Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первый шаг на территорию детского сада

Период адаптации

Приучайте к самостоятельности

Помните: ребенок как личность уже начинает формироваться к концу первого года жизни. Ему совсем не безразлично, как оценивают его взрослые (близкие и чужие). Поэтому он стремится быть самостоятельным, независимым. Учите ребенка самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и одеваться, контролировать собственные физиологические отправления и даже, по возможности, помогать вам в домашних делах. Такой малыш растет независимым, уверенным, открытым, добрым.

Медвежью услугу взрослые, особенно бабушки, оказывают своему любимцу, когда все делают за него, а ребенок только самодовольно открывает рот перед протянутой ложкой, капризно сует бабушке под нос ногу, чтобы на нее одели валенок. Один папа с гордостью мне сказал: "У меня хватит денег на то, чтобы моя дочь в памперсах ходила до школы!" Денег-то, может, и предостаточно, но самому ребенку становится дискомфортно, если при чужих людях он выступает в роли неумейки. Он чутко улавливает, что своими неловкими попытками натянуть колготки задом наперед вызывает неодобрение и даже раздражение взрослых.

Первые дни в детском саду без мамы, без ее опоры и защиты нужно рассчитывать только на себя. Незнакомых взрослых ребенок держит на расстоянии, а здесь приходится близко контактировать с ними во время одевания, кормления. К тому же, все это они делают не так, как мама или бабушка. У ребенка нарастает неприятие такой помощи, протест. Возникает еще одна ситуация, которая усугубляет его самочувствие. Поэтому вопрос о самостоятельности детей - вопрос не праздный для семьи, которая планирует отдать ребенка в детский сад.

Настройтесь позитивно

Часто родители спрашивают, сколько времени длится адаптационный период? Конечно, многое зависит от самого ребенка. Но если вас ждут на работе, то начинайте приучать малыша к условиям дошкольного учреждения за 4-6 месяцев до выхода на работу.

Замечу, как мы, взрослые, порой бываем черствы к нашим детишкам. В этот трудный для малыша период, когда все незнакомо ему в дошкольном учреждении, мы начинаем отсчитывать, в какой временной отрезок уложился малыш, привыкнув к новым условиям жизни. Одни считают: ровно 128 дней. Другие дают месяц-два, иначе приговор: "Не детсадовский ребенок". Да не бывает таких! Такими бывают сами взрослые. Если мама с ужасом вспоминает свое детство в стенах неудачного детского садика, она неосознанно закладывает в сознание ребенка негативный образ детского учреждения. В сердцах такая мама восклицает: "Почему не ешь сам? Вот отдам тебя в детский сад, останешься голодным - никто кормить тебя там не будет! Тогда живо возьмешься за ложку!", "Убирай игрушки сам! Вот пойдешь в детский сад, там тебе спуску не дадут!". А еще печальнее, когда начинают пугать темной комнатой, углом.

Важно позитивно настроить ребенка на грядущие перемены в его жизни.

Постарайтесь как можно больше рассказывать, как вы сами ходили в детский сад, что было там интересного, занимательного. Можно даже придумывать истории с детьми, которые ходят в детский сад. А еще лучше говорить: "Научишься одеваться сам, тогда тебя примут!", "Ты сегодня толкнул своего приятеля Ромку, зачем такие дети детскому саду? Там все добрые, приветливые дети. Пора исправляться! Времени осталось мало".

Первый шаг на территорию детского сада

Выполняя наказы опытных педагогов, за день-два начните разговор с малышом, подготовьте его к приходу в группу. Скажите, что вы мечтаете показать ему детский сад, где интересно живется всем детям, где добрые, ласковые воспитатели играют с детьми, поют, танцуют...

Выйдя прогулку, предложите ребенку заглянуть в детский сад. Адаптационный период приходится, как правило, на август-сентябрь, когда дети возвращаются с дач. Стоит прекрасная ранняя осень. На улице тепло, дети одеты в яркие одежды, вокруг цветут цветы, деревья в осеннем уборе. В детском саду на прогулке в это время детям всегда интересно.

Вошли вместе на участок. Помните: многое зависит он вас. Ребенок смотрит на окружающее через призму восприятия мамы, оценивает происходящее вокруг ее мерками. Приветливо поздоровайтесь с воспитателем, называя ее по имени и отчеству. Ведите себя так, будто пришли в гости к хорошо знакомому симпатичному человеку. Никакой скованности, робости. Воспитатель приветливо ответит вам, пригласит погулять вместе на участке, кратко обратится к ребенку, в основном разговаривая с вами.

Пока не отвлекайте внимание ребенка на окружение (цветник, качели, игровой материал, особенно на детей). Он все равно это не видит, а большое количество ребятишек даже пугает его. Первый приход в детский сад - яркое событие для него на уровне импринтинга (запечатления), которое многое определит в дальнейшем ходе адаптационного периода.

