Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Связь педагогики с другими науками

Педагогика теснейшим образом связана с науками, занимающимися изучением человека: философией, социологией, информатикой, психологией, медициной, анатомией и др.

Философия определяет методологические подходы в объяснении педагогических явлений и процессов, даёт знание об общих законах развития природы и общества.

Социология объясняет влияние среды на формирование личности.

Психология – наука, без которой педагогика вообще не могла бы развиваться. Психология изучает и раскрывает особенности психики растущего человека, помогает понять, как происходит процесс становления личности.

Информатика, исследуя современные информационные технологии, учит правильно использовать их в педагогическом процессе.

Медицина, анатомия, школьная гигиена, физиология обогащают педагогику знаниями, помогающими лучше понять индивидуальные особенности психики, рекомендациями о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса сохранить и укрепить здоровье детей.

Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками.

Наиболее важной из них является использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.

Вторая форма связи педагогики с другими науками – творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках.

Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований других наук.

И, наконец, четвертая форма связи педагогики с другими науками, приобретающая все большее значение, - ее участие в комплексных исследованиях человека.

 

Вывод: поскольку педагогика изучает сложные процессы воспитания и обучения, она представляет собой разветвлённую систему педагогических наук и тесно связана с другими науками.


Вопрос 3. Назовите методы педагогического исследования, дайте им характеристику.

Пути и способы познания принято называть методами исследования.

Методы педагогического исследования – это совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений (т.е. различных сторон воспитания, обучения) и решение педагогических проблем.

С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает в систему известных знаний.

К методам педагогического исследования относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации и продуктов деятельности учащихся, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений.

Особенность: исследователь не вмешивается в ход событий, они протекают естественно, как в жизни.

Значение - позволяет наиболее достоверно получить информацию о конкретных поступках и действиях учащихся, психических особенностях, уровне воспитанности, особенности взглядов, убеждений, поведения в целом.

Что можно наблюдать?

1. обстановку, в которой происходит наблюдаемый педагогический процесс;

2. действия учителя, его приемы, методы, способы воздействия на учеников, отношение учителя к ученикам;

3. действия, поступки учеников, их отношение к делу, друг к другу.

Недостатки:

наблюдений недостаточно для надежных выводов; присутствует субъективизм исследователя;

Виды наблюдений:

1. постоянные, повторные, однократные;

2. сплошные (н, перепись) и несплошные (частичные, выборочные - обследуется часть группы);

3. непосредственные (сам наблюдатель фиксирует данные) и косвенные (данные фиксируются с помощью специальных датчиков);

4. пассивные: исследователь наблюдает, не вмешиваясь в ситуацию; и активные: наблюдатель активно участвует в деятельности изучаемой группы.

Требования к методу наблюдения:

1. наблюдать следует в естественных условиях обучения и воспитания.

2. наблюдение должно быть целенаправленным (понимать, что наблюдать и для чего), плановым и систематичным (составляется программа наблюдений);

3. нельзя ограничиваться результатами однократных наблюдений; важно фиксировать результаты наблюдений.

4. для достижения точности и объективности наблюдения использовать ТСО: киносъемку, магнитофон, фотографию.

Беседа – метод сбора фактов в процессе личного общения.

При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях:

беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора аналитических данных;

беседа с ребенком с целью установления контакта с ним. Метод беседы используется для определения особенностей и мотивов поведения ребенка, отношение к семье и школе, причины затруднений в учебе, склонностей, интересов.

Виды бесед:

1) открытые - цель беседы определяется заранее;

2) закрытые - цель беседы не раскрывается педагогом.

Требования:

· целенаправленность; плановость; индивидуальность подхода;

· соблюдение педагогического такта;

· заранее определить предмет беседы, участников, время и место проведения;

· между участниками беседы должна установиться атмосфера доверия, доброжелательности;

· результаты беседы точно записываются, а затем анализируются и обобщаются.

Требования к вопросам:

· вопросы не должны быть слишком длинными;

· вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ;

· каждый последующий вопрос должен задаваться с учетом ответа на предыдущий.

