Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билль о правах и свобода печати в Англии.




“Билль о правах” принят парламентом в октябре 1689 в результате “Славной революции” 1688 - ограничивает права короны, ведет к переходу к парламентской монархии. Полное название - “Акт декларирующий права и свободы поданных и устанавливающий преемственность престола. Установил ряд конституционных ограничений королевских прав, позволявших крупной буржуазии и землевладельцам диктовать короне свою политику. Согласно '' Б. о П. '' без согласия парламента король не имел права издавать, отменять, ограничивать действия законов, также запрещался сбор денег на нужды короны без санкции парламента. Запрещалось содержание армии в мирное время, были ликвидированы особые суды по церк. и др. делам ('' Звездная Палата'' и ''Высокая Комиссия ''). '' Б. о. П. '' право подачи петиций свободы парламентских дебатов и выборов в пар-т (для аристок-ии и бурж.)сделал первые шаги к компромиссу круп. бурж. И дворянства. Свобода слова была провозглашена как право (никто не может преостановить - она регулируется парл-ом. Наряду с '' Декл. Прав чел-ка '' и первой поправкой к Конст-и США ''Б. о. П.'' играл огромную роль для свободы и норм. функционирования печати того времени. В период англ. бурж. рев. Все классы общества вовлечены в идейно-полит. борьбу. В неё родились основные общ. Теории того времени. Борьба, которая велась между королём и парл., парл. и народом отражалась столкновениями на стр. печ. изданий. В англ. публи-ке отражались все основные аспекты бурж. рев. Публ-ка была рупором идеологов рев-ии. Они оценили роль печатного слова для формирования общ. мнения. Развив. Англ. жур. участвуя в рев. боролась за своё право на существование и своб. печати. (эта борьба проходила в условиях борьбы против кор. монополий на печать. Освобождение от королевской монополии давало большую свободу прессе, но все видные деятели рев. выделяли свои взгляды на свободу прессы. Не Мильтон не Лильберн не рассматривали св. печати как нечто абсолютное. (Мильтон признавал необходимость ограничения для папистских сочинений и клеветнических изданий. А Лильберн выдвигал ограничения на свободу слова для роялистов т.к. протиранические издания не имеют право на существование. Памфлетная пуб-ка стала мощнейшим оружием во время англ. рев. во многом предопределившем исход рев. и несмотря на то, что жур-ка не была тогда столь мощной как сейчас её роль в рев. трудно переоценить.

19) Памфлетная публицистика

Расцвет политической журналистики (и в первую очередь жанра памфлета) пришелся на 1640-е годы, когда в Англии началась гражданская война (1642–1646, 1648–1649), приведшая к казни короля Карла I в 1649 году и отмене цензуры. В 1644 году поэт, писатель и публицист Джон Мильтон (1608–1674) опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». Взяв за основу форму античной речи и подражая прежде всего Исократу, Мильтон дал исторический обзор стеснений печати и подвел читателей к выводу, что все эти стеснения порождены инквизицией. Мильтон разбирал качества цензоров, выписывая абстрактный и недостижимый, по его мнению, образ идеального цензора.
Интересно, что, будучи ярым противником цензуры, Мильтон впоследствии, когда была восстановлена цензура, работал цензором печати. Он считал, что за неимением идеального цензора лучше ему заниматься экспертизой книг и газет, нежели полуграмотному, невежественному и косному человеку, какими были большинство цензоров
Другими известными памфлетистами эпохи революции были Джон Лильберн (1614–1657) и Джерард Уинстенли (1609–1653). Лильберн был идеологом и руководителем левеллеров – радикальной политической партии, объединявшей мелких торговцев и собственников и выступавшей за республику, против ликвидации частной собственности. В 1649 году левеллеры потерпели поражение в борьбе с индепендентами. Лильберна выслали из Англии, а по возвращении – заключили в тюрьму.
Уинстенли был социалистом-утопистом, идеологом диггеров – самого левого движения, выражавшего интересы городской и деревенской бедноты. В своей публицистике Уинстенли приближался к идеалам и идеям нового общества, в котором все равны. В то же время представления Уинстенли об этом обществе облечены в религиозные формы. В своих памфлетах («Знамя, поднятое истинными левеллерами», «Декларация бедного угнетенного люда Англии» и других) Уинстенли активно использовал ветхозаветные и новозаветные образы.

