Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанровое разнообразие мордовской музыки




ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ, одна из форм проф. вокальной музыки (преим. камерной музыки), где неск. вокальных миниатюр объединены в крупное соч. и связаны сюжетно, образно, интонационно. В муз. иск-ве РМ В. ц. представлены в осн. лирич. и лирико-повествоват. соч. Наиболее ранние произв.: «Песни Мордовии» на нар. тексты для баса и симфонич. оркестра М. Душского (1939), 3 песни на сл. Ф. Атянина для жен. голоса и фортепиано И. Соколовой (1958), «Песни родного края» на нар. тексты и сл. А. Эскина и П. Гайни для меццо-сопрано и фортепиано Г. Вдовина (1963). В В. ц. Вдовина «Из мордовской народной поэзии» для контральто и баяна или фортепиано (1970-79) тексты нар. песен послужили основой для создания разнообразных картин бытия. Н. Кошелева - автор В. ц. «Мокшанские песни» (1975) и «Народный триптих» (1994) для меццо-сопрано и струнного квартета. Светлое восприятие красоты мордов. земли присуще В. ц. Г. Сураева-Королёва «Кельгомать моронза» - «Песни любви» на сл. Ю. Азрапкина (1986) и Ген. Сураева-Королёва «Прощаюсь с тобою, деревня» на сл. Н. Снегирёва (1993). Филос. осмысление жизни свойственно муз. воплощению в В. ц. Вдовина «Три монолога» для сопрано и симфонич. оркестра на сл. Л. Татьяничевой (1969) и «Осеннее» на сл. Л. Талалаевского (1984). Любовная лирика представлена в В. ц. для баритона и фортепиано «Вновь о тебе, любовь моя» на сл. К. Кулиева (1986) и «Поэма Т» на сл. поэтов Мордовии (1988) М. Фомина, «Я целую тебя» на сл. Талалаевского Ген. Сураева-Королёва, а также Е. Кузиной на сл. А. Ахматовой (1984) и М. Цветаевой (1991), «Трёх монологах» Ген. Сураева-Королёва на сл. Л. Губайдуллиной. Гражд. -патриотич. тема свойственна В. ц. С. Я. Терханова: «Век рождения моего» (сл. В. Шамшурина) и «Письмо ровеснику» (сл. А. Чеботарёва, 1970-80-е гг. ). Драм. картины запечатлены в цикле баллад на сл. Ю. Адрианова («Броды» и «Третья позиция»), песенно-романсовом цикле на сл. Ю. Левитанского; лирич. зарисовки - в В. ц. на сл. А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского (1980-90-е гг. ). Ряд В. ц. написан Терхановым на сл. А. Пушкина, К. Бальмонта, сонеты У. Шекспира. В творчестве композиторов Мордовии есть В. ц. для детей. Лит.: Народные певцы и композиторы Мордовии. - Саранск, 1975; Курышева Т. Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке // Вопросы музыкальной формы. - М., 1976. - Вып. 1; Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). - Саранск, 1986.

Н. М. Ситникова.

ДЖАЗ (англ. jazz), род. проф. муз. иск-ва. Сложился к нач. 20 в. на основе афро-амер. и европ. муз. культур. В Мордовии первые эстрадные ансамбли возникли в 1950-е гг. Среди музыкантов выделялись С. А. Белоклоков (аккордеон) и В. В. Ковригин (кларнет, саксофон), в составе трио или квартета выступавшие перед началом киносеансов и в клубах Саранска, Рузаевки. Исполняли классич. джазовые композиции. В нач. 1960-х гг. значит. место в концертных программах занимал импровизац. Д. В это время в муз. коллективах стали играть А. В. Батенков (труба, фортепиано), Ю. А. Барсуков (саксофоны) и В. А. Паутов (тромбон; ныне засл. артист РМ). В 1963 был создан традиц. биг-бэнд (3-4 саксофона, 3 трубы, 3 тромбона, ритм-секция). В его репертуаре звучали произв. Д. Гарланда, Д. Гершвина, Д. Эллингтона. Оркестр выступал перед молодёжной аудиторией. Игру музыкантов В. Н. Ведясова, В. В. Маркина (фортепиано), П. А. Бычкова, В. П. Соловья (саксофоны), С. Н. Каштанова, И. П. Попова (труба), Э. Б. Севрюкова (кларнет) отличали точное ощущение специфики Д., виртуозность. В разные годы коллективом руководили И. Р. Челобян, Б. В. Ковалёв, Батенков. Оркестр существовал до нач. 1980-х гг. Одновременно те же музыканты объединялись в джазовые и эстрадные коллективы (« Вастома», «Орнамент» и др. ). В 1997 биг-бэнд возобновил свою деятельность на базе духового оркестра Саранского муз. уч-ща. Его репертуар пополнился соч. К. Краутгартнера, Г. А. Гараняна, А. Цфасмана. В числе исполнителей этого периода были С. Н. Васильев (труба), К. С. Лёвин (ударные), засл. работник культуры РМ В. Г. Трунин (кларнет, саксофон). В кон. 1990-х гг. А. В. Курин (фортепиано, тромбон) создал джазовый квинтет «Ковчег-Мейнстрим», а затем Д. -клуб. В квинтете играют А. В. Белянушкин, П. В. Ламков (саксофоны), С. В. Гулый (контрабас), А. А. Князьков (ударные). Ансамбль выступал на рос. джазовых фестивалях. В 1999 по инициативе В. И. Ромашкина и Курина образован коллектив «Торама-jazz», выступавший в Польше, Финляндии, Эстонии. Исполняет произв. этнич. Д. В 2002 в Саранске (впервые в Мордовии) состоялся 1-й междунар. фестиваль джазовой музыки «Вейсэ-jazz», в к-ром участвовали респ. ансамбли, известные рос. исполнители Гаранян, Д. С. Голощёкин, ансамбли из Венгрии и городов России, в т. ч. Москвы, С. -Петербурга, Н. Новгорода, Самары.

