Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условно-категорический силлогизм




Это силлогизм, где одна посылка — условное суждение, а вторая — простое категорическое. При этом категорическая посылка обычно состоит из тех же терминов, что основание или следствие условной посылки.

Условно-категорический силлогизм имеет два модуса: а) утверждающий и б) отрицающий Схема утверждающего модуса:

Если есть А, то есть В.

А есть.

Следовательно, есть В.

Пример: Если это дерево ель, то оно не теряет на зиму иголок.

Это дерево ель.

Следовательно, данное дерево не теряет на зиму иголок.

Схема отрицающего модуса:

Если есть А, то есть В.

В нет.

Следовательно, А нет.

Пример: Если Богданов хороший лыжник, то он выполнит норматив мастера спорта.

Богданов не выполнил норматив мастера спорта по лыжам. Следовательно, Богданов не является хорошими лыжником.

Обратим внимание на следующий факт. В условных силлогизмах можно делать заключение только от утверждения основания к утверждению следствия. И от отрицания следствия к отрицанию основания. Нельзя делать заключение от утверждения следствия к утверждению основания и от отрицания основания к отрицанию следствия. Дело в том, что одно и то же явление может вызываться разными причинами. Если я отрицаю, что данная причина вызвала к жизни то или иное явление, то это не значит, что его не могла произвести какая-то другая причина. Если я утверждаю, что данное действие произошло, то это не значит, что оно порождено данной причиной — могло быть множество других причин, которые его могли породить.

Пример 1. Попробуем утверждать следствие:

Если кто-нибудь читает хорошие книги, то он расширяет свой кругозор.

Кузнецов расширил кругозор.

Следует ли отсюда, что Кузнецов читал хорошие книги? Нет, ибо Кузнецов мог ходить на лекции, беседовать с хорошими специалистами и т.д. То есть причин расширения кругозора много.

Пример 2. Попробуем отрицать основание:

Если кто-нибудь читает хорошие книги, то он расширяет свой кругозор.

Кузнецов не читает хороших книг.

Можем ли мы сказать, что Кузнецов не расширяет свой кругозор? Нет, ибо верны в данном случае соображения, приведенные в примере 1. Разделительное умозаключение

Разделительным умозаключением называется умозаключение, в котором одна или несколько посылок — разделительные. Существуют чисто разделительные и разделительно-категорические умозаключения.

Как мы помним, общая форма разделительного суждения такова: А есть или В, или С, или Д или Е. Каждый член разделительного суждения называется альтернативой.

В чисто разделительном силлогизме обе посылки являются разделительными суждениями.

Формула чисто разделительного силлогизма:

S есть А, или В, или С,

А есть или А,, или А.

S есть или A, или А2, или В, или С.

Пример: Всякая философская система есть или идеализм, или материализм.

Идеалистическая философия есть или объективный идеализм, или субъективный идеализм.

Следовательно, всякая философская система есть или объективный идеализм, или субъективный идеализм, или материализм. Условно-разделительный силлогизм

Условно-разделительное умозаключение — это умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений, а другая является разделительным суждением.

В зависимости от числа членов в разделительной посылке это умозаключение может быть дилеммой (если разделительная посылка содержит два члена), трилеммой (если разделительная посылка содержит три члена) и полилеммой (число разделительных членов больше двух).

Дилеммы и трилеммы бывают двух видов: конструктивные и деструктивные; обе формы дилеммы и трилеммы могут быть простыми и сложными.

Простая конструктивная дилемма. Это умозаключение состоит из двух посылок. В первой утверждается, что из двух разных оснований вытекает одно и то же следствие. Во второй посылке, которая является разделительным суждением, утверждается, что одно или другое из этих оснований истинно.

Схема простой конструктивной дилеммы:

Если А есть В, то С есть D; если Е есть F, то С есть D.

А есть В или Е есть F.

Следовательно, С есть D.

Пример: Если студент ходит на лекции, то он знает логику.

Если студент читает учебник логики, то он знает логику.

Студент ходит на лекции или читает учебник логики. Студент знает логику.