ДЖЕРАРД УИНСТЕНЛИ (1609–1653)
До начала Гражданской войны Уинстенли преуспевал в торговле, у него было собственное предприятие в лондонском Сити. В годы революции он разорился, бедствовал, участвовал в различных церковных организациях и сектах. С установлением в Англии республики Уинстенли начинал писать памфлеты на злобу дня. Он стал идеологом движения диггеров («истинных левеллеров»), которые выражали интересы городской и особенно деревенской бедноты и выступали за совместную обработку общинных земель. Большинство памфлетов Уинстенли посвящено обоснованию требований диггеров и оправданию их действий.

Уинстенли-публицист близок к идеалам утопического коммунизма. В своем главном произведении «Закон свободы» он предложил план полного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности на землю.

«Ареопагитика, или Речь к английскому парламенту о свободе печати» была написана и опубликована в 1644 г. и направлена против закона о цензуре и системы предварительной цензуры. Мильтон стал фактически родоначальником либертарианской (мильтоновской) концепции прессы.

Памфлет «Новые цепи Англии...» написан 26 февраля 1649 г. в форме петиции, обращенной от лица «благомыслящих жителей» Лондона и его окрестностей к Долгому парламенту. Лильберн предупреждает об опасности военной диктатуры и требует упразднить Государственный совет, видя в нем угрозу тирании.

Памфлет «Вторая часть Новых цепей Англии» написан 24 марта 1649 г. в продолжение высказанных в первой части мыслей. Лильберн требует созыва нового народного представительства, избранного на справедливых началах. За оба эти памфлета Лильберн и два его единомышленника уже через четыре дня были заключены в тюрьму Тауэр.

Памфлет был написан в 1649 г., когда диггеры начали коллективные сельскохозяйственные работы на холме святого Георгия в графстве Сёррей, недалеко от Лондона. Вместе с Уинстенли памфлет подписали его единомышленники диггеры, что, по замыслу автора, должно было свидетельствовать о коллективном характере их действий и общности взглядов.

Памфлет, подписанный Дж. Уинстенли и его 44 единомышленниками, датирован 1 июня 1649 г. Его цель – предупредить захватчиков общинных земель и пустошей, начавших вырубать леса в захваченных владениях.

20)Зарождение лозунга свободы печати.

Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура, если не была отменена то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких - либо цензурных стеснений. Книги печатались свободно, без всяких ограничений. Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура: “...ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных”. Этот закон схватил за живое Джона Мильтона. Он за год написал памфлет (речь перед парламентом) “Ареопагитику”, в которой высказывал свое мнение о цензуре и цензорах. Ну дальше начинаешь пороть чепуху о примерах приведенных на уроке. (Умный человек, пытавшийся поймать ворон, закрыв ворота своего сада. Человек рожден свободным, Бог не считает нужным держать его в постоянном детстве. Бог дал человеку право на выбор пищи для желудка и для души. Никто не имеет право отнимать его у нас, т.к. оно даровано свыше. Для глупца нет различия между хорошей книгой и дурной).

 

21). Мильтон о цензуре и цензорах.

Довольно интересные мысли высказаны в памфлете Мильтона и каждая доказывает бесполезность цензуры. “Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство”. Вот основная мысль “Ареопагитики”. Мильтон приводит массу толкований по этому поводу. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем, что доставляет человеку наслаждение”. Принести пользу могут только “...не принудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...”. Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Где отыскать людей, которые будут тратить своё время на подобные занятия? Никто, кроме расточителей своего времени. А если это так, то легко представить себе этих людей: “то будут люди невежественные, властные и нерадивые”. Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежественному пониманию, или даже подвергать книги уничтожению. Здесь Мильтон опирается на то, что образованный человек, умный, с высокими идеалами не будет тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать из книг какие-либо мысли. Еще один важный момент в “Ареопагитике” - неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. “Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги”. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Как уже говорилось, цензоры должны быть непогрешимыми, чтобы исполнять своё прямое назначение, однако по каким параметрам государство выбирает цензоров не очень ясно. “Государство может управлять мной, но не критиковать меня; оно так же легко может ошибаться в цензоре, как цензор в авторе”. Дионисий: “Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать” Основной работой в жизни Мильтона является “Ареопагитика”. В 1644 году он написал памфлет “Ареопагитика”, чтобы выступить перед парламентом для отмены цензуры. Это его основная работа за всю жизнь. Также Мильтон написал “Иконоборец” (1649), “Защита английского народа” (1650-54). Знамениты и его поэмы “Потерянный рай”, “Возвращенный рай”, “История Британии”, а также, трагедия “Самсон-борец”. Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких - либо цензурных стеснений. PS. Этот козлик через пяток лет сам стал цензором. Ну не сволочь ли! (от благодарного студента)

 

22) Особенности развития английской журналистики в XVIII веке.


