массы, что в той же Франции продемонстрировал Наполеон. Во всех странах Европы и США ораторское искусство из оружия открытой политической борьбы превращается в парламентскую риторику, сущность которой манипуляция массовым сознанием.

14) Развитие концепций печати в XVII веке.

Авторитарная концепция свободы печати состоит в том, чтобы печать была подчинена государству и, соответственно, выражала его интересы. Эта концепция появилась во Франции. Она связана с именем Теофраста Ренодо. Он в 1612 году приехал в Париж, случайно познакомился с Ришелье и поразил того своей энергией и живым умом. Теофраст был назначен главным комиссаром бедных всего королевства и придворным врачом. Он заботился о бедных слоях населения, всячески им помогал: создал общедосупный ломбард и адресную контору, где, грубо говоря, одни люди предлагали свой труд, а другие в нем нуждались. И Ришелье, задачей которого было укрепление авторитарного строя, предоставил Ренодо привилегию на создание газеты, кот. начала выходить в 1631 (сначала носила лаконичное название «Ля Газэтт», потом – «Обычные новости различных местностей»). Так вот, долгое время эта газета была единственной, и только Ренодо мог печатать, распространять и продавать «с воспрещением этого другим лицам»; Ренодо же взамен публиковал то, что хотел Ришелье. Так Ришелье контролировал прессу.
Думаю, можно сказать, что во Франции концепция свободной печати развивалась во время революции. Надо сказать о Марате – «Дар Отечеству». В пятой речи он приводит законы, на которых должно основываться государство, выступает как конституционных монархист; считает, что необходимо наличие парламента, Генеральные штаты должны избираться раз в 3 года, в перерыве должен действовать постоянный комитет. Здесь же он заявляет о необходимости свободной печати и отмене цензуры; он сравниват фр. печать с английской: во Фр. спплошной порок и клевета, в Англии – нет. И цензоры используют должности в собственных целях, поэтому он против предвар. цензуры.
Английская концепция свободы печати основана на «Билле о правах», принятым парламентом в октябре 1689 в результате «Славной революции» 1688. Фактически он узаконил конституционную монархию. Первый пункт билля звучит так: «Если парламент принял закон, король не вправе его отменить». Девятый пункт, который касается собственно свободы печати, заключается в следующем: свобода слова, прений и всего, что происходит в парламенте, не может быть предметом рассмотрения в суде – и вообще нигде, кроме парламента. Т. о. впервые появляется термин «свобода слова». Билль заключал в себе следующие мысли: Только парламент может регулировать работу прессы. Отвергается контроль печати со стороны государства и церкви. Основа печати – экономическая свобода. Решающий фактор – экономический, а не политический.
А Засурский еще говорил, что концепцию свободы печати в Англии теоретически обосновал Джон Мильтон со своей «Ареопагитикой», где он выступает против цензуры.

15) Зарождение и развитие цензуры в Западной Европе. Вообще-то, некоторые проползни цензуры были видны еще сквозь греческую демократию и римскую республику. В Афинах как-то сожгли книгу Протагора, римлянин Гней Невий был посажен в тюрьму за критику властей в своих произведениях. Но тогда это носило скорее случайный, чем массовый или узаконенный характер, хотя уже в период Империи гонения на неугодных усиливаются. После развала Римской империи, о котором так долго предупреждали христиане, начались Средние века. Рыцари там всякие, драконы, опять же. Скучно. Телека нет. Только книги. А что за книги? В основном Библия и её толкования, всё по-латыни. Греков не читали, неприлично. Про комара пишут, и то про его задницу. В силу такой специализации книги хранились в основном по монастырям, там же жили и монахи почти единственные тогда грамотные люди. А если серьёзно, то книги были рукописными, делать их было очень сложно и особый разброд в темах не поощрялся. Зато переписывание одной и той же книги Библии считалось богоугодным делом, но делать это надо было так, чтобы всё было по правилам канонам. Каждый, конечно, своего добавлял, но опять же плюсы с минусами не менял. Но писать только по канонам было скучно. В маленькой Европе существовала масса лоботрясов, просто оттягивающихся на сочинениях небогоугодных книг или толкующих Евангелия не так, как Папа. Папе это ой как не нравилось. Народ чёрт с ним, он неграмотный, а вот другие монахи начитаются, да вдруг поверят? И решил: запрещу-ка я, говорит, эти книги, и всё в порядке. И Папа Геласий во второй половине V в.н.