Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип охраны товарных знаков




Правовая охрана товарных знаков осуществляется на основании их ре­гистрации. Право на товарный знак подтверждается свидетельством, кото­рое удостоверяет исключительное право владельца на товарный знак в от­ношении товаров, указанных в свидетельстве.

Для получения свидетельства на товарный знак заявитель или его представитель направляет в национальное, региональное патентное ве домство или в Международное бюро ВОИС заявку на регистрацию товар­ного знака. Требования к заявке на выдачу свидетельства на товарный знак, как правило, прямо устанавливаются в законодательстве. В соответ­ствии со ст. 1492(2) Гражданского кодекса Российской Федерации для го­сударственной регистрации знака необходимо предоставить в патентное ведомство:

• заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака;

• заявляемое обозначение;

• перечень товаров и (или) услуг, сгруппированных по классам МКТУ;

• описание заявляемого обозначения.


Требования к документам, содержащимся в заявке на товарный знак, ввнавливаются патентным ведомством в Правилах составления, подачи Ийссмотрения заявки на регистрацию товарного знака.

Заявитель может воспользоваться преимуществами шестимесячного Конвенционного или выставочного приоритета (ст. 4 и 11 Парижской кон­венции), если он укажет соответствующие основания.

В качестве заявляемого обозначения представляется его качественная Ьотография, типографский оттиск или распечатка компьютерной графи- Щц в цвете или цветовом сочетании.

При включении в товарный знак относительно неохраняемых обозна-■ний (см. § 6.6) к заявке прилагаются документальные подтверждения Правомерности использования таких обозначений.

'Заявка на регистрацию коллективного знака должна содержать устав шаллективного знака, который разрабатывается и утверждается объедине­нием предприятий. Устав должен содержать, в частности, перечень пред­приятий, имеющих право пользоваться товарным знаком, и общие харак­теристики товаров, которые будут обозначаться коллективным товарным

■наком.

Несмотря на то что в ряде стран используется явочная система ре­гистрации товарных знаков, большинство стран отдает предпочтение про­верочной системе выдачи охранного свидетельства.

На стадии предварительной или формальной экспертизы проверяется содержание заявки на выдачу свидетельства на товарный знак. По резуль­татам такой экспертизы патентное ведомство выносит решение о принятии шявки к дальнейшему рассмотрению или об отказе в таком рассмотрении. При соответствии материалов установленным требованиям заявленное обозначение подвергается экспертизе по существу, в основе которой лежит следующий принцип.

Принцип охраны товарных знаков и знаков обслуживания — охранное свидетельство выдается на товарный знак, который обладает раз­личительной особенностью, и в его доминирующей части отсутствуют абсолютно и относительно неохраноспособные обозначения.

Различительная особенность товарного знака часто понимается как

его новизна1. Мадридское соглашение о международной регистрации зна-

в и Протокол к этому соглашению используют представление о новизне

оварного знака, в частности, в ст. Зиг установлено, что «Международное


 


1 См.: Character Merchandising. Geneva: WIPO. WO/1NF/108. 1994; Введение в ин­теллектуальную собственность. Женева: ВОИС, № 478(R). 1998. С. 319-328.


1 См.: Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Указ. соч. С. 75 (цитируется по электронному изда­нию Hawww.auditorium.ru/books/343). С. 193; Сергеев А. П. Указ. соч. С. 600—601.


240 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений


бюро может также за плату проводить поиск на новизну по фонду междуна­родных знаков»'.

Таким образом, заявленный к регистрации товарный знак должен быть новым, т. е. не совпадать с тождественными или сходными обозначениями. Причем обозначение считается тождественным с другим обозначением, ес­ли оно совпадает с ним во всех элементах, и сходным до степени смешении, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их некоторые отличия. Обычно новизна товарного знака устанавливается по отношению к обозна­чениям, используемым для товаров или услуг, на которые заявляется товар­ный знак. При таком подходе может оказаться, что сходные обозначения будут зарегистрированными для различных групп товаров. В результате мо жет возникнуть смешение в отношении разных товаров и их производите­лей. Для того чтобы этого избежать, новизна должна быть абсолютной.

Проверка на новизну заявленного товарного знака, т. е. на отсутствие-тождественности и сходства с другими обозначениями, является самой сложной в экспертизе по существу и обычно включает следующие этапы:

• поиск тождественных и сходных обозначений;

• определение степени сходства заявленного обозначения и обозначе­ний, выявленных при проведении поиска;

•определение однородности заявленных товаров с товарами, в от ношении которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождествен­ные или сходные товарные знаки (обозначения).

Поиск на тождество и сходство производится также среди товарных знаков:

• зарегистрированных в стране ранее даты приоритета товарного зна­
ка, в отношении которого проводится экспертиза, и обозначений, заяв
ленных на регистрацию в стране с более ранней датой приоритета на имя
другого лица в отношении однородных товаров;

•охраняемых в стране на основании их международной регистрации в соответствии с Мадридским соглашением и Протоколом;

• признанных в стране общеизвестными в соответствии со ст. 6bls Па
рижской конвенции.

Поиск проводится также по фонду промышленных образцов, относя­щихся к товарам того же вида. Во время экспертизы по существу проверя­ется сходство словесных, изобразительных, объемных и комбинирован ных обозначений.

На основании экспертизы по существу принимается решение об отка­зе в регистрации товарного знака либо о его регистрации в Государствен­ном реестре товарных знаков и знаков обслуживания. В Реестр вносятся сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последую

1 Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к Мад ридскому соглашению о международной регистрации знаков. Женева: ВОИС, №204(R). 1998. С. 26-27.