Интонац. -ритмич. и гармонич. средства Д. использует в своём вокальном и инструмент. творчестве Г. Г. Сураев-Королёв (вокальные циклы, концерт для фортепиано с оркестром, соната для фортепиано, прелюдии-импровизации). Лит.: Вейсэ-jazz - 2002: Первый междунар. фестиваль джазовой музыки. - Саранск, 2002.

В. Б. Махаев, Н. М. Ситникова.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, инструмент. или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (от 1 до неск. ), объединяемых в камерном ансамбле (дуэт, трио, квартет и т. д. ). Гл. совр. жанры камерно-вокальной музыки - романс, вокальный цикл; камерно-инструмент. - соната, камерный ансамбль. На этапе становления проф. музыки Мордовии композиторы обращались к пьесам для скрипки. Среди них М. И. Душский - автор «Мордовских плясок» для 2 скрипок (1940), И. В. Соколова - мордов. танцев (1950-60-е гг. ), Г. И. Сураев-Королёв - «Мокшанской свадебной песни» (1960). Позже были созданы соч. для различных инструментов симфонич. оркестра: соната для виолончели-соло Г. Г. Вдовина (1964), соната для флейты-соло (1981) и фагота-соло (1987) Н. Н. Митина, сюита для флейты и фортепиано (1987) М. Н. Фомина, цикл пьес для 2 кларнетов (1989) и сюита «Ёвксто саевксть» («Из сказок») для 2 кларнетов и фортепиано в 4 руки (1990) Н. И. Бояркина, пьесы для флейты и фортепиано (1992) и альта-соло (1993) Д. В. Буянова Произв. крупной формы, отд. миниатюры, а также циклы пьес написаны для фортепиано (см. Фортепианная музыка). К жанру струнного квартета впервые обратился Сураев-Королёв - 1-й струнный квартет (ми минор, 1961). В нём органично использованы и разработаны различные мелодич., гармонич., метроритмич. средства, связ. с традиц. мордов. музыкой. 2-й его квартет (1986) посвящён памяти Л. П. Кирюкова. В основе муз. языка струнного квартета Н. В. Кошелевой (1975, в 2 ч. ) также самобытный нац. муз. материал. В творчестве Вдовина жанр струнного квартета получил многогранную и конструктивно-оригинальную трактовку: сюитность как фактор формообразования свойствен структуре (9 прелюдий) струнного квартета № 1 (1974), квартет № 2 (1984) представляет собой композицию из 3 ч., в к-рых используются новые для музыки Мордовии полифонич. формы и приёмы, присущие ранним (12-13 вв. ) европ. образцам, но в совр. ладово-линеарном преломлении. В струнном квартете № 3 (1989) 5 ч. образуют рондообразный цикл, в квартете № 4 («Памяти А. А. Нестерова», 1999) заключит. эпизод напоминает правосл. заупокойную службу, чему способствовало образно-эмоцион. развитие идеи. В 1990-е гг. поиски индивидуализиров. выразит. средств в границах собств. худ. стиля свойственны камерным ансамблям и др. композиторов республики. Классич. полифонич. формы использованы в 3 фугах для струнного квартета (1993) Кошелевой. Состав квартета Буянова (1998) - скрипка, альт, виолончель, фортепиано, в муз. языке одночастной композиции - опора на авангардные средства (сонорность, пуантилизм). Струнный квартет Г. Г. Сураева-Королёва «Посвящение Э. Григу» (2000) - стилизация норв. танца халлинга. В К. м. Мордовии представлены ансамбли для духовых инструментов. Впервые обратился к такому составу Г. В. Павлов (в 1960-х гг. ). В 1979 Митин написал квартет (флейта, кларнет, валторна, фагот) в 3 ч., муз. образы к-рого насыщены скерцозными интонациями и ритмами. Неск. пьес для разных составов духовых инструментов создал С. Я. Терханов, в т. ч. «Народный мотив» для флейты, кларнета, фагота (1987), «Треугольник» для флейты, кларнета, тромбона и ударных инструментов (1991). В творчестве Кошелевой - 3 фуги для квартета духовых инструментов (1995). Лит.: Народные певцы и композиторы Мордовии. - Саранск, 1975; Макарова А. И. Ждём новых премьер // Сов. музыка. - 1985. - № 7; Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). - Саранск, 1986; Ситникова Н. М. Страницы музыкальной истории. - Саранск, 2001. Н. М. Ситникова МУЗЫКА ДЛЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ созд. композиторами Мордовии для исполнения на балалайке, домре, баяне, ансамблями и оркестрами (см. Оркестр русских народных инструментов). Нередко содержит средства выразительности, свойств. фольк. традициям. Первым создателем таких произв. был Л. И. Воинов (см. Темниковский оркестр русских народных инструментов). Для балалайки он написал «Мордовскую плясовую» (1947), фантазию на 2 мордов. темы (1948) и концертные вариации в сопровождении фортепиано (1964), 1-й концерт для балалайки с оркестром рус. нар. инструментов (1945) и 2-й концерт для балалайки с симфонич. оркестром (1951). Для готового баяна сочиняли: Г. Г. Вдовин (2 прелюдии, 1961; «Музыкальный момент», 1970; цикл «Пять мимолётностей», 1972), Н. Н. Митин («Скерцо», 1982); готово-выборного баяна - Вдовин (соната в 4 ч., 1974; «Элегия», 1986), Г. Г. Сураев-Королёв (прелюдия, 1998; «Три настроения», 1999); для готово-выборного баяна и струнного квартета - Д. В. Буянов («Фантазия по мотивам Сальвадора Дали», 1999).

