Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема как форма научного знания.




Научная проблема - это целостный комплекс вопросов, объективно возникающих в ходе познания, ответы на которые не содержатся в накопленном обществом знании.

Проблема - это разновидность знания, объектом которого является не предметная реальность (непосредственно), а состояние нашего знания об этой реальности, или проблема-это знание о незнании. Она способствует определению направления научного исследования и возникает как активная фиксация противоречия:

Между возможностями и потребностями людей,

Между фактами и научными теориями, которые не в состоянии эти факты объяснить;

Между знанием и знанием незнания.

Парадокс проблемы: развитие науки невозможно без выяснения целенаправленности, а целенаправленность (цель = неизвестное) связана с проблемой. Преодоление парадокса связано с финитизацией - созданием образа конечного результата исследования с "прикидкой" ожидаемых результатов от разрешения проблемы.

Эффективность финитизации базируется на: верном отображении противоречия, лежащего в основе проблемы; научном прогнозе развития исследования и фона (все связанные с проблемой обстоятельства) проблемы; опыте и интуиции ученого.

Логика развитии проблемы:

1 Возникновение проблемной ситуации - всякой теоретической или практической ситуации, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения.

2. Постановка проблемы - факторы, влияющие на способ постановки проблемы: характер мышления эпохи; уровень знаний об объектах, которых касается проблема; потребности материал много производства.

3. Формулирование проблемы: логической формой выражения проблемы является вопрос - предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте и требующее объяснения.

Логическая структура вопроса:

Исходное, предпосылочное знание; указание на что направлен вопрос; требование перехода от незнания к знанию.

Вопросы могут быть осмысленными или бессмысленными, корректными или некорректными. Условием осмысленности вопроса является истинность суждений, на которые он неявно опирается.

Правила постановки вопроса:

Вопрос должен быть осмысленным и корректным; вопрос должен быть сформулирован кратко и ясно; сложный вопрос целесообразно разбивать на составляющие простые; при постановке вопроса надо принимать во внимание все возможные предпосылки вопроса, как явные, так и скрытые.

Построение проблемы:

Расщепление (стратификация) проблемы на составляющие и поиск их детерминанты в; оценка проблемы - определение всех необходимых для ее решения условий (методов исследования, источников информации, состава научных работников, возможностей научного коллектива, организационных форм, багажа знаний, источников финансирования и др.).

Обоснование проблемы:

Выявление содержательных (генетических, аксиологических п др.) связей данной проблемы с другими; актуализация проблемы - поиск аргументов для обоснования ценности ожидаемых результатов; компрометация проблемы - выдвижение против нее неограниченного количества возражений.

Обозначение проблемы:

Подбор языковых средств, которые наиболее адекватно отображают суть проблемы.

Поделиться:





Читайте также:

A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы.
A) форма систематизации, при которой нормативно - правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативно-правовой акт
A. Дифтерія мигдаликів, тяжка форма
B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.
B) Просмотрите текст вновь и скажите, верны ли данные утверждения. Измените предложения, содержащие неправильную информацию так, чтобы они тоже стали верными.
ETOKEN ЯК ЗАСІБ ЗАХИСТУ БАНКІВСЬКОЇ ІНФОРМАЦІЇ
I. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДО НАЧАЛА АНКЕТИРОВАНИЯ
II. Внутрішня форма джерела права
III. Агрегатный индекс как исходная форма индекса
III. Идеологическая проблема войны: от св. Павла к св. Августину






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...