Просвещение хронологически соотносится с периодом 1689 —1714 гг. Англия, переживающая «троякое обновление»— умственное, нравственное и политическое, становится родиной свободомыслия. Просветительство, представленное учеными, философами, писателями, зародилось на «взрыхленной буржуазной революцией» почве, в условиях, когда был открыт путь развитию капиталистических отношений и были заложены основы промышленной революции. В стране развернулась борьба партий. Соперничество тори, в основном опиравшихся на среднее дворянство, и вигов, ориентировавшихся на представителей денежного капитала, во многом определило расстановку сил на политической арене. Литераторы, ученые – все, кто входил в круг Просвещенных мыслителей, оказались в большей или меньшей степени втянутыми в орбиту политики, включаясь в процесс формирования общественного мнения.
Уже в годы раннего английского Просвещения роль прессы чрезвычайно усилилась. Ее начали считать «четвертым сословием» в королевстве. На рубеже XVII – XVIII вв. ежегодный тираж ведущих газет достигал 10 млн. экземпляров. Интерес к газетам был повсеместен.
Но остатки феодальных ограничений, нашедшие выражение в цензурной политике страны, тормозили развитие журналистики. Поэтому, отстаивая другие гражданские свободы, просветители включились в борьбу за свободу слова.
В 1702 г. в Лондоне вышла первая ежедневная газета «Дейли Курант» («Ежедневные вести»). Этот факт знаменует собой важный этап в развитии журналистики, свидетельствуя о ее зрелости. Он демонстрирует наличие в обществе потребности в получении регулярной информации, а также существование средств, которые способны эту возможность реализовать. Исследователи считают, что в эпоху Просвещения знания приобретают информационную форму, а их широкое распространение, в частности с помощью прессы, превращается в неотъемлемый атрибут культуры.
В скором времени газета стала выходить уже на двух сторонах листа, а к концу первого года своего издания она содержала полторы страницы новостей.
Примером «Дейли Курант» не преминули воспользоваться, и если в 1702 г. она была единственным ежедневным изданием в Лондоне, то в 1730 г. таких газет стало шесть, а в 1770 – девять, причем популярность их росла. «Спектейтор» («Зритель», 1711), хотя типологически он был скорее литературным журналом, несмотря на то, что выходил ежедневно; затем появились «Дейли Пост» («Ежедневная почта», 1719) и «Дейли Джорнэл» («Ежедневный журнал», 1720), которые копировали «Дейли Курант». В феврале 1730 г. увидела свет «Дейли Адвертайзер» («Ежедневные объявления»). Возникшая на базе чисто коммерческого листка, она содержала прежде всего коммерческую информацию.
В августе 1706 г. начала выходить «Ивнинг Пост» («Вечерняя почта»). Ее выпуски появлялись три раза в неделю и сообщали сведения, содержащиеся в почте, которая приходила в Лондон вечером. Вечерними изданиями стали «Ивнинг Курант» («Вечерние вести»), «Найт Пост» («Ночная почта», 1711), «Сент-Джеймс-Ивнинг Пост» («Вечерняя почта Сент-Джеймса», 1713).
В первые три десятилетия XVIII в. в Лондоне и провинции появились новые еженедельные газеты.
В начале XVIII в. между изданиями уже наметилась определенная специализация: одни преуспевали в сообщении английских новостей, другие – шотландских, третьи —испанских. Некоторые отличались критическим тоном.
Однако английские власти, обеспокоенные растущим влиянием прессы, нашли действенный способ ограничить ее активность: в 1712 г. был введен гербовый сбор – пошлина в пользу казны за выпуск периодических изданий, получивший название «налога на знание». Идею гербового сбора склонны приписывать Болингброку. Правда, гербовым сбором облагались не все печатные издания, а некоторые, например, шестиполосные еженедельники, но в целом он лег тяжким бременем на английскую прессу, и борьба с ним продолжалась почти 150 лет.
Подлинным новаторством отличалась журналистская деятельность выдающихся представителей английского Просвещения.
В 1701 г. Джонатан Свифт (1667 – 1745) написал свой первый памфлет «Рассуждения о раздорах и разногласиях знаний и общин в Афинах и Риме». Сопоставляя политические события, происходившие в современной для него Англии, с историей античности, Свифт пришел к выводу, что отстранение от управления достойных людей и замена их алчными и легкомысленными может привести к краху государства. В «Сказке о бочке» (1704) Свифт так резко критиковал католическую церковь, духовенство, что памфлет был включен Римом в список запрещенных книг.