э издал первый список запрещённых книг Index librorum prohibitum. Первоначально эти сведения носили рекомендательный характер, но затем пожелания стали жёстче. Таким образом, именно от Римских Пап исходили всякие эти закончики. Папа Григорий IX в 1233 г. учредил Святую инквизицию, особенно злобствовавшую, как известно, в Испании, во главе с печально знаменитым Торквемадой. Зато его девушки любили. Они просто читать не умели. Папа Урбан VI в 14 веке издал буллу, предписывающую пользоваться только теми книгами, которые верно списаны с оригинала и не содержат ничего противоречащего догматам церкви. Но уже в 16 веке с появлением типографий цензура перешла к светским властям, которые контролировали всю типографскую деятельность. В основном этим занимались университеты, где в то время главным предметом было богословие. Таким образом, цензура из средства контроля церковных канонов превратилась в средство контроля мыслей. Первоначально цензура была последовательной, т.е. книги просматривались уже после выхода в свет. Это и понятно книги были рукописными. Но старый пердун Гутенберг собрал из чужих деталей машинку, которая будет снится студентам Журфака даже после выхода на пенсию. Таким образом, издание книги разделилось на две фазы: рукопись, изготавливаемая в единственном экземпляре, и собственно печатная книга. Цензоры, люди неглупые, сообразили, что легче проверить рукопись, чем потом ловить весь тираж. Так появилась предварительная цензура проверка книг перед выходом в свет. Значительную роль в развитии цензуры сыграло появление протестанства. В католических странах, т.е. Франции, Германии, Италии и особенно в Испании протестанты считались еретиками и беспощадно истреблялись. Французские монархи обладали личной властью над церковью, а потому считали протестанство опасным для себя лично. В 1547 г. во Франции была узаконена предварительная цензура, которой занимались всё те же профессора Сорбонны. А в 1551 году была введена и смертная казнь за выпуск, продажу и даже хранение запрещённых или непроверенных книг. Отменили её лишь в 1728 г. Но и этого казалось мало: в 1649 г. Людовик XIV издал указ, регламентирующий всю печать, цензорство и книготорговлю. Были жёстко указаны даже кварталы, где должны жить типографщики, регламентировано количество учеников и помощников, одежда книготорговцев и т.п. За малейшие нарушения можно было отделаться в лучшем случае большим штрафом. В худшем бесплатно, но на всю оставшуюся жизнь. Цензоры к этому времени были уже хорошо образованными профессионалами, каждый со своей специализацией. Но даже и это не смогло помешать дальнейшему распространению политических памфлетов, не говоря уже об устных выступлениях. Закончились эти тяжёлые времена лишь 21 августа 1789 года, когда статья II Декларации прав чувака и гражданина узаконила полную свободу печати. Но и эта лафа продолжалась недолго: Наполеон, придя к власти и даже не будучи ещё императором, опять жестко ограничил свободу. В Англии и Германии цензура работала по французскому образцу, но с некоторыми нюансами. Особенностью Германии была сильная раздробленность, единственными центрами культуры были монастыри. Первый печатный станок был установлен в 1452 году, а уже в 1486 архиепископ Майнский учредил цензурные органы Bьchercensurcomission нечто вроде совета, отбиравшего неугодные книги. В 1501 Папа Александр I буллой подтвердил полномочия Епископа. Роль протестантов в Германии играли лютеране, и проблемы там были те же. Например, Лев X к 4 мая 1515 года адресовал Мартину Лютеру аж три буллы. Но в 1555 году наконец установилось равноправие лютеран и католиков. В Англии всё началось с большого бабника Генриха VIII, который, чтобы обручиться с новой женой, отделил свою церковь от католической. А всё из-за того, что Папа просто не разрешил ему разводиться и жениться опять. Так вот этот Генрих в 1530 году издал собственный список запрещённых книг, с чего и началась английская цензура. А кончилась она с 9 “Билля о правах”, который оставил право ограничивать свободу прессы в Англии лишь за парламентом. 13. Зарождение и становление политической публицистики. Один исследователь заметил, что древние греки занимались риторикой, ораторским искусством “до излишества”. И на то были свои причины. Во-первых, в отсутствие иных средств коммуникации изустное слово оратора было едва ли не единственным средством социального воздействия. Вообще, вся культура Греции и Рима до конца античности была культурой устного, а не письменного слова. Во-вторых, увлечение ораторским искусством в какой-то мере объяснялось горячим темпераментом древних греков, агонистичностью, постоянным стремлением к соревнованиям не только в спортивных играх, но и в иных сферах социального бытия, в том числе и в искусстве красноречия. Вот почему важнейшим качеством античной риторики с самого начала была публицистичность, в наиболее общем современном её понимании, т.