Сложная конструктивная дилемма. Это умозаключение, где в первой посылке есть два основания, из которых вытекают два следствия. Во второй посылке (разделительном суждении) говорится об истинности одного или другого основания. В заключении утверждается истинность одного или другого следствия. Отличие сложной конструктивной дилеммы от простой в том, что оба следствия ее условной посылки не одинаковы, а различны.

Схема сложной конструктивной дилеммы:

Если А есть В, то С есть D: если Е есть F, то G есть Н.

Но или А есть В. или Е есть F.

Следовательно, или С есть D, или G есть Н.

Пример: Рассуждение Штирлица в романе «Семнадцать мгновений весны» (см.: Семенов Ю. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. — М.. 1991. — С 567-574).

Если я вернусь в Берлин, меня может арестовать гестапо, если я поеду в Москву, то не выполню задание до конца.

Но я могу направиться в Берлин или вернуться в Москву.

Следовательно, или меня может арестовать гестапо, или я не выполню задание до конца.

Более сложные ситуации выражаются логической формой трилеммы или даже полимеммы.

Пример сложной конструктивной трилеммы;

Во многих русских народных сказках говорится о камне, который лежит на перекрестке трех дорог. На камне надпись, содержащая в себе трилемму:

Прямо пойдешь — жизнь потеряешь;

Налево пойдешь — коня потеряешь;

Направо пойдешь — в неволю попадешь.

Герой сказки может поехать прямо, или направо, или налево.

Следовательно, он или жизнь потеряет, или коня потеряет, или в неволю попадет.

Достоверность лемматического умозаключения находится в зависимости от правильности условных суждений в большей посылке и от полноты членов деления в меньшей.

Нередко эти условия не соблюдаются, тогда лемматическое умозаключение делается источником ошибок.

Причина ошибок чаще всего — неполное перечисление членов деления. Двумя альтернативами не всегда можно исчерпать все возможные случаи — альтернатив может быть много больше. Пример подобной ошибки:

Если студент любит учение, то он не нуждается в поощрении. Если студент чувствует отвращение к учению, то любое поощрение неэффективно.

Студент может любить учение или испытывать к нему отвращение.

Следовательно, поощрение в деле обучения или излишне, или бесполезно.

Ошибка здесь в том, что кроме «любви к учению» и «отвращения к учению» у студента может быть и, так сказать, нейтральная позиция — для таких студентов поощрение учения в какой-либо форме может оказаться действенным.

 

Тема 6. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

В отличие от дедукции, когда мысль движется от общих положений, истинность которых очевидна либо доказана, в индуктивных умозаключениях мысль движется от частного знания об отдельных объектах, явлениях, процессах к обобщенному знанию о закономерностях их существования, движения и развития. Хотя логические характеристики индукции описаны уже Аристотелем, интерес к индуктивным методам познания существенно возрос в Новое время. Связано это со становлением эмпирического естествознания и формированием новой парадигмы научного познания, в рамках которой главным критерием истины становится не логическая стройность умозрительных выводов, а опытное, экспериментальное подтверждение теоретических построений.

1. ВИДЫ ИНДУКЦИИ

В силлогистических умозаключениях главная цель — выяснение отношений объемов понятий и принадлежность (или непринадлежность) какого-либо признака предмету. В несиллогистических умозаключениях исследуются отношения другого рода — отношение предметов по величине, в пространстве, во времени, причинно-следственные связи и некоторые другие. Индуктивное умозаключение — это такое умозаключение, в результате которого на основании знания об отдельных предметах данного класса получается общий вывод, содержащий какое-либо знание о всех предметах класса.

Существует два вида индуктивных умозаключений — полная индукция и неполная индукция.

Полная индукция характеризуется тем, что общий вывод получен из ряда суждений, сумма которых полностью исчерпывает данный класс. То, что утверждается в каждом суждении о каждом отдельном предмете данного класса, в выводе относится ко всем предметам класса. Например:

«В понедельник на прошлой неделе шел снег».

«Во вторник шел снег».

«В среду шел снег».

«В четверг шел снег».

«В пятницу шел снег».

«В субботу шел снег».

«В воскресенье шел снег».

