Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 216 часов, в том числе:

обязательный аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы обучающегося 116 часов;

консультации 10 часов.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 216
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 90
в том числе:  
лабораторные работы 6
практические занятия 18
контрольные работы (не предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 116
в том числе:  
Выполнение рисунков Составление таблиц Составление презентации Подготовка доклада Составление схем Оформление лабораторных работ в рабочих тетрадях Подготовка сообщения Изучение вопросов Изготовление анатомических препаратов Составление словаря терминов Составление и решение кроссвордов Работа с учебно-методической литературой 18 18 28 16 30 6 38 18 6 20 18 4
Консультации 10
Итоговый контроль в форме экзамена

 

 


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Введение   Анатомия и физиология как предмет. Анатомические термины. Связь анатомии и физиологии с другими дисциплинами. Краткая история развития анатомических наук.    
Раздел 1. Общая цитология, гистология и эмбриология      
Тема 1.1. Общая цитология Содержание учебного материала  
  Строение животной клетки. Химический состав клетки.  
  Жизненные свойства клетки: раздражимость, рост, движение, деление. Роль ДНК в передачи наследственной информации.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Составление кроссвордов с использованием цитологических понятий
Составление словаря терминов по тексту учебника
Тема 1.2 Гистология с основами эмбриологии Содержание учебного материала  
  Понятие о тканях и их классификация.  
  Морфологические и функциональные особенности тканей.  
  Эпителиальная ткань-расположение, виды, функции. Опорно-трофическая ткань-расположение, функции, строение, классификация  
  Мышечная ткань - специфическое свойство, функции, виды.  
  Нервная ткань –расположение, строение нейрона, виды нейронов. Нервные окончания.  
  Основные сведения о строении половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша.  
Самостоятельная работа обучающихся:    
Схематическое изображение разновидностей тканей.
Составление сравнительной таблицы по теме: «Ткани».
Подготовка презентации: «Основные сведения о строении половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша».
Раздел 2. Анатомия животных    
Тема 2.1 Органы, аппараты и системы органов. Содержание учебного материала  
  Понятие об органах, аппаратах и системах органов.  
  Области тела животного.  
  Термины, топографические обозначения применяемые в анатомии.  
Самостоятельная работа обучающегося Составление схемы строения трубчатого и паренхиматозного органа в рабочей тетради Изучение контрольных вопросов по данному разделу. Зарисовка схемы деления брюшной полости на отделы    
Тема 2.2. Строение скелета Содержание учебного материала    
  Строение осевого отдела скелета. Строение кости как органа, ее физический и химический состав.  
  Строение типичного позвонка и костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка.  
  Скелет головы- череп. Характеристика мозгового и лицевого отделов черепа  
  Строение скелета поясов и свободных конечностей  
Практические занятия 2  
  Определение строения костей осевого скелета, грудной и тазовой конечностей.
Самостоятельная работа обучающихся:  
Подготовка доклада – Возрастные особенности скелета, влияние условий кормления на состояние кост
ной системы.
Составление словаря терминов по тексту учебника
Изучение вопросов строения костей на анатомических препаратах, шлифах костей, таблицах.
Тема 2.3. Типы соединения костей Содержание учебного материала  
  Строение суставов и типы соединения костей. Синовиальная среда суставов.  
  Виды движения в суставах. Соединение костей осевого скелета.  
  Соединение костей периферического скелета  
Практические занятия 1  
  Определение типа соединения костей, строения и топографии суставов.
Самостоятельная работа обучающихся:  
Составление презентации «Факторы укрепляющие суставы и неподвижность в суставе»
Оформление в рабочей тетради рисунка: «Схема строения простого и сложного сустава».
Изучение вопросов: типы соединения костей на тренажере, анатомических препаратах.
Тема 2.4. Мышечная система Содержание учебного материала  
  Строение мышцы как органа. Вспомогательные органы мышц.  
  Мышцы осевого скелета и поясов свободных конечностей
Практические занятия 2  
  Проведение препаровки основных групп мышц.
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление схем и таблиц по топографии различных групп мышц, классификация мышц.
Изготовление анатомических препаратов мышц
Тема 2.5. Кожный покров и его производные Содержание учебного материала  
  Строение, кожного покрова и его производных.  
  Характеристика волос, потовых и сальных желез, когтей.  
