Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Терпение и еще раз терпение

Казалось бы, сделано многое, ребенок установил эмоциональный контакт с воспитателем, обжил территорию участка и групповой комнаты, свободно может ориентироваться в подсобных помещениях. И все равно ребенок испытывает страдания в отрыве от мамы, от привычной обстановки, привычного ритма жизни. В представлениях ребенка идет ломка стереотипов. Такая ситуация повторится и в первые школьные дни, а вы помогайте малышу справляться с этими трудностями.

В этот период старайтесь, чтобы ребенок спокойно, без напряжения завтракал и обедал дома. Энергетическая поддержка необходима неокрепшему детскому организму. Три - три с половиной часа, которые он проводит в дошкольном учреждении, сказываются на самочувствии ребенка. Он плаксив, просится на руки всем домашним, как будто хочет проверить, любят ли его еще родные; наблюдается частичная потеря аппетита. Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать, обнимать, прижимать (тактильные ощущения такого толка успокаивают его).

Следует создать щадящий режим: укладывать пораньше, подольше находиться с ним в момент засыпания, не кормить насильно, предлагать любимую пищу (можно даже и протертую). Дети в этот период теряют много энергии, нервное напряжение сказывается во всем: кто только начал говорить, может перейти опять на лепет; кто недавно пошел, может вернуться к ползанию; на ночь иногда ребенок требует, как раньше, бутылочку с кефиром.

В этот трудный период дети и в саду ведут себя по-разному. Одни бунтуют, не хотят переступать порог группы, цепляются за маму. Начинают голосить при виде дошкольного учреждения. Другие молча забиваются в угол, отказываются от помощи взрослого, от игрушек, от внимания других детей (особенно!), судорожно сжимают собственную игрушку и горестно вздыхают. Воспитатели вам расскажут, что громкие рыдания - это демонстрация своего протеста родителям. Затягивать момент расставания бесполезно. Как только закрывается за мамой дверь, ребенок тут же успокаивается, улыбается взрослым и спокойно идет играть. Хуже обстоят дела с молчаливыми детьми, но и их воспитатели не оставляют без внимания.

Часто родители рассказывают, что дети уже дома по утрам начинают бунтовать, забиваются в дальний угол кровати и не хотят ничего слышать. Войдите в положение крохи. Перед его глазами конкретная домашняя обстановка, знакомая до мелочей, напоминающая о спокойных часах привычной жизни. Не акцентируйте все внимание на уговорах, напоминайте о самых ярких впечатлениях детского сада и спокойно объясните, что вам нужно работать и что вы заберете его с прогулки. И точно следуйте обещаниям, иначе подорвете базисное доверие малыша.

При встрече спокойно разговаривайте с ним, поблагодарите воспитателя за интересно проведенное время и рассказывайте дома о дошкольном учреждении, воспитателях, детях только хорошее. Наберитесь терпения: скоро традиционный утренний плач прекратится.

Обед без мамы

Четвертая ступенька - приучить ребенка обедать в детском саду. Не завтракать, а только лишь обедать. Чтобы поддержать силенки малыша, кормите его завтраком дома, приводите в группу к началу занятия. Теперь всем вместе интересно заниматься, играть, отправляться на прогулку. Все дружно возвращаются в группу, и ваш карапуз, увлеченно разговаривая с прятелем, тоже входит, раздевается и включается в обычную жизнь сверстников. Все сели за стол, Галина Ивановна предлагает: "Садись и ты, смотри, какой красивый стул тебя ждет, тарелочка с рисунком, садись!"

Ребенок упирается, но так вкусно пахнет, все уплетают обед с аппетитом, да и голод - не тетка. Место ему определяется ближе к выходу, два шага - и ты уже за дверью. Малыш соглашается, съедает четверть тарелки супа и тут же спохватывается, бежит к двери, - а там его ждет мама. Он успокаивается. В домашней обстановке он спокойно пообедает и ляжет спать.

Через день-два воспитатель убеждает: "Пока мамы нет, поешь. Придет, сразу уйдешь!" Мама появляется на пороге и спокойно говорит: "Хорошо, что ты здесь поешь. Дома я не успела приготовить обед, спешила за тобой. Ешь спокойно, я отдохну пока буду тебя ждать!" Ребенок доедает, постоянно оглядываясь на маму. В этот трудный период воспитатели не докармливают малыша, иначе он начнет негативно отвечать на любое их предложение.

Часто родители удивляются: пока был дома, накормить - такая проблема. Пошел в детский сад и уже по дороге домой дрожащими руками отламывает кусок черного хлеба, жует, будто месяц не ел. А это всего лишь реакция организма, спад после нервного напряжения. Вспомните себя перед экзаменами. Хотелось вам есть? Вот так и у малыша. От напряжения спазмы в горле, глотать порой трудно, а пришел домой, расслабился - вот и результат. Так что не думайте, что воспитатели бессердечные и не кормят детей. В дошкольном учреждении не удержится на работе тот, кто не любит ребятишек, сам уходит.

