Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество Виктора Попкова.




Попков Виктор Ефимович (1932-1974) - русский живописец и график .Выпускник Московского института им. В.И. Сурикова стал одним из самых ярких, значительных мастеров своего поколения, его имя и творчество навсегда остались в истории изобразительного искусства второй половины двадцатого века.

Отличительной чертой творчества Виктора Попкова является притчевый характер его произведений. Языком символов он пишет рассказ, повесть, роман пластикой линий, пятен, цвета, фактуры, достигая виртуозной техники исполнения. В его полотнах всегда есть тайна и загадочная притягательность. Сила его творчества еще и в том, что языком живописи он умел достичь оптимального результата в своих замыслах. Идея, колорит, композиция, виртуозный рисунок – все на высочайшем профессиональном уровне.

Созданные им картины — «Двое», «Строители Братской ГЭС», «Сентябрь на Мезени», «Мой день», цикл полотен «Мезенские вдовы», «Работа окончена», «Шинель отца», «Осенние дожди. Пушкин» — сразу после появления на выставках оказывались в центре общественного внимания, вызывали горячий отклик художественной критики, о них спорили и ими восторгались коллеги и друзья автора. О нем писали самые авторитетные искусствоведы того времени: А.А. Каменский, Л.И. Акимова, А.И. Морозов, В.С. Манин, Г.А. Анисимов и многие другие, от мнения которых во многом зависели судьбы художников и их произведений.

В картинах 1963-1966 годов "Студенты на практике", "Полдень" и других искусствоведы увидели живописное переосмысление традиций русского лубка и палехского стиля. Попков преобразовывал реальные формы предметов, использовал для декоративного решения их фигуративную основу.

Одним из главных достижений "шестидесятников" можно считать обращение к проблемам человеческих взаимоотношений, к нравственно-психологическим аспектам бытия. Написанные в 1965-1968 годах картины Виктора Попкова "Сон", "Двое", "Развод", "Семья Болотовых", как и его портреты пожилых деревенских женщин,- это психологически точные, драматичные в своей сути слепки времени. По словам самого художника, замысел картины "Двое", где немолодые влюбленные уходят подальше от людских глаз, возник у него после просмотра итальянского фильма "Нищий". Таким образом как бы приоткрывается еще один образный нерв 60-х годов - итальянский неореалистический кинематограф. Виктор Попков, как и его великие современники в литературе - Ю. Трифонов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Белов - отстаивал в творчестве высокую нравственную позицию, выступал против бездуховности, равнодушия, мещанства. Бытовые сцены превращались у него в бытийные.

Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл "Мезенские вдовы". Все портреты - "Старость", "Ожидание", "Одна" и др., написанные в конце 60-х - начале 70-х годов, звучат особой, полной боли и трагизма нотой. В каждой картине - характер и судьба. Сам Виктор Попков вспоминал: "Я попытался написать работы, которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, мрачные, пронизанные чувством тоски и угнетенности... И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть, их горя..." Он считал, что обязан был отдать несколько лет "этой трагедии, которой не удалось избежать человечеству в наш XX век", "донести до зрителя мысль, что этого не должно быть".

Одной из основных в цикле является картина "Северная песня": молодые фольклористы записывают старинную песню, которую исполняют, как отмечают искусствоведы, "готически" угловатые пожилые женщины. Именно преемственность поколений, духовная связь между теми, кто сберегает и воспринимает традицию, представлялась "шестидесятникам" основой нравственного очищения всего общества, залогом развития культуры.

В 70-е годы особое значение в творчестве Виктора Попкова приобрела иносказательность. Так, в картине "Тишина", где идущая девочка как бы замерла на мгновение, замерла, чтобы преодолеть своеобразное сострадательное удивление, которым пронизан сам воздух полотна. Памятники погибшим - шрамы на теле земли, боль. Храм - путь к преодолению этой боли. "Шинель отца" - это напоминание о том, что живущие живут теперь и за тех, кто погиб на войне. На плечах у Попкова - шинель отца художницы К. Калинычевой, его жены.

