Наименование
разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
Введение
|
| Анатомия и физиология как предмет. Анатомические термины. Связь анатомии и физиологии с другими дисциплинами. Краткая история развития анатомических наук.
|
|
|
Раздел 1. Общая цитология,
гистология и эмбриология
|
|
| |
Тема 1.1.
Общая цитология
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение животной клетки. Химический состав клетки.
|
|
| Жизненные свойства клетки: раздражимость, рост, движение, деление. Роль ДНК в передачи наследственной информации.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
Составление кроссвордов с использованием цитологических понятий
|
Составление словаря терминов по тексту учебника
|
Тема 1.2
Гистология с
основами эмбриологии
| Содержание учебного материала
|
|
| Понятие о тканях и их классификация.
|
|
| Морфологические и функциональные особенности тканей.
|
|
| Эпителиальная ткань-расположение, виды, функции.
Опорно-трофическая ткань-расположение, функции, строение, классификация
|
|
| Мышечная ткань - специфическое свойство, функции, виды.
|
|
| Нервная ткань –расположение, строение нейрона, виды нейронов. Нервные окончания.
|
|
| Основные сведения о строении половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
|
| |
Схематическое изображение разновидностей тканей.
|
Составление сравнительной таблицы по теме: «Ткани».
|
Подготовка презентации: «Основные сведения о строении половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша».
|
Раздел 2.
Анатомия животных
| |
|
Тема 2.1
Органы, аппараты и системы органов.
| Содержание учебного материала
|
|
| Понятие об органах, аппаратах и системах органов.
|
|
| Области тела животного.
|
|
| Термины, топографические обозначения применяемые в анатомии.
|
|
Самостоятельная работа обучающегося
Составление схемы строения трубчатого и паренхиматозного органа в рабочей тетради
Изучение контрольных вопросов по данному разделу.
Зарисовка схемы деления брюшной полости на отделы
|
|
|
Тема 2.2.
Строение скелета
| Содержание учебного материала
|
| |
| Строение осевого отдела скелета. Строение кости как органа, ее физический и химический состав.
|
|
| Строение типичного позвонка и костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка.
|
|
| Скелет головы- череп. Характеристика мозгового и лицевого отделов черепа
|
|
| Строение скелета поясов и свободных конечностей
|
|
Практические занятия
| 2
| |
| Определение строения костей осевого скелета, грудной и тазовой конечностей.
|
Самостоятельная работа обучающихся:
|
|
Подготовка доклада – Возрастные особенности скелета, влияние условий кормления на состояние кост
|
ной системы.
|
Составление словаря терминов по тексту учебника
|
Изучение вопросов строения костей на анатомических препаратах, шлифах костей, таблицах.
|
Тема 2.3.
Типы соединения костей
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение суставов и типы соединения костей. Синовиальная среда суставов.
|
|
| Виды движения в суставах. Соединение костей осевого скелета.
|
|
| Соединение костей периферического скелета
|
|
Практические занятия
| 1
| |
| Определение типа соединения костей, строения и топографии суставов.
|
Самостоятельная работа обучающихся:
|
|
Составление презентации «Факторы укрепляющие суставы и неподвижность в суставе»
|
Оформление в рабочей тетради рисунка: «Схема строения простого и сложного сустава».
|
Изучение вопросов: типы соединения костей на тренажере, анатомических препаратах.
|
Тема 2.4.
Мышечная система
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение мышцы как органа. Вспомогательные органы мышц.
|
|
| Мышцы осевого скелета и поясов свободных конечностей
|
Практические занятия
| 2
| |
| Проведение препаровки основных групп мышц.
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Составление схем и таблиц по топографии различных групп мышц, классификация мышц.
|
Изготовление анатомических препаратов мышц
|
Тема 2.5.
Кожный покров и его производные
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение, кожного покрова и его производных.
|
|
| Характеристика волос, потовых и сальных желез, когтей.
|
|
| Особенности строения молочной железы.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Подготовка сообщения«Признаки, учитываемые при отборе коров, пригодных для машинного доения».
|
Составление таблицы: «Слои кожи, особенности строения и их функции».
|
Тема 2.6.
Аппарат пищеварения
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение органов пищеварения. Брюшная полость, брюшина их значение.
|
|
| Деление системы органов пищеварения на отделы.
|
|
| Строение и функция органов ротовой полости
|
|
| Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка.
|
|
| Брюшная полость, брюшина, их значение.
|
|
| Тонкий отдел кишечника.
|
|
| Строение и топография печени и поджелудочной железы, их функция.