§ 6.8. Права на товарные знаки • 241

тие изменения этих сведений. После регистрации товарного знака в Рее-хтре патентное ведомство выдает свидетельство на товарный знак, содер­жащее его изображение.

Законодательство предоставляет заявителю возможность обжаловать решение патентного ведомства при отказе зарегистрировать заявленный [Товарный знак в Палату по патентным спорам при патентном ведомстве.

Подобно обладателям исключительного права на иные объекты интел­лектуальной собственности, правообладатель товарного знака для опове­щения о своем праве может размещать рядом с товарным знаком преду­предительную маркировку в виде латинской буквы «R» или этой буквы в окружности ®, либо слов «товарный знак» или «зарегистрированный то­варный знак», указывающую, что обозначение является зарегистрирован­ным товарным знаком. Предупредительная маркировка предусмотрена и ст. 1485 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие или от­сутствие знака оповещения не имеет никакого отношения к наличию прав. Следовательно, при отсутствии оповещения товарный знак может быть за­регистрированным, а наличие оповещения не всегда означает регистра­цию знака.

Символ ® происходит от первой буквы английского слова «Registered» (зарегистрированный). В ряде стран в качестве предупредительной марки­ровки используется обозначение «ТМ»Trademark.

Права на товарные знаки

Свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Правообладатель товар­ного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, например разрешать его использование иным лицам. Однако право на использование коллективного товарного знака не может быть передано другим лицам.

Правообладатель товарного знака имеет право запрещать использова­ние товарного знака другими лицами дополнительно к тому, что использо­вание охраняемого товарного знака правомерно только по разрешению его правообладателя.

Перечень видов использования охраняемых товарных знаков включа­ется в законодательство в отношении товаров, их этикеток и упаковок, обозначенных товарным знаком, например:

• изготовление товара;

• ввоз товара;

• применение товара;

• хранение товара;

• предложение товара к продаже;

• продажа товара;

• иное введение в гражданский оборот.


242 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений


§ 6.9. Охрана общеизвестных знаков • 243


 


Подобно исключительному праву на изобретение (см. § 5.11), в зако­нодательство о товарных знаках в перечень «использований» товарного знака включают применение товаров, обозначенных охраняемым товарным знаком. В действительности же применение маркированного товара не может быть предметом исключительного права, поскольку товар создан для его применения пользователем. Как уже отмечалось, было бы нелепо, если бы покупатель, купив, например, телевизор, на котором указан товар­ный знак производителя, не мог его применять по прямому назначению без разрешения владельца товарного знака.

Право на использование товарного знака относится к двум важней­шим исключительным правам — праву на воспроизведение (нанесение то­варного знака на товар) и праву на распространение (импорт товара, его хранение, предложение к продаже, продажа и иное введение в граждан­ский оборот). К сожалению, в законодательстве о товарных знаках эти важнейшие исключительные права не упоминаются, в результате смысл многих «использований» товарных знаков оказывается неточным, недос­таточным и нелогичным.

Например, при традиционном подходе к праву на использование то­варных знаков вне законодательства о товарных знаках остается исчерпа­ние права на распространение товаров, на которых размещены охраняемые товарные знаки. Как уже неоднократно отмечалось, при любом распро странении товаров, т. е. их введении в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности на товар, право на это: товар переходит от продавца к покупателю. Естественно, это право не рас­пространяется на объекты интеллектуальной собственности, воплощен­ные в товаре, в частности на товарные знаки. После первой продажи или иной передачи права собственности на товар покупатель может совершать с приобретенным товаром любые действия без разрешения правообладате­лей на объекты интеллектуальной собственности, т. е. покупатель имеет право на дальнейшее распространение правомерно приобретенного товара без разрешения продавца. Единственное, что не имеет права делать поку­патель любого товара — это использовать товарные знаки.

Такое положение соответствует правилам как внутренней, так и меж­дународной торговли и выражает принцип исчерпания права на распростра­нение товара, в котором воплощены охраняемые маркетинговые обозначе­ния. Таким образом, в соответствии с принципом исчерпания права на распространение после первой продажи или иной передачи права собственно­сти на товары для их дальнейшего распространения не требуется согласие правообладателей маркетинговых обозначений, воплощенных в товарах. Этот принцип в весьма неточной форме сформулирован в ст. 1487 Гражданско­го кодекса Российской Федерации.

Как уже показано в предыдущих главах, патентное законодательство, как и законодательство об авторском праве и смежных правах, содержит ограничения исключительного права. Для товарных знаков некоторые огра-


чения предусмотрены Соглашением ТРИПС. В соответствии со ст. 17 аны «могут предусматривать ограниченные исключения из прав, пре-тавляемых товарным знаком, такие как добросовестное использование сательных терминов, при условии, что такие исключения учитывают онные интересы владельца товарного знака и третьих лиц»'. В Граждан-м кодексе Российской Федерации допустимость ограничений исклю-ельного права на товарные знаки и знаки обслуживания установлена 'Ст. 1229 на основе двухуровневого критерия.

В соответствии с одним из исследований ВОИС «такие исключения сто применяются, когда обозначение используется честно и добросове-но только для целей описания или информации. Часто также ставится ловие, чтобы такое использование применялось в сочетании со всем, что еобходимо для идентификации лица, предприятия или товаров или услуг, что в связи с обозначением не должно предприниматься ничего, что мог-бы навести на предположение о подтверждении или поддержке со сто­ны владельца товарного знака»2. В исследовании приводятся примеры пустимого несанкционированного использования товарных знаков, частности использование не в коммерческих целях или использование, торое охраняется правом на свободу таких высказываний, как критика отребителем, выраженная в отношении определенного товарного знака, Цт. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...