Охрана географических указаний
Эволюция охраны. Понятие «географическое указание» сформирова-гаось в последние годы, тогда как ранее использовалось и продолжает ис-I пользоваться словосочетание «наименование места происхождения товара». Международная охрана «указания происхождения или наименования Киеста происхождения» закреплена в ст. 1(2) Парижской конвенции2. Из ■Содержания этой статьи не ясно, к чему относится происхождение или на-
1 См.: Общая инструкция к Мадридскому соглашению о международной регистр;! 2 См.: Amendment to the Common Regulations: Inclusion of Spanish as an Additional 3 См.: WIPO Gazette of International Marks. Statistical Supplements for 2005. 1 См.: Комитет по финансам и бюджету. Финансовые показатели на 2000—2009 гг. С. 24. ! См.: Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Женева: ВОИС, № 201(R). 1990. С. 3. 254 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений § 6.12. Охрана географических указаний • 255
именование — к товарам или к иным объектам. Лишь ст. 10(1) устанавли«| вает, что речь идет об указаниях происхождения продуктов, но это ошибки в официальном русском тексте, поскольку в английском тексте исполыу«| ется слово «goods», которое переводится как товары, а не как продукты, В иных международных договорах используется термин «товары». Несмотря на то что Парижская конвенция декларирует охрану указаний происхождения или наименований места происхождения товаров, в ст. 10 заяв! лено о защите указаний, поскольку сделана отсылка к ст. 9, которая требуеА наложения ареста на товары, незаконно снабженные товарным знаком или фирменным наименованием. Применяя mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения ст. 9, Парижская конвенция требует, чтобы на любой товар, незаконно содержащий указание о его происхождении, нала< гался арест в странах Союза, в которых это указание имеет право на охрану, Таким образом, Конвенция признает, что защита указаний, в том числе и | форме ареста товаров, не является экстерриториальной и страны не обязаны ее осуществлять, если это не установлено в национальном законодательстве,
В Парижской конвенции заявлено о защите от ложных указаний меч i происхождения товаров, но не от указаний, вводящих в заблуждение on носительно мест происхождения товаров. Для того чтобы обеспечить и\4 щиту и от таких указаний, в 1891 г. было принято Мадридское соглашение й пресечении ложных и вводящих в заблуждение указаний происхождения на mod варах', которое изменялось в 1911, 1925, 1934, 1958 и 1967 гг. Соглашение устанавливает нормы по пресечению использования вышеназванных vkiiJ заний, в частности наложение ареста на любой товар, содержащий ложно! или вводящее в заблуждение указание происхождения. Сфера действия Соглашения ограничивается ст. 4, которая предоставляет судебным орпм нам право решать, какие наименования не относятся к ложным или вводя! щим в заблуждение, за исключением наименований вин. По состоянию н! начало 2007 г. членами этого Соглашения были 35 стран, однако России! екая Федерация в их число не входит, т. е. для нее положения этого Согла! шения не имеют силы. В 1958 г. было заключено и в 1966 г. вступило в силу Лиссабонское соглаше* ние об охране указаний мест происхождения и их международной регистрации пересмотренное в 1967 и 1979 гг. Соглашение содержит нормы, которые, п! мнению ВОИС3, препятствуют расширению членства в этом международ ном договоре. По состоянию на начало 2007 г. членами Соглашения являлись 21 стран, причем Российская Федерация в их число не входит, т. е. она не связан! обязательствами в отношении этого Соглашения.
Новый подход к охране указаний происхождения и наименований |цест происхождения дан в ст. 22—24 Соглашения ТРИПС, в котором вве-Ьн новый термин «географическое указание», подразумевавшийся, но не Использовавшийся ранее в международных договорах. При введении но-кых норм охраны сделаны ссылки на Парижскую конвенцию, но не на Мадридское соглашение о пресечении ложных и вводящих в заблуждение Исазаний происхождения на товарах и не на Лиссабонское соглашение об «ране указаний мест происхождения и их международной регистрации. Вто можно объяснить тем, что, как уже отмечалось, Соглашение ТРИПС Создавалось в основном специалистами США, которые не являются чле-иом названных договоров. Необходимо подчеркнуть, что во всех упомянутых международных ■оговорах в особое положение поставлены вина и спиртные напитки. Даже ■азвания конвенций указывают на крупнейших европейских производителей винодельческой продукции (Франция, Испания, Португалия), которых поддерживали и другие производители, прежде всего Италия. Национальное законодательство стран с переходной экономикой в той ■ли иной мере содержит положения об охране наименований мест происхождения товаров или географических указаний с учетом в основном по-■ожений Парижской конвенции и Соглашения ТРИПС и в меньшей мере — Мадридского и Лиссабонского соглашений. В Российской Федерации ох-Ьана географических указаний началась с принятием Закона «О товарных ■наках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения това-Ьов» в 1992 г. и с 2008 г. регламентируется положениями Гражданского Кодекса. Объект охраны. В настоящее время объектом охраны признаются географические указания происхождения товаров. В соответствии со ст. 22(1) Соглашения ТРИПС географические указания — «это указания, которые (Определяют товар как происходящий с территории члена или региона, или [Местности на этой территории, при этом особое качество, репутация или Вругая характеристика данного товара главным образом приписывается его географическому происхождению»2. Следовательно, понятие «географическое указание» включает: • указание происхождения товаров;
• наименование места происхождения товара. Несмотря на то что эти понятия на первый взгляд выглядят синонимами, в действительности это не так.
