Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов мордовского народа
Народное музыкальное искусство мордвы складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов. В народной поэзии музыкант и танцор, запечатлены веселыми и жизнерадостными людьми О широкой популярности мордовских музыкантов и танцоров свидетельствуют многие материалы фольклора соседних народов. В русской шуточной песне " Калинка-малинка", записанной АС. Пушкиным в 1830 г., говорится о том, как девица мыла фату на болдинском плоту и просила матушку привезти мордвина с волынкою для пляски. В традиционном мордовском музыкально-танцевальном искусстве, органично вросшем в современный быт народа, сохранились архаичные формы, восходящие к общей финно-угорской музыкальной культуре. Танцевальному творчеству мордовского народа присуще развитые коллективные и одиночные (сольные) исполнительские традиции. По-своему жанру традиционные танцы подразделяются на хороводные, свадебные, плясовые, необрядовые и заимствованные у русских или соседних народов. Некоторые виды обрядовых песен, танцев и инструментальных плясовых наигрышей, связанные в прошлом с древним анимистическим культом священных деревьев, почитаемых зверей, домашних животных и птиц, иные сохранились в новой функции необрядовых песен, танцев и инструментальных наигрышей. Важное место в музыкальном искусстве мордовского народа занимает танцевальная инструментальная музыка. Традиционные виды мордовской танцевальной инструментальной музыки тесно связаны с определенными типами музыкальных инструментов, систематизированных по признаку вибратора (источника звука): идиофоны, мембранофоны, хордофоны и аэрофоны
Источник звука инструментов класса идиофонов является упругий твердый материал. Они применялись преимущественно для отбивания ритма плясок в ансамбле с другими видами традиционных инструментов, а также для создания ритуального шума в функции оберега во многих обрядовых действиях. В качестве идиофонов у мордвы использовались всевозможные предметы домашней утвари, которые сопровождали танец; ведра, тазы, сковородки, печные заслонки. Кроме того, танец сопровождали и другие музыкальные инструменты, относящиеся к группе идиофснов - это шавома - инструмент в ансамбле с другими употреблялся для выбивания ритма плясок. Звучащим телом " шавомы" была гладко выстроганная л пропитанная смолой и конопляным маслом березовая доска шириной 25-30 см. С помощью ремня она подвешивалась на шею или локоть левой руки исполнителя. Звук извлекался специальными небольшими деревянными молоточками ил и деревянными ложками. В ряде мест используются сольно и в ансамбле другие музыкальными инструментами для сопровождения танцев ложки, коса, с помощью которой ударами гвоздя или болта отбивался ритм плясового наигрыша, колокольчики разных размеров, которые подвешивались на ряду с монетами и звенящими металлическими пластинками к традиционному женскому костюму. На ритуальных свадебных плясках звон колокольчиков, монет и металлических пластинок образовывал своеобразную полифонию из двух противостоящих друг другу ритмов пляски, каждый из которых имел свой особый строй и тембровый оттенок, определяемый резким звуком звенящих украшений женщин, приплясывающих в кругу, а также трещотка. Этот инструмент представлял собой гладко выстроганный деревянный брус цилиндрической формы длиною 15-20 см, диаметром 7-8 см, с ручкой у одного края и вырезанными по поверхности зубьями, с прикрепленной к верхнему краю цилиндру и его ручке деревянной или металлической скобой.
У мембранофонов источником звуков служит натянутая перепонка из кожи или бумаги. В танцевально-музыкальном быту мордовского народа применяется несколько инструментов этого класса: а) гребенка от прядильного станка ил гребенка для расчесывания волос, на которую накладывалась тонкая береста или папиросная бумага; б) лист дерева - зеленый лист березы или липы прикладывали к губам, поддерживая двумя пальцами. В качестве одиночного инструмента он используется для имитации птичьих голосов, а в ансамбле с другими инструментами - для сопровождения танцев или плясовых наигрышей. Источником звука хордофонов являлись одна или несколько струн, натянутых между двумя неподвижными досками и приводимым в колебание путем защипывания или трения. К таким инструментам, сопровождающих танцы или танцевальные действия, относятся гусли, скрипка. Колеблющимся телом у аэрофонов служит столб воздуха. У мордвы различались аэрофоны с прерывателями, продольные флейты и флейты с внутренней щелью, натуральные трубы без приспособления для изменения высоты звуков К таким музыкальным инструментам, которые сопровождали танцевальные действия, относятся: а) шпулька - катушка для ниток, один конец которой закрывается тонким слоем бересты или кусочком папиросной бумаги. При игре закрытая сторона прикладывается к губам, исполнитель вдуванием извлекает один звук. б) стручок акации, который представляет собой половину расщепленного стручка акации. в) свистковая флейта из ивового прута длиной от 30 до 70 см, с вставленной в один конец трубки деревянной или костяной втулкой свистка. Инструмент отличался богатыми исполнительскими возможностями. На нем исполнялись плясовые наигрыши. г) двойной кларнет из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок одинакового или разного размера, длиной от 17 до 20 см. В прошлом на таком кларнете исполнялись ритуал оные пляски и инструментальные сопровождения к ритуальным песням на свадьбе, пастушьи песни, а также бытовые плясовые наигрыши. Волынки двух видов, различавшиеся по материалу, из которого изготовлялись и количеству трубок. Играли на волынке по преимуществу плясовые, ритуальные и бытовые танцевальные наигрыши.
Начиная с XIX в., кроме перечисленных выше инструментов, сопровождающих танец и танцевальные действия широко бытовали гармоники - вятская, саратовская, хромка и русская двухрядка. Инструментальные плясовые наигрыши у мордвы подразделяются на наигрыши, композиционно состоящие из двух контрастных по характеру частей - медленного вступления (ушоткс -" начале" ) и быстрой основной части (кштима - " пляска", " танец" ), и мелодии по характеру частей нечленимые, состоящие из одной пляски или целого танцевального действия без вступления. Ритм и структура танцевальных мелодий отличаются квадратностью и размер, как правило, четный - двух или четырехчетвертной.
Ход занятия:
Приложенные файлы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|