Структура преподавания дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» является: - формирование теоретических знаний в области исследования социально-экономических и политических процессов в сфере государственного и муниципального управления; - выработка практических навыков исследования социально-экономических и политических процессов; - разработка и внедрение результатов исследования социально-экономических и политических процессов в сфере государственного и муниципального управления.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: 1) сформировать четкое представление о принципах и методах исследования социально-экономических и политических процессов; 2) ознакомить с понятиями социально-экономических процессов, политических процессов: их свойства, особенности и принципы классификации, 3) изучить основные методы исследования: системный анализ, структуризация проблем для принятия решений, социологические методы, анкетный, социометрический, контент-анализ, метод Дельфи, экспертных оценок, ранжирования, оценочных сравнений и весовых коэффициентов и т.д.; 4) Освоить способ формирования цели, определять пути их достижения и ресурсы; применение общенаучные и конретно-предметные методы исследований: системный анализ, ситуационный подход, структурно-функциональный подход, факторный анализ; строить дерево целей решения экономических, социальных и производственных проблем;
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ Дисциплина базируется на вариативной части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.): Теория организации (Б1.В2); дисциплинах по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.ВВ): Экономическая география и регионолистика (Б1.ВВ4); базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б2.): Концепции современного естествознания (Б2.3); дисциплинах по выбору студента математического и естественнонаучного цикла: Экономика предприятия (Б2.ВВ2); базовой на (общепрофессиональной) части дисциплин профессионального цикла (БЗ): Теория управления (Б3.1), Основы управления персоналом (Б3.5), Прогнозирование и планирование (Б3.15).
Данная дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин магистерской программы по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-16: умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; ПК-44: способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ.
3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен: · Знать: - основные понятие, виды, типы социально-экономических и политических процессов (ПК-16); - свойства, особенности и классификацию социально-экономических и политических процессов (ПК-16); - роль социально-экономических и политических процессов в жизни общества (ПК-16); - особенности социальных, экономических и политических процессов (ПК-16); - типологию и фактологическую основу научно-исследовательских программ (ПК-16); - требования к качеству фактологического материала (ПК-16); - основные положения общенаучных и конкретно-предметных методов, методов анализа, методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов (ПК-44).
· Уметь: - анализировать и оценивать социально-экономические и политические процессы (ПК-16); - свободно ориентироваться в видах, типах, свойствах, особенностях и классификации социально-экономических и политических процессов (ПК-16); - конструктивно принимать решение в сфере исследования социально-экономических и политических процессов (ПК-44); - принимать участие в исследовании социально-экономических и политических процессов. - анализировать и оценивать научно-исследовательские программы (ПК-16); - свободно ориентироваться в требованиях к качеству фактологического материала (ПК-16); - свободно ориентироваться в общенаучных и конкретно-предметных методах, методах анализа, методах, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов; критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе общенаучных и конкретно-предметных методов, методов анализа, методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов (ПК-16). · Владеть навыками: - навыками работы с информацией в сфере социально-экономических и политических процессов (ПК-44); - навыками в управления социально-экономическими и политическими процессами (ПК-44); - основными способами и средствами информационного взаимодействия на исследование социально-экономических и политических процессов; навыками работы с информацией (ПК-44); - навыками оценки информации (ПК-44); - навыками разработке научно-исследовательских программ (ПК-44); - основными способами и средствами информационного взаимодействия (ПК-44); - навыками применения общенаучных и конкретно-предметных методах исследования, методов анализа, методов, основанных на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов (ПК-44). СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Структура преподавания дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» составляет 7 зачетные единицы или 252 часов.
Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
для разных форм обучения очная форма обучения
Содержание дисциплины Содержание разделов/тем дисциплины Вариант по темам
Тема 1. Теоретические основы социально-экономических и политических процессов
Основные направления исследований социально-экономических и политических процессов. Экономические модели. Понятие, виды, типы социально-экономические и политические процессы. их свойства, особенности, классификация. Литература: 1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336. 2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА. 3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб.: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238. 4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179. 5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.
Тема 2. Особенности социально-экономических и политических процессов Социальные процессы. Политические процессы. Экономические процессы. Управление социально-экономических и политических процессов. Литература: 1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336. 2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА. 3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238. 4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179. 5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.
Тема 3. Научно-исследовательские программ: их цели и ресурсное обеспечение Типология научно-исследовательских программ. Фактологическая основа научно-исследовательских программ. Требования к качеству фактологического материала. Организационное обеспечения научно-исследовательских программ. Литература: 1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336. 2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА. 3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238. 4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179. 5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.
Тема 4. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социально-экономических и политических процессов Метод структуризации проблем для принятия решений. Метод «Дерево целей». Понятие миссии. Социометрия как инструмент формирования социальных групп. Индексный метод. Организация фокус-групп. Метод мозгового штурма. Литература: 1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336. 2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА. 3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238. 4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179. 5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.
Тема 5. Методы анализа социально-экономических и политических процессов Системный анализ. Методы анализа внешней и внутренней среды. Факторный анализ Контент-анализ. Литература: 1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336. 2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА. 3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238. 4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179. 5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.
Тема 6. Методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов в исследовании социально-экономических и политических процессов Метод парных сравнений. Метод «Дельфи»; Отбор экспертов. Метод «черного ящика». Литература: 1. Вертакова, Ю. В., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: рекомендовано УМО / Ю. В. Вертакова, О. В. Согачева. - М.: КНОРУС, 2009. - 336 с. - Библиогр.: с. 335-336. 2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.:, 2006. - ИНФРА. 3. Рой, О. М., Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум: учеб. пособие: рекомендовано М-вом образования / О. М. Рой, А. М. Киселева. - СПб. [и др.]: Питер, 2007. - 240 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 231-238. 4. Лавриненко, В. Н., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие: допущено М-вом образования / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 182, [2] с. - (Вузовский учебник). - Библиогр.: с. 178-179. 5. Тавокин, Е. П., Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е. П. Тавокин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 216 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 212-213.
Лабораторный практикум Лабораторный практикум по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических процессов» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|