Анкетирование – метод опроса, позволяющий проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах.

С помощью анкетирования можно получить информацию, которая иными методами не может быть получена. Анкеты бывают различных типов:

обычные градуированные (шкалы)
содержат серию вопросов, на которые отвечают «да» или «нет» отвечающий должен выбирать один из заранее определенных ответов и в соответствующей графе поставить условный знак или цифру

Вопросы в анкетах и интервью бывают трех видов:

- открытые – когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены;

- закрытые – опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных;

-полузакрытые – опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.

Требования:

- вопросы должны быть понятными, однозначными, корректными с точки зрения этики;

- лучше пользоваться анонимными анкетами;

- вопросы, поставленные в анкете, не должны противоречить друг другу;

- пояснительный текст к анкете не должен навязывать отвечающему определенную точку зрения;

- необходимо создать условия, благоприятные для сосредоточенности, внимательной работы;

- каждая анкета должна быть сопровождена инструкцией; время на заполнение 20-25 мин.;

- ответы на вопросы должны быть даны в присутствии исследователя или его уполномоченного.

 

Изучение документации и продуктов деятельности учащихся.

Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Письменная документация: классные журналы, дневники, КТП учителей, медицинские карты, протоколы собраний, тетради учащихся.

Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, дневников: о системе работы ученика, о соотношении классной и домашней работы и т.д. Кроме этого исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения индивидуальных особенностей, наклонностей и интересов, отношения к делу и своим обязанностям, прилежания, мотивов деятельности.

Изучение педагогического опыта – метод, предполагающий изучение и теоретическое осмысление практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.

Требования:

· особое внимание обращать на факты, противоречащие теориям

· раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания

· чем глубже анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи

Виды: в реальных условиях, изучение теоретических источников

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки, текста лекции, книги, диссертации.

Вывод: педагогика, как любая наука, имеет методы исследования. Учителю важно их знать и грамотно применять в своей профессиональной деятельности.


Вопрос 4. Укажите структуру, этапы и функции целостного педагогического процесса.

 

Педагогический процесс – это специально-организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс состоит из 2х взаимосвязанных процессов: воспитания и обучения, которые имеют как много общего, так и специфические особенности.

 

Структуру педагогического процесса можно представить с разных позиций:

Основными компонентами педагогического процесса с точки зрения его субъектного состава являются: педагоги, воспитуемые, условия воспитания.

К условиям воспитания относятся:

1. семья (воспитательная работа родителей)

2. система образовательных учреждений (школа, ДОУ, СПО, ВПО)

3.внешкольные учреждения (художественные, спортивные и музыкальные школы, станции юннатов, клубы и др.)

4.культурно-просветительные учреждения (библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры)

5. средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать)

6. религия, 7. природа, 8. язык и обычаи народов

 

С точки зрения взаимодействия субъектов педагогического процесса в структуре педагогического процессавыделяют эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты.

Эмоционально-мотивационный компонент характеризуется определёнными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего, между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой взаимосвязанные цели воспитания и ту учебно-воспитательную работу, в которой реализуются цели воспитания.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление учебно-воспитательным процессом педагогами.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников.

 

Функциями педагогического процесса являются:

Образовательная формирование мотивации, освоение опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний.

Воспитательная – формирование определённых качеств, свойств и отношений человека.

Развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Все эти функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития.

 

Выделяют 3 этапа педагогического процесса – подготовительный, основной, заключительный. Этапы – это не составные части, а последовательность развития процесса.

На подготовительном этапе ставятся задачи, проводится диагностика условий, в которых будет протекать педагогический процесс, за диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса и составляется план организации процесса.

На основном этапе ставятся и разъясняются цели и задачи предстоящей деятельности; организуется взаимодействие педагогов и учеников.

На завершающем этапе анализируются достигнутые результаты.

 

Вывод: т.о. педагогический процесспредставляет собой единство процессов обучения и воспитания, имеет свою структуру, функции и этапы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...