  Особенности строения молочной железы.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовка сообщения«Признаки, учитываемые при отборе коров, пригодных для машинного доения».
Составление таблицы: «Слои кожи, особенности строения и их функции».
Тема 2.6. Аппарат пищеварения Содержание учебного материала  
  Строение органов пищеварения. Брюшная полость, брюшина их значение.  
  Деление системы органов пищеварения на отделы.  
  Строение и функция органов ротовой полости  
  Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка.  
  Брюшная полость, брюшина, их значение.  
  Тонкий отдел кишечника.  
  Строение и топография печени и поджелудочной железы, их функция. Толстый отдел кишечника.  
Практические занятия 2  
1 Определение строения и топографииорганов пищеварения.
2 Составление словаря терминов
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление схемы: «Деление брюшной полости на отделы» в рабочей тетради.
Выполнение анатомических рисунков органов пищеварения
Тема 2.7. Аппарат дыхания Содержание учебного материала  
  Строение, топография органов дыхания.  
  Строение носовой полости, гортани, трахеи и их топография  
  Строение и топография легких и грудной полости. Плевральная полость и средостение.  
Практические занятия 1  
  Определение строения и топографии органов дыхания
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление кроссвордов по теме: «Анатомия и физиология органов дыхания».
Изучение вопросов механизма акта внешнего дыхания, полость плевры, средостение.
Составление схемы: «Определение задней границы легких у собаки».
Тема 2.8. Органы мочевыделения Содержание учебного материала  
  Общая характеристика мочевыделительной системы. Функция системы мочеотделения.  
  Типы почек. Строение и топография почек  
  Строение мочевыводящих путей и их топография. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.  
Практические занятия 1  
  Определение строения и топографии органов мочеотделения.
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление схемы: «Строение нефрона, с указанием его частей».
Составление словаря терминов по тексту учебника.
Составление схемы строения почек домашних животных
Тема 2.9. Органы размножения Содержание учебного материала  
  Строение и положение органов размножения самцов.  
  Характеристика семенника и его придатка, семяпровода, семенного канатика, придаточных половых желез, полового члена и препуция, семенникового мешка, мошонки.  
  Строение и положение органов размножения самок.  
  Характеристика органов размножения самок    
Практические занятия 2  
  Определение строения и положения органов размножения.
Самостоятельная работа обучающихся  
Выполнение рисунков анатомическое строение семенника и яичника.
Составление словаря терминов по тексту учебника
Тема 2.10. Кровеносная и лимфатическая система Содержание учебного материала  
  Строение и топография органов кровообращения.  
  Большой и малый круги кровообращения  
  Строение стенки кровеносных сосудов  
  Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей.  
  Особенности кровообращения у плода.  
  Строение и топография органов лимфообращения.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Зарисовка форменных элементов крови.
Составление схемы проводящей системы сердца в рабочей тетради.
Составление словаря терминов по тексту учебника
Изучение вопросов по сравнительной характеристике артерий, вен, капилляр.
Тема 2.11. Эндокринная система Содержание учебного материала  
  Строение и расположение желез внутренней секреции.  
  Связь органов с другими системами органов.  
  Строение островков Лангерганса поджелудочной железы.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Составление таблицы «Классификация желез внутренней секреции»
Составление словаря терминов по тексту учебника
Работа с учебно-методической литературой.
Тема 2.12. Нервная система Содержание учебного материала  
  Центральная нервная система. Общая характеристика нервной системы  
  Строение и расположение спинного мозга и его оболочек.  
  Строение и расположение головного мозга и его оболочек. Сосуды головного мозга.  
  Вегетативная нервная система.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Составление словаря терминов по тексту учебника
Составление схем и таблиц отделов головного мозга,
Изучение вопросов сегментарного строения спинного мозга, образование сплетений по таблицам.
Тема 2.13. Органы чувств Содержание учебного материала  
  Понятие об анализаторах. Органы чувств, их значение в познании внешнего мира.  
  Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор, органы слуха и равновесия.  
  Органы обоняния, вкуса, осязания  
  Оптическая система глаза.    
  Светопреломляющая структура глаза.  
  Мышечный аппарат глаза.  
  Слуховая сенсорная система. Отделы уха.  
Лабораторные работы 1  
  Изучение гистологических препаратов органов чувств
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление и решение кроссвордов.