«Поскольку в неделе нет никаких других дней, кроме перечисленных, мы вправе сделать вывод: всю прошлую неделю шел снег».

Полная индукция дает вполне достоверное знание и поэтому Аристотель рассматривал се как силлогизм по индукции. В выводе мы судим не об отдельных предметах, а обо всем классе в целом.

Неполная индукция — вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой-либо общий вывод обо всем классе предметов на основании знания лишь некоторых предметов данного класса. Известны два вида неполной индукции: а) индукция через простое перечисление, в котором не встречается противоречащих случаев;

б) индукция, основанная на знании необходимых признаков и причинных связей предметов и явлений. Пример индукции первого вида:

Железо — твердое тело.

Медь — твердое тело.

Цинк — твердое тело.

Золото — твердое тело.

Алюминий — твердое тело.

Железо, медь, цинк, золото, алюминий —металлы.

Все металлы — твердые тела

Исследованы лишь некоторые металлы, а вывод сделан относительно всех металлов. Эта индукция иногда называется «популярной». Вероятность ее заключения крайне слабо обоснована, поскольку она обусловлена незнанием противоречащих случаев. По поводу металлов хорошо известен такой противоречащий пример — ртуть, которая является (при обычно атмосферном давлении и температуре) жидкостью. Такая ошибка известна в логике как «поспешное обобщение». Другая рас­пространенная ошибка — «после этого, значит, по причине этого». Она связана с тем обстоятельством, что причина по времени предшествует следствию. Однако в числе наблюдаемых явлений могут быть и предшествующие данному, но не связанные с ним. Например, если пожар в доме начался сразу после восхода солнца, это еще не означает, что он вызван восходом солнца.

Второй вид неполной индукции — индукция, основанная на знании необходимых признаков и причинных связей явлений — дает более достоверное знание, поэтому ее называют «научной индукцией». Например, мы знаем, что нагретый воздух поднимается вверх, из собственных наблюдений и из опыта других людей. Если ограничиться только этим, мы будем иметь дело с перечислением случаев, в которых не встречается противоречий. Но мы знаем и причину, по которой воздух поднимается вверх: известно, что при нагревании воздух расширяется. И это существенно повышает степень достоверности вывода, хотя мы, конечно, не исследовали всех случаев движения нагретого воздуха.

Индуктивный вывод при всех возможных подтверждениях его достоверности практически всегда остается проблематичным в силу того, что мы не можем наблюдать все возможные случаи. Индукция всегда неполна, и ее вывод лишь вероятен в той или иной степени, поэтому индуктивные умозаключения называют еще и вероятностными.

Вероятность — это степень возможности появления какого-либо конкретного события в цепи событий при многократно повторяющихся условиях. Вероятность характеризует объективно существующую связь между условиями и событием. Численное значение такой вероятности может быть получено из простой формулы:

Р=т/п,

где Р — вероятность: т — число благоприятных случаев; n — число возможных случаев.

Допустим, нужно вычислить вероятность выигрыша в лотерее, в которой выпущено 100.000 билетов, из них 10.000 выигрывают, при условии, что вы приобрели 10 билетов.

Р = 10/100.000 = 0,0001.

Как видно, шансов на выигрыш не очень много. Подобного рода расчеты проводятся при прогнозировании массовых случаев, скажем, количества дорожно-транспортных происшествий, числа заболевших инфекционными болезнями, спроса на товары и т.п.

 

2. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ

Цель любой науки — обнаружить причины, порождающие те или иные явления в изучаемой сфере реальности. Среди способов выявления причинно-следственных связей выделяют несколько наиболее распространенных приемов, называемых в логике методами установления причинных связей. Эти методы достаточно просты и широко используются во всех науках, имеющих дело с эмпирическими исследованиями. Они были разработаны Ф.Бэконом и усовершенствованы Дж.-С.Миллем. Обратим внимание на такую особенность этих методов: они не всегда дают прямой ответ на вопрос, какой фактор есть причина и что есть следствие. Они прежде всего указывают на наличие причинно-следственных связей между исследуемым явлением и определенным фактором.