Основоположником английской журналистики многие авторы считают Даниеля Дефо. Даниель Дефо (1660 – 1731) – непосредственный участник «Славной революции» – в «Очерке о проектах» (1693) разработал широкую программу достижения общественного блага в Англии. «Очерк» был одобрен королевским двором, и Дефо стал известен как придворный памфлетист (считается, что он служил секретным осведомителем Вильгельма III Оранского). Фортуна изменила Дефо после воцарения королевы Анны. В 1702 г. был опубликован памфлет «Кратчайший путь расправы с диссентерами»; через год писатель был арестован, выставлен у «позорного столба», но наказание обернулось триумфом: народ обвил «позорный столб» цветами, произносил тосты за здоровье Дефо, а написанный им «Гимн позорному столбу» читался на улицах.
Журналистскую славу принес Дефо еженедельник «Ревью» («Обозрение») (его писатель начал выпускать в 1704 г., находясь в тюрьме). Дефо «был одновременно репортером, редактором, правщиком, комментатором»7. Вначале «Ревью» выходил на восьми, а иногда даже на четырех страницах еженедельно, потом перешел на двух- и трехразовый выпуск в неделю. Издание продолжалось девять лет. Журнал освещал проблемы политики, общественной жизни, коммерции. Выходили также приложения, предназначенные для привлечения читателей.
Неприятности с властями постоянно преследовали Дефо: после публикации нескольких памфлетов в 1713 г. он был вновь арестован; через год конфликт возобновился9. Современники по-разному оценивали личность Д. Дефо, но никто не мог умалить его значения для английской журналистики.
Славу основателя журналистики в Англии с Дефо по праву разделяет Ричард Стил (1672 – 1729), природную одаренность и высокие человеческие качества которого отмечали его соотечественники. Он был одним из тех, кто внес существенный вклад в формирование морально-этических принципов эпохи.! Стил проявил себя на разных поприщах. Он был военным, литератором, драматургом, камер-юнкером, редактором «Лондон Газетт». Под влиянием Дефо Стил стал ведущим автором еженедельника «Тэтлер» («Болтун», 1709), явившись, по мнению исследователей журналистики, основателем нового типа периодики, который в дальнейшем развился в современное еженедельное обозрение – ревю. Стил ввел новый формат газетной полосы и макет, вполне соотносимые с современными. Эти новшества были связаны с новаторским характером журнала. «Тэтлер» был рассчитан на горожан, завсегдатаев кофеен, тех, кто был склонен к «цивилизованной дискуссии» и обращался как к мужчинам, так и к женщинам.
«Тэтлер» выходил на двух страницах три раза в неделю. Первый его номер содержал семь статей, в том числе заметку о театральной Жизни. В дальнейшем на его полосах печатались материалы об интеллектуальных интересах дня, о модах и о манерах. На страницах еженедельника печатались Дж. Свифт и Дж. Аддисон. «Тэтлер», безусловно, носил просветительский характер.
Журналистская деятельность Стила, отражавшая его политические убеждения (он был сторонником вигов), привела этого английского просветителя к долговой тюрьме. В 1710 г. он перестает быть редактором официальной «Лондон Газетт». В 1711 г. Стил и Аддисон начали издавать еженедельник «Спектейтор» (журнал не носил ярко выраженного политического характера, но хорошо освещал политическую жизнь страны), а в 1713 – еженедельный «Гардиан» («Опекун»), для которого была типична резкая критика партии тори, критике подвергалась даже королева. Самостоятельно Стил выпускал «Гардиан» (1713) – ежедневное издание неполитического характера, но тем не менее живо обсуждавшее ключевые проблемы дня. Вышло 176 номеров этой газеты.
В 1713 г. Стил был избран в палату общин, но пробыл там недолго: его журналистская активность снова вызвала недовольство. Стилу предъявили обвинение в антиправительственной агитации и большинством голосов исключили из парламента. Его политическая деятельность возобновилась в 1714 г. после прихода вигов к власти. Он снова стал руководить политическими журналами «Инглишмен» («Англичанин»), сменивший «Гардиан», «Таунток» («Городская молва»), «Плебей». В 20-е годы XVIII столетия он отошел от общественно-литературной деятельности.
