Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовно-нравственное воспитание




Основы воспитательной работы в лагере. Цель, принципы, методы формы воспитательной работы. Направления воспитательной работы в лагере и отряде

Воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Воспитание – категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое дается тоже воспитанием. Осуществляется через организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания.

Цель воспитания - это заранее определенные результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы.

Тогда целью воспитания в лагере будет создание благоприятных условий для всестороннего развития детей и подростков в условиях лагерной смены

Принципы воспитательного процесса в лагере (Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы воспитательной работы):

1.Общестратегические

- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);

- принцип гуманизации – в основе воспитательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;

- принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей траектории развития и участия в деятельности лагеря;

- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

2. Ценностно-ориентационные

- принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;

- принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанников, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;

- принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.

3. Конструктивно-технологические

- принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта воспитательного процесса;

- принцип дифференциации и индивидуализации – в воспитательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;

- принцип увлекательности и творчества – воспитательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;

- принцип системности – преемственность знаний;

- принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.

 

Методы воспитательного процесса в лагере (Метод – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности):

Методы формирования сознания Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности Методы стимулирования поведения и деятельности Методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения
Все методы убеждения: Рассказ. Объяснение и разъяснение. Лекция. Этическая беседа. Увещевание. Внушение. Инструктаж. Диспут. Дискуссия. Полемика. Доклад. Положительный пример. Упражнение. Приучение. Педагогическое требование. Общественное мнение. Поручение. Воспитывающая ситуация. Переключение в деятельности. Соревнование. Поощрение. Наказание. Сюжетно-ролевые игры. Педагогическое наблюдение. Беседы с целью выявления уровней воспитанности и воспитуемости. Опросы, устные и анкетные. Тесты. Анализ результатов общественно-полезной деятельности, работы органов самоуправления. Создание ситуаций для изучения поведения воспитанников.

 

Выбор методов воспитания

Общие причины, определяющие выбор методов воспитания Обоснование данных причин
1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их.
2. Содержание воспитания. Одни и те же задачи воспитания могут быть наполнены различным смыслом, поэтому правильно увязать методы не с содержанием воспитания вообще, а с конкретным смыслом определенной задачи воспитания.
3. Возрастные особенности воспитанников. Возраст – это не просто количество прожитых лет, в нем отражается приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств. Те методы воспитания, которые приемлемы для воспитанника в первом классе, будут отвергнуты уже третьеклассником.
4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия изменяются.
5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы – лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка.
6. Обстоятельства, в которых реализуются методы воспитания. Речь идет о материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических условиях воспитательного процесса, о психологическом климате в коллективе, о стиле педагогической деятельности учителя и т.д. Абстрактных условий не бывает, они всегда предстают как конкретные обстоятельства (ситуации).
7. Уровень педагогической квалификации воспитателя. Воспитатель выбирает только те методы, которые знает и которыми хорошо владеет. Низкий уровень профессионализма определяет однообразие в выборе методов воспитания, нетворческий характер их применения.
9. Время воспитания. Единой точки зрения относительно того, достаточно ли школьного времени для формирования устойчивых личностных качеств определенными методами, нет. Но фактор времени остается очень важным при выборе методов воспитания и проектировании их применения.
10. Прогнозируемый результат, ожидаемые последствия использования метода воспитания. Выбирая метод(ы) воспитания, воспитатель должен быть уверен в успешности его (их) реализации. Для этого необходимо четко представлять (предвидеть), какие результаты будут после применения метода(ов).
Правила выбора методов воспитания Обоснование данных правил
Методы воспитания используются только в совокупности. Мы всегда имеем дело с цельной системой методов, никогда отдельный метод, вырванный из этой системы, не принесет успеха. На практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или корректирует и уточняет другой.
Выбор методов должен предполагать реальные условия для их реализации. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых невозможно достичь.
Метод не терпит шаблона в применении, зависит от стиля педагогических отношений. Все в жизни изменяется, поэтому должен видоизменяться и метод. Важно ввести в него иной, более отвечающий требованиям времени, прием, использовать новые средства. При товарищеских отношениях действенен один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных требуется выбор других способов взаимодействия.

