Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8 защита интеллектуальных прав




Общие положения

Правовые нормы в отношении объектов интеллектуальной собствен ности означают существование следующего принципа.

Принцип правовой охраныникто не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя, по­этому любое неразрешенное использование объекта является нарушены ем закона, а лицо, допустившее такое использование, — нарушителем закона.

Этот простой принцип часто превратно понимается из-за дуализма (///- теллектуальной собственности, поскольку объект интеллектуальной соб­ственности существует в виде нематериального объекта (изобретения, ли­тературного произведения, произведения изобразительного искусств:: и т. д.) и материального объекта, в котором этот нематериальный объект во­площен (товар).

Принцип правовой охраны относится только к нематериальным объ­ектам интеллектуальной собственности и не может относиться к матери­альному объекту, в котором воплощен объект интеллектуальной собствен­ности. Например, покупатель книги имеет право использовать книгу, в которой воплощено литературное произведение, по ее основному предна­значению, т. е. для чтения, изучения, цитирования, критики, полемики и т. д., но не имеет права использовать объект интеллектуальной собственно­сти (литературное произведение), воплощенный в книге. Владелец книги не имеет права воспроизводить произведение (копировать), переводить его, публично исполнять, размещать в Интернете и т. д. Аналогичное положение-справедливо и для иных объектов интеллектуальной собственности.

В соответствии с принципом исчерпания права на распространение владелец книги может продать ее иным лицам, подарить и даже выброси 11., Например, после приобретения книги для ее дальнейшего распростране­ния не требуется согласия правообладателя произведения, воплощенною в книге. Точно так же покупатель любого иного товара может использован. его по прямому предназначению (телевизор — для просмотра телепередач, плеер — для прослушивания музыки или просмотра фильмов, компью­тер — для деловых или развлекательных целей, автомобиль — как транс­портное средство и т. д.), а также продать его, подарить, выбросить. Копи рование таких товаров, как правило, невозможно или требует больше средств, чем приобретение нового товара.

Таким образом, принцип правовой охраны относится только к объек там интеллектуальной собственности, но не имеет отношения к товарам


которых эти объекты воплощены. Следовательно, любые товары, в кото-

х воплощены объекты интеллектуальной собственности, могут свободно

пользоваться по их прямому предназначению, продаваться, обмениваться

т. д. Ради такого предназначения потребительские товары производятся

приобретаются.

Законодательство об интеллектуальной собственности содержит по­женил об ограничениях исключительного права, которые подробно рас-атривались в данном издании. В соответствии с этими положениями требители товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной бственности, в некоторых случаях и при некоторых условиях могут ис-ользовать и объекты интеллектуальной собственности.

Следовательно, не любое использование объектов интеллектуальной соб-венности без разрешения правообладателя является нарушением закона и е каждое лицо, использующее объекты интеллектуальной собственности, ^ляется нарушителем закона.

Таким образом, нужна осторожность при обвинениях тех или иных зд в нарушении законодательства об интеллектуальной собственности. Ьезаппеляционность такого рода особенно характерна для средств массо­вой информации, распространяющих заказные статьи заинтересованных Ииц и организаций.

В § 1.13 было рассмотрено неправомерное использование термина ■«пиратство» в отношении нарушения прав интеллектуальной собственно­сти. Отмечалось, что очень часто нарушителей законодательства об интел­лектуальной собственности называют пиратами, ворами, грабителями и проч., хотя таковыми они в действительности не являются. Если совершено хищение (безвозмездное завладение) имущества посредством кражи, гра­бежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, то уголовное законода­тельство называет таких лиц не ворами, грабителями, пиратами, вымогате­лями, шулерами и пр., а лицами, совершившими преступление. Таким образом, уголовное законодательство, как и гражданское, не признает тер­минов «вор», «пират», «грабитель», которые широко используются в сред­ствах массовой информации и в обиходе.

Особенностью кражи, грабежа или разбоя является то, что правомер­ный владелец имущества или вещной собственности ее лишается. В отно­шении интеллектуальной собственности это не так, поскольку нарушите­ли прав интеллектуальной собственности ничего не изымают у ее владельца и они не лишают его интеллектуальной собственности. Владе­лец остается правообладателем соответствующего объекта интеллектуаль­ной собственности.

Нарушитель неправомерно использует неизъятый объект интеллекту­альной собственности, воплощенный в товаре, иногда правомерно приоб­ретенный.

Таким образом, нарушитель права интеллектуальной собственности не может считаться ни вором, ни грабителем, ни пиратом, поскольку он не


§ 8.2. Контрафактные товары ■ 297

296 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав


лишает правообладателя ни принадлежащего ему объекта интеллектуал!^ ной собственности, ни исключительных прав на него. Другое дело, что на-рушитель наносит ущерб правообладателю, и только суд может это устано-1 вить.