Выразит. возможности оркестра рус. нар. инструментов связаны с его составом. Среди произв. - как небольшие пьесы («Марш на мордовские темы» Воинова (1964), 2 пьесы для оркестра (1964) и «Мордовский танец» (2002) Вдовина), так и произв. крупной формы: 2 многочастные сюиты Воинова - 1-я, «Лесные сцены» (1926) и 2-я (1951), «Напевы» (1975) Вдовина, сюита (1986) Н. В. Кошелевой «Темниковская» (1990) Митина. Иные муз. формы использовали Воинов в увертюрах «35 лет Октября» (1952), «1917-й год» (1961) и Вдовин в «Симфониетте» (1988). М. для р. н. и. сочиняли и самодеят. композиторы Мордовии: В. М. Кисляков - 4 сюиты для оркестра и концерт для баяна с оркестром; известны обработки нар. мелодий для баяна (авторы: А. П. Путушкин, В. И. Строкин и В. А. Белоклоков). Тексты: Концертные пьесы для баяна. - М., 1979. - Вып. 33; Сборник произведений мордовской музыки для баяна. - Саранск, 1993; Одинокова Т. И. Мордовская музыка в начальной школе. - Саранск, 1994. Лит.: Народные певцы и композиторы Мордовии. - Саранск, 1975.

В. П. Буянов

ОПЕРА род муз. -драм. произв., основ. на синтезе слова, сценич. действия и музыки, являющейся гл. средством воплощения содержания и движущей силой действия. В Мордовии попытки создания нац. О. предпринимались в кон. 1930-х гг. («Кузьма Алексеев», муз. В. К. Александрова либретто Я. П. Григошина; «Эрьмезь», муз. Д. М. Мелких по произв. Я. Я. Кулдуркаева; не закончены и не поставлены). Крупным муз. -сценич. произв., ставшим 1-й ступенью на пути к созданию О., стала муз. драма Л. П. Кирюкова «Литова» (1943). В 1944 создана 1-я нац. О. «Несмеян и Ламзурь», в 1962 - «Нормальня». Эпич. поэма Кириллова «Литова» получила новое муз. воплощение в муз. драме Г. Г. Вдовина «Ветер с Понизовья» (1981). На фоне давних событий истории развёртываются картины жизни мордов. народа и лирич. сцены в О. М. Н. Фомина «Сияжар» (1995). Мифологич. сюжет запечатлён в муз. -сценич. представлении «Невеста Грома» (О. -балет, 1990). В др. муз. -сценич. произв. композиторы Мордовии обращались к разным темам. Интересен опыт создания О. для солистов, хора и оркестра русских народных инструментов «Сказка о попе и работнике его Балде» (по произв. А. С. Пушкина Л. И. Воинова (1924). Вдовин - автор лирич. О. «В шесть часов вечера после войны» (1975; либретто М. И. Фроловского по мотивам киносценария В. М. Гусева В О. того же композитора «Пасынок судьбы» запечатлён эпизод из жизни А. И. Полежаева (1986). Муз. средства совр. эстрадной музыки свойственны рок-шоу-О. Г. Г. Сураева-Королёва «Что же счастье? » (1990, либретто Л. М. Талалаевского В жанре оперетты созданы произв. Г. В. Павлова («Мокшанские зори», 1974), Вдовина («Главная роль», 1978), В. П. Беренкова («Чародей», 1980). На сцене Государственного музыкального театра РМ поставлены муз. сказки Н. В. Кошелевой «Серебряное озеро» (1989), Е. В. Кузиной «Жил-был Зайка» (1997). Лит.: Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. - Л., 1952; Бассаргин Б. А., Пешонова В. Л. Очерки истории Мордовского советского театра. - Саранск, 1966; Народные певцы и композиторы Мордовии. - Саранск, 1975; Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). - Саранск, 1986; Ситникова Н. М. Страницы музыкальной истории. - Саранск, 2001.

Н. М. Ситникова

ОРАТОРИЯ крупное муз. произв. для хора, певцов-солистов, симфонич. оркестра. Предназначено для концертного исполнения. Как правило, состоит из неск. частей (хоры, ансамбли, сольные номера), в к-рых воплощены драм. сюжет, темы обществ. звучания. Для О. характерны повествовательность, эпичность. В мордов. муз. иск-ве первым к жанру О. обратился Г. И. Сураев-Королёв. Соч. «Последний суд» в 6 ч. (собств. либретто, 1973; Гос. пр. МАССР, 1973), содерж. призыв к борьбе за мир, обладает большой силой эмоцион. воздействия. В нём сочетаются филос. обобщение и образная конкретность (авторское определение «фантастич. оратория» подкреплено введением в либретто образов-символов - Мать (Земная любовь), Голос свободы, Всемирный судья, а также балетных эпизодов). 1-е исполнение состоялось в 1974 (хор и симфонич. оркестр Саранского музыкального училища, дирижёр Н. И. Бояркин, хормейстер А. Я. Лёвина, солисты Р. М. Беспалова-Еремеева, Р. Н. Исаева Т. И. Тюркина Н. А. Мадонов, Р. И. Князькина В О. «Песнь о воинской славе» для смеш. хора, чтеца, солистов и симфонич. оркестра в 5 ч. Н. В. Кошелевой (текст А. И. Пудина, 1985) отражён протест против войны и насилия. Песенно-эпич. муз. средства выражения связаны с традиц. жанрами мордов. фольклора. Отд. части О. часто исполняются в концертах. Полностью произв. прозвучало в 1989 (хоры Саранского муз. уч-ща и Респ. дет. муз. школы-интерната, солисты Л. А. Кузнецова, В. П. Худобляк в сопровождении фортепиано; дирижёр - засл. работник культуры РМ С. С. Молина Лит.: Народные певцы и композиторы Мордовии. - Саранск, 1975; Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). - Саранск, 1986; Ситникова Н. М. Страницы музыкальной истории. - Саранск, 2001.

