Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов мордовского народа




Народное музыкальное искусство мордвы складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов. В на­родной поэзии музыкант и танцор, запечатлены веселыми и жизнерадостными людьми

О широкой популярности мордовских музыкантов и танцоров свидетель­ствуют многие материалы фольклора соседних народов. В русской шуточной песне " Калинка-малинка", записанной АС. Пушкиным в 1830 г., говорится о том, как девица мыла фату на болдинском плоту и просила матушку привезти мордвина с волынкою для пляски.

В традиционном мордовском музыкально-танцевальном искусстве, орга­нично вросшем в современный быт народа, сохранились архаичные формы, восходящие к общей финно-угорской музыкальной культуре.

Танцевальному творчеству мордовского народа присуще развитые кол­лективные и одиночные (сольные) исполнительские традиции. По-своему жанру традиционные танцы подразделяются на хороводные, свадебные, пля­совые, необрядовые и заимствованные у русских или соседних народов.

Некоторые виды обрядовых песен, танцев и инструментальных плясовых наигрышей, связанные в прошлом с древним анимистическим культом свя­щенных деревьев, почитаемых зверей, домашних животных и птиц, иные со­хранились в новой функции необрядовых песен, танцев и инструментальных наигрышей.

Важное место в музыкальном искусстве мордовского народа занимает танцевальная инструментальная музыка.

Традиционные виды мордовской танцевальной инструментальной музыки тесно связаны с определенными типами музыкальных инструментов, систе­матизированных по признаку вибратора (источника звука): идиофоны, мем­бранофоны, хордофоны и аэрофоны

Источник звука инструментов класса идиофонов является упругий твер­дый материал. Они применялись преимущественно для отбивания ритма пля­сок в ансамбле с другими видами традиционных инструментов, а также для создания ритуального шума в функции оберега во многих обрядовых действи­ях.

В качестве идиофонов у мордвы использовались всевозможные предме­ты домашней утвари, которые сопровождали танец; ведра, тазы, сковородки, печные заслонки. Кроме того, танец сопровождали и другие музыкальные ин­струменты, относящиеся к группе идиофснов - это шавома - инструмент в ан­самбле с другими употреблялся для выбивания ритма плясок. Звучащим те­лом " шавомы" была гладко выстроганная л пропитанная смолой и конопляным маслом березовая доска шириной 25-30 см. С помощью ремня она подвеши­валась на шею или локоть левой руки исполнителя. Звук извлекался специ­альными небольшими деревянными молоточками ил и деревянными ложками. В ряде мест используются сольно и в ансамбле другие музыкальными инструментами для сопровождения танцев ложки, коса, с помощью которой ударами гвоздя или болта отбивался ритм плясового наигрыша, колокольчики разных размеров, которые подвешивались на ряду с монетами и звенящими метал­лическими пластинками к традиционному женскому костюму. На ритуальных свадебных плясках звон колокольчиков, монет и металлических пластинок об­разовывал своеобразную полифонию из двух противостоящих друг другу рит­мов пляски, каждый из которых имел свой особый строй и тембровый оттенок, определяемый резким звуком звенящих украшений женщин, приплясывающих в кругу, а также трещотка. Этот инструмент представлял собой гладко выстро­ганный деревянный брус цилиндрической формы длиною 15-20 см, диаметром 7-8 см, с ручкой у одного края и вырезанными по поверхности зубьями, с при­крепленной к верхнему краю цилиндру и его ручке деревянной или металличе­ской скобой.

У мембранофонов источником звуков служит натянутая перепонка из кожи или бумаги. В танцевально-музыкальном быту мордовского народа применя­ется несколько инструментов этого класса:

а) гребенка от прядильного станка ил гребенка для расчесывания волос, на которую накладывалась тонкая береста или папиросная бумага;

б) лист дерева - зеленый лист березы или липы прикладывали к губам, поддерживая двумя пальцами. В качестве одиночного инструмента он исполь­зуется для имитации птичьих голосов, а в ансамбле с другими инструмента­ми - для сопровождения танцев или плясовых наигрышей.

Источником звука хордофонов являлись одна или несколько струн, натя­нутых между двумя неподвижными досками и приводимым в колебание путем защипывания или трения. К таким инструментам, сопровождающих танцы или танцевальные действия, относятся гусли, скрипка.

Колеблющимся телом у аэрофонов служит столб воздуха. У мордвы раз­личались аэрофоны с прерывателями, продольные флейты и флейты с внут­ренней щелью, натуральные трубы без приспособления для изменения высо­ты звуков

К таким музыкальным инструментам, которые сопровождали танцеваль­ные действия, относятся:

а) шпулька - катушка для ниток, один конец которой закрывается тонким слоем бересты или кусочком папиросной бумаги. При игре закрытая сторона прикладывается к губам, исполнитель вдуванием извлекает один звук.

б) стручок акации, который представляет собой половину расщепленного стручка акации.

в) свистковая флейта из ивового прута длиной от 30 до 70 см, с вставлен­ной в один конец трубки деревянной или костяной втулкой свистка. Инструмент отличался богатыми исполнительскими возможностями. На нем исполнялись плясовые наигрыши.

г) двойной кларнет из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок одинакового или разного размера, длиной от 17 до 20 см. В прошлом на таком кларнете исполнялись ритуал оные пляски и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наигрыши.

Волынки двух видов, различавшиеся по материалу, из которого изготов­лялись и количеству трубок. Играли на волынке по преимуществу плясовые, ритуальные и бытовые танцевальные наигрыши.

Начиная с XIX в., кроме перечисленных выше инструментов, сопровож­дающих танец и танцевальные действия широко бытовали гармоники - вят­ская, саратовская, хромка и русская двухрядка.

Инструментальные плясовые наигрыши у мордвы подразделяются на наи­грыши, композиционно состоящие из двух контрастных по характеру частей - медленного вступления (ушоткс -" начале" ) и быстрой основной части (кштима - " пляска", " танец" ), и мелодии по характеру частей нечленимые, состоящие из одной пляски или целого танцевального действия без вступления.

Ритм и структура танцевальных мелодий отличаются квадратностью и размер, как правило, четный - двух или четырехчетвертной.


Конспект
Тема: Мордовские народные инструменты
Цели и задачи:
Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.
Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.
Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.

Ход занятия:
I. Организационный момент.
Встреча детей:
- Добрый день, ребята!
Воспитатель.
- Кого называют композитором? (сочинитель музыки)
- Каких композиторов вы знаете?
- Есть такое высказывании композитор – это народ.
- Как это понимать?
- Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.
Воспитатель.
- Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!
- Как вы думаете, только русские проживают на территории России?
- Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.
Воспитатель. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.
(просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)
У: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны.
У: Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов.
У: Какие народные инструменты вы знаете?
У: Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.
(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)
- Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?
У: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют и мордва, и русские.
- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец, кто-то играть на инструментах.
Исполнители готовы?
В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!
- А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.
- Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.
Воспитатель: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?
- Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.
Воспитатель: Ребята все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!

 

Приложенные файлы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...