Глубоким проникновением в духовную жизнь героев, обостренностью формы отличаются портреты Виктора Попкова. Что же касается его автопортретов, то они свидетельствуют о том, что художник ощущал себя как бы организующим центром всей своей образной системы. Во многих автопортретах есть сюжетные завязки, например, "Художник в деревне", "Мой день", "Мать и сын". Именно мать давала Виктору Попкову духовные силы, учила его сострадать, любить, видеть красоту и поэзию.

Одними из самых значимых произведений стали эпические работы художника из цикла «Мезенские вдовы»: «Воспоминания. Вдовы», «Северная песня», «Сентябрь на Мезени», «Северная часовня», «Сени, «Одна», «Старость» и другие. Уже названия картин несут в себе и сопереживание, и внутреннюю боль за людей, прошедших тягости лихолетья, страданий и незаслуженно забытых.

Творчество этого мастера до сих пор волнует и вызывает неподдельный интерес не только в России. Виктор Попков удостоен звания лауреата Государственной премии, о нем сняты документальные фильмы, изданы альбомы, книги. В Третьяковской галерее находится 90 работ художника, более 20 работ - в Русском музее.

 

Творчество В.Е. Татлина

Владимир Евгра́фович Татлин (28 декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, там же) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма. Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма.

Владимир Татлин родился в Москве, в дворянской семье. В 1902 году ему удалось поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако в то время Владимир еще не обладал достаточной подготовкой, а круг интересов не успел сформироваться, а потому через год он был отчислен. Потерпев временную неудачу, Татлин поступил в Одесское училище торгового мореплавания, после чего служил матросом на парусном судне. Впоследствии морские темы часто встречались в его творчестве — матросы, продавцы рыбы, рыбаки… А известное полотно «Матрос» является автопортретом художника. Между прочим, в этой картине Татлин использовал и традиционные принципы композиции, принятой в русской иконописи, в частности соединение квадрата картины с кругом.

В 1905 году Татлин сделал еще одну попытку вернуться на поприще искусства. Он удачно поступил в Пензенское художественное училище. Там же состоялось его знакомство с деятелями русского авангарда — М. Ларионовым, Н. Гончаровой и А. Лентуловым. В кружке Ларионова Татлин сформировался как художник. Там он сначала освоил импрессионистическую технику, а затем и традицию неопримитивизма.

Импрессионистическим настроением овеяны ранние произведения художника — «Гвоздика», «Цвет пижмы», «Ноготки» (все — 1909). Впечатления, полученные во время плаваний по морям, отразились в акварельных работах «Флотские формы», «Рыбное дело» (обе — 1910).

В 1910 году Татлин вновь поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он самостоятельно освоил сезаннизм и русскую иконопись. Традиции Сезанна воплощались в красочных натюрмортах.

В то же время Татлин продолжал писать картины с сюжетами, навеянными морскими просторами, однако уже в этих произведениях проявляются признаки конструктивизма. Особенно это заметно, когда фигура персонажа показывается в движении. Кажется, что линии тела пружинят и натягиваются. Художника человеческие фигуры интересовали как элемент конструктивный. С тех пор Татлин избрал для себя основное средство выразительности — натянутую линию.

Шедевром Татлина считается серия полотен «Натурщицы», которую он создавал в течение нескольких лет специально для Третьяковской галереи и Русского музея. На примере этих произведений становится особенно ясным путь эволюции мастера от простого бытового изображения натуры до осознания человеческого тела как достаточно конструктивного устройства. А поскольку чувственное любование конструкцией невозможно, то и в данных работах оно совсем отсутствовало, что, собственно, не характерно для жанра ню.

 

Биография Татлина богата на события, в том числе и события из мира изобразительного искусства. в 1914 он изобретает новую разновидность искусства – «живописный рельеф» или «контррельеф» (среди сохранившихся работ такого рода – композиция из цинка, палисандра и ели, 1916; Третьяковская галерея, Москва); искусство здесь, прервав процесс пассивного отражения натуры, само выходит (буквально «выпирает») в мир, превратившись в конструирование реальных трехмерных вещей. Свои работы он выставлял вместе с такими художественными объединениями, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Также был участником «Последней футуристической выставки 0.10», которая стала легендарной. С 1925 года был профессором в Киевском Художественном Институте. С 1927 года стал профессором ВХУТЕИНа в Москве.