Тема 2.14. Особенности строения домашних птиц. Содержание учебного материала  
  Особенности строения домашних птиц.  
  Скелет туловища птиц, отличие его от скелета млекопитающих  
  Мышечная система: строение и функция  
  Особенности строения кожного покрова и его производных.  
  Учение о внутренностях  
Практические занятия 2  
Определение строения и топографии органов домашней птицы.
Самостоятельная работа обучающихся  
Подготовка сообщения: «Промышленное использование мышц сельскохозяйственных птиц».
Изучение вопросов по кожному покрову птиц
Выписывание латинских названий костей и суставов птицы в анатомический словарь
Раздел 3. Физиология животных    
Тема 3.1. Система крови Содержание учебного материала  
  Внутренние жидкости организма, их состав и функции. Основные свойства крови.  
  Физико-химический состав крови. Состав плазмы крови. Гомеостаз  
  Форменные элементы крови и их функции.  
  Свертывание крови. Группы крови.  
  Состав свойства и значение лимфы и тканевой жидкости.  
Лабораторные работы 1  
  Отработка техники взятия крови у животных.
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление презентации «Состав плазмы крови. Значение минерального состава и белков плазмы крови». Зарисовка форменных элементов крови.
Составление сравнительной таблицы по видам гемолиза
Тема 3.2. Физиология иммунной системы Содержание учебного материала  
  Физиология иммунной системы.  
  Иммунитет, его значение.  
  Антитела и их характеристика.  
  Антигены, их характеристика. Виды иммунитета.    
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовка сообщения «Использование иммунологии в животноводстве»
Тема 3.3. Физиология кровообращения Содержание учебного материала  
  Физиология кровообращения. Тоны сердца, сердечный толчок.  
  Значение крово – и лимфообращения для жизнедеятельности организма  
  Физиологические свойства сердечной мышцы.  
  Сердечный цикл и его фазы.  
  Тоны сердца, сердечный толчок.  
  Движение крови по артериям, венам, капиллярам. Кровяное давление. Пульс и его характеристика. Регуляция кровообращения.  
Практические занятия    
  Прослушивание тонов сердца у животных.
Самостоятельная работа обучающихся  
Изучение вопросов по теме «Состав плазмы крови, значение минерального состава и белка плазмы крови».
Создание презентации: «История развития учения о кровообращении».
Составление словаря терминов.
Тема 3.4. Физиология дыхания Содержание учебного материала  
  Физиология дыхания Сущность дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха..  
  Типы и частота дыхания. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.  
  Обмен газов между альвеолами и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания.  
Практические занятия 2    
  Исследование легких методом аускультации и перкуссии
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление схемы: «Регуляция дыхания».
Составление кроссвордов по теме: «Анатомия и физиология органов дыхания».
Создание презентаций по темам: «О вреде курения», «Защита атмосферы от промышленных загрязнений».
Тема 3.5. Физиология пищеварения Содержание учебного материала  
  Физиология пищеварения Основные свойства органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в полости рта. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны, регуляция слюноотделения и глотания  
  Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока их регуляция.  
  Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Состав желчи. Образование и выделение желчи.  
  Состав кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника.  
  Пищеварение в толстом отделе кишечника. Формирование кала и акт дефекации.  
Практические занятия 2  
  Исследование моторики рубца у жвачных животных
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление презентации «Особенности пищеварения у новорожденного молодняка»
Составление схемы: «Регуляция слюноотделения».
Составление словаря терминов
Тема 3.6. Обмен веществ и энергии в организме животного Содержание учебного материала  
  Обмен веществ и энергии в организме животного. Значение воды и минеральных веществ в организме.  
  Регуляция водного и минерального обмена.  
  Микро-и макроэлементы, их роль в организме.  
  Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины. Их роль в организме животного.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовка сообщения: «Обмен энергии и его значение для обеспечения функций организма». Создание презентации: «Антивитамины, витаминоподобные вещества».
Тема 3.7. Теплорегуляция Содержание учебного материала  
  Механизм теплорегуляции. Химическая и физическая терморегуляция, ее особенности у разных видов животных.  
  Химическая и физическая терморегуляция, ее особенности у разных видов животных.  
  Измерение температуры тела у животных  
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовка доклада «Особенности терморегуляции у новорожденных животных».
Подготовка сообщения «Адаптация животных к изменениям внешней температуры».
