Связь педагогики с другими науками
Педагогика теснейшим образом связана с науками, занимающимися изучением человека: философией, социологией, информатикой, психологией, медициной, анатомией и др. Философия определяет методологические подходы в объяснении педагогических явлений и процессов, даёт знание об общих законах развития природы и общества. Социология объясняет влияние среды на формирование личности. Психология – наука, без которой педагогика вообще не могла бы развиваться. Психология изучает и раскрывает особенности психики растущего человека, помогает понять, как происходит процесс становления личности. Информатика, исследуя современные информационные технологии, учит правильно использовать их в педагогическом процессе. Медицина, анатомия, школьная гигиена, физиология обогащают педагогику знаниями, помогающими лучше понять индивидуальные особенности психики, рекомендациями о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса сохранить и укрепить здоровье детей. Выделяют четыре основные формы связи педагогики с другими науками. Наиболее важной из них является использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук. Вторая форма связи педагогики с другими науками – творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках. Третьей формой связи педагогики с другими отраслями знания является использование конкретных результатов исследований других наук. И, наконец, четвертая форма связи педагогики с другими науками, приобретающая все большее значение, - ее участие в комплексных исследованиях человека.
Вывод: поскольку педагогика изучает сложные процессы воспитания и обучения, она представляет собой разветвлённую систему педагогических наук и тесно связана с другими науками.
Вопрос 3. Назовите методы педагогического исследования, дайте им характеристику. Пути и способы познания принято называть методами исследования. Методы педагогического исследования – это совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений (т.е. различных сторон воспитания, обучения) и решение педагогических проблем. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включает в систему известных знаний. К методам педагогического исследования относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации и продуктов деятельности учащихся, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент. Наблюдение - это планомерное и целенаправленное восприятие явлений. Особенность: исследователь не вмешивается в ход событий, они протекают естественно, как в жизни. Значение - позволяет наиболее достоверно получить информацию о конкретных поступках и действиях учащихся, психических особенностях, уровне воспитанности, особенности взглядов, убеждений, поведения в целом. Что можно наблюдать? 1. обстановку, в которой происходит наблюдаемый педагогический процесс; 2. действия учителя, его приемы, методы, способы воздействия на учеников, отношение учителя к ученикам; 3. действия, поступки учеников, их отношение к делу, друг к другу. Недостатки: наблюдений недостаточно для надежных выводов; присутствует субъективизм исследователя; Виды наблюдений: 1. постоянные, повторные, однократные; 2. сплошные (н, перепись) и несплошные (частичные, выборочные - обследуется часть группы); 3. непосредственные (сам наблюдатель фиксирует данные) и косвенные (данные фиксируются с помощью специальных датчиков);
4. пассивные: исследователь наблюдает, не вмешиваясь в ситуацию; и активные: наблюдатель активно участвует в деятельности изучаемой группы. Требования к методу наблюдения: 1. наблюдать следует в естественных условиях обучения и воспитания. 2. наблюдение должно быть целенаправленным (понимать, что наблюдать и для чего), плановым и систематичным (составляется программа наблюдений); 3. нельзя ограничиваться результатами однократных наблюдений; важно фиксировать результаты наблюдений. 4. для достижения точности и объективности наблюдения использовать ТСО: киносъемку, магнитофон, фотографию. Беседа – метод сбора фактов в процессе личного общения. При изучении детей метод беседы используется в двух направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора аналитических данных; беседа с ребенком с целью установления контакта с ним. Метод беседы используется для определения особенностей и мотивов поведения ребенка, отношение к семье и школе, причины затруднений в учебе, склонностей, интересов. Виды бесед: 1) открытые - цель беседы определяется заранее; 2) закрытые - цель беседы не раскрывается педагогом. Требования: · целенаправленность; плановость; индивидуальность подхода; · соблюдение педагогического такта; · заранее определить предмет беседы, участников, время и место проведения; · между участниками беседы должна установиться атмосфера доверия, доброжелательности; · результаты беседы точно записываются, а затем анализируются и обобщаются. Требования к вопросам: · вопросы не должны быть слишком длинными; · вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ; · каждый последующий вопрос должен задаваться с учетом ответа на предыдущий. Анкетирование – метод опроса, позволяющий проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах. С помощью анкетирования можно получить информацию, которая иными методами не может быть получена. Анкеты бывают различных типов:
Вопросы в анкетах и интервью бывают трех видов:
- открытые – когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; - закрытые – опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных; -полузакрытые – опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос. Требования: - вопросы должны быть понятными, однозначными, корректными с точки зрения этики; - лучше пользоваться анонимными анкетами; - вопросы, поставленные в анкете, не должны противоречить друг другу; - пояснительный текст к анкете не должен навязывать отвечающему определенную точку зрения; - необходимо создать условия, благоприятные для сосредоточенности, внимательной работы; - каждая анкета должна быть сопровождена инструкцией; время на заполнение 20-25 мин.; - ответы на вопросы должны быть даны в присутствии исследователя или его уполномоченного.
