Проблема как форма научного знания.
Научная проблема - это целостный комплекс вопросов, объективно возникающих в ходе познания, ответы на которые не содержатся в накопленном обществом знании. Проблема - это разновидность знания, объектом которого является не предметная реальность (непосредственно), а состояние нашего знания об этой реальности, или проблема-это знание о незнании. Она способствует определению направления научного исследования и возникает как активная фиксация противоречия: Между возможностями и потребностями людей, Между фактами и научными теориями, которые не в состоянии эти факты объяснить; Между знанием и знанием незнания. Парадокс проблемы: развитие науки невозможно без выяснения целенаправленности, а целенаправленность (цель = неизвестное) связана с проблемой. Преодоление парадокса связано с финитизацией - созданием образа конечного результата исследования с "прикидкой" ожидаемых результатов от разрешения проблемы. Эффективность финитизации базируется на: верном отображении противоречия, лежащего в основе проблемы; научном прогнозе развития исследования и фона (все связанные с проблемой обстоятельства) проблемы; опыте и интуиции ученого. Логика развитии проблемы: 1 Возникновение проблемной ситуации - всякой теоретической или практической ситуации, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения. 2. Постановка проблемы - факторы, влияющие на способ постановки проблемы: характер мышления эпохи; уровень знаний об объектах, которых касается проблема; потребности материал много производства. 3. Формулирование проблемы: логической формой выражения проблемы является вопрос - предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте и требующее объяснения.
Логическая структура вопроса: Исходное, предпосылочное знание; указание на что направлен вопрос; требование перехода от незнания к знанию. Вопросы могут быть осмысленными или бессмысленными, корректными или некорректными. Условием осмысленности вопроса является истинность суждений, на которые он неявно опирается. Правила постановки вопроса: Вопрос должен быть осмысленным и корректным; вопрос должен быть сформулирован кратко и ясно; сложный вопрос целесообразно разбивать на составляющие простые; при постановке вопроса надо принимать во внимание все возможные предпосылки вопроса, как явные, так и скрытые. Построение проблемы: Расщепление (стратификация) проблемы на составляющие и поиск их детерминанты в; оценка проблемы - определение всех необходимых для ее решения условий (методов исследования, источников информации, состава научных работников, возможностей научного коллектива, организационных форм, багажа знаний, источников финансирования и др.). Обоснование проблемы: Выявление содержательных (генетических, аксиологических п др.) связей данной проблемы с другими; актуализация проблемы - поиск аргументов для обоснования ценности ожидаемых результатов; компрометация проблемы - выдвижение против нее неограниченного количества возражений. Обозначение проблемы: Подбор языковых средств, которые наиболее адекватно отображают суть проблемы.
Читайте также: A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|