Н. М. Ситникова

ПЕСНЯ, род вокальной музыки, осн. выразит. средством к-рого является сочетание мелодии и текста. Различают нар. (см. Мордовская народная вокальная музыка) и авторскую проф. и самодеят. (см. «Капель») П., т. е. проф. и самодеят. худ. творчество; по характеру исполнения - сольные и хоровые, без сопровождения и в сопровождении фортепиано, баяна и инструмент. ансамбля (см. Самодеятельное художественное исполнительство). Первые мордов. авторские П. принадлежат Л. Кирюкову (1940-е гг. ). В 1950-60-х гг. к жанру П. обращались Г. Павлов и Г. И. Сураев-Королёв, в 1970-е - Г. Вдовин (для интонац. строя характерно сочетание мордов. муз. фольклора и сов. П. ). С 1980-х гг. в жанре П. работают Н. Кошелева, Е. Кузина, Н. Митин, Г. Г. Сураев-Королёв, С. Терханов. Композиторами Мордовии создано ок. 400 П.; большинство - на слова поэтов Мордовии на мокш., эрз. и рус. языках (Ф. Атянин, А. Громыхин, И. Девин, А. Доронин, А. Ежов, Р. Кемайкина, С. Кинякин, М. Моисеев, Н. Мокшин, В. Нестеров, А. Пудин, К. Смородин, Ю. Сухоруков, М. Уездин, П. Черняев, Н. Эркай и др. ). Сложилось творч. содружество поэта и композитора: Л. Талалаевский - Вдовин, Н. Задальская - Кузина, Е. Садулин (Н. Новгород) - Терханов. Мн. композиторы сами пишут тексты П.

Разнообразна тематика П. Особое место в песенном творчестве композиторов Мордовии занимает патриотич. П.: «Цвети, моя страна» Кирюкова (сл. Д. Ураева), «Край наш, Мордовия» Г. И. Сураева-Королёва (сл. П. Гайни, авторизиров. пер. Б. Соколова), «Мордовия» Вдовина (сл. И. Калинкина), «Моя Мордовия» Кошелевой (сл. М. Трошкина), «Славься, Мордовия! » Г. Г. Сураева-Королёва (сл. автора), «Рассветы над Мокшей-рекой» Кузиной (сл. Задальской), «Поэма о Мордовии» Терханова (сл. автора). Теме Вел. Отеч. войны и защите мира посвящены П. «За мир» Кирюкова (сл. А. Мартынова), «Рославльская краснознамённая» Г. И. Сураева-Королёва (сл. Н. Александрова и В. Кострикова), «Ночь прошла» Вдовина (сл. П. Кириллова), «У могилы неизвестного солдата» Кошелевой (сл. Уездина), «Сегедский танковый полк» Г. Г. Сураева-Королёва (сл. автора), «Песня о матери» Митина (сл. Талалаевского), «Невесты, не ставшие жёнами» Кузиной (сл. Л. Татьяничевой), «Баллада о снах» Терханова (сл. автора). Самые распростран. среди массовых и эстрадных П.: лирич. - «Панжи лайме порась» - «Когда цветёт черёмуха» Кошелевой (сл. И. Девина), «Эх, мордовочка» Г. Г. Сураева-Королёва (сл. Ю. Азрапкина), «Русокосая» Павлова (сл. А. Малькина), «Ты уходишь» Терханова (сл. В. Сосноры), «Мольба» Кузиной (сл. Т. Кузовлёвой); на тему любви к матери и материнской любви - «Тютю-балю» Кирюкова (сл. Ф. Атянина), «Дочернею любовью» Кошелевой (сл. Черняева), «Сембодонга мазыняй» - «Всех красивее» Кошелевой (сл. С. Кинякина), «Мамины руки» Митина (сл. Талалаевского), «Мама» Терханова (сл. автора); П. о детях и для детей - «Кафта ежуфт» - «Два хитреца» Кошелевой (сл. В. Мишаниной), «Что такое доброта? » Терханова (сл. Садулина), «Слушай музыку небес» Кузиной (сл. Задальской).
П. композиторов Мордовии исполняют солисты Мордовской государственной филармонии и Государственного музыкального театра РМ (М. Антонова, А. Клыков, В. Кудряшов, Л. Кузнецова, А. Куликова, Н. Маркова, С. Плодухин, С. Семёнов, Н. Спиркина), а также самодеят. артисты. Г. Г. Сураев-Королёв, Кузина, М. Фомин часто сами представляют свои П. Записаны компакт-диски (аудио) «Современная хоровая музыка композиторов Мордовии», «Панжи лайме порась» («Когда цветёт черёмуха») Кошелевой, «Наши встречи» Кузиной, «Мои берега», «Островдетства»Терханова.
Самодеят. композиторы создают П. для исполнит. коллективов, к-рыми они руководят (В. А. Белоклоков, В. А. Бычков И. И. Игнатов В. И. Строкин - Саранск; С. Н. Тихов - г. Краснослободск; Н. В. Киселёв - г. Рузаевка; Г. И. Мазаев - Кочкуровский р-н; И. Овчинников - Ковылкинский р-н и др. ). Тексты: Мокша-мордовские песни. - М., 1935; Песни Мордовии. - Саранск, 1959; Павлов Г. В. Песни и романсы. - Саранск, 1963; Песни Мордовии. - Саранск, 1987; Школьные годы чудесные. - Саранск, 1988; С песней по жизни. - Саранск, 1989; Кошелева Н. В. Услышь мою песню. - Саранск, 1994; Одинокова Т. И. Мордовская музыка в начальной школе. - Саранск, 1994; Мокшерзянь морот. - М., 1929; Моронь пусмо - Песенный букет. - Саранск, 2000. Лит.: Ситникова Н. М. Страницы музыкальной истории. - Саранск, 2001.