Изучение документации и продуктов деятельности учащихся. Документ – специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. Письменная документация: классные журналы, дневники, КТП учителей, медицинские карты, протоколы собраний, тетради учащихся. Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, дневников: о системе работы ученика, о соотношении классной и домашней работы и т.д. Кроме этого исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения индивидуальных особенностей, наклонностей и интересов, отношения к делу и своим обязанностям, прилежания, мотивов деятельности. Изучение педагогического опыта – метод, предполагающий изучение и теоретическое осмысление практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Требования: · особое внимание обращать на факты, противоречащие теориям · раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания
· чем глубже анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи Виды: в реальных условиях, изучение теоретических источников Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки, текста лекции, книги, диссертации. Вывод: педагогика, как любая наука, имеет методы исследования. Учителю важно их знать и грамотно применять в своей профессиональной деятельности. Вопрос 4. Укажите структуру, этапы и функции целостного педагогического процесса.
Педагогический процесс – это специально-организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс состоит из 2х взаимосвязанных процессов: воспитания и обучения, которые имеют как много общего, так и специфические особенности.
Структуру педагогического процесса можно представить с разных позиций: Основными компонентами педагогического процесса с точки зрения его субъектного состава являются: педагоги, воспитуемые, условия воспитания. К условиям воспитания относятся: 1. семья (воспитательная работа родителей) 2. система образовательных учреждений (школа, ДОУ, СПО, ВПО) 3.внешкольные учреждения (художественные, спортивные и музыкальные школы, станции юннатов, клубы и др.) 4.культурно-просветительные учреждения (библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры) 5. средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать) 6. религия, 7. природа, 8. язык и обычаи народов
С точки зрения взаимодействия субъектов педагогического процесса в структуре педагогического процессавыделяют эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты. Эмоционально-мотивационный компонент характеризуется определёнными эмоциональными отношениями между его субъектами, прежде всего, между воспитателями и воспитанниками, а также мотивами их деятельности. Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой взаимосвязанные цели воспитания и ту учебно-воспитательную работу, в которой реализуются цели воспитания. Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление учебно-воспитательным процессом педагогами. Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя прежде всего контроль и оценку воспитателями деятельности воспитанников.
Функциями педагогического процесса являются: Образовательная – формирование мотивации, освоение опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний.
Воспитательная – формирование определённых качеств, свойств и отношений человека. Развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности. Все эти функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития.
Выделяют 3 этапа педагогического процесса – подготовительный, основной, заключительный. Этапы – это не составные части, а последовательность развития процесса. На подготовительном этапе ставятся задачи, проводится диагностика условий, в которых будет протекать педагогический процесс, за диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса и составляется план организации процесса. На основном этапе ставятся и разъясняются цели и задачи предстоящей деятельности; организуется взаимодействие педагогов и учеников. На завершающем этапе анализируются достигнутые результаты.
Вывод: т.о. педагогический процесспредставляет собой единство процессов обучения и воспитания, имеет свою структуру, функции и этапы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|