Духовно-нравственное воспитание
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Основы воспитательной работы в лагере. Цель, принципы, методы формы воспитательной работы. Направления воспитательной работы в лагере и отряде Воспитание – целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Воспитание – категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое дается тоже воспитанием. Осуществляется через организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания. Цель воспитания - это заранее определенные результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы. Тогда целью воспитания в лагере будет создание благоприятных условий для всестороннего развития детей и подростков в условиях лагерной смены Принципы воспитательного процесса в лагере (Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы воспитательной работы): 1.Общестратегические - принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения); - принцип гуманизации – в основе воспитательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры; - принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей траектории развития и участия в деятельности лагеря;
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе. 2. Ценностно-ориентационные - принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности; - принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанников, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества; - принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня. 3. Конструктивно-технологические - принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта воспитательного процесса; - принцип дифференциации и индивидуализации – в воспитательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов; - принцип увлекательности и творчества – воспитательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей; - принцип системности – преемственность знаний; - принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.
Методы воспитательного процесса в лагере (Метод – путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности):
Выбор методов воспитания
Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, организации коллективной и индивидуальной деятельности. Это выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и детей. Среди форм воспитания в лагере можно выделить следующие: Статичные формы. Организация пространства предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка…), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. К таким формам относятся:
Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Предполагает формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации. Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров. Концерт – представление, предполагающее демонстрацию для зрителей художественных номеров. Просмотр кинофильма – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. Конкурсная программа – представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. Лекция (публичное выступление) – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу. Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме) Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Этой форме обязательно предшествует такая форма, как подготовка к представлению – придумывание, разработка и оформление проекта. Статически – динамические формы. Характерной чертой этого типа форм является то, что одного центра внимания нет. Центры внимания разбросаны по площадке, и каждый участник может выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы. Ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы (специфические конкурсы, не требующие особых умений, длительного времени на выполнение задания) Представление в кругу – действие разворачивается вокруг какого-либо предмета. Танцевальная программа (дискотека) – специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Разновидностью танцевальной программы является «Стартинейджер», включающий соревновательность. Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и др.) – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. Ситуационно – ролевая игра специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
Динамико-статичные формы. Характерной чертой всех форм воспитательной работы этого типа является наличие оформленной схемы маршрута (маршрутного листа) Игра – путешествие (маршрутная игра, игра на преодоление этапов, игра по станциям, игра – эстафета). Эта форма может: - использоваться для информирования детей; - служить средством отработки каких-либо умений; - предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков; - способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций. Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Экспедиция – коллективное путешествие куда-либо, посещение каких-либо объектов с исследовательской целью. Поход – дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы). Парад – ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.д. Нельзя не отметить и такие формы воспитательной работы, как: Работа органов соуправления Работа спортивных секций, развивающих центров Малые олимпийский игры и другие спортивные состязания Беседы Многообразие форм позволяет полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать их, учитывая цели и задачи воспитательной работы. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания.
Воспитательная работа в оздоровительно-образовательном центре неразрывно связана и строится в соответствии с логикой развития лагерной смены, которая делится на три периода: организационный, основной, заключительный. Каждый из этих периодов позволяет решать комплекс воспитательных задач в динамическом процессе жизнедеятельности лагеря. Организационный период (1 – 4(5) день смены). Это время привыкания детей к новым условиям, переход из одних условий жизни в другие. В этом периоде закладываются перспективы совместной деятельности ребят в течение всей смены, поэтому при общении с детьми взрослым важно быть искренними, эмоциональными, интересными. Задачи: - познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями; - создать доброжелательную, радостную атмосферу, заложив основы будущего коллектива; - выявить лидеров, интересы детей, спланировать совместную жизнедеятельность. Основное внимание в этот период уделяется отрядной работе. Организационный период как важный этап работы характеризуется определенными результатами. Он прошел успешно, если по его завершению ребенок: - ориентируется в территории лагеря, сотрудниках, которые здесь работают; - относится к нормам жизни в лагере положительно, выполняет распорядок дня; - состоит в позитивных отношениях с участниками своего временного детского коллектива; - позитивно относится к участникам смены – детям и взрослым, к программе смены; - имеет целостное и ясное представление о программе смены. Основной период. Это время многообразных коллективных, групповых, индивидуальных видов деятельности. При выборе любой формы воспитательной работы, при организации любого дела решается комплекс задач: - научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день; - строить