Тема 3.8. Физиология выделения Содержание учебного материала  
  Физиология выделения  
  Состав и количество мочи. Механизм образования мочи.  
  Регуляция образования и выделение мочи.  
Лабораторные работы 2  
  Определение физико-химических свойств мочи
Самостоятельная работа обучающихся  
Составление таблицы «Состав мочи, количество мочи, кратность мочеиспускания у собак».
Составление словаря терминов по тексту учебника
Зарисовка нефрона, указание его частей
Зарисовка общего плана строения мочевыделительной системы
Тема 3.9. Физиология кожи Содержание учебного материала  
  Строение кожи, еефункции. Секреторная функция кожи, свойства и значение пота, регуляция потоотделения.  
  Сальные железы, секреция кожного сала, его состав.  
  Волосяной покров, физиология линьки  
Самостоятельная работа обучающихся    
Составление презентации: «Особенности секреторной функции кожи собак».
Тема 3.10. Физиология желез внутренней секреции Содержание учебного материала.  
  Физиология желез внутренней секреции. Роль гормонов в эндокринной регуляции.  
  Механизм действия гормонов на работу органов и их систем.  
  Основные гормоны желез внутренней и смешанной секреции и их действие.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Составление и решение кроссвордов. Подготовка доклада: «Применение гормональных препаратов в ветеринарии и медицине».
Составление словаря терминов по тексту учебника
Тема3.11. Физиология размножения. Содержание учебного материала  
  Физиология органов размножения самцов.  
  Половая и физиологическая зрелость. Образование спермы. Состав спермы, ее физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов.  
  Физиология органов размножения самок  
  Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Половой цикл и его стадии. Спаривание. Оплодотворение. Беременность. Роды    
Лабораторные работы 2  
  Исследование спермы под микроскопом
Самостоятельная работа обучающихся  
Оформление лабораторной работы:Определение стадий полового цикла у собаки.
Подготовка сообщения: Значение послеродового периода у коровы.
Тема 3.12. Лактация Содержание учебного материала  
  Понятие о лактации. Продолжительность лактации у разных видов животных.  
  Рост и развитие молочных желез. Молоко его состав. Молозиво. Процесс молокообразования.  
  Регуляция процесса молокообразования. Выведение молока.. Физиология доения.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовка сообщения «Влияние условий кормления на уровень лактации, содержания жира в молоке». «Роль молозива в формировании иммунитета у животных»
Составление схемы: Регуляция молокоотдачи
Тема 3.13. Физиология нервной системы Содержание учебного материала  
  Физиология центральной нервной системы  
  Функции нервной системы. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга и обратная связь. Нервные центры и их свойства.  
  Физиология спинного и головного мозга. Значение вегетативной нервной системы и деятельности организма.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовка сообщения: «Мозжечок, его функции».
Подготовка презентации: Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, отличие безусловных от условных рефлексов. Составление таблицы: «Отличие условных от безусловных рефлексов».
Тема 3.14. Этология Содержание учебного материала  
  Этология, ее история. Методы изучения поведения животных. Врожденное поведение на основе инстинктов. Приобретенные формы поведения, формирующиеся в результате научения.  
  Поведение сельскохозяйственных животных в условиях промышленной технологии содержания.  
  Применение этологии в животноводстве.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовка сообщения: «Методы изучения поведения животных».
Тема 3.15. Физиология органов чувств Содержание учебного материала  
  Физиология органов чувств. Свойства анализаторов.Оптическая система глаза. Светопреломляющие структуры глаза. Цветовое зрение. Световая и темновая адаптация.  
  Слуховой анализатор функции его отделов.  
  Вестибулярный аппарат, строение и функции его отделов.  
  Обонятельный анализатор, функции его отделов. Роль вкусового анализатора в пищевом поведении животного.  
  Виды кожной чувствительности, их значение в жизни животного.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовка доклада «Учение И. П. Павлова об анализаторах. Общие свойства анализаторов»
Выполнение анатомических рисунков органов чувств
Тема 3.16. Физиология адаптации животных Содержание учебного материала  
  Процесс адаптации животных.  
  Общие механизмы адаптации.  
  Адаптация животных, виды адаптации.  
Самостоятельная работа обучающихся    
Подготовка сообщения: Адаптация животных к внешней температуре, газовой среде, освещению, условиям промышленного содержания.
Консультации    
Всего:  

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...