Метод сходства: если два или более случаев исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то это обстоятельство, в котором только и согласуются (сходны) все эти случаи, есть причина или следствие данного явления. Прежде всего следует отметить такой важный момент: всякое эмпирическое исследование (наблюдение) предполагает выдвижение гипотезы, хотя бы самой простейшей, скажем, о том, что в числе наблюдаемых обстоятельств имеется фактор, связанный с исследуемым явлением причинно-следственной связью.

Метод различия формулируется так: если случай, в котором известное явление происходит, и случай, в котором оно не наступает, имеют общими все обстоятельства, за исключением лишь одного, и это обстоятельство встречается только в первом случае, то обстоятельство, в котором оба случая разнятся между собой, есть причина или необходимая часть причины изучаемого явления. Это довольно громоздкое определение описывает довольно простую ситуацию: явление а наступает только тогда, когда есть обстоятельство А. Следовательно, А и есть причина а. Разумеется, степень достоверности, как и всегда в выводах по индукции, повышается при многократном повторении наблюдения или эксперимента.

Соединенный метод сходства и различия предполагает комбинацию двух описанных методов. Одновременное использование двух методов значительно повышает обоснованность полученных выводов.

Метод сопутствующих изменений: всякое явление, которое каким-либо образом видоизменяется всякий раз, когда видоизменяется другое явление, составляет причину или следствие этого (первого) явления или связано с ним общей причиной

И, наконец, метод остатков: если вычесть из причин данного явления ту часть, о которой известно, что она есть следствие определенных предшествующих обстоятельств, тогда остающаяся часть (остаток) явления будет следствием каких-то других (неизвестных) обстоятельств. Другими словами, явление таково, что известные причины не могут объяснить его полностью. И необходимо найти другие факторы, которые воздействуют на данное явление.

В целом методы, о которых рассказано выше, позволили в ходе наблюдений и экспериментов собрать и проанализировать огромное количество фактов из самых разных сфер реальности, в совокупности составляющих эмпирический базис науки.

Тема 7. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ

 

Доказательство — это логический прием, который обосновывает истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже доказана.

Любое доказательство включает в себя: тезис — суждение, истинность которого необходи­мо доказать, аргументы (основания, доводы) — истинные суждения, с помощью которых обосновывается тезис и демонстрацию (форму доказательства) — способ логической связи между тезисом и аргументами.

При доказательстве могут использоваться дедуктивные, индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.

Доказательства могут быть прямыми и косвенными.

Прямое доказательство — это такое доказательство, когда истинность выдвинутого тезиса непосредственно обосновывается аргументами.

Косвенное доказательство — это такое доказательство, при котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путем доказательства ложности антитезиса.

Опровержение — это логический прием, с помощью которого фиксируются ложность или недосказанность выдвинутого положения. Виды опровержения: опровержение тезиса, опровержение аргументов и опровержение связи аргументов с тезисом.

Правила и ошибки в доказательстве и опровержении

Тезис, аргументы и демонстрация должны быть подчинены определенным логическим пра­вилам, при нарушении которых получаются ошибки.

Правила и ошибки по отношению к тезису

1.Тезис должен быть четким, ясным, без двусмысленностей. Ошибка: выдвижение нечеткого тезиса.

2.Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.

Ошибка: подмена тезиса — доказывается или опровергается вовсе не выдвинутый вначале тезис, а совершенно новый.

Варианты ошибки:

а) аргумент «к человеку» — обоснование ложности или истинности выдвинутого тезиса заменяется оценкой личности человека, выдвинувшего тезис;

б) аргумент «к публике» — вместо доказательства истинности или ложности выдвинутого тезиса стремятся так повлиять на чувства аудитории, чтобы она поверила без доказательства.

Правила и ошибки по отношению к аргументам

1. Аргументы должны быть истинными, доказанными суждениями.
Ошибки:

а) предвосхищение основания — как аргументы берутся положения, которые сами еще необходимо доказать:

б) основное заблуждение — обоснование тезиса ложными аргументами.

2. Истинность аргументов должна быть установлена независимо от тезиса.

Ошибка: порочный крут, когда тезис обосновывается аргументами, а аргументы тезисом.