И. А. Галкина

РОМАНС, камерное вокальное произв. для голоса с инструмент. сопровождением (см. Камерная музыка, Вокальная музыка). Р. свойственны обращение к внутр. миру человека, поэтизация личных чувств, психологич. глубина. Мелодия более, чем в песне, связана с текстом, отражая все нюансы настроения. Синтез музыки и слова может проявляться в напевной декламации и развёрнутой вокальной линии оперного типа. Выразит. значение имеет сопровождение (чаще - фортепианное). Жанровые разновидности Р.: баллада, элегия, драматич. сцена и др. Нередко Р. объединяются в вокальные циклы.

В проф. музыке Мордовии Р. появился в 20 в. Мелодико-гармонич. средства ряда образцов связаны с фольк. традициями (см. Мордовская народная вокальная музыка). Композиторы обращаются к стихам поэтов Мордовии, классич., совр. рус. и зап. -европ. поэзии. Тексты - на рус., мокш., эрз. языках. Первые Р. зафиксированы в творчестве М. И. Душского («Отчаяние» на сл. А. И. Полежаева, 1938 и др. ). В Р. послед. десятилетий запечатлён широкий круг образов и муз. -выразит. средств: лирика светлых любовных чувств - в Р. Л. П. Кирюкова на сл. Ф. С. Атянина «Илядень моро» - «Вечерняя песня» (1958), Г. И. Сураева-Королёва на сл. И. Н. Кудашкина «Скажи-ка, моя единственная» (1993), С. Я. Терханова на сл. Т. Сидоровой «Мне нравится быть твоей», И. Г. Эренбурга «Так ждать…» (1997); яркая эмоциональность и развитая фортепианная партия - в Р. И. В. Соколовой на сл. Сураева-Королёва «Мон лисян» - «Я выйду» (1958), Г. Г. Вдовина на сл. П. У. Гайни «Сонет» (1963); состояние душевного самоуглубления отражено в Р. Терханова «Я - лист» на сл. Н. Шумак (1994), 2 «Сонетах» на сл. У. Шекспира (1998), Д. В. Буянова на сл. А. А. Тарковского «Свеча» (1991), собств. сл. «Молитва», «Твой взгляд», (2002). Часто в лирич. повествовании с настроением человека гармонируют образы природы: Р. Сураева-Королёва на сл. А. С. Пушкина «К морю» (1940), Соколовой на сл. Атянина «Тунда» - «Весна», «Сёксень мора» - «Осенняя песня», «Журавли» (1958), Вдовина на сл. Е. А. Евтушенко «Осень» (1973), «Идут белые снеги» (1981), Пушкина «Октябрь уж наступил…» (1998). В жанре вокальной баллады написаны Р. Терханова на сл. Ю. Андрианова «Броды» и «Третья позиция» (1986), Р. Романовой «Во поле, во чистом» (2002). В вокальных произв. Г. Г. Сураева-Королёва («Прости» на сл. Е. Наумовой, 2000, «Приди» на сл. Ю. Азрапкина, 2002), Е. В. Кузиной («Давай с тобой поговорим» на сл. Н. Задальской, 2002) Р. приобрёл черты совр. эстрадной песни. Стилистич. близость к рус. бытовому Р. - в соч. «Мне не забыть» Н. В. Кошелевой на сл. А. Н. Терентьева (1981). Р. композиторов Мордовии входят в репертуар солистов Мордовской государственной филармонии, Государственного музыкального театра РМ.

Н. М. Ситникова

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА, музыка, предназнач. для исполнения симфонич. оркестром; самая значит. и разнообразная область инструмент. музыки, охватыв. крупные многочастные композиции сложного образно-тематич. содержания и небольшие пьесы. Характерные жанры: симфония, симфонич. поэма, сюита, концерт, увертюра. В РМ первые образцы С. м. создал М. И. Душский - 2 сюиты для симфонич. оркестра (1938, 1939). В них композитор, следуя традициям рус. классич. музыки, претворил своё представление о мордов. крае, использовав мелодии нек-рых нар. песен и наигрышей для красочных темброво-интонац. вариаций. В 1958 Л. И. Воинов написал симфониетту в 3 ч.; в 1960-е гг. Г. В. Павлов - 2 увертюры для симфонич. оркестра, где преобладают маршево-танц. средства. Определ. тематика отличает «Юбилейную увертюру» Г. Г. Вдовина (1969). Переломными в создании С. м. стали кон. 1960-х - нач. 70-х гг. Для её соч. были характерны поиск новых выразит. средств, обогащение худ. традиций достижениями совр. европ. и рус. муз. культуры. Начало этого этапа - создание Вдовиным 1-й симфонии (1968), первой в истории мордов. музыки (диплом Всесоюз. смотра молодых композиторов, 1969), её отличают образно-психологич. глубина, лаконизм; 2-й его симфонии (1972) присущи лирика пейзажа и настроения, весёлая буффонада; 3-я симфония (1989) - драм. размышление о чистоте души, к-рая может спасти человека в тоталитарном мире; в 4-й (1993) автор развивает образную сферу предшеств. Н. Н. Митин - автор 2 крупных одночастных симфонич. произв.: симфониетты (1979) и симфонии «Рузаевка» (1989; первое соч. этого жанра, имеющее определ. лит. программу, - по повести Ф. К. Андрианова «Зарево над Рузаевкой»). Стремление к лаконичности, минимизации худ. приёмов свойственно симфонии в 2 ч. Д. В. Буянова (1996).