Вот и болезни начались

И все-таки, несмотря на щадящий режим, детишки заболевают. Кто раньше, кто позже - все зависит от организма. В чем же дело? Не спешите обвинять персонал. Давайте разбираться вместе.

Во-первых, сказываются нервные перегрузки. Силы уходят, организм ослабевает. Отсюда и заболевания.

Во-вторых, в группе малыш не один. Кто-то из детей кашляет, у кого-то начинается насморк. Один кашлянул в лицо товарищу, другой - чихнул. Игрушки постоянно переходят из рук в руки. Их лизнул один, потом другой - вот вам и передача инфекции. Несмотря на то, что игрушки ежедневно моются.

В-третьих, в помещении несколько часов подряд дышат и взрослые, и дети. В группе обязательно проводится одностороннее проветривание в присутствии детей и сквозное - при их отсутствии. Доступ свежего воздуха необходим. Аэробная среда групповой комнаты, естественно, совсем другая, отличная от той, к какой привык ребенок в домашних условиях. Так что поводов для заболевания предостаточно. Не осуждайте персонал дошкольного учреждения за проветривание и не бойтесь его.

А чем же может заболеть малыш? У каждого свое. Где тонко - там и рвется. Слабые уши с малолетства - заболят именно они; "плохая" носоглотка - тут же ангины и прочие болезни. И если все же малыш умудрился подцепить инфекцию - не драматизируйте. Детские болезни переносятся легче, чем в более зрелом возрасте. К тому же, вырабатывается пресловутый иммунитет.

Сон и мокрые штанишки

Особое внимание нужно уделять сну малыша во время адаптации. Мы уже говорили об эмоциональном благополучии ребенка, заботились о его аппетите, но не затрагивали проблему сна. Почему? Она решается в этот сложный период в самую последнюю очередь. Нужно все предпринять для того, чтобы не расстраивать сон малыша, чтобы ребенок спал достаточное количество часов в спокойной, знакомой для него обстановке. Только сон способен восстанавливать силы организма, работоспособность нервных клеток. Сон выполняет и охранительную функцию от переутомления.

Воспитателям понятно, когда малыш только что безудержно рыдал - и вдруг замолк, уснул, уткнувшись в ее халат. Всего несколько минут - он открывает глаза и снова плачет. Что произошло? Ослаб организм от перенапряжения, не выдержал - и тут же наступил сон. Восстановились силы - малыш проснулся. Иногда дети, внешне спокойные с самого утра, вдруг засыпают за обедом.

Воспитатели не будят, чтобы докормить, а бережно переносят малыша в спальню. Сон важнее. Поэтому долгое время еще малыш после обеда будет уходить на сон домой. Там организм его полностью отдохнет. Вот почему утром он придет в группу тогда, когда дома выспится, спокойно позавтракает. Длительный по времени сон и еда в домашней обстановке - все это поможет организму справиться с перегрузками, а малышу - не заболеть. Нервную систему нужно оберегать с малых лет.

Не спешите сократить адаптационный период малыша. Если даже внешне ребенок выглядит спокойно, благожелательно, не успокаивайтесь. Эмоциональная сфера малыша все еще длительное время будет подвержена жестким испытаниям. Один из ярких показателей - мокрые штанишки у ребенка даже после трех лет. Удивляется мама.

А это результат того, что ребенок в непривычной для него обстановке туалетной комнаты не мог расслабиться. Вернувшись в привычную уже обстановку групповой комнаты, он облегченно вздохнул и.... Поймите его, не ругайте и не стыдите. Оставьте этот инцидент без внимания, но сделайте вывод: не торопиться!

Пятая ступенька - последняя - сон в условиях дошкольного учреждения. Подготовка к осуществлению этой задачи ведется по той же схеме: Галина Ивановна показывает новую комнату с кроватками для всех, дарит одну из них новичку. При раздевании хвалит его за расторопность, умения, даже предлагает помочь раздеться симпатичному для него товарищу. При укладывании оказывается рядом, улыбается, подбадривает и предлагает: "Ты не спи, не закрывай глазки. Просто лежи, пусть отдохнут твои ручки и ножки, они набегались, наигрались, устали. Лежи спокойно, смотри на меня, если хочешь". Ребенок успокаивается, расслабляется и засыпает. Как правило, в первое время спит недолго.

Взрослый должен быть рядом, чтобы малыш не испугался, проснувшись. Чтобы предупредить его плач, воспитатель улыбается, гладит малыша, играет его пальчиками: все проснулись? Предлагает тихонько, не мешая остальным, вставать, помогает одеваться. Ребенок отказывается от полдника, лишь бы быстрее встретиться с мамой. Вы, в свою очередь, спокойно, без нервозности, суетливости встречайте малыша, по дороге домой рассказывайте, что переделали много дел, благодаря ему, вашему помощнику. Расскажите, что и воспитатели довольны им.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...