3.Аргументы не должны противоречить друг другу.

4.Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

П равила и ошибки по отношению к демонстрации

Основные ошибки:

а) «мнимое следование» — возникает в случае, если тезис не следует из приводимых в егоподтверждение аргументов;

б) «от сказанного с условием к сказанному безусловно» — возникает в случае, когда аргументы, истинные лишь с учетом времени и определенных условий используются как верные в любом случае.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

ПОНЯТИЕ

1 Дайте логическую характеристику следующим понятиям:

Луна; растение; столица государства; музыкальный коллектив; знаме­нитый художник; кентавр; датский физик Нильс Бор; древний философ; Антарктида; Атлантида; сборная России; лист бумаги; молекула воды; преступное сообщество; уровень преступности; невежество; глупость; умный человек; драгоценный камень; пьяная компания; неправда; водород; геометрия; рота солдат; несправедливость; эксплуатация; воздух; философы милетской школы; знаменитое произведение искусства; тишина.

2 Придумайте понятия, соответствующие следующим логическим характеристикам:

Общее, несобирательное, конкретное, положительное.

Единичное, несобирательное, конкретное, положительное

. Единичное, собирательное, конкретное, положительное.

Общее, собирательное, конкретное, положительное.

Общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное.

Нулевое, несобирательное, абстрактное, положительное.

Нулевое, собирательное, конкретное, положительное.

Общее, собирательное, конкретное, отрицательное.

Единичное, несобирательное, абстрактное, положительное.

Нулевое, несобирательное, конкретное, отрицательное.

 

3 Какие из следующих понятий являются определенными, а какие неопределенными:

карась; млекопитающее животное; большая собака; дикая кошка; престижное учебное заведение; московское учебное заведение; планета Henтун; яркая звезда; талантливый человек; богач; бездарный преподаватель; кандидат физико-математических наук; хулиган; известный писатель; высокие горы; учебник по химии; хорошая музыка; скучная лекция; добротная одежда; скромная пища; сборная России по футболу; крупный город; столица государства.

 

4 Путем прибавления к содержанию следующих понятий каких-либо признаков превратите их из неопределенных в условно определенные:

высокий человек; старик; богач; лысый; толстая книга; современная музыка; плохая погода; высокая зарплата; хорошие соседи; двоечник; известный писатель; крупное военное сражение; большой стадион; плохой учитель; несвежие продукты; редкая удача; безрассудный поступок.

 

5 В каких отношениях находятся следующие понятия:

двоечник и студент; композитор и человек; город и деревня; Антарктида и ледовый материк; небесное тело и звезда; треугольник и сторона треу­гольника; школа № 5 и учебное заведение; майор и россиянин; знаменитый человек и немецкий писатель; дом и крыша дома; собака и кошка; умный человек и неумный человек; монарх и самодержец; физика и химия; геометрия и тригонометрия; столица и населенный пункт; книга и ин­тересная книга; телевизор и планета Солнечной системы; растение и крапива; окружность и круг; Николай II и последний русский царь; олим­пийские игры и спортивные состязания.

 

6 С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношения между следую­щими группами понятий.

1) Равносторонний прямоугольник, треугольник, квадрат, геометрическая фигура.

2)Александр Македонский, монарх, персонаж древней истории, самодержец.

3)Двигатель, автомобиль, колесо, карданный вал, изделие человека.

4)Учащийся, двоечник, спортсмен, отличник, студент.

5) Естественный спутник, спутник планеты, Луна, естественный спутник Земли, планета Сатурн.

6) Футболист, спортсмен, всемирно известный футболист, всемирно известный спортсмен, человек.

7) Час, секунда, минута, сутки, 24 часа, единица времени.

8) Сестра, тетя (в родственном смысле), мать, бабушка, дочь, внучка.

 

 

 

7 Совершите ограничение и обобщение со следующими понятиями:

школа; знаменитый писатель; математическое действие; картина; предмет мебели; университет; планета; американский президент; актер; химический элемент; древнегреческий ученый; балет; уровень пре­ступности; музей; историческое событие; яблоня; всемирно известный спортсмен; материк; книга; хищник; высотное здание; молодой человек; музыкальный коллектив; сборная России; ураган; электричество; сти­хотворение.