деятельность на принципах соуправления; - заботиться о сплочении детского коллектива. Если говорить о состоянии ребенка в ходе и по окончании основного периода, то оно может быть охарактеризовано следующим образом: - воспитанник чувствует себя в лагере комфортно, не испытывает трудностей в связи со своим здоровьем; - позитивно относится к программе смены и предлагаемой деятельности; - имеет свое место в объединении и в лагере (деятельностную нишу, референтную группу); - имеет цель и план участия в программе смены, реализует его; - знает, где получить помощь (кто и в чем может помочь); - желает проявить себя и быть отмеченным. Заключительный период (2 – 4 дня до отъезда). Подведение итогов пребывания детей в ланере, проверка того, чему научились, что узнали, как оценили свою жизнь на смене, с каким багажом уезжают домой. Задачи: - групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений; - оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе; - создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов соуправления и центральных дел и событий смены; - стимулирование положительных изменений в личности участников смены как фактора их реадаптации к возвращению домой; - организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом. Заключительный период можно считать успешным, если в ходе него и по окончании смены участник - испытывает положительные эмоции, удовлетворен своим участием в смене; - имеет полученный опыт деятельности и взаимодействия в оформленном виде; - представляет способы использования полученного опыта в жизни. Направления воспитательной работы 1. Гражданско-патриотическое воспитание. Одно из основных направлений воспитательной работы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Задачи: - сформировать и развить основы гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; - воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав других людей, уважение к закону и ответственность перед обществом; - вовлечь детей в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно значимой направленности; - создать условия для реализации каждым ребенком собственной гражданской позиции. Духовно-нравственное воспитание Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Цель: создание условий для усвоения и принятия детьми базовых национальных ценностей, освоения системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных, нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Задачи: - создать условия для воспитания у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; - воспитывать в детях чувство ответственности, опираясь на принципы коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания; - развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; - способствовать развитию умения формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; - формировать у детей представление о религии как о составляющей мировой культуры. 3. Трудовое воспитание. Трудовое воспитание является одним из аспектов социализации ребенка, одним из основных направлений воспитательной работы. Труд – одно из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Трудовое воспитание осуществляется через решение следующих задач: - формировать позитивную установку по отношению к труду, восприятие труда как одной из наивысших ценностей в жизни; - воспитывать трудолюбие, чувство долга и ответственности, целеустремленность и честность; - развивать потребность в творческом труде и стремление реализовать свои знания на практике. 4. Воспитание культуры здоровья. Под культурой здоровья понимается совокупность ценностного отношения к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия. Цель: воспитание личности, осознающей ценность здоровья, ответственно относящейся к нему, владеющей способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье, умеющей применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма. Задачи: - сформировать у детей представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье; - развивать мотивацию к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня, ведению активного образа жизни; - научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить и укрепить свое здоровье; - способствовать формированию у детей устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни. 5. Познавательная деятельность - особая сторона жизни человека. Разум, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного. Цель: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи: - формировать потребность и способность активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач; - создать условия для развития личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству; - формировать эмоциональное отношение к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности и к самому себе. 6. Художественно-эстетическое и творческое воспитание. Художественно-эстетическое и творческое воспитание детей играет огромную роль в становлении и развитии их как личности, как человека, воспринимающего и осознающего искусство, человека, который мыслит нестандартно и имеет богатую фантазию. Цель: воспитание гармоничной личности, всесторонне развитого человека, обладающего умением трудиться и желанием творить, понимающего красоту жизни и красоту искусства. Задачи: - создать условия для развития у детей индивидуальных способностей и интересов, умения творить по законам красоты; - использовать возможности искусства, художественно - творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей; - приобщать детей к ценностям мировой культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. 7. Физкультурно-спортивная деятельность. Решая задачи физического воспитания, необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Цель: создание благоприятных условий для всестороннего физического развития личности ребенка, укрепление здоровья и повышение социальной активности. Задачи: - укрепить здоровье детей, содействовать гармоническому физическому развитию; - воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; - содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности. 8. Экологическое воспитание. Особенность экологического воспитания состоит в том, что оно строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время проведения смен. Цель: воспитание экологической культуры как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе. Задачи: - сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; - развивать познавательный интерес и бережное отношение к природе; - формировать умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Все направления воспитательной работы важны, дополняют друг друга и обеспечивают достижение цели воспитания.
Основное содержание воспитательной работы в лагере осуществляется через: - программы оздоровительно-образовательных смен (каникулярные краткосрочные, смены с обучением, летние смены); - программы дополнительного образования; - в отрядной работе; - в индивидуальной работе с детьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|