«Великий моралист XVIII в.» – Джозеф Аддисон (1672 – 1719) известен как литератор и общественный деятель, который сумел занять ряд высоких государственных постов. Поддерживая вигов, написал в 1707 г. памфлет «Рассмотрение современного состояния войны и необходимость ее продолжения», где рассматривалась целесообразность войны с Францией. Публицистический дар Аддисона проявился в «Тэтлере». Правда, там ему принадлежит сравнительно мало публикаций, но, по свидетельству литературоведов, он внес особый шарм в жанр эссе.
«Открытие» парламента было связано с одним из самых стабильных журналов XVIII в. – «Джентльмен'с Мэгэзин» («Журнал джентльмена»). Он был основан в 1731 г. и продолжал издаваться и в следующем веке. Журнал возник как ежемесячник и во многом копировал «Тэтлер» Стила. Вначале «Джентльмен'с Мэгэзин» печатал выдержки из других изданий, обзоры внутренних и зарубежных новостей. Через пять лет основатель журнала Эдуард Кейв позволил себе напечатать отчеты о парламентских слушаниях, что было запрещено. Кейв оказался в тюрьме, но не отказался от намерения освещать в своем издании деятельность парламента.
Отчеты о парламентских дебатах заняли достаточное место в «Джентльмен'с Мэгэзин», хотя он продолжал носить характер дайджеста литературных новинок и различных новостей. Чтобы избежать наказания (а парламент грозил серьезными карами за вторжение в его внутреннюю «кухню»), Эдуард Кейв (журналист журнала) прибегнул к эзоповому языку. Сообщения о парламентских прениях стали печататься в виде отчетов о заседаниях сената лилипутов, имена выступающих не приводились полностью, но просвещенные читатели прекрасно понимали, о ком и о чем идет речь, тем более что популярность «Путешествий Гулливера» повсеместно была велика. Но борьба за доступ прессы в парламент оказалась длительной и упорной, она завершилась окончательно только в XX в.
В XVIII в. отчетливо проявилась тенденция усиления критической тональности в журналистике. Предметом критики становился и сама пресса. Одним из первых, кто выразил сомнение в совершенстве современных периодических изданий, был Генри Филдинг (1707 – 1754). В предисловии к своему журналу «Тру Патриот» («Истинный патриот», 1745) он отметил недостатки газет того времени: отсутствие правды и смысла, пустоту и поверхностность. «В них на самом деле ничего нет!» – восклицал знаменитый английский писатель.
В середине и во второй половине XVIII в. журналистика Англии достигла высокого уровня развития. В стране выходили пять ежедневных газет и разнообразная журнальная периодика. Издавались ежемесячные литературные журналы типа «мэгэзин» объемом «ин-октаво», содержавшие иллюстрации. Среди них историки журналистики выделяют «Юниверсал Мэгэзин» («Всеобщий журнал», 1747), «Политикал Реджистер энд Импартиал Ревью оф Нью Букс» («Политический журнал и беспристрастное обозрение новых книг», 1767), «Оксфорд Мэгэзин» («Оксфордский журнал», 1768), «Таун энд Кантри Мэгэзин» («Городской и сельский журнал», 1770). Считается, что эти издания пользовались наибольшей популярностью.
Существовали журналы, напоминавшие современные дайджесты (уже упоминавшимся нами «Джентльмен'с Мэгэзин» печатал и извлечения из других изданий). Принадлежавший У.Т.Стеду «Ревью оф Ревьюз» («Обозрение обозрений») даже самим названием указывал на свой «дайджестный» характер. «Ревыо» был очень близок по духу «Мэгэзин оф Мэгэзинз» («Журнал журналов», 1751), а также «Грэнд Мэгэзин оф Мэгэзинз» («Большой журнал журналов», 1758), который публиковал все, что было «любопытного, полезного и развлекательного» в английской и зарубежной прессе.
60-е годы XVIII столетия обозначили новый этап в борьбе прессы за право печатать материалы о работе парламента. К этому времени возросла экономическая независимость печати, укрепилась ее финансовая база, поэтому ограничения в обозначенной сфере воспринимались болезненно.
