Роль общения в профессиональной деятельности человека.
1. Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. 2. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. 3. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. 4. Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование. 5. Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. 6. В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируется разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализация личности. 7. Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга. 8. В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения. 9. В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.
История проблемы общения Проблема общения в психологии интенсивно разрабатывалась в 20–30хгг. ХХ в. В. М. Бехтерев в связи с разрабатываемой им социальной рефлексологией. Его вклад: · Общение - механизм объединения людей в группы и условия социализации личности. · Чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. · Выделял два специфических вида общения: подражание и внушение. · Особенно роль в воздействии одного человека на другого отводил бессознательному внушению идей. Условия, при которых такое внушение оказывается эффективным: единство настроения, переживаний людей, однородность собрания, его направленность на общую цель, наличие единой идеи. · Выделяет «непосредственное» и «посредственное» общение (людей или письма, телеграммы, телефона, осязательных посредников: азбука слепых, прикосновения, поцелуи, ласки, побои, половое общение, температурные и электрические раздражители, обонятельные стимулы, вещи, памятники истории и пр. · Способы общения членов группы зависят от конкретных характеристик коллектива: его размера, содержания совместной деятельности, ситуации, в которой осуществляется взаимодействие. · В лаборатории В. М. Бехтерева был проведен ряд экспериментов по изучению различных сторон проблемы общения. В. Н. Мясищев в начале ХХ в. под руководством В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского участвовал в организации и проведении первых экспериментальных работ по изучению общения в условиях коллективной деятельности. Новый подъем наметился в 60-х гг. В это время В. Н. Мясищев несколько раз обращался к проблеме общения. Его вклад: · Рассматривал формирование личности и ее отношений под влиянием опыта общения с ближайшим и значимым социальным окружением.
· Рассматривал общение целостно, «как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга» · Единство взаимодействия между людьми и взаимоотношений между ними, обусловленных накапливаемыми в ходе взаимодействия впечатлениями и переживаниями. · Описывал особенности отражения других людей, отношения к ним и обращения с ними, раскрывал зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к другим людям, вступая в контакты с ними, и тем, какой опыт общения у него имеется. · Большое внимание уделил процессу общения в психотерапии, в частности при лечении неврозов. Проблеме общения значительное внимание уделял Б. Г. Ананьев. · Рассматривал общение как специфический вид деятельности и главной его характеристикой считал то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. · Общение определяет характер социальной детерминации индивидуального развития личности и участвует в формировании всей психической организации человека. · Указал на многоуровневую, иерархическую и многомерную организацию общения как явления, настаивая на выделении в общении макро, мезо и микро уровней. Это общество, в котором общающиеся люди живут; различные типы коллективов, членами которых они выступают; то ближайшее окружение, с которым чаще всего вступают в контакт. · Разработал направление: познание участниками общения друг друга. · Рассматривает с количественной и качественной стороны вопрос об оптимуме общения, необходимого для нормального развития человека как личности, а также последствия дефицита в общении для этого развития. · Работа о педагогической оценке как одного из коммуникативных способов воздействия на учащихся. В 1967 г. в своей книге «Социальная психология как наука» Б. Д. Парыгин выделил проблему общения в качестве предмета изучения социальной психологии. С этого времени и по сей день общение становится предметом интенсивного научного изучения.
III. Закрепление темы урока по вопросам плана. IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. V. Д/З: Выполнение заданий для самостоятельной работы – Составьте профессиограмму и психограмму своей специальности. В помощь:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|