С кон. 1980-х гг. композиторы Мордовии активно обращаются к жанру симфонич. поэмы. Первое соч. подобного рода - симфонич. поэма «Эрьзя» Е. В. Кузиной (1988), затрагив. тему личности в иск-ве. Для симфонич. поэмы С. Я. Терханова (1991) характерны противопоставление муз. символов добра и зла, оригинальность оркестрового состава (партии вокала, дет. хора, органа). Симфонич. поэма Г. Г. Сураева-Королёва «Зов» (1999) определена автором как «настроение для симфонического оркестра», «Свет и тень» (2000) - колористически яркое живописное полотно, «Симфония новелл» (2001) - калейдоскоп разнохарактерных эпизодов. В концерте для симфонич. оркестра Кузиной (1992) выявляются красочно-выразит. возможности разных инструментов; в симфонич. сюите из балета «Алёна Арзамасская» Н. В. Кошелевой (1979) создан образ легендарной героини мордов. народа (см. Алёна Арзамасская-Темниковская), конкретный программный замысел свойствен её симфонич. сюите «Женские портреты» по скульптурам С. Д. Эрьзи (2001). Инструмент. зарисовки в «Сюите по мотивам скульптур С. Д. Эрьзи» для камерного оркестра (1989) создал Терханов. Лит.: Попова Т. В. Симфоническая музыка. - М., 1963; Народные певцы и композиторы Мордовии. - Саранск, 1975; Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). - Саранск, 1986; Ситникова Н. М. От песни до симфонии, или Давайте слушать музыку! - Саранск, 1989.

Н. М. Ситникова

ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА, одна из значит. областей инструмент. музыки, охватыв. крупные многочастные произв. (сонаты, концерты) и небольшие пьесы разнообразного содержания. В творчестве композиторов Мордовии Ф. м. получила распространение во 2-й пол. 20 в. Важной чертой её самобытности является претворение традиций песенного и инструмент. мордов. фольклора в формах и жанрах классич., совр. зап. -европ. и рус. музыки. За основу муз. материала часто берётся фольк. источник. Первое значит. соч. в области Ф. м. - фантазия (в первонач. ред. - вариации) на тему мордов. нар. песни «Роман Аксясь» - «Романова Аксинья» (1959) Г. И. Сураева-Королёва. Линия концертного пианизма продолжена в крупных произв. Г. Г. Вдовина - 2 сонатах (1971, 1983), фантазии (1973), балладе (1991), цикле «Прелюдии и фуги» (2003); И. В. Соколовой - концертных вариациях на мордов. нар. песни (1974-86); Е. В. Кузиной - токкате (1983); Г. Г. Сураева-Королёва - токкате (1984), сонате (1986). Разнообразные по настроению и содержанию пьесы малых форм впервые представлены в творчестве Л. П. Кирюкова, в цикле «Одиннадцать фортепианных миниатюр» (1959-62; Саранск, 2003), в. т. ч. прелюдия, скерцо, элегия. Среди произв., созд. позже, известны «Десять прелюдий-импровизаций» Г. Г. Сураева-Королёва (Саранск, 1994), прелюдии Н. Н. Митина, отд. пьесы Кузиной, М. Н. Фомина. Значит. часть Ф. м. составляют программные произв. Выделяются пьесы Кирюкова -«Утро», «Весенние отзвуки» (1959-62), Г. И. Сураева-Королёва - «Мечта» (1965), Вдовина - триптих на скульптуры С. Эрьзи: «Грёза», «Моисей», «Танец» (1965-68), цикл «Портреты» (2003), С. Я. Терханова - «Вальс-видение», «Случайный мотив» (1995-2000). Разнообразна в жанровом отношении Ф. м. для детей (от песен, танцев, маршей до вариаций и сонатин), представл. в сб-ках и циклах: 8 лёгких пьес для фортепиано (1966), 5 очень лёгких пьес для фортепиано (1971) Вдовина; 40 этюдов (1973-75), «Мордовские картинки: 60 пьес и этюдов» (1974), 18 сонатин (1980) Соколовой; «Зарисовки» (1980), «Лесная сказка» (1999) Н. В. Кошелевой; «Наш день» (1982) Кузиной; 20 пьес для фортепиано (1989), 4 пьесы для фортепиано (1990) Н. И. Бояркина; «Забавные пьески» (1998) Г. Г. Сураева-Королёва. Произв. для детей, созд. Е. В. Лысенковой Терхановым, Д. В. Буяновым самодеят. композитором М. И. Волковым на фольк. основе, и их оригинальные соч. также привлекают эмоциональностью, конкретностью образов. Первым образцом концерта для фортепиано с оркестром стало концертино для фортепиано и струнного оркестра Вдовина (1967; пр. Комсомола Мордовии, 1969), в к-ром преобладают светлые юношеские настроения, а в основе муз. языка - интонации мордов. нар. песен. Концерт для фортепиано и симфонич. оркестра Г. Г. Сураева-Королёва (1988; пр. Комсомола Мордовии, 1988) отличается сочетанием элементов мордов. фольклора и классич. джаза, разнообразием фортепианной техники. Ф. м. композиторов Мордовии входит в репертуар концертир. пианистов России, преподавателей муз. вузов, уч-щ, школ республики, учеб. программы. Тексты: Детские пьесы композиторов Мордовии. - М., 1987; Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов: В 2 ч. - Саранск, 1989 - 1990; Фортепианная музыка композиторов Мордовии: В 4 ч. - Саранск, 2000 - 2003. Лит.: Олзоева С. Г. Мокшэрзянь фортепианной музыканть касомань кинзэ // Сятко. - 1987. - № 2.

