Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь личностных особенностей с профессиональными интересами в зарубежных исследованиях

 

После определения понятий «интерес» и «профессиональный интерес» перейдем к рассмотрению влияния личностных особенностей на профессиональные интересы.

В зарубежных исследованиях измерение интересов началось с относительно узких и весьма конкретных задач изучения личности. Первые опросники интересов были ориентированы, главным образом, на предсказание, возьмется ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. При столь скромном начале тесты интересов постепенно заняли значительное место в разработке теории личности. Толчком к их развитию послужили несколько источников.

Факторный анализ заданий в вопросниках интересов впервые выявил взаимосвязь интересов с другими важными областями поведения личности. Показатели по таким опросникам интересов, как опросники Стронга и Кьюдера, изучались на предмет их корреляции и наличия общих факторов с показателями опросников, построенных на данных об индивиде, форму для изучения личности, дополнительный контрольный перечень, тест изучения ценностей и шкалу догматизма Рокича. В этих исследованиях была установлена существенная связь между отдельными широкими эмоциональными и установочными факторами, с одной стороны, и профессиональными интересами – с другой.

Сравнительные исследования отдельных различающихся своим поведением групп испытуемых также выявили значительное соответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности. Например, ряд обследований старшеклассников, учащихся колледжей, промышленных рабочих и людей, страдающих нервно-психическими расстройствами, показали, что предрасположенность к несчастным случаям заметно коррелирует с показателями по некоторым профессиональным шкалам. Точно также обследование групп пациентов с различными психическими заболеваниями, в том числе невротиков и алкоголиков, выявили по каждой группе преобладание определенных структур профессиональных интересов.

Более подробная оценка личности испытуемых, получивших высокие показатели по различным шкалам профессиональных интересов, давалась при обследовании 100 офицеров ВВС, проводившемся калифорнийским университетом. Каждому испытуемому предъявлялась батарея тестов и каждый из них проходил интенсивное оценочное обследование при помощью интервью и других методик наблюдения. На основе полученной информации 8 психологов-клиницистов описали испытуемых в соответствии с 76 личностными факторами. Корреляция оцененных таким образом свойств личности с каждым из ключевых профессиональных признаков выявила ряд статистически значимых отношений. В качестве примера ниже приводятся обобщенные описания личности испытуемых, получивших высокие показатели по двум профессиональным шкалам.

Получивший высокие показатели по ключевому математическому признаку: недооценивает самого себя, интересуется философскими проблемами, склонен к самоанализу, социально неустойчив, не уверен в собственных способностях, сострадателен, слабо реагирует на стресс, не склонен к личным контактам, как лидер бесполезен, скромен, не агрессивен, или социально не влиятелен.

Получивший высокие показатели по ключевому признаку продавцов недвижимого имущества: снисходителен к себе, хитер, циничен, склонен к соглашательству, агрессивен, умеет быть убедительным, любит быть на виду, может вызвать у других ненависть к себе, не сострадателен, философскими проблемами не интересуется, не сомневается в собственных способностях, достаточно высоко оценивает себя.

Уже стало общепризнанным, что выбор профессии часто отражает основные эмоциональные потребности индивида и что профессиональные установки являются основным аспектом общих жизненных установок. При выборе профессии индивид в какой-то степени выбирает наиболее близкие ему по духу способы регуляции поведения, образ жизни и роли. Вот почему измерение профессиональных интересов, или более специально, идентификация тех профессиональных групп, интересы и установки которых наиболее близки индивиду, становится центральным моментом в понимании различных личностей. Непосредственное изучение характеристик занятых в разных профессиях личностей помогает накопить необходимый для осуществления этого подхода фактический материал.

Подобный подход к оценке личности хорошо поясняют работы Дж.Голланда. Дж.Голланд является сторонником отношения к профессиональным предпочтениям как к выбору образа жизни, выбору, отражающему представления индивида о самом себе и его основные личностные характеристики. Каждый профессиональный раздел Дж. Голланда соответствует типу или группе признаков личностных качеств. Данный индивид может быть описан на основе одного или более преобладающих типов. Профессиональным разделам соответствуют такие модели окружения, описываемые в терминах различных профессиональных сред. Подобные описания включают не только физические характеристики и требования работы, но также и типы людей, с которыми индивид работает. По Голланду, индивид ищет окружение, наиболее близкое его личностному типу, и если он его находит, то это повышает удовлетворенность работой, его стабильность и достижения.

С иных позиций подходит к изучению интересов Л.Тайлер. Она рассматривает их как способ идентификации выборов, которые индивид делает на разных этапах своей жизни. Эти выборы не только отражают тип личности, но и предсказывают, кем вероятнее всего станет индивид. Как только какой-то выбор сделан – выбор друзей, развлечений, учебных предметов, работы и т.п. – последующий опыт индивида направляется по определенному пути, в каждый момент выбора альтернативные пути развития исключаются. Высокие показатели по профессиональной шкале означают, что структура свойств личности, определяющая принятие или отказ от различных жизненных возможностей, подобна структуре выбора, характерной для людей определенной профессии. В таком случае вполне возможно предсказать, основываясь на таком показателе тот способ, которым индивид осуществит свой выбор на последующих жизненных перепутьях.

Таким образом, зарубежными исследователями выявлена взаимосвязь между личностными особенностями человека и его профессиональными интересами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...