Глава 8 защита интеллектуальных прав
Общие положения Правовые нормы в отношении объектов интеллектуальной собствен ности означают существование следующего принципа. Принцип правовой охраны — никто не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя, поэтому любое неразрешенное использование объекта является нарушены ем закона, а лицо, допустившее такое использование, — нарушителем закона. Этот простой принцип часто превратно понимается из-за дуализма (///- теллектуальной собственности, поскольку объект интеллектуальной собственности существует в виде нематериального объекта (изобретения, литературного произведения, произведения изобразительного искусств:: и т. д.) и материального объекта, в котором этот нематериальный объект воплощен (товар). Принцип правовой охраны относится только к нематериальным объектам интеллектуальной собственности и не может относиться к материальному объекту, в котором воплощен объект интеллектуальной собственности. Например, покупатель книги имеет право использовать книгу, в которой воплощено литературное произведение, по ее основному предназначению, т. е. для чтения, изучения, цитирования, критики, полемики и т. д., но не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности (литературное произведение), воплощенный в книге. Владелец книги не имеет права воспроизводить произведение (копировать), переводить его, публично исполнять, размещать в Интернете и т. д. Аналогичное положение-справедливо и для иных объектов интеллектуальной собственности. В соответствии с принципом исчерпания права на распространение владелец книги может продать ее иным лицам, подарить и даже выброси 11., Например, после приобретения книги для ее дальнейшего распространения не требуется согласия правообладателя произведения, воплощенною в книге. Точно так же покупатель любого иного товара может использован. его по прямому предназначению (телевизор — для просмотра телепередач, плеер — для прослушивания музыки или просмотра фильмов, компьютер — для деловых или развлекательных целей, автомобиль — как транспортное средство и т. д.), а также продать его, подарить, выбросить. Копи рование таких товаров, как правило, невозможно или требует больше средств, чем приобретение нового товара.
Таким образом, принцип правовой охраны относится только к объек там интеллектуальной собственности, но не имеет отношения к товарам которых эти объекты воплощены. Следовательно, любые товары, в кото- х воплощены объекты интеллектуальной собственности, могут свободно пользоваться по их прямому предназначению, продаваться, обмениваться т. д. Ради такого предназначения потребительские товары производятся приобретаются. Законодательство об интеллектуальной собственности содержит поженил об ограничениях исключительного права, которые подробно рас-атривались в данном издании. В соответствии с этими положениями требители товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной бственности, в некоторых случаях и при некоторых условиях могут ис-ользовать и объекты интеллектуальной собственности. Следовательно, не любое использование объектов интеллектуальной соб-венности без разрешения правообладателя является нарушением закона и е каждое лицо, использующее объекты интеллектуальной собственности, ^ляется нарушителем закона. Таким образом, нужна осторожность при обвинениях тех или иных зд в нарушении законодательства об интеллектуальной собственности. Ьезаппеляционность такого рода особенно характерна для средств массовой информации, распространяющих заказные статьи заинтересованных Ииц и организаций.
В § 1.13 было рассмотрено неправомерное использование термина ■«пиратство» в отношении нарушения прав интеллектуальной собственности. Отмечалось, что очень часто нарушителей законодательства об интеллектуальной собственности называют пиратами, ворами, грабителями и проч., хотя таковыми они в действительности не являются. Если совершено хищение (безвозмездное завладение) имущества посредством кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, то уголовное законодательство называет таких лиц не ворами, грабителями, пиратами, вымогателями, шулерами и пр., а лицами, совершившими преступление. Таким образом, уголовное законодательство, как и гражданское, не признает терминов «вор», «пират», «грабитель», которые широко используются в средствах массовой информации и в обиходе. Особенностью кражи, грабежа или разбоя является то, что правомерный владелец имущества или вещной собственности ее лишается. В отношении интеллектуальной собственности это не так, поскольку нарушители прав интеллектуальной собственности ничего не изымают у ее владельца и они не лишают его интеллектуальной собственности. Владелец остается правообладателем соответствующего объекта интеллектуальной собственности. Нарушитель неправомерно использует неизъятый объект интеллектуальной собственности, воплощенный в товаре, иногда правомерно приобретенный. Таким образом, нарушитель права интеллектуальной собственности не может считаться ни вором, ни грабителем, ни пиратом, поскольку он не § 8.2. Контрафактные товары ■ 297 296 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав лишает правообладателя ни принадлежащего ему объекта интеллектуал!^ ной собственности, ни исключительных прав на него. Другое дело, что на-рушитель наносит ущерб правообладателю, и только суд может это устано-1 вить. Контрафактные товары В отношении нарушений прав интеллектуальной собственности в большинстве стран используется термин «контрафактный» (от англЛ counterfeit), имеющий множество близких значений: поддельный, подложный, фальсифицированный, фальшивый, фиктивный, дезориентирующий, вводящий в заблуждение и т. д. В ряде стран термин «контрафакция», применяют как синоним производства контрафактных товаров.