Н. М. Ситникова С. Г. Сураева-Королёва.

ХОРОВАЯ МУЗЫКА, музыка, предназнач. для хорового исполнения. Существует как нар. (см. Мордовская народная вокальная музыка, Мордовское народное многоголосие), так и проф. Осн. жанры: обработки песенного фольклора, хоры и хоровые песни, кантаты и оратории, концерты, баллады, хоровые номера. В Мордовии первыми произв. Х. м. являются обработки и аранжировки мордов. нар. песен 1930-40-х гг. Л. П. Кирюкова, Д. М. Мелких Б. М. Трошина С. В. Евсеева М. И. Грачёва Г. Г. Лобачёва. Развитие этого жанра прослеживается в процессе творч. претворения особенностей нар. -песенного исполнительства и его многоголосных форм в произв. Г. И. Сураева-Королёва («Вирь чиресэ» - «На опушке леса», 1963; «Аляняце вешеннтянза» -«Тебя ищет батюшка», 1964), Г. Г. Вдовина («Никаноронь Катянясь» - «Никанорова Катя», 1964; «Од цёра» - «Молодой парень», 1993), Н. И. Бояркина («Раужо моря» - «Чёрное море», 1978; «Ёру-ёру», 1989) и др. В 1990-е гг. появились обработки рус., мар., удм., фин., карел. песен Вдовина и Бояркина. Духовное наследие этноса, особенности нац. характера и худ. образности запечатлены в соч. «Сура лангсо» - «На Суре» (1965, сл. Н. Эркая), хоровых вариациях на тему «Косо, шенже, удат-аштят» - «Где, уточка, ночуешь-живёшь» (1979) Сураева-Королёва, «Каляда» (1992, сл. нар. ) Кошелевой, в хоровой фантазии на тему «Нармоннят» - «Птички» (1994) Терханова и др. Оригинальные соч. (хоровые песни и хоры) создавались на темы родного края: «Край наш, Мордовия» (1965, сл. П. Гайни) Сураева-Королёва, «Шачема край» - «Родимый край» (1995, С. Кинякина) Вдовина, «Ей приснилось, что она - Россия» (1999, Л. Татьяничевой) Е. В. Кузиной «Родина моя» (1983, сл. Н. Белик) С. Я. Терханова и др. Гражд. и воен. -патриотич. тематика разносторонне раскрыта в соч. Н. Н. Митина («Сказ о матери», 1975, сл. Я. Смелякова; «О, Русь», 1996, К. Смородина), Вдовина («Обелиск», 1971, В. Лессига), Терханова («Молчание тишины», 1996, Е. Садулина), Кузиной («С победой, родная страна», 2001, сл. С. Луговского) и др. В 1980-90-е гг. хоровая культура Мордовии пополнилась образцами духовной музыки, в т. ч. «Вай, Иисус» (1983, сл. В. Нестерова), «Аляньке минь» - «Отец наш» (1992, пер. В. Мишаниной) Н. В. Кошелевой; «Кайги вал» - «Звучащее слово» (1990, А. Пудина), «Кирвастян штатол» - «Зажгу свечу» (1991, А. Арапова) Бояркина; триптих на духовные тексты (1992) Терханова; 3 псалма (1994) Д. В. Буянова Для развёрнутых хоровых полотен 1980-90-х гг. характерно отражение остросоц. тем, внутр. мира человека: «Колокола» (1988, сл. Б. Соколова), «Три этюда-картины» (1989) Вдовина, «Опасна правда на Руси» (2000, сл. Садулина) Терханова и др. Кантатно-ораториальное творчество представлено произв.: Кирюкова -«30-летие Октября» (1948, сл. Гайни), «Ода Пушкину» (1949, Гайни), «Течи праздник юбилей» - «Сегодня праздник - юбилей» (1950, И. Кривошеева), Л. И. Воинова - «Край родной» (1957, Эркая), Сураева-Королёва - «Последний суд» (фантастич. оратория, 1972, автора), Вдовина - «Ленин минек ютксо» - «Ленин среди нас» (1969, поэтов Мордовии), «Эрьзя. Три этюда из жизни» (1976, Л. М. Талалаевского Кошелевой - «Мордовские песни» (1978, нар. ), «Песнь о воинской славе» (1985, Пудина), Митина - «Молодость страны» (1980, П. Любаева и В. Юшкина), «Венок победы» (1985, Талалаевского), Кузиной -«Бунтарская песнь» (1987, Талалаевского), Терханова - «Душа народная хранит» (1990, сл. Ю. Попкова) и др. В кон. 20 в. появилась Х. м. новых жанров: «Баллада о Ефрейторе и Деве Белого Плёса» (1993, сл. Т. Кибирова) Вдовина, концерт для хора и баритона (1995, сл. Н. Рузанкиной) Кузиной. Картины нар. жизни запечатлены в вокально-хореографич. образцах: «Сельская улица» (1966, сл. Гайни), «Роман Аксясь» - «Романова Аксинья» (1985, нар. ) Сураева-Королёва, «Мордовская свадьба» (1980, сценарий В. Ирченко) Кошелевой, «Тейтерень пия кудо» - «Дом девичьего пива» (1985, сценарий В. Брыжинского) Вдовина. Нац. колорит, яркий мелодизм, фактурно-вариац. развитие присущи хорам в муз. -сценич. произв.: муз. драме «Литова», операх «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня» Кирюкова, муз. драме «Ветер с Понизовья» Вдовина, опере «Сияжар» М. Н. Фомина.