1 См.: Общая инструкция к Мадридскому соглашению о международной регистрации 2 См.: Lisbon Agreement for the Protection of Appellations of Origin and their Internation 3 См.: Введение в интеллектуальную собственность. Женева: ВОИС, № 478(1! ' См.: Последствия Соглашения ТРИПС для договоров, административные функции которых выполняет ВОИС. Женева. WO/1NF/127. 1996. С. 22—24. ' Последствия Соглашения ТРИПС для договоров, административные функции Которых выполняет ВОИС. Женева. WO/INF/127. 1996. С. 22. 256 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений § 6.12. Охрана географических указаний • 257
Указание происхождения товара — это обозначение, прямо или косвен • но указывающее на место действительного происхождения товара, т. е. место его производства. Указание происхождения товара обычно представляют в виде назвм ния страны, географического региона, местности или объекта (в том числ! исторического). Например, обозначения «Сделано с СССР» или «Made in China» указывают страну, в которой произведены товары. Вместе с названиями могут использоваться изображения соотвек i вующих географических объектов. Например, товары, произведенные I горных местностях, часто отмечают не только названиями, но и изображен ниями горных и иных объектов. На упаковки и на сами товары часто нано| сятся обозначения, указывающие на их происхождение. Подобно фирменным наименованиям, указания происхождения това не регистрируются. Наименование места происхождения товара — это обозначение, которое отражает уникальные свойства товара, характерные для мест' его происхождения, т. е. особые природные, трудовые, производственные условия. Количество наименований мест происхождения вин, спиртных напи i ков, сыров и иной сельскохозяйственной продукции велико, это не толькв Beaujolais, Cognac, Tequila, Gruyere, Emmental, но и многие другие наимено! вания. Особенностью таких товаров и продуктов является их особое качоа ство и репутация, связанные с местом производства, используемым сырьеку технологией производства, в том числе и с вековыми традициями и секро тами.
Во многих странах особые наименования мест происхождения товара принадлежат в основном сельскохозяйственной продукции и товара" пищевой промышленности. Например, во Франции из почти 600 деист вующих наименований мест происхождения товаров 470 относятся к ни нам и алкогольной продукции, 47 — к молочным продуктам, 30 — к иныг сельскохозяйственным продуктам'. В отличие от указаний мест происхождения товаров наименован мест происхождения товаров подлежат государственной регистрации. Принцип охраны. С точки зрения возникновения охраны наименоиа ния мест происхождения товаров во многих отношениях сходны с товарные ми знаками. Охрана географических указаний не является автоматическое и экстерриториальной, как этого ни хотели бы зарубежные товаропрои и водители. Как уже отмечалось, охрана географических указаний введем для защиты интересов производителей сельскохозяйственной продукций Франции, Испании, Италии, Португалии и иных стран. Предоставлеии! 1 См.: Горленко С. А. Правовая охрана географических указаний во Франции // 11» тенты и лицензии. 2006. № 3. С. 14. >бой охраны наименованиям происхождения их продукции позволяло лучать преимущества в борьбе за рынки сбыта, повышать цены на про-кцию, подавлять конкуренцию. Традиционная государственная поддержка сельскохозяйственных роизводителей многих стран с развитой рыночной экономикой привела созданию и становлению всей современной системы охраны и защиты ^именований мест происхождения товаров. С другой стороны, в стра- :вх с невысоким уровнем сельскохозяйственного производства охрана именований мест происхождения товаров выглядит по меньшей мере еждевременной. Во многих странах трудно установить товары, место роисхождения которых указывает на их особое качество. Если эта про- кция предназначена в основном для внутреннего потребления и не яется конкурентоспособной на внешних рынках как по качествен- 1м, так и по ценовым характеристикам, охрана наименований мест их оисхождения не является актуальной, выглядит надуманной и является ишней. Таким образом, охрана наименования мест происхождения товаров уществляется в основном в интересах зарубежных производителей сель-охозяйственной и иной сходной продукции. Это неудивительно, по-ольку вся современная система интеллектуальной собственности стран с реходной экономикой изначально создавалась под диктовку западных ециалистов для защиты интересов своих стран.