Пока он разбирается: кто такая Галина Ивановна (воспитателница) и можно ли ей доверять, мама не должна судорожно прижимать к себе малыша и держать его за руку. Наоборот, надо спокойно отреагировать на приглашение воспитателя проследовать за нею по участку, где дети играют в песочнице, заняты своими делами на веранде. Мама все время уточняет: "Галина Ивановна, а кто у вас поливает цветы?", "А кто у вас живет в этом симпатичном домике?" и т. п. Обращаясь к сыну, напоминает: "А качели похожи на те, что у нашего дома. Верно?", "А горка лучше нашей!". Напоминания о предметах, знакомых ребенку в обыденной жизни, помогает ему внутренне расслабиться, спокойно оглядеться.

Если Галина Ивановна затеяла вместе с детьми наблюдение за чем-то, остановитесь неподалеку, прислушайтесь, о чем речь. Захочет малыш покататься на качелях, прокатиться с горки, Галина Ивановна будет только приветствовать. Уходя с территории участка, попрощайтесь с воспитателем, не принуждая ребенка к тому же, пообещайте прийти в гости еще. Теперь уже на целый вечер есть что вспомнить интересного самим, о чем рассказать папе. Искренне радуйтесь, что познакомились с детским садом.

Через два-три дня вы увидите сдвиги в поведении малыша. Он уже улыбается воспитателю при встрече, может по собственной инициативе откликнуться на ее предложение посмотреть что-то интересное (недалеко от того места, где находится мама). Устанавливая контакт с незнакомым взрослым на уровне эмоционального общения, малыш почти параллельно осваивает незнакомое для него пространство участка, постепенно начинает ориентироваться в нем.

Еще шажок - в группу

Теперь можно уже усложнить задачу: вводить ребенка в помещение групповой комнаты. Воспитатель встречает маму и малыша на пороге групповой комнаты, радуется, что пришли в гости опять, и предлагает малышу: "Снимай обувь, а я тебе подарю красивый шкафчик". Переобувшись, мама и ребенок входят в группу с играющими детьми. Малыша пугает огромная площадь групповой комнаты (в его личном опыте такого помещения еще не встречалось). Успокойте малыша. Садитесь вдвоем на стульчики недалеко от порога. Ребенок начинает осматриваться, разглядывать близстоящие столы и стулья. Взрослые разговаривают между собой о том, что находится в группе, давая мебели и игрушкам только положительную оценку. Вскоре все вместе выходят на прогулку. Мама помогает воспитателю одевать других детей, не только своего малыша.

На следующий день порадуйтесь, какой красивый шкафчик подарила вам добрая Галина Ивановна. Находясь в группе, вы издали следите за работой воспитателя, комментируете для ребенка: "Какая Галина Ивановна рукодельница! Смотри, какую кофточку сшила для куколки!" и т. п. Если позволяет ситуация, можно обратиться к воспитателю за пояснениями: "У вас в группе все кормят рыбок?" и тут же к ребенку: "Если ты захочешь, Галина Ивановна и тебе разрешит, она добрая!"

Если ребенок попросит вас уйти, не задерживайте его. Ему достаточно тех впечатлений, что он уже получил. Теперь у вас есть еще повод для вечерних разговоров, которые вы ведете умело, стараясь создавать положительный образ воспитателя. Спрашивайте: "А как тебе понравились машины у Галины Ивановны?" Конечно, он их не видел. Искренне удивляйтесь этому. Значит, нужно заглянуть к Галине Ивановне еще раз. Цель ясна, и малыш незаметно для себя начинает осваивать территорию группы сначала с вашей помощью, а потом и с помощью воспитателя, которая гостеприимно предлагает посмотреть и кукольный уголок, и гараж, и книжную полку, и т. п.

Оказывается, в детском саду можно и рисовать, и лепить. Все дети заняты, а вы с малышом ходите от одного рисунка к другому. Будьте близко от ребенка, но не водите его за руку. Пусть привыкает двигаться без вас. Галина Ивановна предлагает всем посмотреть на хомяка. Все дети бегут к клетке. Малыш невольно двигается за всеми. Увлеченно разглядывая живое существо, он не заметит, как воспитатель ласково положила руку ему на плечо, провела рукою по волосенкам. Оглянулся - мама недалеко, смотрит на хомяка, улыбается. Оказывается, ей тоже интересно!

А при одевании Галина Ивановна искренне удивляется, что малыш умеет так ловко и быстро одеваться. Ребенок удовлетворенно улыбается ей. Воспитатель предлагает ему помочь маленькой Оле сойти с крылечка, ведь он такой ловкий! Ребенок не отказывается. Постепенно в круг знакомых начинают вводиться и сами дети. Малышу интересно: рядом мама, и воспитатель тоже рядом.

Находясь в группе, он сам начинает увлеченно чем-то играть. Мама может на несколько минут выйти из группы и вновь войти. Если ребенок заметит, воспитатель успокоит: "Мама сейчас зайдет". Затем мама выходит на более длительное время, объясняя свое отсутствие: "Я звонила папе, рассказала, что нам здесь интересно".

Постепенно познакомьте малыша и с туалетной комнатой, где Галина Ивановна "дарит" ребенку личный горшочек. Перед прогулкой можно воспользоваться им. Оказывается, у каждого из детей есть свой такой "подарок".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...