Основные педагогические категории (понятия)
Вопрос 1 Назовите объект, предмет, функции и задачи педагогической науки, дайте определения основным понятиям педагогической науки. Педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения человека. Объект педагогики – целенаправленный процесс воспитания (в широком значении) в интересах человека, общества и государства. Предметом же педагогики является – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Функции педагогической науки. Аналитическая (теоретическая) функцияпедагогической науки состоит в анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы. Педагогическая наука анализирует, обобщает, интерпретирует и оценивает педагогический опыт. Практическая функция педагогики состоит в том, что педагогическая практика постоянно совершенствуется: разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания; внедряются результаты педагогических исследований в практику. Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся).
Задачи педагогики Следует различать научные и практические задачи педагогики. Задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи образовательных учреждений – осуществлять воспитание, образование школьников, студентов. Приоритетной задачей педагогической науки является вскрытие закономерностей в области воспитания и образования.
Ещё одна задача - изучение и обобщение опыта педагогической деятельности. Многие педагоги создают оригинальные педагогические технологии, которые нуждаются в теоретическом обосновании, прежде чем станут всеобщим достоянием. Важное место занимают задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления образовательными структурами. К важным постоянным задачам педагогической науки принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. И ещё одна важная задача - задача внедрения результатов исследований в практику.
Основные педагогические категории (понятия) 1. Образование - процесс и результат овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей. 2. Воспитание в широком соц. значении - передача накопленного опыта от старших поколений младшим с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для развития общества. 3. Воспитание в узком соц. значении - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. 4. Воспитание в широком пед. значении - специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. 5. Воспитание в узком пед. значении - процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. 6. Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.
7. Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, индивидуальной и духовной сферах человека. 8. Самовоспитание - осознанная целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. 9. Самообразование - образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. 10. Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта.
Вывод: педагогика, как и другая наука, имеет свою область изучения: объект, предмет, функции и основные понятия. Вопрос 2. Представьте структуру педагогической науки, определите связь педагогики с другими науками. Педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения человека. Структура педагогики представлена следующими взаимосвязанными компонентами: педагогическая теория, педагогическая система и педагогическая технология. Структурными элементами педагогической системы являются субъекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения. Педагогика, пройдя длинный путь развития, превратилась в разветвлённую систему педагогических наук. Базовой научной дисциплиной является общая педагогика. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания. Её главные разделы: основы педагогики, дидактика – теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами. Кроме общей педагогики в систему педагогических наук входят следующие отрасли:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|