Х. м. композиторов Мордовии исполняется Государственным камерным хором, хором Государственного музыкального театра РМ, ансамблями «Умарина», «Келу», хоровой капеллой Мордов. гос. ун-та, хорами МГПИ им. М. Е. Евсевьева Саранского музыкального училища, ДМШ, а также самодеят. коллективами и ансамблями.

Произв. композиторов Мордовии входят в репертуар известных коллективов России, в т. ч. Башкирского академич. камерного хора, Мар., Удм., Чуваш., Магнитогорской, С. -Петербургской академич. хоровых капелл, Омского, Рязанского нар. хоров, хоровых коллективов Казанской, Нижегородской, Уральской консерваторий, дет. хоров г. Казани, Москвы, Н. Новгорода, Самары. Лит.: Народные певцы и композиторы Мордовии. - Саранск, 1975; Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки (композитор и фольклор). - Саранск, 1986; Ситникова Н. М. Страницы музыкальной истории. - Саранск, 2001.

Т. И. Одинокова

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Включает различные формы танц. пластики, постановку балетных спектаклей и танцев. Х. и. Мордовии в своём развитии прошло 2 этапа. До сер. 1930-х гг. преим. бытовала нар. хореография. В традиц. танц. движениях, дошедших до наших дней, сохранился ряд положений рук, корпуса, ног, связ. с древними молениями (обращение к верховным божествам, солнцу), с тру-довыми процессами (наматывание ниток, прядение, сучение, тканьё, полоскание, вы-шивание и т. д. ). Ряд танц. выразит. средств воспроизводит традиц. нац. символы: медведя, коня, утку, селезня, жаворонка, берёзу, цветущую яблоню. Лексика нац. танца состоит из различных видов шагов, ходов, ударов, дробей, выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных поворотов и вращений. Мордов. нар. хореография (хороводы, пляски, пантомимич. воспроизведение различных событий и образов), приуроч. к обрядово-праздничным действам, являлась символич. отражением жизни человека. Деторождению, а также произрастанию хлебных злаков и технич. культур посвящались спец. эротич. пляски и пантомимич. действия ряженых женщин во время свадьбы и проводов весны (Тундонь ильтемат - э. ). На празднике первой борозды (Кереть озкс - э. ) с помощью ритмич. танц. движений изображались обработка земли, посев хлебов. В связи с завершением уборки урожая разыгрывались сценки с участием различных персонажей. В дни массовых общинных молений (Велень озкс - э. ), используя пантомиму и определ. словесные формулы, молящиеся общались с божествами, а молодёжные хороводы под скрипичные и волыночные наигрыши выражали радость по этому поводу. Разнообразные пластич. средства применялись при проведении эрз. праздника «Тейтерень пия кудо» (см. Тейтерень пиянь кудо), где бытовали соревнования-переплясы между девушками и юношами, девушками и пожилыми мужчинами; разыгрывались свадебные эпизоды с использованием пантомимы (свадебная тройка, пляска медведя, проводы невесты), на ходу сочинялись многофигурные орнамент. композиции с использованием в качестве персонажей необмолоч. снопов нового урожая. Во время выгона стада под звуки пастушеского рожка или нюди исполнялись пляски, возвеличив. скот. Зимний праздник молодёжи, проводимый в дни Святок (м. Роштувань куд, э. Роштовань кудо), изобиловал энергич. юмористич. и сатирич. плясовыми эпизодами. Их организаторами была маска Роштова бабы (бабушка Рождество) и руководимые ею карят (хари, личины). Вечером в это время устраивали хороводы фонарей, символизир. «перекличку» звёздного неба и верховных покровителей с живущими на земле. Пантомима, ритмич. пляски сопровождали спец. обрядовые действа, с помощью к-рых отражали борьбу с эпидемиями (э. стака мор озкс «моление от тяжёлого мора»), вредителями с. -х. культур (э. цирькун озкс «моление от саранчи»), просили вернуть земле силы (э. грань озкс «моление на меже»). Особое место хореография занимала в похоронно-помин. обрядности мордвы (пантомимич. борьба пожилой женщины с маской смерти, погребальный хоровод на могиле при проведении обряда Свадьба кулозень лемс (э., «Свадьба по умершему»). Танц. -пантомимич. сцены (в зависимости от их содержания и характера) сопровождались соответств. муз. инструментами. В массовых праздничных действах и в нек-рых молениях участвовали скрипачи и волынщики, на зимние молодёжные игры приглашали нюдийщиков. В ритуальных действах применялись также различные ударные инструменты (кальхциямат, шавома - м.; кальцяемат, чавомат - э.; см. Мордовские народные музыкальные инструменты), сковороды, тазы, печные заслонки. Из многочисл. в прошлом хореографич. действ в совр. мордов. нар. творчестве (праздничное или сценич. ) бытуют в осн. пляски свадебные и исполняемые по разным поводам (м. «Левжань кштима» - «Левженская плясовая», м. «Иляназ» - «Лён» и др. ).

Новый этап развития хореографии связан с процессом становления нац. проф. иск-ва (1930-е гг. ). Молодые люди, пришедшие в мордов. театр. студию (см. Мордовские театральные студии) из эрз. и мокш. сёл и деревень России, привнесли в танец движения и ритмы своих селений. Из разрозн. элементов постепенно создавались цельные танц. картины. На конц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...