Толстый отдел кишечника.
|
|
Практические занятия
| 2
| |
1 Определение строения и топографииорганов пищеварения.
|
2 Составление словаря терминов
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Составление схемы: «Деление брюшной полости на отделы» в рабочей тетради.
|
Выполнение анатомических рисунков органов пищеварения
|
Тема 2.7.
Аппарат дыхания
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение, топография органов дыхания.
|
|
| Строение носовой полости, гортани, трахеи и их топография
|
|
| Строение и топография легких и грудной полости. Плевральная полость и средостение.
|
|
Практические занятия
| 1
| |
| Определение строения и топографии органов дыхания
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Составление кроссвордов по теме: «Анатомия и физиология органов дыхания».
|
Изучение вопросов механизма акта внешнего дыхания, полость плевры, средостение.
|
Составление схемы: «Определение задней границы легких у собаки».
|
Тема 2.8.
Органы мочевыделения
| Содержание учебного материала
|
|
| Общая характеристика мочевыделительной системы. Функция системы мочеотделения.
|
|
| Типы почек. Строение и топография почек
|
|
| Строение мочевыводящих путей и их топография. Мочеточники. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.
|
|
Практические занятия
| 1
| |
| Определение строения и топографии органов мочеотделения.
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Составление схемы: «Строение нефрона, с указанием его частей».
|
Составление словаря терминов по тексту учебника.
|
Составление схемы строения почек домашних животных
|
Тема 2.9.
Органы размножения
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение и положение органов размножения самцов.
|
|
| Характеристика семенника и его придатка, семяпровода, семенного канатика, придаточных половых желез, полового члена и препуция, семенникового мешка, мошонки.
|
|
| Строение и положение органов размножения самок.
|
|
| Характеристика органов размножения самок
|
|
|
Практические занятия
| 2
| |
| Определение строения и положения органов размножения.
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Выполнение рисунков анатомическое строение семенника и яичника.
|
Составление словаря терминов по тексту учебника
|
Тема 2.10.
Кровеносная и лимфатическая система
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение и топография органов кровообращения.
|
|
| Большой и малый круги кровообращения
|
|
| Строение стенки кровеносных сосудов
|
|
| Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей.
|
|
| Особенности кровообращения у плода.
|
|
| Строение и топография органов лимфообращения.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Зарисовка форменных элементов крови.
|
Составление схемы проводящей системы сердца в рабочей тетради.
|
Составление словаря терминов по тексту учебника
|
Изучение вопросов по сравнительной характеристике артерий, вен, капилляр.
|
Тема 2.11.
Эндокринная система
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение и расположение желез внутренней секреции.
|
|
| Связь органов с другими системами органов.
|
|
| Строение островков Лангерганса поджелудочной железы.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Составление таблицы «Классификация желез внутренней секреции»
|
Составление словаря терминов по тексту учебника
|
Работа с учебно-методической литературой.
|
Тема 2.12.
Нервная система
| Содержание учебного материала
|
|
| Центральная нервная система. Общая характеристика нервной системы
|
|
| Строение и расположение спинного мозга и его оболочек.
|
|
| Строение и расположение головного мозга и его оболочек. Сосуды головного мозга.
|
|
| Вегетативная нервная система.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
Составление словаря терминов по тексту учебника
|
Составление схем и таблиц отделов головного мозга,
|
Изучение вопросов сегментарного строения спинного мозга, образование сплетений по таблицам.
|
Тема 2.13.
Органы чувств
| Содержание учебного материала
|
|
| Понятие об анализаторах. Органы чувств, их значение в познании внешнего мира.
|
|
| Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор, органы слуха и равновесия.
|
|
| Органы обоняния, вкуса, осязания
|
|
| Оптическая система глаза.
|
|
|
| Светопреломляющая структура глаза.
|
|
| Мышечный аппарат глаза.
|
|
| Слуховая сенсорная система. Отделы уха.
|
|
Лабораторные работы
| 1
| |
| Изучение гистологических препаратов органов чувств
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Составление и решение кроссвордов.
|
Тема 2.14.
Особенности строения домашних птиц.
| Содержание учебного материала
|
|
| Особенности строения домашних птиц.
|
|
| Скелет туловища птиц, отличие его от скелета млекопитающих
|
|
| Мышечная система: строение и функция
|
|
| Особенности строения кожного покрова и его производных.
|
|
| Учение о внутренностях
|
|
Практические занятия
| 2
| |
Определение строения и топографии органов домашней птицы.