 

8 Какие из приведенных ниже понятий невозможно подвергнуть ограничению или обобщению:

тетрадь; МГУ; галактика; русский писатель XIX века; первый космо­навт Земли; химический элемент; Россия; древнее государство; Солнце; современный автомобиль; млекопитающее животное; небоскреб; атом­ная электростанция; столица Франции; нечто существующее; планета Юпитер; Третьяковская галерея; московский кинотеатр; толстая кни­га; форма бытия.

9 Есть ли ошибки в определениях, приведенных ниже? Если они есть, то ка­кие?

1) Фильтрованиеэто процесс разделения какого-либо вещества с помо­щью специального приспособленияфильтра.

2) Костьэто орган, обладающий сложным строением.

3) Бескорыстиеэто отсутствие личной заинтересованности при ока­зании какой-либо помощи.

4) Гравитацияэто явление, которое выражается во взаимодействии двух физических тел.

5) Барометрэто метеорологический измерительный прибор.

6) Математикаэто гимнастика ума.

7) Сверхпроводник — это вещество, обнаруживающее явление сверхпро­водимости.

8) Логикаэто наука о формах и законах правильного мышления.

9) Извлечение квадратного корняэто математическое действие, ко­торое не является ни умножением, ни делением, ни возведением в степень.

10 Есть ли ошибки в приведенных ниже примерах деления? Если есть, то какие?

1) Воды земного шара бывают пресными и солеными.

2) Учащиеся бывают успевающими, отстающими и отличниками.

3) Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.

4) Спортивные состязания бывают мировыми, международными, олим­пийскими и другими.

5) Треугольники бывают тупоугольными и прямоугольными.

6) Жиры бывают растительными, животными и твердыми.

7) Люди бывают высокими и невысокими.

8) Оружие бывает холодным, огнестрельным и старинным.

9) Высшие учебные заведения делятся на университеты, институты, академии и высшие училища.

 

11. Произведите сложение и умножение следующих понятий, изобразив результаты этих операций с помощью круговых схем Эйлера:

Майор и военнослужащий, атом и молекула, квадрат и ромб с прямым углом, известный актер и россиянин, млекопитающее животное и лошадь.

Практическая работа № 2

СУЖДЕНИЕ

 

1 Какие из приведенных ниже выражений являются языковыми формами суждений, а какие не являются? Обоснуйте свой ответ.

1) Мы все учились понемногу...

2) Попробуй-ка двигаться со скоростью света!

3) Средняя школа № 469 г. Москвы.

4) Как тебе только не стыдно?

5) Каким образом решается знаменитая задача о квадратуре круга?

6) Общая теория относительности А. Эйнштейна.

7) Почему нельзя делить на ноль?

8) Бескрайние просторы Вселенной.

 

2 Определите отношения между субъектом и предикатом и изобразите их с помощью круговых схем Эйлера для следующих суждений:

1) Некоторые грибы несъедобны.

2) Параллельные прямые не пересекаются.

3)Д. И. Менделеев — создатель Периодической системы химических элементов.

4) Солнце — это одна из звезд.

5) Не все спортсмены являются олимпийскими чемпионами.

3 В приведенных ниже суждениях найдите атрибутивные, экзистенциальные и релятивные

1) Существуют глобальные проблемы современного мира.

2) Гималайские горы намного выше альпийских.

3) Бытие есть, небытия же нет.

4) Создателем атомистического учения считается древнегреческий философ Демокрит.

5) Скорость звука примерно в миллион раз меньше скорости света.

 

4 Определите вид приведенных ниже простых суждений и отношения между субъектом и предикатом в каждом из них.

1) Все треугольникиэто геометрические фигуры с суммой внутренних углов в 180.

2) Некоторые леса являются хвойными.

3) Некоторые политики являются писателями.

4) Все электроны — это элементарные частицы.

 

5 С помощью круговых схем Эйлера установите распределенность терминов в следующих суждениях.

1) Все насекомые являются живыми организмами.