 

 

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, организации коллективной и индивидуальной деятельности. Это выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и детей.

Среди форм воспитания в лагере можно выделить следующие:

Статичные формы. Организация пространства предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка…), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. К таким формам относятся:

Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Предполагает формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации.

Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров.

Концерт – представление, предполагающее демонстрацию для зрителей художественных номеров.

Просмотр кинофильма – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.

Конкурсная программа – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.

Лекция (публичное выступление) – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.

Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу.

Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме)

Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Этой форме обязательно предшествует такая форма, как подготовка к представлению – придумывание, разработка и оформление проекта.

Статически – динамические формы. Характерной чертой этого типа форм является то, что одного центра внимания нет. Центры внимания разбросаны по площадке, и каждый участник может выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы.

Ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы (специфические конкурсы, не требующие особых умений, длительного времени на выполнение задания)

Представление в кругу – действие разворачивается вокруг какого-либо предмета.

Танцевальная программа (дискотека) – специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Разновидностью танцевальной программы является «Стартинейджер», включающий соревновательность.

Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и др.) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо.

Ситуационно – ролевая игра специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Динамико-статичные формы. Характерной чертой всех форм воспитательной работы этого типа является наличие оформленной схемы маршрута (маршрутного листа)

Игра – путешествие (маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра – эстафета). Эта форма может:

- использоваться для информирования детей;

- служить средством отработки каких-либо умений;

- предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков;

- способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций.

Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции.

Экспедиция – коллективное путешествие куда-либо, посещение каких-либо объектов с исследовательской целью.

Поход – дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).

Парад – ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.д.

Нельзя не отметить и такие формы воспитательной работы, как:

Работа органов соуправления

Работа спортивных секций, развивающих центров

Малые олимпийский игры и другие спортивные состязания

Беседы

Многообразие форм позволяет полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать их, учитывая цели и задачи воспитательной работы. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания.

 

 

Воспитательная работа в оздоровительно-образовательном центре неразрывно связана и строится в соответствии с логикой развития лагерной смены, которая делится на три периода: организационный, основной, заключительный. Каждый из этих периодов позволяет решать комплекс воспитательных задач в динамическом процессе жизнедеятельности лагеря.

Организационный период (1 – 4(5) день смены). Это время привыкания детей к новым условиям, переход из одних условий жизни в другие. В этом периоде закладываются перспективы совместной деятельности ребят в течение всей смены, поэтому при общении с детьми взрослым важно быть искренними, эмоциональными, интересными.

Задачи:

- познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями;

- создать доброжелательную, радостную атмосферу, заложив основы будущего коллектива;

- выявить лидеров, интересы детей, спланировать совместную жизнедеятельность.

Основное внимание в этот период уделяется отрядной работе.

Организационный период как важный этап работы характеризуется определенными результатами. Он прошел успешно, если по его завершению ребенок:

- ориентируется в территории лагеря, сотрудниках, которые здесь работают;

- относится к нормам жизни в лагере положительно, выполняет распорядок дня;

- состоит в позитивных отношениях с участниками своего временного детского коллектива;

- позитивно относится к участникам смены – детям и взрослым, к программе смены;

- имеет целостное и ясное представление о программе смены.

Основной период. Это время многообразных коллективных, групповых, индивидуальных видов деятельности. При выборе любой формы воспитательной работы, при организации любого дела решается комплекс задач:

- научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день;

- строить деятельность на принципах соуправления;

- заботиться о сплочении детского коллектива.

Если говорить о состоянии ребенка в ходе и по окончании основного периода, то оно может быть охарактеризовано следующим образом:

- воспитанник чувствует себя в лагере комфортно, не испытывает трудностей в связи со своим здоровьем;

- позитивно относится к программе смены и предлагаемой деятельности;

- имеет свое место в объединении и в лагере (деятельностную нишу, референтную группу);

- имеет цель и план участия в программе смены, реализует его;

- знает, где получить помощь (кто и в чем может помочь);

- желает проявить себя и быть отмеченным.