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Подготовка сообщения: «Промышленное использование мышц сельскохозяйственных птиц».
|
Изучение вопросов по кожному покрову птиц
|
Выписывание латинских названий костей и суставов птицы в анатомический словарь
|
Раздел 3. Физиология животных
|
|
|
Тема 3.1.
Система крови
| Содержание учебного материала
|
|
| Внутренние жидкости организма, их состав и функции. Основные свойства крови.
|
|
| Физико-химический состав крови. Состав плазмы крови. Гомеостаз
|
|
| Форменные элементы крови и их функции.
|
|
| Свертывание крови. Группы крови.
|
|
| Состав свойства и значение лимфы и тканевой жидкости.
|
|
Лабораторные работы
| 1
| |
| Отработка техники взятия крови у животных.
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Составление презентации «Состав плазмы крови. Значение минерального состава и белков плазмы крови».
Зарисовка форменных элементов крови.
|
Составление сравнительной таблицы по видам гемолиза
|
Тема 3.2.
Физиология иммунной системы
| Содержание учебного материала
|
|
| Физиология иммунной системы.
|
|
| Иммунитет, его значение.
|
|
| Антитела и их характеристика.
|
|
| Антигены, их характеристика. Виды иммунитета.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Подготовка сообщения «Использование иммунологии в животноводстве»
|
Тема 3.3.
Физиология кровообращения
| Содержание учебного материала
|
|
| Физиология кровообращения. Тоны сердца, сердечный толчок.
|
|
| Значение крово – и лимфообращения для жизнедеятельности организма
|
|
| Физиологические свойства сердечной мышцы.
|
|
| Сердечный цикл и его фазы.
|
|
| Тоны сердца, сердечный толчок.
|
|
| Движение крови по артериям, венам, капиллярам. Кровяное давление. Пульс и его характеристика. Регуляция кровообращения.
|
|
Практические занятия
|
|
|
| Прослушивание тонов сердца у животных.
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Изучение вопросов по теме «Состав плазмы крови, значение минерального состава и белка плазмы крови».
|
Создание презентации: «История развития учения о кровообращении».
|
Составление словаря терминов.
|
Тема 3.4.
Физиология дыхания
| Содержание учебного материала
|
|
| Физиология дыхания Сущность дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха..
|
|
| Типы и частота дыхания. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.
|
|
| Обмен газов между альвеолами и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания.
|
|
Практические занятия
| 2
| |
| Исследование легких методом аускультации и перкуссии
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Составление схемы: «Регуляция дыхания».
|
Составление кроссвордов по теме: «Анатомия и физиология органов дыхания».
|
Создание презентаций по темам: «О вреде курения», «Защита атмосферы от промышленных загрязнений».
|
Тема 3.5.
Физиология пищеварения
| Содержание учебного материала
|
|
| Физиология пищеварения Основные свойства органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в полости рта. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны, регуляция слюноотделения и глотания
|
|
| Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока их регуляция.
|
|
| Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Состав желчи. Образование и выделение желчи.
|
|
| Состав кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника.
|
|
| Пищеварение в толстом отделе кишечника. Формирование кала и акт дефекации.
|
|
Практические занятия
| 2
| |
| Исследование моторики рубца у жвачных животных
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Составление презентации «Особенности пищеварения у новорожденного молодняка»
|
Составление схемы: «Регуляция слюноотделения».
|
Составление словаря терминов
|
Тема 3.6.
Обмен веществ и энергии в организме животного
| Содержание учебного материала
|
|
| Обмен веществ и энергии в организме животного. Значение воды и минеральных веществ в организме.
|
|
| Регуляция водного и минерального обмена.
|
|
| Микро-и макроэлементы, их роль в организме.
|
|
| Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины. Их роль в организме животного.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Подготовка сообщения: «Обмен энергии и его значение для обеспечения функций организма».
Создание презентации: «Антивитамины, витаминоподобные вещества».
|
Тема 3.7.
Теплорегуляция
| Содержание учебного материала
|
|
| Механизм теплорегуляции. Химическая и физическая терморегуляция, ее особенности у разных видов животных.
|
|
| Химическая и физическая терморегуляция, ее особенности у разных видов животных.
|
|
| Измерение температуры тела у животных
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Подготовка доклада «Особенности терморегуляции у новорожденных животных».
|
Подготовка сообщения «Адаптация животных к изменениям внешней температуры».
|
Тема 3.8.