е. публицистики как сферы общественной деятельности, цель которой злободневным, политически заостренным словом оказать актуальное воздействие на общественное мнение, сознание и поведение масс. Элементы публицистики можно обнаружить уже в речах героев “Илиады” и “Одиссеи” Гомера, создание которых относят к IX - VIII вв. д.н.э. Однако, “золотой век” греческого красноречия наступил во второй половине V в. д.н.э. после окончания греко-персидских войн, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной и политической жизни Афин и в орудие политической борьбы, когда в нем отчетливо проявляется публицистическая сущность. От тех, кто желал влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично провозгласить и отстоять свою точку зрения, повести за собой народ. Можно даже утверждать, что с тех пор все великие политики и народные трибуны неизменно были и великими публицистами в своих речах, обращенных к гражданам Афин. Видное место в развитии античной риторической публицистики занимает Протагор создатель теории спора и выдающийся софист. Софисты “учителя мудрости” полагали, что объективной истины не существует, есть лишь субъективные суждения о ней. Истина на стороне того, кто сумеет победить в споре, “слабый довод сделать сильным”. Протагор устраивал публичные состязания в красноречии. Именно ему принадлежит известный постулат софистов “Человек мера всех вещей”, а также формула: “О любом предмете можно высказать два суждения, противоположные друг другу”. Несомненный характер публичности и публицистичности носил афинский суд присяжных детище Солона отца Афинской демократии. Афинский суд вершился прямо на городских площадях при большом стечении народа с числом присяжных заседателей от 200 человек до 2000, и даже более. Обвинителем выступал сам потерпевший, а функции защиты выполнял обвиняемый. Огромное значение имела логика и эмоциональная сила речей, умение воздействовать на умы и сердца судей, заседателей и публики. Замечательного совершенства и высокого публичистического накала в Афинах достигает политическое красноречие. Величайшими ораторами своего времени были Фемистокл, вождь афинской демократии Перикл и, конечно же, непревзойденный Демосфен. Оратор и крупный политический деятель, Демосфен в своих речах призывал афинян к энергичной политике, разоблачал бездеятельность афинских правителей и пытался сплотить греческие государства для совместной борьбы с врагами. Он гармонично сочетал совершенное ораторское мастерство со страстью борца, убежденностью в правоте своего дела. “Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики”, утверждал он. Главным противником Демосфена и всей афинской демократии был македонский царь Филипп, борьбе с которым Демосфен посвятил по крайней мере 8 речей, известных под общим названием “Филиппики”. Позже это слово стало крылатым, обозначая яростную обвинительную речь. Публицистический накал речей Демосфена был столь велик, что, по преданию, даже сам Филипп, ознакомившись с одной из них, сказал: “Если бы я услышал эту речь из уст Демосфена, то, наверное, сам объявил бы себе войну”. Характерно, что в “Риторике” Аристотеля первом научном труде об ораторском искусстве подчеркивается его публицистический характер: Аристотель определяет риторику как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета”. С установлением македонского владычества вместе с гибелью демократических свобод в Греции начался упадок и ораторского искусства. Для него как для средства политической борьбы в новом обществе уже не было места. Свое значение сохранило лишь парадное красноречие, позже развившееся в так называемое “азианское”, процветавшее в эллинистических странах Малой Азии. Однако античное ораторское искусство не погибло с падением Афин и Греции. Ему суждено было возродиться и пережить свой второй золотой век в Римской рабовладельческой республике примерно со II в. д.н.