Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.
Цель: провести наблюдение и выяснить, на сколько дети экспериментального и контрольного классов активны и заинтересованы на уроках математики Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов. В графу “активен” заносились те ученики, которые активно работали на всем протяжении урока, давали быстрые и правильные ответы, В графу “средне активны” заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку чтобы ответить, давали неверные ответы. В графу “пассивен” заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы. Данные о результатах наблюдения мы занесли в таблицу.
Таблица 2 Результат наблюдения по данным экспериментального класса.
Диаграмма №2
Таким образом в исследовании принимало участие 24 человека, в результате которого мы выяснили, что большая часть класса, а именно 50% не проявляют интереса, 33% проявляют частичный интерес в различных видах деятельности и лишь 17% активно участвуют в работе на уроках математики
Подобное наблюдение проводилось и контрольном классе. Данные о результатах наблюдения мы занесли в таблицу. Таблица 3 Результат наблюдения по данным контрольного класса.
Диаграмма №3 Результаты наблюдения по данным контрольного класса: 39% не проявляют активность на уроке математики, 33% частично активны на уроке и только 28% активно работают на уроке математики. Проанализировав данные результаты обоих классов, мы занесли их в сравнительную таблицу.
Таблица 4 Сравнительная таблица 1а и 1б классов по данным проведенного наблюдения.
Диаграмма № 4 На основании анкетирования и наблюдения учеников, мы можем сделать вывод, что интерес у экспериментального и контрольного классов на уроках математики не очень высок. Контрольный срез Цель: определить уровень вычислительных умений и навыков в устных вычислениях в пределах двадцати.
Учащимся 1а и1б была предложена следующая проверочная работа разработанная учителем:
(См приложение № 3) Критерии оценки проверки работ: Один балл дается за правильный ответ и один снимается за не правильный: 40 баллов - отлично 39-37 баллов - хорошо 36-30 баллов - удовлетворительно ниже 30 баллов – неудовлетворительно Данные по итогам проверочной работы мы зафиксировали в сравнительную таблицу.
Таблица № 5 Сравнительная таблица анализа проверочной работы в экспериментальном и контрольном классе.
Диаграмма № 5 Диаграмма № 6
Таким образом в результате сравнения полученных данных проверочной работы, мы выявили, что контрольный класс находится на более высоком уровне сформированности устных вычислительных умений и навыков, тогда как экспериментальный класс довольно отстает.
Вывод: Констатирующий эксперимент показал, что: · 1а и 1б работают по одинаковой, традиционной программе (1-4) · классы примерно равны по возрастным показателям. · Интерес у классов на уроках математики не очень высок. · Уровни сформированности вычислительных умений и навыков разные (экспериментальный класс отстает от контрольного).
На этой основе мы сделали следующий вывод: что необходима коррекционная работа, направленная на повышение уровня познавательного интереса к математике, а также уровня усвоения знаний, умений и навыков устных вычислений при помощи проведения систематической работы с устными упражнениями в различных их видах и на разных этапах урока. 1а – экспериментальный класс, где мы будем проводить формирующий эксперимент, 1б – контрольный класс.
2.2 формирующий эксперимент. Цель: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики. Задачи: - подобрать различные виды упражнений для устных вычислений. - способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики. - провести данные виды устных упражнений в экспериментальном классе. На основе ранее перечисленных особенностей данного класса, с учетом содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся, нами были взяты следующие виды упражнений для устных вычислений: 1) нахождение значения математических выражений 2) сравнение математических выражений 3) решение задач. Цель устных упражнений: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повышать с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.
Устные упражнения проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, как бы подытоживая новый материал. Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность.
Фрагменты проводимых уроков с использованием различных видов устных упражнений: Урок № 1 Тема: “Случаи сложения вида а+7” Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики. - Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, но по дороге, он уронил свою корзинку и рассыпал все грибы которые только что насобирал. Давайте поможем ему собрать их. Но для того чтобы подобрать грибок надо сначала будет решить пример. (Открываю доску, на ней нарисованы грибочки, в которых примеры: 9+6, 8+6, 7+6, 6+6, 12=9 и, 13=7 и. Ученик дает ответ с объяснением решения, осле этого идет к доске и стирает грибок – кладет его в корзину). - Молодцы ребята, за то что вы помогли Незнайке он попросил меня показать вам фокус: - Задумайте число от 1 до 10. прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1. Теперь скажите результат, а я скажу сколько вы задумали. (для отгадывания нужно из результата вычесть 2). Если останется время можно предложить разгадать фокус. Урок № 2 Тема: “Случаи сложения вида а+8, а+9” Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики. Сегодня на уроке мы с вами порешаем интересные задачки, но у каждой задачи есть ключ – это пример и для того чтобы я прочитал вам условие задачи, вам сначала надо будет решить пример. 1) 9+7= Задача: есть 2 бидона: в один входит 7л., а в другой – 3л. Как с помощью этих бидонов отмерить 4л. воды? Первый кто отгадывает будет получать жетон. 2) 8+7= шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? 3) 7+7= Ствол у дуба толще, чем ствол у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол у березы. Что толще: ствол дуба или березы? Урок № 3 Тема: “Закрепление пройденного” Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики. Игра “Продолжи цепочку” – я читаю пример, а затем кидаю мячик, тот кто его поймал должен назвать ответ и объяснить как решал: 7+4; 6+5; первое слагаемое 9, второе 4; первое слагаемое 7, второе 7; назовите сумму 8 и 6; назовите сумму 8 и 8; В следующем задании вам надо будет заменить число суммой двух одинаковых слагаемых: 4, 6, 8, 10
Теперь откройте свои учебники на странице 70, найдите упражнение № 9 [26]: Давайте выполним это задание:
Не забывайте объяснять решение. Урок № 4 Тема: “Вычитание вида 11-а” Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики. - Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, он хотел подарить нам шарики, но подул сильный ветер и он не смог их удержать, давайте поймаем их. Но чтобы поймать воздушный шарик нам надо решить пример. (примеры написаны на доске в воздушных шариках, ученик называет ответ и объясняет как решал, затем идет и привязывает шарик): 13-5, 18-9, 14-7, 11-4, 15-8, 17-9, 15-6, 16-7.