2) Некоторые книги — это учебники.

3) Некоторые учащиеся не являются успевающими.

4) Все городаэто населенные пункты.

5) Ни одна рыба не является млекопитающим.

6) Некоторые древние греки являются знаменитыми учеными.

7) Некоторые небесные телаэто звезды.

8) Все ромбы с прямыми угламиэто квадраты.

6 Приведите пример суждения указанного вида и с указанной распределенностью терминов (обратите внимание на то, что некоторые из предложенных для составления суждений не могут существовать; укажите их).

1)Суждение вида А, в котором субъект распределен (далее S­­+), а предикат нераспределен(далее Р-).

2)Суждение вида А, в котором S и Р.

3)Суждение вида А, в котором S, а Р+.

4)Суждение вида А, в котором S и Р+.

5)Суждение вида I, в котором S+ и Р+.

6)Суждение вида I, в котором S и Р.

7)Суждение вида I, в котором S' и Р.

8)Суждение вида I, в котором S, а Р+.

9)Суждение вида Е, в котором S и Р.

 

10)Суждение вида Е, в котором S, а Р.

11)Суждение вида Е, в котором S, а Р.

12)Суждение вида Е, в котором S и Р+.

13)Суждение вида О, в котором S и Р.

14)Суждение вида О, в котором S и Р.

15)Суждение вида О, в котором S, а Р.

16)Суждение вида О, в котором S, а Р+.

 

7 Преобразуйте следующие суждения путем обращения, превращения и про­тивопоставления предикату.

1) Все треугольники не являются квадратами.

2) Все деревни являются населенными пунктами.

3) Все школы не являются вузами.

4) Все автомобили являются средствами передвижения.

8 Установите с помощью логического квадрата, в каких отношениях нахо­дятся следующие суждения.

1) Во всем есть смысл и Ни в чем нет смысла.

2) Некоторые писателифантасты и Некоторые писателине фан тасты.

3) Все русские цариэто самодержцы а Александр II —- это самодержец.

4) Ни одно существо не бессмертно и Некоторые существа бессмертны.

5) Все полезно и Все бесполезно.

6) Ф. М. Достоевский является знаменитым русским писателем и Автор романа «Бесы»это знаменитый русский писатель.

7) Некоторые философы являются материалистами и Некоторые философы не являются материалистами.

9 Определите, к какому виду относятся следующие сложные суждения.

1) Живое существо является человеком только тогда, когда оно обладает мышлением.

2) Человечество может погибнуть то ли от истощения земных ресурсов, то ли от экологической катастрофы, то ли в результате третьей миро­вой войны.

3) Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому

4) Проводник нагревается, когда через него проходит электрический ток.

5) Окружающий нас мир либо познаваем, либо нет.

6) Или же он совершенно бездарен или же полный лентяй.

7) Когда человек льстит, он лжет.

8) Вода превращается в лед лишь при температуре от нуля градусов по Цельсию и ниже.

9) Две прямые, лежащие в одной плоскости, не имеют общих точек толь­ко тогда, когда они параллельны.

10) Вместо того, чтобы пойти в школу, он пошел гулять.

11) Английский язык можно изучать либо в школе, либо на курсах, либо с репетитором, либо самостоятельно.

12)То ли в мире действует всеобщая закономерность, то ли всеобщая случайность.

13)Он не готовился к занятиям или систематически прогуливал их.

14)Чем дальше в лес, тем больше дров.

15)Деревья качаются, потому что дует ветер.

16)Хотя на море разыгрался шторм, корабль неуклонно двигался своим курсом.

17)Глаза боятся, а руки делают.

18)Если с утра шел дождь, то к полудню прояснилось.

 

10 Охарактеризуйте приведенные ниже вопросы с точки зрения их принадлежности к исследовательским или информационным, а также — категориальным или пропозициональным.

1) Когда был открыт закон всемирного тяготения?

2) Смогут ли жители Земли расселиться на других планетах Солнечной системы?

3) В каком году родился Наполеон?

4) Каково будущее человечества?

5) Возможно ли предотвратить третью мировую воину?

6) Что такое тригонометрия?