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!».

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

В последний период творчества Татлин работал главным образом как театральный художник. В этой области он также сумел с исключительной силой проявить свою незаурядность. Так, для спектакля «Дело», поставленного по пьесе Сухово-Кобылина, он придумал деревянный занавес; спектакль «Укрощение строптивой» был украшен гобеленами, расписанными Татлиным в манере Ренессанса.

Особой оригинальностью отличалось оформление пьесы «Капитан Костров», действие которой проходило на волжских берегах. Татлин придумал специально для этого представления вращающийся круг из белой жести, наклоненный к плоскости пола. Перед этим кругом располагалась лодка, отражающаяся в жести, словно в воде. В качестве фона художник использовал обычную серую ткань, которая тем не менее создавала исключительный эффект: зрителю казалось, что перед ним расстилается обширное пространство. Фаворский говорил, что «Татлин любил материал, и материал раскрывал ему свои тайны».

Но однажды материал не пожелал слушаться художника, и весьма загадочным образом. Это произошло во время оформления Татлиным спектакля, посвященного героям-челюскинцам. Художник решил, что декорации, представляющие собой лед, нужно изготовить из стекла. На ночь Татлин остался в театре, как это было в его обычае, и вдруг услышал, как стеклянный лед сам по себе начал трескаться. Прошло несколько минут, и на глазах изумленного художника огромные льдины превратились в мельчайшие осколки.

В последние годы жизни Татлин был невероятно одинок. Забытый всеми, он продолжал работать, рисуя на деревянных досках, покрытых левкасом.

31 мая 1953 года заслуженный деятель искусств Татлин умер. На его похоронах присутствовало не более восьми человек.

 

Самый известный проект В.Е. Татлина – «Памятник III Коммунистическому Интернационалу». Это спиральная башня с вращающимися центральными секциями, высотой 400 м, в основании которой: куб, пирамида и цилиндр, предназначавшиеся для размещения залов конгрессов, офисов и радиостанции. «Башня Татлина», превосходившая в 1,5 раза по высоте Эйфелеву башню, была им задумана как главное здание Коминтерна - организации, готовившей человечество к мировой революции.

Автопортрет «Матрос» написан Владимиром Татлиным в год переезда в Москву после окончания Пензенского художественного училища и после двух-трёхлетнего знакомства и близости с Михаилом Ларионовым. В картине прослеживается влияние не только живописи Ларионова, но и русской иконописи. В частности, использован один из принципов построения русских икон: квадратный формат картины сочетается с кругом, образованным основными линиями композиции. В течение лета 1911 года Татлин в качестве матроса дважды совершил рейсы из Одессы по Чёрному и Средиземному морям; второй рейс был до Каира. Эти впечатления несомненно легли в основу картины

 

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ

  • Матрос (Автопортрет), 1911, Русский музей, Петербург
  • «Памятник III Коммунистического Интернационала» или «Башня Татлина» 1919—1920
  • «Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), 1930—1931, Музей истории авиации, Монино, Московская область
  • Череп на раскрытой книге, 1948—1953.

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Работы Татлина находятся в собраниях:

  • Государственной Третьяковской галерее
  • ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве
  • Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

 

Его произведения и взгляды на искусство в свое время оказали воздействие на теоретические концепции и творчество многих художников, архитекторов, дизайнеров у нас в стране и за рубежом; они воздействовали даже на его идейных противников и оппонентов своей последовательной программностью, новизной и обилием перспективных профессиональных идей. В последние годы жизни (Владимир Евграфович умер 31 мая 1953 года в Москве) Татлин работал главным образом в театре и в станковой живописи. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Татлин почти не выступал в печати. Однако его высказывания об архитектуре и ее взаимосвязях с другими искусствами и техникой (частично известные только в записях искусствоведов Н. Н. Пунина и Я. Д. Тугендхольда) представляют принципиальный интерес.

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...