Физиология выделения
| Содержание учебного материала
|
|
| Физиология выделения
|
|
| Состав и количество мочи. Механизм образования мочи.
|
|
| Регуляция образования и выделение мочи.
|
|
Лабораторные работы
| 2
| |
| Определение физико-химических свойств мочи
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Составление таблицы «Состав мочи, количество мочи, кратность мочеиспускания у собак».
|
Составление словаря терминов по тексту учебника
|
Зарисовка нефрона, указание его частей
|
Зарисовка общего плана строения мочевыделительной системы
|
Тема 3.9.
Физиология кожи
| Содержание учебного материала
|
|
| Строение кожи, еефункции. Секреторная функция кожи, свойства и значение пота, регуляция потоотделения.
|
|
| Сальные железы, секреция кожного сала, его состав.
|
|
| Волосяной покров, физиология линьки
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Составление презентации: «Особенности секреторной функции кожи собак».
|
Тема 3.10.
Физиология желез внутренней секреции
| Содержание учебного материала.
|
|
| Физиология желез внутренней секреции. Роль гормонов в эндокринной регуляции.
|
|
| Механизм действия гормонов на работу органов и их систем.
|
|
| Основные гормоны желез внутренней и смешанной секреции и их действие.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Составление и решение кроссвордов.
Подготовка доклада: «Применение гормональных препаратов в ветеринарии и медицине».
|
Составление словаря терминов по тексту учебника
|
Тема3.11.
Физиология размножения.
| Содержание учебного материала
|
|
| Физиология органов размножения самцов.
|
|
| Половая и физиологическая зрелость. Образование спермы. Состав спермы, ее физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов.
|
|
| Физиология органов размножения самок
|
|
| Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Половой цикл и его стадии. Спаривание. Оплодотворение. Беременность. Роды
|
|
|
Лабораторные работы
| 2
| |
| Исследование спермы под микроскопом
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
Оформление лабораторной работы:Определение стадий полового цикла у собаки.
|
Подготовка сообщения: Значение послеродового периода у коровы.
|
Тема 3.12.
Лактация
| Содержание учебного материала
|
|
| Понятие о лактации. Продолжительность лактации у разных видов животных.
|
|
| Рост и развитие молочных желез. Молоко его состав. Молозиво. Процесс молокообразования.
|
|
| Регуляция процесса молокообразования. Выведение молока.. Физиология доения.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Подготовка сообщения «Влияние условий кормления на уровень лактации, содержания жира в молоке».
«Роль молозива в формировании иммунитета у животных»
|
Составление схемы: Регуляция молокоотдачи
|
Тема 3.13.
Физиология нервной системы
| Содержание учебного материала
|
|
| Физиология центральной нервной системы
|
|
| Функции нервной системы. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга и обратная связь. Нервные центры и их свойства.
|
|
| Физиология спинного и головного мозга. Значение вегетативной нервной системы и деятельности организма.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Подготовка сообщения: «Мозжечок, его функции».
|
Подготовка презентации: Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, отличие безусловных от условных рефлексов.
Составление таблицы: «Отличие условных от безусловных рефлексов».
|
Тема 3.14.
Этология
| Содержание учебного материала
|
|
| Этология, ее история. Методы изучения поведения животных. Врожденное поведение на основе инстинктов. Приобретенные формы поведения, формирующиеся в результате научения.
|
|
| Поведение сельскохозяйственных животных в условиях промышленной технологии содержания.
|
|
| Применение этологии в животноводстве.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Подготовка сообщения: «Методы изучения поведения животных».
|
Тема 3.15.
Физиология органов чувств
| Содержание учебного материала
|
|
| Физиология органов чувств. Свойства анализаторов.Оптическая система глаза. Светопреломляющие структуры глаза. Цветовое зрение. Световая и темновая адаптация.
|
|
| Слуховой анализатор функции его отделов.
|
|
| Вестибулярный аппарат, строение и функции его отделов.
|
|
| Обонятельный анализатор, функции его отделов. Роль вкусового анализатора в пищевом поведении животного.
|
|
| Виды кожной чувствительности, их значение в жизни животного.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Подготовка доклада «Учение И. П. Павлова об анализаторах. Общие свойства анализаторов»
|
Выполнение анатомических рисунков органов чувств
|
Тема 3.16.
Физиология адаптации животных
| Содержание учебного материала
|
|
| Процесс адаптации животных.
|
|
| Общие механизмы адаптации.
|
|
| Адаптация животных, виды адаптации.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
|
Подготовка сообщения: Адаптация животных к внешней температуре, газовой среде, освещению, условиям промышленного содержания.
|
Консультации
|
|
|
Всего:
|
|