Контрафактный товар — это любой товар, произведенный без ра;/><■ • шения правообладателей объектов интеллектуальной собственности, воплощенных в этом товаре. Существует множество видов контрафактных товаров, в которых неправомерно воплощены охраняемые: • объекты авторского права или смежных прав; • объекты патентного права; • маркетинговые обозначения. Контрафактные товары с воплощенными объектами авторского права или смежных прав относятся к очень широкому ассортименту товаров; книги, журнальные и газетные статьи, фильмы, фонограммы, компьютерные программы, базы данных и т. д. Товары этой категории легко копируются, причем цифровое копирование не ухудшает, а сохраняет качества оригинала. В цифровой среде такие товары легко распространяются, имеют низкую цену или вообще бесплатны. Принимаемые меры по сокращению рынка контрафактных товаров этой категории не дают результатов, m.i которые рассчитывают правообладатели и законные производители. Контрафактные товары с воплощенными объектами патентного права не столь распространены и не столь заметны, как иные товары. Дело в том, что использовать объекты патентного права не так просто, как объекты авторского права или смежных прав. Например, для воплощения чужою изобретения в какой-либо товар его производитель должен провести трудоемкую и дорогостоящую работу до начала производства контрафактных товаров. Причем при реализации такого контрафактного товара производитель может не получить особых рыночных преимуществ, поскольку при вообладатель может установить факт неправомерного использования, на пример своего изобретения, и привлечь нарушителя к судебной ответственности. Следует подчеркнуть, что обнаружить факт незаконною использования объектов патентного права оказывается иногда весьм;| южно. Кроме того, число производителей контрафактных товаров ной категории невелико по сравнению с производителями контрарных товаров иных категорий.
Контрафактные товары с маркетинговыми обозначениями являются ень распространенными. К ним относится продукция в основном лег-й и пищевой промышленности и в гораздо меньшей степени продукция сокотехнологичных отраслей промышленности. Распространенность сих контрафактных товаров вызвана тем, что нанести маркетинговые значения на любую продукцию очень просто и это не требует значи-ьных издержек. Контрафактные маркетинговые обозначения легко об-руживаются, поэтому во многих случаях нарушения прав легко устанав-ваются. Ввиду исключительной распространенности контрафактных варов этой категории законодательство всех стран предусматривает же-кие меры к нарушителям, идущие еще от Парижской конвенции 1883 г. Несмотря на широкое использование термина «контрафактный то-р», в котором воплощены объекты интеллектуальной собственности, и Гражданском кодексе Российской Федерации он используется только в отношении товаров, на которые неправомерно нанесены охраняемые маркетинговые обозначения, — ст. 1515, 1519(3), 1537(1). В остальных случаях Ьечь идет о контрафактных носителях, контрафактных экземплярах произведений, контрафактных объектах смежных прав — ст. 1252(4), 1302(1), 1312, хотя и в этих случаях должны пониматься товары, в которых воплощены соответствующие объекты. В ст. 1252(4) Гражданского кодекса Российской Федерации признаются контрафактными товары, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности с нарушением исключительного права на эти объекты. Кроме того, контрафактными признаются такие же товары, находящиеся в гражданском обороте. В соответствии со ст. 1299 и 1300 товары, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав, признают контрафактными, если и них: 1) удалены технические средства защиты, установленные правообладателем; 2) изменена или удалена информация об управлении правами. К первой категории относятся товары с удаленной технической защитой, которая была установлена правообладателем. Существует много технических методов и устройств, позволяющих в некоторой мере защитить объект авторского права или смежных прав от несанкционированного использования. Однако такая защита не является абсолютной, поскольку во многих случаях ее можно убрать, снять, заблокировать, обойти. В соответствии с Договором ВОИС по авторскому праву и Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам удаление средств технической защиты с охраняемых объектов признается нарушением закона. Проблема охраны технических средств защиты рассматривается в § 8.3.
298 • Глава 8. Защита интеллектуальных прав § 8.3. Технические средства защиты • 299
Ко второй категории относятся товары с измененной или удаленной информацией об управлении правами. Как отмечалось в § 2.8 и 3.4, правообладатель для оповещения о своих правах может использовать конвенционные знаки охраны и иную информацию, размещая ее на товарах, в которых воплощены объекты авторского права или смежных прав. Новые международные нормы позволяют правообладателю размещать на товарах любую информацию по управлению правами для оповещения о своих правах I на объект авторского права или смежных прав и об условиях его использо- I вания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|