Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные педагогические категории (понятия)

Вопрос 1

Назовите объект, предмет, функции и задачи педагогической науки, дайте определения основным понятиям педагогической науки.

Педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения человека.

Объект педагогики – целенаправленный процесс воспитания (в широком значении) в интересах человека, общества и государства.

Предметом же педагогики является – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

 

Функции педагогической науки.

Аналитическая (теоретическая) функцияпедагогической науки состоит в анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы. Педагогическая наука анализирует, обобщает, интерпретирует и оценивает педагогический опыт.

Практическая функция педагогики состоит в том, что педагогическая практика постоянно совершенствуется: разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания; внедряются результаты педагогических исследований в практику.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся).

 

Задачи педагогики

Следует различать научные и практические задачи педагогики. Задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи образовательных учреждений – осуществлять воспитание, образование школьников, студентов.

Приоритетной задачей педагогической науки является вскрытие закономерностей в области воспитания и образования.

Ещё одна задача - изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

Многие педагоги создают оригинальные педагогические технологии, которые нуждаются в теоретическом обосновании, прежде чем станут всеобщим достоянием.

Важное место занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления образовательными структурами.

К важным постоянным задачам педагогической науки принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

И ещё одна важная задача - задача внедрения результатов исследований в практику.

 

Основные педагогические категории (понятия)

1. Образование - процесс и результат овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей.

2. Воспитание в широком соц. значении - передача накопленного опыта от старших поколений младшим с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для развития общества.

3. Воспитание в узком соц. значении - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

4. Воспитание в широком пед. значении - специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

5. Воспитание в узком пед. значении - процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

6. Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.

7. Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, индивидуальной и духовной сферах человека.

8. Самовоспитание - осознанная целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

9. Самообразование - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего.

10. Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта.

 

Вывод: педагогика, как и другая наука, имеет свою область изучения: объект, предмет, функции и основные понятия.


Вопрос 2. Представьте структуру педагогической науки, определите связь педагогики с другими науками.

Педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения человека.

Структура педагогики представлена следующими взаимосвязанными компонентами: педагогическая теория, педагогическая система и педагогическая технология.

Структурными элементами педагогической системы являются субъекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения.

Педагогика, пройдя длинный путь развития, превратилась в разветвлённую систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной является общая педагогика.

Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания.

Её главные разделы: основы педагогики, дидактика – теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами.

Кроме общей педагогики в систему педагогических наук входят следующие отрасли:

Возрастная педагогика Профессиональная педагогика Вспомогательные педагогические дисциплины Специальная педагогика Новые направления педагогики
Преддошкольная педагогика Производственная История педагогики Олигофренопеда гогика Гуманистичес кая педагогика
Дошкольная педагогика Спортивная   Сравнительная педагогика Тифлопедагоги ка Педагогика ненасилия
Педагогика школы Театральная   Философия воспитания Сурдопедагоги ка Лечебная педагогика
Педагогика среднего профессионального образования Педагогика исправительно-трудовых учреждений Педагогическая психология Логопедия Дородовая педагогика
Педагогика высшей школы Военная   Социальная педагогика    
Педагогика взрослых Инженерная Этнопедагогика    
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...