- Молодцы! Ребята, посмотрите еще раз на доску, у нас здесь нарисован домик в котором живет число 11, но он не весь заселен и ей там скучно, давайте заселим его: 11 это 2 и? и т.д.
Урок № 5 Тема: “Вычитание вида 12-а” Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики. - Ребята, сегодня по дороге в школу, я встретил бобра. Он сейчас строит себе новый домик и совсем запутался в измерениях. Он попросил чтобы вы помогли ему, для этого нам надо сравнить выражения (выражения записаны на доске): 1дм 2см * 13см 17 * 10+7 14 * 14+1 1дм 5см * 20см 19 * 20-1 15 * 15+5 Молодцы ребята!
Ребята, помните мы вчера заселяли домик для числа 11? Давайте сегодня заселим домик числа 12: 12 это 3 и? и т.д. - Молодцы!
Урок № 6 Тема: “Вычитание вида 17-а, 18-а” Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики. Ребята, я подготовил вам задание на доске, но кто-то стер все знаки у примеров. Давайте попробуем их восстановить. 6*2*1=9, 10*3*4=3, 5*4*2=7, 6*3*4=5 Молодцы! Сегодня с вами мы будем авиоштурманами. Нам надо проложить путь пилоту.
(Дети называют ответ и объясняют решение) Молодцы! Наш самолет благополучно приземлился. Вывод: Проводимые виды устных упражнений вызывали интерес у детей – они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату. Особенный интерес вызывали у детей упражнения в занимательной форме.
Контрольный эксперимент. В качестве контрольного эксперимента мы использовали наблюдения и проверочную работу, которые проводили в констатирующем эксперименте. Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия повышения познавательного интереса к урокам математики, а так же выявить, как это отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков в устных упражнениях. Результаты, полученные при проведении контрольного наблюдения и проверочной работы, мы зафиксировали в диаграммах. Диаграмма № 7 Диаграмма № 8 Диаграмма № 9
Как видно на диаграммах, учащиеся 1а класса после проведенного эксперимента стали более интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что проводилась систематическая работа на повышение познавательного интереса с помощью устных упражнений. Вывод: таким образом было выявлено, что несмотря на проведенную работу, экспериментальный класс по уровню усвоения знаний, умений и навыков в вычислительных упражнениях чуть ниже, чем контрольный класс, однако заметно повышение познавательного интереса к уроку математики, по сравнению с другим классом. Следовательно система устных упражнений на повышение познавательного интереса доказали свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики теперь соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа. Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию.
Заключение. В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи: 1) Изучена методическая и психолого-педагогическая литература по данному вопросу. 2) Подготовлены и проведены разнообразные виды устных упражнений для повышения познавательного интереса к урокам математики. 3) Сделаны выводы и рекомендации по использованию данной системы Повышение познавательного интереса, это длительный процесс поэтому в ходе нашей экспериментальной работы не у всех учащихся повысился уровень познавательного интереса. Мы считаем что причиной этого является недостаточность количества времени. Но в целом наша экспериментальная работа прошла плодотворно и мы можем только предложить учителю продолжать использовать на уроках устные упражнения для повышения уровня познавательного интереса. Математика - предмет настолько серьезный, что воспользоваться каждой возможностью оживления уроков – чрезвычайно важно. Учитель должен помочь ученику увидеть в серьезном – курьезное, в скучном - занимательное, в обычном – необычное. Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика.
Из результата экспериментальной работы можно сделать вывод, что уровень познавательного интереса детей значительно повысился и это свидетельствует о том, что предложенные нами виды устных упражнений оказались эффективными и выдвинутая гипотеза подтвердилась – если включать в урок систематически проводящиеся разнообразные виды устных упражнений, то уровень познавательного интереса повышается.
Список используемой литературы. 1) Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335с. 2) Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 1990 – с.39-44 3) Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш. 1985г. №5 4) Бурлакова Устный счёт на уроках математики. //Н.ш. 1969 №10 5) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15 6) Воспитание интереса учащихся начальных классов к учебным предметам. УФА: 1985г. - 83с. 7) Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся. Издательство “Штиинца” Кишинёв 1975г. 8) Жикалкина Т.К. игровые и занимательные задания по математике для 1класса. М.: ”Просвещение” 1989г. 9) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1 10) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6 с.44-46 11) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш. 1999 №8 12) Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14 13) Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 1998г. – 288с. 14) Кравченко В.С. Устные упражнения по математике в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1979г. 15) Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 1989г.
16) Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. //Н.ш. 1987 с31 17) Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Издательство: ЛГУ 1960г. 18) Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2 с.34-38 19) Мишенева Т.С. Приемы организации устного счета. Из опыта. //Н.ш. 1987 №2 с30-32 20) Моро М.И., Пышкало А.М. методика обучению математики в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1975г. 21) Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник для 1класса начальной школы. Часть 2 (второе полугодие). М.: Просвещение 2003г. 22) Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы 3кл.(1-3), 4кл.(1-4). М.: Просвещение 2001г. 23) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение 1979 - 167с. 24) Щукина Г.И. Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний. “Учёные записи ЛГПИ им. Герцена”, том 106 55ч. 25) Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971г. 352с. 26) Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М.: Столетие, 1995г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|