Приверженцем свободы прессы стал Джон Уилкс (1727 – 1797). Историки журналистики утверждают, что он превратился в кошмар для короля и его министров, так как все время добивался права печатать репортажи о парламентских дебатах и критиковать правительство. Его позиция нашла отражение в газете «Норт Бритон» («Шотландец», 1762). Уилкс полностью, а не сокращенно (как это было традиционно принято) приводил имена критикуемых политиков; однажды он позволил себе выступить с очень резкой статьей по поводу речи короля. Уилкса обвинили в клевете, он Несколько дней провел в Тауэре. Спас Уилкса его парламентский иммунитет. После того как он был выпущен на свободу, толпа встретила его с восторгом (Уилкса поддерживали жители Уоппинга – квартала лондонской бедноты). Уилкс перепечатал номер, вызвавший негодование властей. По решению парламента газету «Норт Вритон» должны были публично сжечь, но попытке осуществить приговор помешали массы. Опасаясь преследований, Уилкс эмигрировал, но в 1768 г. вернулся в Англию и возобновил борьбу
Несмотря на гербовый сбор, пресса продолжала набирать силу, увеличивалась численность различных изданий, расширялся объем продажи. Если в 1753 г. продавалось 7 млн. экземпляров печатной периодики, то через четверть века эта цифра удвоилась. И еженедельники, и ежедневные издания стремились адекватно рассказывать о важнейших событиях. Зарубежные новости перестали быть переводным материалом, почерпнутым из иностранных газет и журналов. Информацию из-за границы доставляли специально направленные туда корреспонденты.
В конце 60-х годов XVIII в. в газетах, объем которых значительно увеличился, стали более серьезно освещаться новости, чаще начали появляться статьи на литературные и театральные темы, публикации политического характера. В Лондоне получили распространение памфлеты, адресованные политикам.
газеты, например «Паблик Адвертайзер», продолжали печатать письма Юниуса, и многие независимые авторы стремились с ней сотрудничать, если хотели выразить собственную точку зрения на события общественной значимости.
Конец XVIII в. будет поистине переломным для английской журналистики. Зародившиеся в это время тенденции на долгое время определят особенности развития прессы в стране. Наиболее примечательной в это время явилась эволюция газет.
В конце XVIII в. экономическое положение газетной прессы оказалось нестабильным. Тиражи были невелики; доходы от продажи и объявлений не могли покрыть расходов владельца. Дефицит зачастую компенсировался правительственными субсидиями, а иногда и прямым подкупом: сэр Роберт Уолпол (его правительственный кабинет не раз прибегал и к подкупу депутатов), чтобы поддержать нужные ему издания, выплатил через свою администрацию газетчикам и памфлетистам 50 тыс. фунтов стерлингов казенных денег. В условиях промышленной революции накопления больших денежных богатств, превращавшихся в капитал, проблема коммерческого благосостояния прессы выдвинулась на первый план и приобрела новую окраску: необходимо было изыскать средство, обеспечивающее печатным изданиям стабильную и расширяющуюся прибыль. Важной финансовой опорой прессы становятся доходы от рекламы: «Постепенно газеты стали котироваться на капиталистической бирже, как и всякий другой товар», шло превращение издательств в крупные коммерческие предприятия.
Примечательно, что Стюарт был одним из первых, кто отдал предпочтение небольшим объявлениям, тем самым предвосхитив создателей массовых изданий. Он хорошо осознал взаимозависимость роста тиража и увеличения объема мелкой рекламы. Когда в 1796 г. Стюарт купил вечернюю газету «Курьер», накопленный им опыт дал ощутимые результаты: тираж вырос более чем в четыре раза, газета стала выходить вторым изданием.
Для конца XVIII в. продолжал оставаться актуальным вопрос о снятии с прессы пут и ограничений, установленных еще в тот период, когда промышленность Англии находилась в зачаточном состоянии, а число читателей ограничивалось состоятельными слоями населения. Этот процесс шел параллельно с борьбой за демократизацию прессы.
В 1792 г. в Англии был принят знаменитый закон о клевете. Расплывчатость самого понятия клеветы – «лайбл» (Питт Старший признавался, что он никогда не понимал, что такое «лайбл») – давала возможность использовать этот закон для подавления инакомыслия.
Таким образом, почти весь XVIII век прошел под знаком борьбы за реальное воплощение в жизнь английской концепции свободы печати. Имея вражескую партийную окраску, пресса развивалась по просветительскому, а не коммерческому признаку.