7) Можно ли измерить расстояние от Земли до Луны?

8) Кто является создателем квантовой теории?

9) Чем отличаются естественные науки от гуманитарных?

10)Вел ли Древний Рим продолжительные завоевательные войны?

11)В чем смысл человеческой жизни?

12)Где находится самое высокое место земного шара?

13)Чему равна скорость света?

14)Что такое любовь?

15)Верно ли, что геоцентрическая картина мира появилась еще в древности?

16)Как зародилась жизнь во Вселенной?

17)Достигнут ли люди когда-нибудь всеобщего процветания?

 

11 Какие из приведенных ниже вопросов являются логически корректными, а какие некорректными?

 

1) Во сколько раз планета Юпитер превосходит по размерам Солнце?

2) Какова площадь Тихого океана?

3) В каком году В. В. Маяковский написал поэму «Облако в штанах»?

4) Как долго продолжалась плодотворная совместная научная работа Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна?

5) Чему равна длина экватора земного шара?

6) Каковы основные идеи знаменитого романа Л.Н. Толстого «Война и

мир»?

7) Под каким номером находится в Периодической системе Д. И. Менде­леева химический элемент меркурий?

8) В каком месте Солнечной системы располагается галактика Млеч­ный путь?

9) Быстрее ли звука движется свет?

 

Практическая работа № 3

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 Определите фигуру и модус следующих силлогизмов.

1) Все ужи — это пресмыкающиеся.

Все пресмыкающиеся не являются беспозвоночными.

Все беспозвоночные не являются ужами.

2) Все сосны — это хвойные деревья.

Ни одна береза не является хвойным деревом.

Ни одна береза не является сосной.

3) Все пчелы — это насекомые.

Все пчелы — это летающие существа.

Некоторые летающие существа — это насекомые.

4) Ни одна элементарная частица не является молекулой.
Все электроны — это элементарные частицы.

Ни один электрон не является молекулой.

5) Все майоры являются военнослужащими.
Некоторые россияне — это майоры.

Некоторые россияне — военнослужащие.

6) Ни один тигр не является рыбой.
Некоторые хищники — это тигры.

Некоторые хищники не являются рыбами.

7) Все баскетболисты — это спортсмены.
Все спортсмены — это люди.

Некоторые люди — это баскетболисты.

8) Некоторые школьники — это десятиклассники.
Все школьники — это учащиеся.

Некоторые учащиеся — это десятиклассники.

9) Ни одна деревня не является городом.
Все столицы — это города,

Ни одна столица не является деревней.

10) Некоторые треугольники являются прямоугольными.

Все прямоугольные треугольники — это геометрические фигуры.

Некоторые геометрические фигуры — это треугольники.

 

2. Нарушены ли какие-нибудь общие правила в следующих силлогизмах? Если нарушены, то какие.

1) Все травоядные питаются растительной пищей. Все тигры не питаются растительной пищей.

Все тигры не являются травоядными.

2) Все отличники не получают двоек.

Мой друг — не отличник.

Мой друг получает двойки.

3) Все рыбы плавают

Все киты тоже плавают.

Все киты являются рыбами.

4) Лук — это древнее орудие для стрельбы.
Одна из овощных культур — это лук.

Одна из овощных культур — это древнее орудие для стрельбы.

5) Любой металл не является изолятором.
Вода — это не металл.

Вода является изолятором.

6) Ни одно насекомое не является птицей.
Все пчелы — это насекомые.

Ни одна пчела не является птицей.

7) Все стулья — это предметы мебели.
Все шкафы — это не стулья.

Все шкафы — это не предметы мебели.

8) Законы придумывают люди.
Всемирное тяготение — это закон.

Всемирное тяготение придумали люди.

9) Все люди смертны.

Все животные — не люди.

Животные бессмертны.

10) Все олимпийские чемпионы являются спортсменами.
Некоторые россияне — это олимпийские чемпионы.

Некоторые россияне — это спортсмены.

11J Материя несотворима и неуничтожима. Шелк — это материя.

Шелк несотворим и неуничтожим.

12) Все выпускники школы сдают экзамены.

Все студенты-пятикурсн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...