Государственная регистрация наименований мест происхождения торов осуществляется патентным ведомством с учетом заключений компе-нтных государственных органов управления, имеющих отношение производству сельскохозяйственной, пищевой и иной продукции. Заявка на регистрацию и предоставление права пользования наимено-нием места происхождения товара, подаваемая в патентное ведомство, жна содержать: •заявляемое наименование места происхождения; •указание товара, для которого предназначено наименование; • указание места происхождения товара; • описание особых свойств товара; • заключение компетентного органа; •документ, подтверждающий уплату установленной пошлины. При подаче заявки зарубежными лицами они представляют документ, Подтверждающий их право на заявленное наименование в стране происхождения товара. Экспертиза заявки включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. Предварительная экспертиза выполняется в течение двух месяцев с момента поступления заявки. При ее проведении проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов, соблюдение установленных Требований к ним. По результатам предварительной экспертизы выносит- Право интеллектуальной собственности. 258 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений § 6.12. Охрана географических указаний • 259
ся решение о дальнейшем рассмотрении заявки либо об отказе в рассмот рении заявки. В случае принятия заявки к дальнейшему рассмотрению патентное не домство проводит экспертизу заявленного наименования, в процессе кото«рой устанавливается, является ли заявленное обозначение названием CTpaJ ны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, в том числе историческим названием географического объекта, используеч мым для обозначения товара. Самым сложным элементом экспертизы является установление сия ш между особыми свойствами товара и природными и (или) иными факторам ми заявленного наименования места происхождения товара. Решение принимается на основе заключения компетентного органа, которое долж^ но подтвердить, что особые свойства товара, наименование места проие«хождения которого регистрируется, связаны с его природными особенное стями и (или) иными факторами. При экспертизе патентное ведомство учитывает требование ст. 151 6(.') Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с кото. рым не признается наименованием места происхождения товара обо-значение, вошедшее во всеобщее употребление в Российской Федера ции как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства. По результатам экспертизы патентное ведомство принимает решение о регистрации наименования места происхождения товара или об отказе и регистрации. В случае положительного решения патентное ведомство про^ изводит регистрацию наименования места происхождения товара в TocyJ дарственном реестре. В соответствии со ст. 1529(2) Гражданского кодекс! Российской Федерации в Реестр вносятся наименование места происхожу дения товара, сведения об обладателе свидетельства, указание и описаний особых свойств товара и т. д. Эти же сведения публикуются в официальном бюллетене патентного ведомства. После регистрации наименования места происхождения товара naJ тентное ведомство выдает заявителю свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара. Обладатель свидетельства не является единственным субъектом, кою-рый имеет право использовать зарегистрированное наименование месте происхождения товара. В соответствии со ст. 1518(2) исключительное npnJ во использования наименования места происхождения может быть прс доставлено любому лицу, которое в границах того же географического o6uJ екта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами. Для обладания правом пользования зарегистрированным наименованием меч та происхождения товара заинтересованные лица могут подавать в патет -ное ведомство соответствующую заявку. Субъектами охраны наименований мест происхождения товаров ям ляются лица, которые имеют право использовать эти наименования дли значения производимых ими товаров в соответствующем географиче-ом регионе. Несмотря на то что регистрация мест наименований происхождения варов в странах с переходной экономикой действует несколько лет, ко-чество регистрации остается небольшим. За пять последних лет в Рос-йской Федерации зарегистрировано 55 наименований от российских явителей и ни одного от зарубежных1. Предоставляемые права. Правовая охрана наименования места проис-ждения товара предоставляется на основании его регистрации в патентом ведомстве или в силу международных договоров, которыми связана рана. Другими словами, право на использование некоторого наименова-ия происхождения товара возникает в силу его регистрации или в силу ложений международных договоров, участницей которых может быть та и иная страна. Подобно иным объектам промышленной собственности, законода-ьство предоставляет субъектам охраны исключительное право пользования именованием места происхождения товара, т.