 

23)

Печать и власть в Англии в XVIII веке.

Вслед за окончательным устранением Стюартов, приверженцев абсолютизма. КОГДА С Вильгельмом Оранским наступила новая эпоха, парламенту в феврале 1689 года удалось провести знаменитый Bill of rights, в котором, между прочим, содержится и признание за каждым гражданином права изустного и печатного выражения мысли.
С низложением Иакова II (1689) и выступлением на престол Вильгелома III наступил конец жалкому существованию печати, и в 1702 в Лондоне вышла первая ежедневная газета Daily Courant.. Кстати, к 1724 только 2 из 18 лондонских изданий выходили каждый день.
Новая эра в политической журналистике наступила только в 18 веке. Автор «Робинзона Крузо», известный Даниель Дефо, сидя в тюрьме за свой памфлет «Способ всего скорее покончить с диссидентами», набросал план политического издания. Отбыв наказание он стал издавать «Обозрение государственных дел». В течение 9 лет Дефо работал на своем поприще, пока не был насильственно снят и отправлен в тюрьму. Почин Дефо встретил подражание и политическая пресса стала быстро развиваться. Парламенту не нравилось возрастающее влияние печати, и он настойчиво пытался лишить ее самого важного материала – известий о парламентских заседаниях. В 1722 удалось наконец проникнуть в тайники парламентской деятельности: с рукописи одного члена были опубликованы важнейшие речи сессий с 1621. На это опубликование палата ответила строгим запрещением печатания отчетов о заседаниях. Литераторы наполняли тюрьму Ньюгэт, но продолжали вести свое дело. С 1729 по 1774 действовал этот запрет, но в при помощи лорда-мэра Сити он все-таки был отменен. Фактически установилась свобода опубликования парламентских отчетов.
Новое затруднение для печати значительно затормозившее ее развитие, возникло в царствование королевы Анны в 1712, когда был введен штемпельный налог, а еще был налог на бумагу, на объявления и т.д. Так что основной способ давления – экономический. Вскоре, впрочем, были найдены средства для полного обхода этого закона ил и хотя бы ослабления его обременительности, благодаря чему в Лондоне появился целый ряд новых газет. С 1715 стала выходить London post, стяжавшая огромную славу благодаря напечатанию романа Дефо «Робинзон Крузо», потом Craftsman, доведшая ежедневный выпуск до 10000 экз. Затем в 1769 Public Advertiser, печатавшая знаменитые 69 «Писем Юниуса», в которых с неслыханной смелостью высмеивалось правительство Георга II, причем несмотря на все старания властей, личность автора осталась неизвестной. Благодаря Письмам Юниуса тираж достигнул 7000 экз ежедневно. (Юниус знаете что писал обращаясь к королю? «Несчастье всей вашей жизни и первоначальная причина всех упреков, делаемых вашему правительству, и бедствий, которые его постигли, заключается в том, что раньше вы никогда не слышали голоса правды» или вот еще: «И гордясь основательностью своих прав на корону, он не должен забывать, что как одна революция доставила ему эту корону, так другая может ее отнять».
Наряду с политическими газетами, в самом начале 18 столетия появились первые журналы, так называемые, моральные еженедельники, занимавшиеся культурой, бичеванием извращенных нравов, предававшихся философским рассуждением о бессмертии души. Первый из еженедельников – The Tatler (Собеседник) под редакцией Ричарда Стиля. Вымышленное Свифтом лицо, «Исаак Бикерстаф, эсквайр» рассуждала здесь о чудовищных кринолинах дам, военных приключениях герцога Мальборо, сердечный тайнах Дженни Дистаф, миросозерцании Ньютона и т.