Заключительный период (2 – 4 дня до отъезда). Подведение итогов пребывания детей в ланере, проверка того, чему научились, что узнали, как оценили свою жизнь на смене, с каким багажом уезжают домой.

Задачи:

- групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

- оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе;

- создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов соуправления и центральных дел и событий смены;

- стимулирование положительных изменений в личности участников смены как фактора их реадаптации к возвращению домой;

- организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом.

Заключительный период можно считать успешным, если в ходе него и по окончании смены участник

- испытывает положительные эмоции, удовлетворен своим участием в смене;

- имеет полученный опыт деятельности и взаимодействия в оформленном виде;

- представляет способы использования полученного опыта в жизни.

Направления воспитательной работы

1. Гражданско-патриотическое воспитание. Одно из основных направлений воспитательной работы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Задачи:

- сформировать и развить основы гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав других людей, уважение к закону и ответственность перед обществом;

- вовлечь детей в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно значимой направленности;

- создать условия для реализации каждым ребенком собственной гражданской позиции.

Духовно-нравственное воспитание

Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Цель: создание условий для усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей, освоения системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных, нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

- создать условия для воспитания у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- воспитывать в детях чувство ответственности, опираясь на принципы коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания;

- развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- способствовать развитию умения формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формировать у детей представление о религии как о составляющей мировой культуры.

3. Трудовое воспитание. Трудовое воспитание является одним из аспектов социализации ребенка, одним из основных направлений воспитательной работы. Труд – одно из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Трудовое воспитание осуществляется через решение следующих задач:

- формировать позитивную установку по отношению к труду, восприятие труда как одной из наивысших ценностей в жизни;

- воспитывать трудолюбие, чувство долга и ответственности, целеустремленность и честность;

- развивать потребность в творческом труде и стремление реализовать свои знания на практике.

4. Воспитание культуры здоровья. Под культурой здоровья понимается совокупность ценностного отношения к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия.

Цель: воспитание личности, осознающей ценность здоровья, ответственно относящейся к нему, владеющей способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье, умеющей применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма.

Задачи:

- сформировать у детей представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- развивать мотивацию к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня, ведению активного образа жизни;

- научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить и укрепить свое здоровье;

- способствовать формированию у детей устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни.

5. Познавательная деятельность - особая сторона жизни человека. Разум, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного.

Цель: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Задачи:

- формировать потребность и способность активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач;

- создать условия для развития личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству;

- формировать эмоциональное отношение к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности и к самому себе.

6. Художественно-эстетическое и творческое воспитание. Художественно-эстетическое и творческое воспитание детей играет огромную роль в становлении и развитии их как личности, как человека, воспринимающего и осознающего искусство, человека, который мыслит нестандартно и имеет богатую фантазию.

Цель: воспитание гармоничной личности, всесторонне развитого человека, обладающего умением трудиться и желанием творить, понимающего красоту жизни и красоту искусства.

Задачи:

- создать условия для развития у детей индивидуальных способностей и интересов, умения творить по законам красоты;

- использовать возможности искусства, художественно - творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

- приобщать детей к ценностям мировой культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

7. Физкультурно-спортивная деятельность. Решая задачи физического воспитания, необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.

Цель: создание благоприятных условий для всестороннего физического развития личности ребенка, укрепление здоровья и повышение социальной активности.

Задачи:

- укрепить здоровье детей, содействовать гармоническому физическому развитию;

- воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

8. Экологическое воспитание. Особенность экологического воспитания состоит в том, что оно строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время проведения смен.

Цель: воспитание экологической культуры как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Задачи:

- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

- формировать умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Все направления воспитательной работы важны, дополняют друг друга и обеспечивают достижение цели воспитания.

 

Основное содержание воспитательной работы в лагере осуществляется через:

- программы оздоровительно-образовательных смен (каникулярные краткосрочные, смены с обучением, летние смены);

- программы дополнительного образования;

- в отрядной работе;

- в индивидуальной работе с детьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...