е. обозначение им товаров, их икеток, упаковок, вводимых в гражданский оборот, а также указание ого наименования в рекламе, в том числе в Интернете, на документах, том числе цифровых, и т. д. Законодательство не допускает использования зарегистрированного именования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или любое сходное наименование, способное ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Предоставляемое право использования наименований мест происхождения товаров отличается от иных исключительных прав на объекты промышленной собственности тем, что это право не может быть передано иным лицам. В этом отношении оно напоминает непередаваемость личного неимущественного права, хотя не имеет с ним ничего общего. Наименования места происхождения товара могут иметь предупредительную маркировку, которая не означает возникновения права на использование наименования, а указывает, что данное наименование зарегистрировано в патентном ведомстве. В соответствии со ст. 1520 Гражданского |Кодекса Российской Федерации обладатель свидетельства на наименование места происхождения товара для оповещения о своем исключительном праве может помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ». См.: Отчет о деятельности Роспатента за 2005 год. М., 2006. С. 15. 260 • Глава 6. Охрана маркетинговых обозначений — Срок охраны. В соответствии со ст. 1531 Гражданского кодекса Российской Федерации срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение 10 лет ев дня подачи заявки в патентное ведомство. Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства каждый pa i на 10 лет. Другими словами, действие исключительного права на наименова ние места происхождения товара может быть бессрочным. Действие регистрации и свидетельства на право использования наименования места происхождения товара может быть прекращено на основании ряда обстоятельств, например, в связи с исчезновением характерных для данного географического объекта условий и невозможное п.к производства товара с указанными в Реестре свойствами, а для иностр;ш ных лиц — в связи с утратой ими права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара. Действие свидетельства может быть прекращено также в связи с: • прекращением действия регистрации наименования; • истечением срока действия свидетельства; • неуплатой пошлин по истечении льготного срока; • утратой товаром свойств, указанных в Реестре; • прекращением производства товара; •ликвидацией юридического лица или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя; • отказом обладателя от свидетельства. Международная охрана. Наименования мест происхождения товаре! могут быть зарегистрированы в рамках Лиссабонского соглашения. Международная регистрация осуществляется на тех же принципах, что и регистрация знаков по Мадридской системе. Международная регистрация испрашивается патентным ведомством страны — члена Лиссабонскою соглашения. Международное бюро ВОИС регистрирует заявку, сообщ;н-1 об этом соответствующим патентным ведомствам и публикует сведения о регистрации в периодическом бюллетене «Les Appellation d'origine». В тече ние года с даты получения уведомления о регистрации любая страна може i отказать в охране с указанием мотива отказа. Международное бюро 3apei и стрировало 835 указаний ', причем за последние годы — лишь шесть. Поскольку Российская Федерация не является членом Лиссабонскою соглашения, следовательно, любая международная регистрация не moaci быть распространена на ее территории. С другой стороны, российские юридические лица и граждане не могут зарегистрировать свои наименоиа-ния мест происхождения товаров в рамках Лиссабонского соглашения. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1534 разрешает рос сийским юридическим лицам и гражданам регистрировать наименование 1 См.: Report of the Second WIPO Internet Domain Name Process. Geneva: WIPO, 200 I Annex VII. § 6.13. Домены и интеллектуальная собственность • 261 места происхождения товара за рубежом, если такая регистрация уже выполнена в российском патентном ведомстве. Рассмотрим проблему правовой охраны зарубежных наименований [ мест происхождения товара, которая часто понимается неверно. Охрана [Такому наименованию предоставляется, если оно зарегистрировано не Рголько в стране происхождения товара, но и в стране его потребления. [Следовательно, зарубежные наименования мест происхождения товаров охраняются только в том случае, если они зарегистрированы в стране потребления. Охрана зарубежным наименованиям может быть предоставлена в силу международных договоров. Однако Парижская конвенция ссылается на [национальное законодательство как условие охраны наименований. Кроше того, ст. 22(2)(а) Соглашения ТРИПС устанавливает, что страны обязаны предусматривать правовые меры, позволяющие заинтересованным Ьторонам предотвращать «использование любых средств при обозначении юли презентации товара, которые указывают или наводят на мысль, что ■тот товар происходит из географического района, отличного от настоящего места происхождения, таким образом, что это вводит публику в заблуждение в отношении географического происхождения этого товара»'. Таким образом, если зарубежное наименование места происхождения повара не зарегистрировано в некоторой стране, его свободное использование в этой стране может быть правомерным. Например, если напиток содержит указание «Советское шампанское», то это наименование правомерно до тех пор, пока владелец зарегистрированного наименования из соответствующего региона Франции не зарегистрирует сходное наименование в других странах, которые не являются членами Лиссабонского соглашения, например в Российской Федерации. Аналогичное положение справедливо и для иных зарубежных наименований мест происхождения товаров. Другое дело, что такое свободное использование перестает быть правомерным при экспорте продукции в страны, где наименования мест происхождения товаров охраняются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|