Контрафактные товары

В отношении нарушений прав интеллектуальной собственности в большинстве стран используется термин «контрафактный» (от англЛ counterfeit), имеющий множество близких значений: поддельный, подлож­ный, фальсифицированный, фальшивый, фиктивный, дезориентирую­щий, вводящий в заблуждение и т. д. В ряде стран термин «контрафакция», применяют как синоним производства контрафактных товаров.

Контрафактный товарэто любой товар, произведенный без ра;/><■ • шения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощенных в этом товаре.

Существует множество видов контрафактных товаров, в которых не­правомерно воплощены охраняемые:

• объекты авторского права или смежных прав;

• объекты патентного права;

• маркетинговые обозначения.

Контрафактные товары с воплощенными объектами авторского права или смежных прав относятся к очень широкому ассортименту товаров; книги, журнальные и газетные статьи, фильмы, фонограммы, компьютер­ные программы, базы данных и т. д. Товары этой категории легко копиру­ются, причем цифровое копирование не ухудшает, а сохраняет качества оригинала. В цифровой среде такие товары легко распространяются, име­ют низкую цену или вообще бесплатны. Принимаемые меры по сокраще­нию рынка контрафактных товаров этой категории не дают результатов, m.i которые рассчитывают правообладатели и законные производители.

Контрафактные товары с воплощенными объектами патентного права не столь распространены и не столь заметны, как иные товары. Дело в том, что использовать объекты патентного права не так просто, как объекты ав­торского права или смежных прав. Например, для воплощения чужою изобретения в какой-либо товар его производитель должен провести тру­доемкую и дорогостоящую работу до начала производства контрафактных товаров. Причем при реализации такого контрафактного товара произво­дитель может не получить особых рыночных преимуществ, поскольку при вообладатель может установить факт неправомерного использования, на пример своего изобретения, и привлечь нарушителя к судебной ответственности. Следует подчеркнуть, что обнаружить факт незаконною использования объектов патентного права оказывается иногда весьм;|


южно. Кроме того, число производителей контрафактных товаров ной категории невелико по сравнению с производителями контра­рных товаров иных категорий.

Контрафактные товары с маркетинговыми обозначениями являются ень распространенными. К ним относится продукция в основном лег-й и пищевой промышленности и в гораздо меньшей степени продукция сокотехнологичных отраслей промышленности. Распространенность сих контрафактных товаров вызвана тем, что нанести маркетинговые значения на любую продукцию очень просто и это не требует значи-ьных издержек. Контрафактные маркетинговые обозначения легко об-руживаются, поэтому во многих случаях нарушения прав легко устанав-ваются. Ввиду исключительной распространенности контрафактных варов этой категории законодательство всех стран предусматривает же-кие меры к нарушителям, идущие еще от Парижской конвенции 1883 г. Несмотря на широкое использование термина «контрафактный то-р», в котором воплощены объекты интеллектуальной собственности, и Гражданском кодексе Российской Федерации он используется только в от­ношении товаров, на которые неправомерно нанесены охраняемые марке­тинговые обозначения, — ст. 1515, 1519(3), 1537(1). В остальных случаях Ьечь идет о контрафактных носителях, контрафактных экземплярах про­изведений, контрафактных объектах смежных прав — ст. 1252(4), 1302(1), 1312, хотя и в этих случаях должны пониматься товары, в которых вопло­щены соответствующие объекты.

В ст. 1252(4) Гражданского кодекса Российской Федерации признают­ся контрафактными товары, в которых воплощены объекты интеллекту­альной собственности с нарушением исключительного права на эти объекты. Кроме того, контрафактными признаются такие же товары, на­ходящиеся в гражданском обороте.

В соответствии со ст. 1299 и 1300 товары, в которых воплощены объек­ты авторского права или смежных прав, признают контрафактными, если

и них:

1) удалены технические средства защиты, установленные правообла­дателем;

2) изменена или удалена информация об управлении правами.

К первой категории относятся товары с удаленной технической защи­той, которая была установлена правообладателем. Существует много тех­нических методов и устройств, позволяющих в некоторой мере защитить объект авторского права или смежных прав от несанкционированного ис­пользования. Однако такая защита не является абсолютной, поскольку во многих случаях ее можно убрать, снять, заблокировать, обойти. В соответ­ствии с Договором ВОИС по авторскому праву и Договором ВОИС по ис­полнениям и фонограммам удаление средств технической защиты с охра­няемых объектов признается нарушением закона. Проблема охраны технических средств защиты рассматривается в § 8.3.


298 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав


§ 8.3. Технические средства защиты • 299


 


Ко второй категории относятся товары с измененной или удаленной информацией об управлении правами. Как отмечалось в § 2.8 и 3.4, пра­вообладатель для оповещения о своих правах может использовать конвен­ционные знаки охраны и иную информацию, размещая ее на товарах, в ко­торых воплощены объекты авторского права или смежных прав. Новые международные нормы позволяют правообладателю размещать на товарах любую информацию по управлению правами для оповещения о своих правах I на объект авторского права или смежных прав и об условиях его использо- I вания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...