д. Он имел огромный успех, но Стиль все же его закрыл и основал The spectator (Зритель). Умственный уровень у этого журнала был выше, чем у предшественника. Душой предприятия был остряк Эдисон. И опять же несмотря на то, что и он имел огромный успех, Стиль и Эдисон закрыли его и преступили к выпускy The Guardian (Блюститель), который вскоре стал на политическую почву. Этот журнал примкнул к вигам(либералы) и стал вести борьбу с тори (консерваторы). Но он вскоре погиб в волне политических событий. Еще один ежедневник стоит упомянуть – Gentleman’s magazine, осмелившемся печатать парламентские отчеты, что впоследствии опять было запрещено законом. Для предосторожности редакция оговаривалась, что сообщенные прения происходили в царстве лилипутов. Этот журнал (хотя его и наказывали административно) снискал такие прочные симпатии в обществе, что палата общин решила заседать при открытых дверях. Gentleman завоевал тем самым английской прессе доступ в парламент. Тем временем общественная жизнь пошла ускоренным темпом, так что могла развиться богатейшая национальная печать. Одной из успешнейших была Morning post, выходящая и сейчас. После разнообразных перипетий она отступилась от своих либеральных воззрений и склонилась в сторону консерватизма. В лице хорошо всем знакомых Times в 1785 у Morning post появился серьезный соперник. В короткое время эта газета заняла место «руководящего органа нации». Эта газета высказывала в своих передовицах решающее среднее мнение народа.
Обобщить все это поможет лекция Я. Н.:
Парламент решил провозгласить свободу печати. Была партийная пресса: одни поддерживали тори (консерваторов), другие же вигов (Либералов). Начинает формироваться журналистская периодика. Местные газеты, серьезная аналитическая газета, воскресные издания. Однако вместе со свободой слова начинают работать экономические рычаги. Газеты были доступны только богатым людям. Тогда же – запрет на посещение парламента. Приходилось выспрашивать все у швейцаров. В конце концов добились – появился в парламенте балкон для журналистов. Потому журналисты учаться стенографии. Пресса стремиться заработать деньги. Выходит Daily advertisers – реклама была очень важна. Ответный ход: вводятся налоги на рекламу, на каждый номер, на бумагу. Эти налоги были отменены только в 19 веке. Закон о позорном столбе за клевету журналиста. Вот, например, Дефо попался. Та-та-та. Берк сказал, что журналист – четвертая власть. Стали появляться политические кофейни, где люди читали и обсуждали новости. В этих публичных сферах формировалось давление на властье + пресса.
Возникают традиции: утром люди получают лондонскую, центральную газету, а вечером – местные газеты. Появляются первые воскресные газеты. Почему? В Англии сильна была церковь: по воскресения запрещено было открывать пабы. Вместо пива – газетки.
Теперь эссе – выстрел из пушки, «полет ядра». Эссе публикуют в журналах и некоторых газетах. Это неторопливое, философское, нравственное повествование. Эссе не очерк и не репортаж, он отличается от притчи. Один из самых сложных. Эссеистами были Свифт и Дефо. Еще развивается жанр памфлета. Свифт – «Сказка бочки». Памфлет – от англ. Небольшая брошюрка. Осуждая королевскую власть, люди писали памфлеты. Памфлет – есть сатирическое развитие темы в газете... обличение оппонентов. Англия дала миру памфлет, эссе и газетно-журнальную литературу. Журналистика сильна тем, что содержание журналистики обогащает общество – напр. развивается английский роман. Была свобода, но не экономическая – поэтом устремились сделать журналы и газеты как можно более популярными. Даже пьесы появились в журналах, театральные рецензии, критика.

24)Д.Дефо -
журналист
Даниэль Дефо (1660 или 61-1731) изв. Анг. писатель. Родился в Лондоне в 1600 в семье торговца сальными свечами и диссентера Джеймса Фо. Около 1703 Даниель переменил фамилию на Дефо. Учился в школе, готовившей пасторов для пресвитерианской церкви. В 1681 начал сочинять религиозные стихи, но вскоре занялся коммерческой деятельностью. Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Известно, что (до 1685) на пути между Хариджем и Голландией он попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его якобы выкупили. В 1684 Дефо женился на Мэри Таффли, которая родила ему восьмерых детей. Жена принесла приданое в 3700 фунтов стерлингов, и некоторое время он мог считаться сравнительно состоятельным человеком, однако в 1692 и приданое жены, и его собственные сбережения поглотило банкротство, унесшее 17 тысяч фунтов стерлингов. От такого коммерческого провала, случившего

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...