э. У истоков римской риторики и публицистики стояли такие выдающиеся ораторы и общественные деятели, как Катон Старший, братья Гракхи, Марк Антоний, Красс, Гортензий и другие. Гай Гракх был первым в Древнем Риме, кто, произнося речь, в буквальном смысле повернулся лицом к публике: до него ораторы, выступая на форуме, стояли лицом к сенату и спиной к народу. Тем самым Гай Гракх показал, что ценит мнение публики, ищет у неё поддержки и стремится убедить её в своей правоте. Но наиболее выдающейся личностью республиканского Рима был Марк Туллий Цицерон великолепный оратор, видный государственный деятель. Он считал, что красноречие обладает исключительной силой воздействия, что оно совершенно необходимо в деле управления государством, что им должен владеть каждый, вступивший на поприще общественной деятельности. Античность высоко оценила деятельность Цицерона. Ещё при жизни он был единодушно признан отцом латинского красноречия и литературы, а во все последующие эпохи сравнение с именем Цицерона было высшей похвалой для политических ораторов и публицистов. Однако и Римское красноречие продержалось не так уж долго. Оно исчезло вместе с исчезновением республиканских институтов. Пришедшая на смену республике империя смирила красноречие, заставив его покинуть трибуну форума и залы судов, передав его в руки школьных декламаторов. Риторика раннего христианства по-своему взаимодействует с традициями античного красноречия позднего периода. Главным средством общения с верующими становится проповедь, которая сводилась к цитированию и разъяснению Евангелия и поэтому не столько убеждала, сколько увещевала и учила тому, что христианство прежде всего символ веры, но не опыта или познания. Этот подход выражен в изречении одного из “отцов” христианской церкви Тертуллиана: “Credo, quia absurdum est” “Верую, ибо нелепо, непостижимо”. Позже это изречение стало одним из догматов католицизма. Однако в этот период христианская риторика существует и в другой форме, когда она несла не столько информацию о священном писании, сколько убеждала, привлекала новых сторонников, выполняла агитационную функцию. Подобное можно сказать и о риторике средневековья, развивавшейся в форме гомилетики теории и практики церковного проповедничества. Задача классической проповеди сводилась к пересказу догматов веры и толкованию Библии. Здесь, ввиду ограниченности содержания, на первое место выступает эмоциональная форма, подкрепляемая музыкальными, световыми и другими эффектами. Духовное красноречие по сути дела смыкалось с господствующей философией схоластикой, в основе которой лежала система умозрительных, чисто формальных логических аргументов, имеющих целью теоретически доказать и оправдать догматы церкви, оставаясь за пределами опыта. На более поздних этапах средневековья революционная оппозиция феодализму как правило выступает в форме богословской ереси, получая мощный отпор со стороны церкви и церковной инквизиции. Главным средством еретической пропаганды остаётся проповедь, однако её сущность заметно меняется, она приобретает ярко выраженное публицистическое звучание, будучи обращённой к народу. Хотя точку в противоборстве с церковью нередко ставил костёр святой инквизиции, пзднее средневековье выдвигает таких народных трибунов, умевших говорить с людьми, как Гильом Каль один из вождей Жакерии во Франции, Джон Болл и Уот Тайлер руководители восстаний в Англии, Ян Гус и Ян Жижка в Чехии и т.д. Вождями и выдающимися публичными ораторами реформации по праву считаются такие деятели, как Джон Уиклиф и Уильям Окам в Англии, в Италии флорентийский монах Джироламо Савонарола, в Германии Мартин Лютер. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения обращаются к забытой в средние века античной культуре, стремятся восстановить публицистическую сущность античной риторики. Одной из форм взлета гуманистической культуры того времени были многолюдные диспуты во многих городах Италии, на которых ораторы взывали к общественной справедливости, равноправию, помощи беднякам, отказу от средневековых догм. Критицизм, полемическое сознание, стремление к бунту против старого мира и за создание новых форм образования и общения характерные особенности Ренессанса. Великий Данте непосредственно участвовал в политике, стремясь повлиять на ход истории эрудицией и страстным публицистическим словом. На мощь своего красноречия опирался руководитель народного движения и некоторое время правитель Рима Кола ди Риенцо. Его всячески поддерживал “первый гуманист” Италии Франческо Петрарка, создавший кроме своих литературных произведений жанр эпистолярной публицистики, естественно отражавшей весь эмоциональный накал устной политической риторики. Во всех странах Европы политическое ораторское искусство становится обязательным элементом культуры нового времени взаимодействия с публицистическим жанром журналист
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...